Сможет ли монархическое движение снова стать силой?

Размышления на полях недавней конференции в Суздале

Российская Империя  Дискуссия о монархии  Бывший СССР  Русская цивилизация 
2 Алекс  Ал-др К. 
1543
Время на чтение 6 минут

В воскресенье, 27 апреля, в Суздале состоялась научно-практическая конференция «Соборность – Державность – Самоуправление», в которой мне довелось принять участие. Конференция прошла под эгидой «Русского Собрания», организатором выступил – руководитель Владимирского отделения РС, писатель и общественный деятель, известный крестоходец Александр Сороковиков.

Александр Степанович напишет, надеюсь, подробный отчёт о состоявшейся конференции для «Русской народной линии», и мы также опубликуем некоторые из докладов, озвученные на суздальском форуме. Мне же по горячим следам хотелось бы коснуться темы, которая неожиданно возникла на конференции – о будущем монархического движения.

Как помнят многие люди старшего поколения, в 90-ые и ещё в нулевые годы монархическое движение в России было на подъёме: существовали монархические организации, в том числе достаточно серьёзные и сильные, как, например, воссозданный нашим знаменитым скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым «Союз русского народа». Регулярно проходили монархические конференции, которые собирали солидный состав участников, звучали интересные доклады. Тема возрождения монархии в России звучала в обществе, в том числе, впрочем, в нездоровой форме – вот-вот вернётся монархия, «царь грядет»...

Сегодня же монархическое движение, очевидно, находится в состоянии упадка. Сегодня, когда заходит речь о монархии, то сторонний человек думает, что речь идёт о движении легитимистов, то есть об общественной организации Российский Императорский Дом, который возглавляет княгиня Мария Владимировна.

Однако легитимисты сегодня, как и в 90-ые и нулевые годы, остаются маргинальным течением в монархическом движении. К легитимистам относятся либо с издёвкой, вспоминая разного рода грехи ветви Кирилловичей (сомнительные браки, связи с Гитлером и т.п.), либо в лучшем случае с доброй иронией, говоря о сомнительности идеи требовать применения закона Императора Павла Петровича в немонархическом государстве.

Так почему же сегодня монархическое движение оказалось в таком чахлом состоянии? На мой взгляд, тому есть три причины.

Во-первых, естественным образом состарились или ушли в мир иной многие авторитетные в среде идейных монархистов люди. В 2006 году отошёл ко Господу скульптор Вячеслав Михайлович Клыков; в 2020 году скончался 15-летний узник советских лагерей Владимир Николаевич Осипов; в 2022 году умер Леонид Симонович-Никшич. Другие лидеры монархического движения пребывают уже в преклонном возрасте, отошли от общественной деятельности.

Вторая причина заключается в том, что самый удачный опыт создания монархической организации, упомянутого выше «Союза русского народа», привёл к весьма плачевным результатам. Ещё при жизни Вячеслава Клыкова в Союзе начались расколы, которые после его смерти привели к ожесточённейшей внутренней борьбе между «красными монархистами», которых возглавлял Леонид Ивашов и «белыми монархистами» под руководством Михаила Назарова. Этот раскол, сопровождавшийся не просто критикой, а попыткой диффамации и дискредитации оппонентов, особенно со стороны Назарова в адрес Ивашова, привёл к тому, что от монархического движения отошли многие здравомыслящие общественные и политические деятели.

Есть и третья причина, и она, на мой взгляд, самая важная. Та повестка монархического движения, которая существовала в 90-ые годы, та мифология монархического движения, которая была сама собой разумеющейся, оказалась совершенно нежизнеспособной.

Многие идеи, которые в 90-ые годы не вызывали вопросов и сомнений, теперь стали камнем преткновения. Ну, например, отношение к советскому прошлому и вообще к российской государственности после 1917 года. В те поры в ходу была идея, что российское государство после февраля 1917 года нелегитимно, которая сегодня звучит как ЦРУшная диверсия.

В 90-ые и нулевые годы монархическое движение опиралось в основном на теоретические разработки дореволюционных и эмигрантских теоретиков – Льва Тихомирова, Ивана Ильина, Ивана Солоневича. Но сегодня, когда мы гораздо глубже впитали многие идеи Русской истории (например, никто из вышеперечисленных теоретиков не рассматривал идею «Москва Третий Рим» и даже «Православие, Самодержавие, Народность» у них была на задворках), наше представление о предназначении России, о судьбе Отечества, стало более полным, не говоря уже об антисоветизме Ильина и Солоневича, который, в лучшем случае, вызывает сожаление.

Поэтому, на мой взгляд, для превращения монархического движения в серьёзную силу снова нужна, прежде всего, ревизия монархического наследия 90-ых и нулевых годов.

В этом смысле и важны такие конференции, как в Суздале, а ранее – в Нижнем Новгороде. Важно как раз то, что они проходят в регионах.

Именно в этом я вижу главное достоинство конференции в Суздале, на которой были разные люди со своими взглядами, состоялись дискуссии, в частности, между автором этих строк и публицистом Владимиром Семенко. И в кулуарах конференции продолжились споры, обсуждения и дискуссии. И это то, что остро необходимо для монархического движения.

Монархистам нужно сформулировать отношение к Революции 1917 года (к Февралю и Октябрю), к советской эпохе (особенно к сталинскому времени и личности И.В. Сталина), сформулировать общепринятое отношение к первому русскому Императору Петру Великому, по которому до сих пор нет консенсуса в монархической среде. А какие же мы монархисты, если одних царей принимаем, а других нет?!

Нужно серьёзно обсудить и дать определение таким краеугольным понятиям монархического сознания, как «Симфония властей», «Третий Рим», «Удерживающий». Прийти к общему пониманию слов апостола Павла – «Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие поставлены Богом» (Рим. 13:1). А то у нас и тут появляются сомнительные трактовки в монархической упаковке: мол, правильно, это не власть, если она не от Бога. И возникает простор для спекуляций, кто определяет от Бога эта власть или не от Бога?!

Ну, и конечно, нужно сформулировать образ будущего: как может произойти в современных условиях восстановление монархии, и какой вид она будет иметь?

Ревизия монархических идей и создание современного монархического «Символа веры» может стать основой для превращения монархического движения в серьёзную силу и возвращения его в политическое пространство России. А без теоретического осмысления монархическое движение будет пребывать в чахлом виде и останется уделом небольшой группки людей – чаще всего уже преклонного возраста. И не станет вдохновляющей идеей для русской молодёжи.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

106.

Историю придется переосмысливать. Та и то, как мы знаем Историю в двадцатом веке в России, и та же История как мы ее знаем до марксизма-ленинизма (материализма) - уже не одно и тоже, хотя та же самая История. Но и это придется пересматривать точно так же. То есть, если мы знаем Историю как отрицание И отрицание, то теперь должны будем узнать как отрицание отрицания, или - заново утвердить дважды.
Проще говоря, Историю придется утвердить дважды.
Игорь Бондарев / 12.05.2025, 20:11

105. Ответ на 102, Игорь Бондарев:

А почему бы мне не плюнуть на Ваш комментарий, как Вы хотите, чтобы Царь поступал с народишком?................................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................................... Непременно плюньте! Три раза через левое плечо! Я когда был студентом, всегда так делал..... Видимо гены.... сказались.... Что говорить - я Вам расскажу.... Я и сам не сразу узнал.... только при крещении. Спаси Вас Господи! .... Плюньте на него .... и фсё!
Бузина Олесь / 12.05.2025, 19:53

104.

Ещё пара статей, как о песне "Священная война", раскрывающих всю правду, и монархическое движение станет неодолимым.

