На днях мой давний добрый знакомый, писатель и профессор МГУ, доктор исторических наук Сергей Вячеславович Перевезенцев опубликовал в Telegram-канале довольно пространную реплику, посвящённую топонимике, которую он озаглавил «"Коммунистические круги" Южно-Сахалинска и не только его. Некоторые наблюдения над загогулинами исторической памяти».
Тема топонимики – очень сложная и важная. Поэтому нужно поблагодарить Сергея Вячеславовича за то, что он обращает наше внимание на эту проблему, на которую, к сожалению, по большей части игнорируют наши чиновники. По всей вероятности, власть предержащие исходят из экономико-центричного (материалистического) мировоззрения, считая тему топонимики неважной. К сожалению, даже поучительный пример Украины, где режим активно занимается искоренением русской топонимики, никак не вразумляет наших чиновников.
Читая рассуждения С.В. Перевезенцева, я чаще всего с ним соглашаюсь в оценках, но в этой реплике, посвященной столь важной проблеме, на мой взгляд, он не совсем точно расставляет акценты.
Профессор Перевезенцев, пребывая на далёкой окраине России – в Южно-Сахалинске, прогулялся по центру города и обратил внимание, что они носят сплошь советские названия – Ленина, Дзержинского, Горького, Комсомольская, Карла Маркса и т.д. Это сподвигло его на размышления: почему так? Как положено учёному, Перевезенцев попытался сформулировать причины сохранения советской топонимики при отсутствии Советского государства.
Их, причин, он увидел четыре: 1) «короткая историческая память, столь свойственная русским, да и славянам вообще»; 2) региональная; 3) «желание жить в сильном государстве»; 4) «современное российское начальство в большинстве остается прямым наследником советской номенклатуры». Поскольку я тоже размышляю и пишу на темы топонимики, хотел бы высказаться.
Начну с самой простой – второй причины – региональной, которая не вызывают возражений. Автор пишет, что советские названия – это противостояние агрессивным претензиям Японии на некогда принадлежащую японцам территорию. А прежние, исторические названия – японские, а это значит идеологически отдать территорию Японии. Это, кстати, справедливо и в отношении Калининградской области, и меня всегда удивляла дурь некоторых наших антисоветчиков – борцов за исторические названия, которые предлагали вернуть городу имя Кенигсберг. Ведь завтра надо будет вернуть эту территорию немцам.
Кстати, нечто схожее мы видим сейчас на освобождаемых территориях Украины, когда местные власти возвращают старые советские названия по одной причине – лишь бы отказаться от украинской топонимики. К сожалению, частенько тут чиновники вместе с водой, что называется, выплёскивают и ребёнка. Во времена Украины некоторым городам были возвращены, в том числе старинные русские названия, в частности, городу Бахмут. Тем не менее это название посчитали украинским и снова пытаются назвать его по-советски – Артёмовск, будто Донбасс обделён именем товарища Артёма.
А вот что касается четвёртой причины, что современные чиновники, будучи наследниками советской номенклатуры, тяготеют к советскости, то Сергей Вячеславович, на мой взгляд, очень далёк от реалий. Полагаю, это – надуманный аргумент. После 35 лет со времени падения Советского Союза во власти практически не осталось представителей советской партхозноменклатуры.
Этот аргумент часто приходится слышать от воинствующих антисоветчиков, так они пытаются объяснить сохранение советской топонимики. Якобы народ против, а вот чиновники проталкивают это. На самом деле, власть реагирует именно на запросы народа. Нужно честно признать, что, например, на бывшей Украине именно народ хочет, чтобы сохранилась и была восстановлена советская топонимика. Не нужно строить иллюзий, что народ против советской топонимики. Нужно это понять и разобраться в причинах.
Теперь о первой причине, что у нас – у русских и у славян в целом – короткая историческая память. Мягко говоря, это вызывает удивление, странно слышать подобное от такого маститого историка.
Конечно, демографические и политические процессы ХХ века – коллективизация и репрессии, освоение целины и в целом массовое переселение из деревень в города – привели к утрате памяти о предках. Отчасти с этим можно согласиться. Однако в целом в народе историческая память прекрасно сохранятся. Иначе, как объяснить тот факт, что Сталин в своём первом обращении к народу во время войны вспомнил Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова. Мог бы призвать помнить Ленина, Маркса, Энгельса, Либкнехта. Но в минуту опасности Сталин обращался именно к исторической памяти русского народа. И это, как мы хнаем, дало результат. Сталин в данном случае лучше, чем профессор истории, понимал, что у русского народа глубинная память.
