140 лет назад, 1 марта (ст. ст.) 1885 г., в Великом Новгороде в семье учителя родился Лев Владимирович Руднев – великий русский архитектор, обладавший особым даром создавать монументальные творения ясным и понятным архитектурным языком. Людям, хотя бы раз видевшим здания, построенные по его проектам, они запоминаются на всю жизнь:
– Военная академия им. М.В. Фрунзе на Проезде Девичьего поля (Москва),
– Наркомат обороны на Гоголевском бульваре (Москва),
– Третий дом Министерства обороны на Фрунзенской набережной (Москва),
– Дом Правительства Азербайджанской ССР (Баку)
и вершина его творчества
– МГУ на Ленинских (Воробьёвых) горах.
Его архитектурный стиль некоторые искусствоведы часто относят к «сталинскому ампиру». Но это не совсем так. Ампир без элементов ордера – портиков, фронтонов, антаблемента, колонн или пилястр с капителями и т. д. – это не ампир. У Руднева таких элементов почти не было. И без них его здания выглядели строгими и торжественными. И ещё он виртуозно владел идеальным сочетаниями разных объёмов, что ярче всего проявилось в здании МГУ – лучшем, по мнению искусствоведов, из 7-ми сталинских высоток. Лишь для бакинского Дома правительства были использованы «восточные» украшения в виде колонн с арочками.
Но главное не в стилях. Главное – что считал сам Руднев: «Дело не в том, в каких формах работает тот или иной архитектор, а в том, насколько содержательно все сооружение, ясно ли читается образ, воспринимается ли он зрителем, вызывая радость жизни и чувство бодрости… Раньше всего найди идею сооружения, его душу, его характер, его образ».
Ученик выдающихся архитекторов Л.Н. Бенуа и И.А. Фомина, выпускник Императорской Академии художеств (и сам, работавший там профессором с 1922 г.), Лев Владимирович свою творческую деятельность начал ещё в 1911 г., и за последующие 45 лет создал много поистине выдающихся творений, начиная с церкви-школы в честь св. Александра Невского в пос. Селезнёвка (ныне в Луганской обл.) и памятника «Жертвам революции» на Марсовом поле в Петрограде и кончая «маршальским» домом на Садовой-Кудринской в Москве (соавторы – его ученики В.О. Мунц и В.Е. Асс). В этом доме жили маршал Говоров, генералы (будущие маршалы) Ерёменко, Гречко, Захаров, Неделин и др. знаменитые военачальники, а на верхнем этаже находилась квартира и мастерская архитектора, именовавшаяся Архитектурно-планировочной мастерской №1 Министерства обороны.
С 1924 г. он стал руководителем архитектурной мастерской «Ленпроекта». По его проектам построены больницы и профилактории, дома культуры, Дом советов, Текстильный институт, аэровокзал, Музей Ботанического сада и др. общественные здания в Ленинграде. В 1926 г. Лев Владимирович разработал архитектурно-художественную часть проекта однотипных «океанских пароходов «Грузия», «Абхазия», «Аджария» (Абхазия и Аджария Грузией тогда не считались), «Армения», «Крым» и «Украина» (Крым Украиной тоже не считался). Как известно, пассажирские суда должны быть не только удобными, быстроходными и надёжными, но и красивыми. Красотой и занимались архитекторы (есть даже такая наука «корабельная архитектура»).
Кроме того, он проектировал Госбанк в Новосибирске (позднее заказчик сократил финансирование и на основе этого проекта местный архитектор А.Д. Крячков уменьшил объём здания), Уральский политехникум и аэровокзал в Свердловске (Екатеринбурге), дом культуры в Вятке (Кирове).
В 1934 г., после победы в конкурсе на здание Военной академии им. Фрунзе, Руднев стал руководителем архитектурной мастерской Наркомата обороны, находившейся тогда в Ленинграде. Там и были созданы его самые знаменитые творения. С конца войны он участвовал в проектах реконструкции разрушенных Сталинграда и Воронежа и пострадавшего от войны Горького (Нижнего Новгорода). Многие послевоенные проекты Руднева были победителями конкурсов, но осуществлены не были – наступили хрущёвские времена.
Последней крупной его работой (в соавторстве с сотрудниками мастерской) был Дворец культуры и науки в Варшаве, построенный в 1955 году на наши деньги и с участием советских строителей как подарок СССР польскому народу. Поляки в слепой ненависти к русским в 1990-е гг. хотели его даже снести, но благоразумие взяло верх, и в 2007 г. здание причислили к памятникам архитектуры. В проекте были использованы мотивы классицизма и польских архитектурных традиций, для изучения которых Лев Владимирович побывал в Кракове и в др. польских городах.
Его ученики-сотрудники вспоминали, что внешне он выглядел как «безумный профессор в очках, с растрёпанной гривой, бородой, усами, сандалиями на голых ногах, нечто среднее между Тимирязевым и Паганелем», но, несмотря на столь «расхристанный» вид, пользовался огромным уважением у всегда подтянутых военных.
Жил Руднев в Ленинграде, в конце 1942 г. был с женой эвакуирован в Москву, их единственный сын погиб на фронте в августе 1941 г. Скончался Лев Владимирович 19 ноября 1956 г., похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы, его именем названа улица в Санкт-Петербурге. Косвенным признанием таланта и заслуг великого зодчего служит то, что его биография помещена в книге «100 великих архитекторов [мира]» (автор Д. Самин), которая начинается с биографий архитекторов Итальянского Возрождения.
Военная академия им. Фрунзе (в соавторстве со своим учеником В.О. Мунцем), 1932 – 1937 гг. Основная идея замысла – мощь Красной Армии, её готовность к отпору всякого агрессора – выражена в сильных и лаконичных формах.
Третий дом Наркомата (Министерства) обороны на Фрунзенской набережной (ныне Главный штаб сухопутных войск), 1939 г. Величественное сооружение с совершенными пропорциями и соотношением объёмов. Изумительный ансамбль обезображен в 2014 г. высокими пристройками на заднем плане, которые потребовались для размещения возросшего чиновничьего аппарата при сокращении самой армии.
Правительство Азербайджана (совместно с О.Р. Мунцем, голландцем по происхождению, отцом В.О. Мунца), 1939 г., завершён в 1951 г. Колонны, арочки, глухая стена цоколя с «бойницами» и «неприступная» стена перед центральным фасадом – не только дань «национальным мотивам», но и средства, подчёркивающее могущество и незыблемость власти.
МГУ (с участием С.Е. Чернышёва, П.В. Абросимова, А.Ф. Хрякова, Сталинская премия 1 степени), 1948 – 1953 гг.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств