Сможет ли монархическое движение снова стать силой?

Размышления на полях недавней конференции в Суздале

Российская Империя  Дискуссия о монархии  Бывший СССР  Русская цивилизация 
2 Алекс  Ал-др К. 
1500
Время на чтение 6 минут

В воскресенье, 27 апреля, в Суздале состоялась научно-практическая конференция «Соборность – Державность – Самоуправление», в которой мне довелось принять участие. Конференция прошла под эгидой «Русского Собрания», организатором выступил – руководитель Владимирского отделения РС, писатель и общественный деятель, известный крестоходец Александр Сороковиков.

Александр Степанович напишет, надеюсь, подробный отчёт о состоявшейся конференции для «Русской народной линии», и мы также опубликуем некоторые из докладов, озвученные на суздальском форуме. Мне же по горячим следам хотелось бы коснуться темы, которая неожиданно возникла на конференции – о будущем монархического движения.

Как помнят многие люди старшего поколения, в 90-ые и ещё в нулевые годы монархическое движение в России было на подъёме: существовали монархические организации, в том числе достаточно серьёзные и сильные, как, например, воссозданный нашим знаменитым скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым «Союз русского народа». Регулярно проходили монархические конференции, которые собирали солидный состав участников, звучали интересные доклады. Тема возрождения монархии в России звучала в обществе, в том числе, впрочем, в нездоровой форме – вот-вот вернётся монархия, «царь грядет»...

Сегодня же монархическое движение, очевидно, находится в состоянии упадка. Сегодня, когда заходит речь о монархии, то сторонний человек думает, что речь идёт о движении легитимистов, то есть об общественной организации Российский Императорский Дом, который возглавляет княгиня Мария Владимировна.

Однако легитимисты сегодня, как и в 90-ые и нулевые годы, остаются маргинальным течением в монархическом движении. К легитимистам относятся либо с издёвкой, вспоминая разного рода грехи ветви Кирилловичей (сомнительные браки, связи с Гитлером и т.п.), либо в лучшем случае с доброй иронией, говоря о сомнительности идеи требовать применения закона Императора Павла Петровича в немонархическом государстве.

Так почему же сегодня монархическое движение оказалось в таком чахлом состоянии? На мой взгляд, тому есть три причины.

Во-первых, естественным образом состарились или ушли в мир иной многие авторитетные в среде идейных монархистов люди. В 2006 году отошёл ко Господу скульптор Вячеслав Михайлович Клыков; в 2020 году скончался 15-летний узник советских лагерей Владимир Николаевич Осипов; в 2022 году умер Леонид Симонович-Никшич. Другие лидеры монархического движения пребывают уже в преклонном возрасте, отошли от общественной деятельности.

Вторая причина заключается в том, что самый удачный опыт создания монархической организации, упомянутого выше «Союза русского народа», привёл к весьма плачевным результатам. Ещё при жизни Вячеслава Клыкова в Союзе начались расколы, которые после его смерти привели к ожесточённейшей внутренней борьбе между «красными монархистами», которых возглавлял Леонид Ивашов и «белыми монархистами» под руководством Михаила Назарова. Этот раскол, сопровождавшийся не просто критикой, а попыткой диффамации и дискредитации оппонентов, особенно со стороны Назарова в адрес Ивашова, привёл к тому, что от монархического движения отошли многие здравомыслящие общественные и политические деятели.

Есть и третья причина, и она, на мой взгляд, самая важная. Та повестка монархического движения, которая существовала в 90-ые годы, та мифология монархического движения, которая была сама собой разумеющейся, оказалась совершенно нежизнеспособной.

Многие идеи, которые в 90-ые годы не вызывали вопросов и сомнений, теперь стали камнем преткновения. Ну, например, отношение к советскому прошлому и вообще к российской государственности после 1917 года. В те поры в ходу была идея, что российское государство после февраля 1917 года нелегитимно, которая сегодня звучит как ЦРУшная диверсия.

В 90-ые и нулевые годы монархическое движение опиралось в основном на теоретические разработки дореволюционных и эмигрантских теоретиков – Льва Тихомирова, Ивана Ильина, Ивана Солоневича. Но сегодня, когда мы гораздо глубже впитали многие идеи Русской истории (например, никто из вышеперечисленных теоретиков не рассматривал идею «Москва Третий Рим» и даже «Православие, Самодержавие, Народность» у них была на задворках), наше представление о предназначении России, о судьбе Отечества, стало более полным, не говоря уже об антисоветизме Ильина и Солоневича, который, в лучшем случае, вызывает сожаление.