И последняя из причин, указанных Сергеем Вячеславовичем, желание жить в сильном государстве, которую он, правда, подробно не раскрывает, но точно улавливает и фиксирует. Я бы только иначе сформулировал. Речь идёт не просто о желании жить в сильном государстве. Дело заключается в том, что стремление сохранить советскую топонимику выражает именно консервативное мировоззрение глубинного русского народа. Так народ стремится уйти от социальных потрясений. И если мы хотим повлиять на народные предпочтения, надо пытаться аккуратно влиять на сознание наших соотечественников, пытаться объяснить, что Карл Либкнехт, Роза Люксембург, Клара Цеткин, Сакко и Ванцетти и проч. революционеры или просто авантюристы никакого отношения к нашей истории не имели.
Однако С.В. Перевезенцев по какой-то причине упустил еще две важные причины, почему советская топонимика сохраняется в названиях наших городов, площадей и улиц.
Помимо четырёх упомянутых, есть еще пятая причина, которая заключается, на мой взгляд, в том, что с момента распада Советского Союза со стороны православных антисоветчиков и русских националистов предпринимались неуклюжие попытки нахрапом поменять топонимику, которые и вызывали в качестве ответа стремление ничего не менять. О попытке переименовать Калининград в Кёнигсберг я уже упоминал. Часто звучат призывы уничтожить Мавзолей Ленина, убрать другие памятники «вождю мирового пролетариата».
Самый яркий пример такой неудачной кампании со стороны православных – попытка изменить название станции и улиц в Москве названных в честь одного из организаторов убийства Царской Семьи Войкова, убитого затем в Варшаве. При том, что кампания проходила при благожелательном отношении к этой идее московских властей, православные вчистую проиграли в информационном поле последователям Кургиняна. К сожалению, из того проигрыша до сих пор не извлечены уроки.
Главная ошибка, в частности, заключается в том, что православные антисоветчики, возглавившие эту кампанию, стремились мазать одной чёрной краской всех деятелей советского прошлого, тем самым противопоставляя себя даже адекватным коммунистам и вообще людям «левых» взглядов, готовым идти на компромиссы. Казалось бы, надо отделить среди «левых» фигуры Ленина, Дзержинского, Кирова, Калинина, Орджоникидзе, вызывающие широкие симпатии в обществе, от таких фигур как Свердлов, Войков, Землячка, Б. Кун, т.е. тех большевиков, которые напрямую виноваты в русском геноциде. Но нет – до сих пор звучит: никакого примирения, никаких компромиссов. И в результате у нас улицы до сих пор носят имена террористов или иностранных коммунистов типа Карла Либкнехта и Розы Люксембург, которые не имеют никакого отношения к русской истории.
И ещё одна причина, упущенная С.В. Перевезенцевым – кампания декоммунизацию на Украине. А поначалу у нас даже раздавались голоса, что хорошо бы и нам декоммунизировать Россию, убрав памятники Ленину и другим большевикам, переименовав города и улицы, названные их именами. Мол, только мы не будем называть улицы именами Бандеры и Власова. Однако, декоммунизация на Украине постепенно охватила и все русские названия, связанные с имперским прошлым нашего Отечества.
И стало очевидным то, о чём мы давно предупреждали: последовательный антисоветизм неизбежно ведёт к русофобии. Но нас не слушали, обвиняли в «симпатиях к совку» и проч. Но реальность оказалась именно такой. И причина ее в том, что национализм (любой украинский или великорусский) неизбежно ведёт к войне против империи (неважно какой: царской или советской).
Поэтому народ и не поддерживает изменение топонимики, и отвергаются даже разумные предложения, например вернуть архипелагу Северная земля первоначальное имя Земля императора Николая Второго. Сами мы, православные, во многом виноваты.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
75. Ответ на 74, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
) Вы правы, дорогой отец Александр.
Таким кузанцАм ещё Маяковский ответил:
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл***м буду
подавать ананасную воду!
74. Ответ на 68, Потомок подданных Императора Николая II:
73. Ответ на 71, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Что Вы. Он уже причисляет себя к лику святых. Как и его учителя, фарисеи, книжники, члены Синедриона, постановившие убить Христа. (Мф. 23:27
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
72.
Обыкновенное кощунство.
Люди определённого сорта ме́рят святых на свой аршин.
71. Ответ на 66, С. Югов:
Что Вы. Он уже причисляет себя к лику святых. Как и его учителя, фарисеи, книжники, члены Синедриона, постановившие убить Христа.
70. Ответ на 65, kuzanez:
Вы не ответили на вопросы п. 54.