103. Ответ на 101, Бузина Олесь:


.. а Вы всё в первобытно-общинный коммунизьм-изоляціонизьм норовите вступить ...... ногой...... в лучшем случае..... про худший - помолчим. Положитесь не на ум (Ваш), а на совесть. Пожалуйста. С ув. Олег.





Чтобы обосновать Историю на совести, надо УМОМ вывести ее в первичность мироздания. В то
время, как 2025 год находится в мироздании Второго Завета. А первый Завет - с совестью и по совести и на основании совести человека - погиб в Потопе. Мир Первого Завета погиб в Потопе. Поэтому опора на совесть, хотя и остается первичной, но не является ведущей. То есть, к этому надо подойти через Второй Завет. Второй Завет - Завет с Разумом, который ПОНИМАЕТ свои чувства. И вот здесь Ум и ум могут обмануть и обманывают друг друга. Однако это - выбор - между разумом и рассудком, которым является прямое понимание чувств. Но это не разум. Разум и рассудок столь же различные, как Православие и Католичество в филиокве. Однако это - отношение двух Заветов - отношение Православия и Католичества по филиокве. И разум и рассудок. Просто - без двусмысленности о двойственности Тождества.
Игорь Бондарев / 12.05.2025, 14:14

102. Ответ на 101, Бузина Олесь:

В заглавии статьи ошибка. Возможно. Нельзя от Монархии ждать силы. Сила - это двадцатый век в России. От Монархии надо ждать мысль.................................................................................................. ........................................................................................................................................................................... Игорёша, Вы так гегель-могель любите...... двадцать первый век на дворе.... а Вы всё в первобытно-общинный коммунизьм-изоляціонизьм норовите вступить ...... ногой...... в лучшем случае..... про худший - помолчим. Положитесь не на ум (Ваш), а на совесть. Пожалуйста. С ув. Олег.


А почему бы мне не плюнуть на Ваш комментарий, как Вы хотите, чтобы Царь поступал с народишком?
Игорь Бондарев / 12.05.2025, 13:51

101. Ответ на 99, Игорь Бондарев:

В заглавии статьи ошибка. Возможно. Нельзя от Монархии ждать силы. Сила - это двадцатый век в России. От Монархии надо ждать мысль.................................................................................................. ........................................................................................................................................................................... Игорёша, Вы так гегель-могель любите...... двадцать первый век на дворе.... а Вы всё в первобытно-общинный коммунизьм-изоляціонизьм норовите вступить ...... ногой...... в лучшем случае..... про худший - помолчим. Положитесь не на ум (Ваш), а на совесть. Пожалуйста. С ув. Олег.
Бузина Олесь / 12.05.2025, 12:12

100. Ответ на 96, Антон Головин:

Пока что мы как народ медленно, но верно загниваем и умаляемся численно, в то время как мировая закулиса нам дала определенное благополучие, чтобы этот коварный процесс не был чреват потерей для них власти в России. Понятно?/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// И Малороссия и Беларусь туда же в "домовину" (по укр. гроб) стремятся. Во время ВОВ ситуация была лучше. В том смысле, что несмотря на военные потери народ самовоспроизводился. Нужна воля руководства. Нельзя идти на поводу у "народишки" (именно так, потому что без Бога народ в народишку превращается..... как, по Достоевскому, русский человек без Веры - что там все сами знают.) Так вот нужен (нужны) глава государства (Царь), который бы буквально плевать хотел на мнение народа и думал о его (народа) спасении, а не о благосостоянии (уж не в первую очередь о нём). Иначе смерть народу. Народ склонен (в его нынешнем состоянии) к суициду (медленному, растянутому во времени). Батюшки могли бы стать примером, но и они ленивые и эгоистичные. Где мы можем увидеть сейчас поповскую идиллию: поп, попадья и десять (да хоть пять) поповичей? Один, от силы два ребёночка...... Я про тех. кто мог бы.... А Бог то всё знает. Он и днём, и ночью Бог..... прям в моменты самой что ни на есть "личной жизни"... Вот где лицемерие... Да. Царь нужен. Батюшкам в первую очередь.
Бузина Олесь / 12.05.2025, 12:02

99.