Поэтому, на мой взгляд, для превращения монархического движения в серьёзную силу снова нужна, прежде всего, ревизия монархического наследия 90-ых и нулевых годов.

В этом смысле и важны такие конференции, как в Суздале, а ранее – в Нижнем Новгороде. Важно как раз то, что они проходят в регионах.

Именно в этом я вижу главное достоинство конференции в Суздале, на которой были разные люди со своими взглядами, состоялись дискуссии, в частности, между автором этих строк и публицистом Владимиром Семенко. И в кулуарах конференции продолжились споры, обсуждения и дискуссии. И это то, что остро необходимо для монархического движения.

Монархистам нужно сформулировать отношение к Революции 1917 года (к Февралю и Октябрю), к советской эпохе (особенно к сталинскому времени и личности И.В. Сталина), сформулировать общепринятое отношение к первому русскому Императору Петру Великому, по которому до сих пор нет консенсуса в монархической среде. А какие же мы монархисты, если одних царей принимаем, а других нет?!

Нужно серьёзно обсудить и дать определение таким краеугольным понятиям монархического сознания, как «Симфония властей», «Третий Рим», «Удерживающий». Прийти к общему пониманию слов апостола Павла – «Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие поставлены Богом» (Рим. 13:1). А то у нас и тут появляются сомнительные трактовки в монархической упаковке: мол, правильно, это не власть, если она не от Бога. И возникает простор для спекуляций, кто определяет от Бога эта власть или не от Бога?!

Ну, и конечно, нужно сформулировать образ будущего: как может произойти в современных условиях восстановление монархии, и какой вид она будет иметь?

Ревизия монархических идей и создание современного монархического «Символа веры» может стать основой для превращения монархического движения в серьёзную силу и возвращения его в политическое пространство России. А без теоретического осмысления монархическое движение будет пребывать в чахлом виде и останется уделом небольшой группки людей – чаще всего уже преклонного возраста. И не станет вдохновляющей идеей для русской молодёжи.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

106.

Историю придется переосмысливать. Та и то, как мы знаем Историю в двадцатом веке в России, и та же История как мы ее знаем до марксизма-ленинизма (материализма) - уже не одно и тоже, хотя та же самая История. Но и это придется пересматривать точно так же. То есть, если мы знаем Историю как отрицание И отрицание, то теперь должны будем узнать как отрицание отрицания, или - заново утвердить дважды.
Проще говоря, Историю придется утвердить дважды.
Игорь Бондарев / 12.05.2025, 20:11

105. Ответ на 102, Игорь Бондарев:

А почему бы мне не плюнуть на Ваш комментарий, как Вы хотите, чтобы Царь поступал с народишком?................................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................................... Непременно плюньте! Три раза через левое плечо! Я когда был студентом, всегда так делал..... Видимо гены.... сказались.... Что говорить - я Вам расскажу.... Я и сам не сразу узнал.... только при крещении. Спаси Вас Господи! .... Плюньте на него .... и фсё!
Бузина Олесь / 12.05.2025, 19:53

104.

Ещё пара статей, как о песне "Священная война", раскрывающих всю правду, и монархическое движение станет неодолимым.

103. Ответ на 101, Бузина Олесь:


.. а Вы всё в первобытно-общинный коммунизьм-изоляціонизьм норовите вступить ...... ногой...... в лучшем случае..... про худший - помолчим. Положитесь не на ум (Ваш), а на совесть. Пожалуйста. С ув. Олег.





Чтобы обосновать Историю на совести, надо УМОМ вывести ее в первичность мироздания. В то
время, как 2025 год находится в мироздании Второго Завета. А первый Завет - с совестью и по совести и на основании совести человека - погиб в Потопе. Мир Первого Завета погиб в Потопе. Поэтому опора на совесть, хотя и остается первичной, но не является ведущей. То есть, к этому надо подойти через Второй Завет. Второй Завет - Завет с Разумом, который ПОНИМАЕТ свои чувства. И вот здесь Ум и ум могут обмануть и обманывают друг друга. Однако это - выбор - между разумом и рассудком, которым является прямое понимание чувств. Но это не разум. Разум и рассудок столь же различные, как Православие и Католичество в филиокве. Однако это - отношение двух Заветов - отношение Православия и Католичества по филиокве. И разум и рассудок. Просто - без двусмысленности о двойственности Тождества.
Игорь Бондарев / 12.05.2025, 14:14

102. Ответ на 101, Бузина Олесь:

В заглавии статьи ошибка. Возможно. Нельзя от Монархии ждать силы. Сила - это двадцатый век в России. От Монархии надо ждать мысль.................................................................................................. ........................................................................................................................................................................... Игорёша, Вы так гегель-могель любите...... двадцать первый век на дворе.... а Вы всё в первобытно-общинный коммунизьм-изоляціонизьм норовите вступить ...... ногой...... в лучшем случае..... про худший - помолчим. Положитесь не на ум (Ваш), а на совесть. Пожалуйста. С ув. Олег.