69. Ответ на 67, С. Югов:
Митрополит Сергий (Страгородский) говорил про себя, что он пошел на сотрудничество с советской властью ради того, чтобы в России совершалась Литургия. А ведь исторический прецедент был: к 80-м годам коммунистическое правительство Албании гордо заявило, что их страна стала первой в мире полостью атеистической. В Албании не совершалось ни одного богослужения, не было ни одного епископа и ни одного священника! После падения режима и изгнания коммунистов пришлось приезжать греческим епископам и священникам, служить в Албании и восстанавливать иерархию Албанской Православной Церкви.
68. Ответ на 65, kuzanez:
Русский священник пишет. О чем же он пишет? О Христе? О радости Воскресенья?
Нет, он пишет о том, что ГРЯДЕТ ДИКТАТУРА. И что все "недоумки" СЯДУТ.
У меня, как русского и правосланого человека, просто нет слов. Я ничего не понимаю.
Когда же я пытаюсь хоть как-то себе объяснить, как русский священник может такое написать, у меня все время получаются какие-то странные варианты.
1) Этот человек только по нику "священник", а на самом деле не батюшка. Но к нему форумчане обращаются как к батюшке. Недоумеваю.
2) Этот человек не подписался "православный священник", может он не член РПЦ? А священник какой-то секты?? Обновленец, кочетковец, находящийся под запретом, лишенный сана и озлобленный поэтому на мир?
3) Этот человек не имеет внутренней цельности, у него раскол личности, но тогда скорее нужно пожалеть...
Это все враинаты, обидные для незнакомого мне человека, и мне не хочется так о нем думать. Но ведь повод дает! Такая из него льется классовая ненавесть, которой бы "епископ" Введенский в 20-е годы позавидовал. Так пишет, как прямо ярый уполномоченный по делам религии или сотрудник НКВД.
Воистину, читаешь посты подобных людей и убеждаешься, что в советское время весь народ был поделен на трое: одна треть стучала, вторая треть сажала, третья треть сидела.
Сидели, причем, такие люди, как, например, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, святой Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), и множество - множество священноисповедников и мученников русских. Так что я стать "недоумком" и "сесть" от руки таких "советских офицеров-священников" не боюсь: окажусь среди святых людей. А вот остальные две трети где окажетесь на Суде?
) Пафосный самосвят.
67.
Журнале Московской Патриархии №09, за сентябрь 1944.
БОГ ПОМОГАЕТ НАРОДАМ СССР В ВОЙНЕ ПРОТИВ ФАШИСТСКИХ АГРЕССОРОВ
(По поводу великих успехов Красной Армии и наших союзников)
«Если бы не Господь был с нами,— да скажет Израиль,— если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых поглотили бы они нас, когда возгорелась ярость их на нас». (Пс. 123).
Так скажем и мы, глубоко веря, что историческими, судьбами народов управляет промысл Божий.
Гитлеровские полчища напали на нас, кощунственно провозгласив своим дивизом: «С нами Бог», и в то же время закапывая живыми в землю или сжигая тысячи женщин, детей и стариков. Они с чисто дьявольской жестокостью истребляли миллионы мирных жителей, разрушали наши великие святыни, города и села. Мог ли Господь оставить их безнаказанными?
Свой разбой и грабеж Гитлер начал, якобы, во имя освобождения нас и Церкви нашей от большевиков.
Мы его об этом не просили и в этом не нуждались. Ниспровергнув власть царя, помещиков и капиталистов, народы СССР в результате колоссального мирного товарищеского труда создали новый мир на небывалых в истории основаниях социальной правды и всеобщего равенства. Нам нужен был только мир и свобода труда. И без новоявленных «крестоносцев» мы нашли бы путь к высшей, Христовой правде.
Удивительное условие поставил нам Господь Иисус Христос: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное». Детская чистота сердца, простота, доверчивость, отсутствие гордости и самомнения необходимы для того, чтобы воспринять и исполнить закон Христов. Между маленькими детьми, еще не развращенными примером взрослых, не существует никаких перегородок. Дети русских и евреев, узбеков и киргизов, французов, арабов и негров играют вместе и любят друг друга, не видя никакой разницы между собой.
Злые, гнусные перегородки воздвигнуты были при царизме между национальностями и классами. Для угнетателей «сарт», «киргиз» и всякий «инородец» был низшим существом. Рабочих, мастеровых, прислугу и «мужиков» называли простонародьем, чернью, и «господа» резко отмежевывались от них.
Ядом антихристианской гордости и чванства было пропитано почти все так называемое «высшее общество», а «простой народ» это озлобляло. ..
Вот почему Бог помогает Красной Армии и ее славным союзникам, карая выступивших, якобы, во имя Его гитлеровцев.
ЛУКА, АРХИЕПИСКОП ТАМБОВСКИЙ
66.