Попытки получения цветных фотографий предпринимались и до него, но технология была громоздка и трудоёмка. С одной точки через три разных фильтра – синий, жёлтый и красный – снимали три негатива, затем контактным способом (без увеличения) получали три окрашенных в основные цвета позитива, после чего позитивы точно совмещали и проецировали через «волшебный фонарь» на экран. Таким способом можно было фотографировать только неподвижные объекты и демонстрировать их только на экране.
В 1905 году в цветной фотографии произошёл переворот. Совершил его Сергей Михайлович Прокудин-Горский – учёный-химик, изобретатель, фотограф, путешественник, издатель, педагог, общественный деятель, член Императорского Русского географического общества (ИРГО), Императорского Русского технического общества (ИРТО) и Русского фотографического общества. Он изобрёл новое красящее вещество, которое делало бромсеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
«Петербургская газета» писала, что исследователь будет демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». В 1905–1907 годах, путешествовуя по окраинам России, он сделал множество цветных фотографий, принёсших ему мировую славу. А в 1909–1916 годах при поддержке Императора Николая II снимал жизнь и природу в разных областях России и создал «Коллекцию достопримечательностей Российской Империи», состоящую из нескольких тысяч снимков. Для сухопутных путешествий ему даже был выделен специальный вагон для лаборатории, а для речных – небольшой пароход.
Основоположник современной цветной аналоговой фотографии, он изображал сельские и городские пейзажи, горы, равнины и водопады, сцены из жизни простых людей – крестьян, казаков, рабочих, инженеров. И всё это – с любовью к своей родине. Его фотоснимки – не только произведения техники (а в саму фотографическую технику он тоже внёс много усовершенствований), они – настоящие произведения искусства. Не каждому художнику удаётся достичь такой совершенной композиции, какой достиг Прокудин-Горский.
За прошедшее с тех пор время произошло много изменений в фотоделе: пояилась фотоплёнка (тоже, кстати, русское изобретение), созданы новые химикалии, усовершенствована фотографическая техника, но в основе всего лежит изобретение С.М. Прокудина-Горского.
Родился Сергей Михайлович 18 августа (ст. ст.) 1863 года в родовом имении Фуникова Гора Владимирской губернии. Известно, что три года он учился в Александровском (Царскосельском) лицее, затем два года слушал лекции на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета (в том числе лекции Д.И. Менделеева), затем был слушателем Военно-медицинской академии и одновременно изучал живопись в Академии жудожств. Говоря формально, законченного образования он не получил, а говоря по существу, – приобрёл огромный багаж знаний, с лихвой достаточный для его научной, конструкторской и практической работы.
С 1897 и до 1918 года С.М. Прокудин-Горский регулярно делал доклады в ИРТО о результатах своих исследований, в 1898 г. организовал при ИРТО курсы практической фотографии, опубликовал первые книги по фотоделу, в 1906–1909 гг. был главным редактором журнала «Фотограф-любитель». В те же годы он участвовал в международных конгрессах, получил золотую медаль на международной выставке в Антверпене и медаль «За лучшую работу» в Ницце.
Он не отказался от сотрудничества с Советской властью: принял активное участие в организации Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 г. состоялась выставка его работ в Зимнем дворце. Однако, узнав о расстреле Царской семьи, он порвал с большевиками и уехал из России навсегда (в 1930-е годы ему предлагали вернуться, но он отказался).
В эмиграции Сергей Михайлович жил во Франции, работал в фирме братьев Люмьер, запатентовал «фотоаппарат для цветного кинематографа». Умер он в Париже 27 сентября 1944 года, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся многие знаменитые русские эмигранты. Уцелевшая часть его громадной коллекции была куплена у его внука всего за 500 долларов Библиотекой Конгресса США. (Осуждать внука нельзя: у того не было условий для хранения негативов, и это был единственный способ спасти коллекцию).
В 2001 году Библиотека Конгресса фотографии оцифровала, организовала фотовыставку «Империя, которой была Россия», после чего выложила фотографии в открытый доступ. Благодаря этому широкому жесту сегодня мы можем наглядно представить, какой была Россия 100 с лишним лет назад. И эту Россию, перефразируя С.Говорухина, «мы не потеряли», мы теперь лучше знаем и больше любим её.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
Село Бородинское, Московская губерния
Обед на покосе
Переселенцы
Строители Мурманской железной жороги
Богоявленский собор Ниловой пустыни на оз. Селигер
Лев Толстой