В заглавии статьи ошибка. Возможно. Нельзя от Монархии ждать силы. Сила - это двадцатый век в России. От Монархии надо ждать мысль.
По Канту, в начале идет опыт, потом - осмысление, или сразу, но сразу после опыта.
Человек опирается ногами, а голова - наверху. Ноги - начало Истории, голова - конец. Но в голове - дух. Дух же имеет чувство и мысль. Чувство духа. Мысль духа. Конец Истории - двадцатый век. Но в начале - опыт духа, потом мысль. Парадокс Истории в том, что в конце Истории, т. е. в двадцатом веке, первым идет опыт, чувство, тогда как от начала первичное есть Слово, или - мысль духа. Но все перевернулось в мире после Потопа. Поэтому и в конце Истории - парадокс, где первым идет опыт. И это - опыт, от Ленина до Путина, сегодня. Все это - опыт, чувство духа. А мысль духа, в лице Традиции, до начала особенного (от Ленина до Путина) Истории, поэтому и не смогла понять Революцию и Октябрь 1917, что парадокс двух миров проявил себя. Парадокс двух Заветов. То есть, мысль духа в лице Традиции Царской России оказалась неспособной объяснить парадокс этого мира, в котором первичность чувства является ЗАКОННОЙ. Поэтому и материализм Ленина - ЗАКОННЫЙ - чувство духа. Чувство Бога, то есть чувство Духа Святого. Но как чувство не есть полный дух, так и мысль не есть полный дух. Но чувство и мысль. Они в своем тождестве равны в духе, но в существовании в этом мире - абсолютно противоположные, как чувство и мысль.
То есть, Традиция и СССР - тождественны по духу, но разные в духе, разные в этом своем тождестве как чувство и мысль.
Как быть? Осознать Всемирную историю в опыте двадцатого века в России. Мысль Истории мира в чувстве опыта двадцатого века в России. Мысль же Истории представлена в Западноевропейской Культуре, начиная от Античности и до Постмодерна сегодня. Надо понять эту Историю как свою мысль - чувства опыта России в двадцатом веке. При том, что мысль наоборот себе есть чувство, и чувство наоборот себе есть мысль. Здесь "наоборот" это не вопреки и не противоположность, а тотальность духа. В этом обороте нет противоречия. Но, конечно же, есть некая тайна. Хотя мы этим пользуемся постоянно, даже в повседневности.
Россия имеет Долг в обоих смыслах. И Должна будущему - и должна прошлое понять.
Без Западноевропейской Культуры, от самого начала, - нет Русского мира. Но Западноевропейская Культура в опыте двадцатого века - есть Русский мир в прямом и переносном смысле. И Запад это подтвердит. Как говорится, нам некуда деваться... с подводной лодки (((.
Игорь Бондарев / 11.05.2025, 17:02

98. Ответ на 88, Туляк:

На Ваше, дышащее здоровьем, "Гы-гы" даже не буду отвечать.
Вы написали глупости, ну и ладно.
Поздравляю Вас с Пасхой и с днем Победы.
kuzanez / 11.05.2025, 09:18

97. Ответ на 93, Константин В.:

1. "речь ... о самой власти…" - здесь, если я правильно вас понимаю, спора нет - институт власти установлен Богом.


Тут спора нет (именно это и имеется в виду в Рим. 13:1). Спор - о переводе стиха, где в греческом стоит "εἰ μὴ" ("разве только не").

То ли уступительность не слишком удачно передается через "аще", то ли данный союз позднее утратил соответствующий оттенок.

у кого есть спор о переводе свв. Кирилла и Мефодия? Этот перевод реципирован Церковью.
Вы хотите его оспорить?
Алекс / 10.05.2025, 07:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Синод РПЦЗ наступает на те же грабли?
Зарубежные архиереи приняли резкое заявление о ситуации в России
06.06.2025
Освободить шейха Ахмеда Бадр аль-Дина Хассуна!
В Сирии жестоко избит и подвергается пыткам бывший Верховный муфтий Сирии
06.06.2025
Настало время исправления имён
В опросе ВЦИОМ, приуроченном ко Дню русского языка, ни слова о главных проблемах – засилии мата и англицизмов
06.06.2025
Споры о Революции – это споры о будущем России
Перед нами стоит грандиозная задача – соединить времена, соединить эпохи
05.06.2025
Россия станет тем центром, который поведёт
за собой мир: беседа с профессором Владимиром Добреньковым
05.06.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Российская Империя
«В тот день явится мощный человек…»
За всё произошедшее, в том числе за террор и репрессии, логически и неизбежно последовавшие после незаконного свержения власти Государя, должны нести ответственность и «сливки» тогдашнего российского общества
10.06.2025
День памяти святителя Игнатия, епископа Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем генерала Н.П.Зарубаева, историка и журналиста С.Н.Шубинского, поэта и драматурга А.А.Навроцкого, скульптора М.А.Чижова, Героя Советского Союза Б.Т.Калинкина и писателя В.В.Бианки
10.06.2025
«Театр призван воспитывать и возвышать человеческую душу»
Исполнилось 65 лет известному православному театральному режиссеру Владимиру Уварову
09.06.2025
День памяти святого праведного Иоанна Русского
Также сегодня мы вспоминаем генералов А.Д.Засядко, И.Н.Инзова и Н.Г.Вансовича, супругу Ф.М.Достоевского А.Г.Достоевскую, авиаконструктора С.А.Лавочкина, писателя В.А.Чивилихина, адмирала В.А.Касатонова и дважды Героя Советского Союза А.И.Молодчего
09.06.2025
День памяти святителя Иннокентия
Сегодня мы также вспоминаем монаха Амфилохия (Яковлева) и генерала А.Ф.Матковского
08.06.2025
Все статьи темы
Дискуссия о монархии
Богоизбранный народ, Русский народ, Имперский народ
Как соотносятся эти понятия?
21.05.2025
Кто убил Царя?
Горькие размышления в день рождения Государя-Мученика Николая
19.05.2025
Как нам восстановить мир с Богом
О миссии Русского Богоизбранного народа
12.05.2025
О кризисе русской монархической государственности
Предостережения забытого русского писателя-консерватора Болеслава Маркевича
05.05.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
«Им нужен ярлык "Россия – агрессор"»
Поскольку мирным образом заставить Россию отказаться от своих экономических планов не получается, и санкции не всегда можно ввести в мирное время, то Западу нужна война
10.06.2025
Подлинного братства связующая нить...
Об аналитическом сборнике «Победили вместе: советская Средняя Азия в годы Великой Отечественной войны»
07.06.2025
«Будь в Америке такой Мичурин…»
Из цикла «Русские гении»
07.06.2025
О построении евросоюзного многонационального народа
Многонациональную евросоюзную нацию ждет судьба многонационального советского народа – распасться на части, так и не завершив свое строительство
07.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Анатолий Степанов
10.06.2025 10:18
«Поступать так со своим языком – не уважать свою культуру»
Новый комментарий от Андрей Карпов
10.06.2025 10:02
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»
Новый комментарий от Человек
10.06.2025 10:00
«В тот день явится мощный человек…»
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
10.06.2025 09:38
Почему кому-то позволено оскорблять русских и священников?
Новый комментарий от Русский танкист
10.06.2025 08:48
Россия не должна упустить свой шанс поссорить страны НАТО
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
10.06.2025 08:48
Новая атака на митрополита Тихона
Новый комментарий от РОНОЛ
10.06.2025 07:18