А почему бы мне не плюнуть на Ваш комментарий, как Вы хотите, чтобы Царь поступал с народишком?
Игорь Бондарев / 12.05.2025, 13:51

101. Ответ на 99, Игорь Бондарев:

В заглавии статьи ошибка. Возможно. Нельзя от Монархии ждать силы. Сила - это двадцатый век в России. От Монархии надо ждать мысль.................................................................................................. ........................................................................................................................................................................... Игорёша, Вы так гегель-могель любите...... двадцать первый век на дворе.... а Вы всё в первобытно-общинный коммунизьм-изоляціонизьм норовите вступить ...... ногой...... в лучшем случае..... про худший - помолчим. Положитесь не на ум (Ваш), а на совесть. Пожалуйста. С ув. Олег.
Бузина Олесь / 12.05.2025, 12:12

100. Ответ на 96, Антон Головин:

Пока что мы как народ медленно, но верно загниваем и умаляемся численно, в то время как мировая закулиса нам дала определенное благополучие, чтобы этот коварный процесс не был чреват потерей для них власти в России. Понятно?/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// И Малороссия и Беларусь туда же в "домовину" (по укр. гроб) стремятся. Во время ВОВ ситуация была лучше. В том смысле, что несмотря на военные потери народ самовоспроизводился. Нужна воля руководства. Нельзя идти на поводу у "народишки" (именно так, потому что без Бога народ в народишку превращается..... как, по Достоевскому, русский человек без Веры - что там все сами знают.) Так вот нужен (нужны) глава государства (Царь), который бы буквально плевать хотел на мнение народа и думал о его (народа) спасении, а не о благосостоянии (уж не в первую очередь о нём). Иначе смерть народу. Народ склонен (в его нынешнем состоянии) к суициду (медленному, растянутому во времени). Батюшки могли бы стать примером, но и они ленивые и эгоистичные. Где мы можем увидеть сейчас поповскую идиллию: поп, попадья и десять (да хоть пять) поповичей? Один, от силы два ребёночка...... Я про тех. кто мог бы.... А Бог то всё знает. Он и днём, и ночью Бог..... прям в моменты самой что ни на есть "личной жизни"... Вот где лицемерие... Да. Царь нужен. Батюшкам в первую очередь.
Бузина Олесь / 12.05.2025, 12:02

99.

В заглавии статьи ошибка. Возможно. Нельзя от Монархии ждать силы. Сила - это двадцатый век в России. От Монархии надо ждать мысль.
По Канту, в начале идет опыт, потом - осмысление, или сразу, но сразу после опыта.
Человек опирается ногами, а голова - наверху. Ноги - начало Истории, голова - конец. Но в голове - дух. Дух же имеет чувство и мысль. Чувство духа. Мысль духа. Конец Истории - двадцатый век. Но в начале - опыт духа, потом мысль. Парадокс Истории в том, что в конце Истории, т. е. в двадцатом веке, первым идет опыт, чувство, тогда как от начала первичное есть Слово, или - мысль духа. Но все перевернулось в мире после Потопа. Поэтому и в конце Истории - парадокс, где первым идет опыт. И это - опыт, от Ленина до Путина, сегодня. Все это - опыт, чувство духа. А мысль духа, в лице Традиции, до начала особенного (от Ленина до Путина) Истории, поэтому и не смогла понять Революцию и Октябрь 1917, что парадокс двух миров проявил себя. Парадокс двух Заветов. То есть, мысль духа в лице Традиции Царской России оказалась неспособной объяснить парадокс этого мира, в котором первичность чувства является ЗАКОННОЙ. Поэтому и материализм Ленина - ЗАКОННЫЙ - чувство духа. Чувство Бога, то есть чувство Духа Святого. Но как чувство не есть полный дух, так и мысль не есть полный дух. Но чувство и мысль. Они в своем тождестве равны в духе, но в существовании в этом мире - абсолютно противоположные, как чувство и мысль.
То есть, Традиция и СССР - тождественны по духу, но разные в духе, разные в этом своем тождестве как чувство и мысль.
Как быть? Осознать Всемирную историю в опыте двадцатого века в России. Мысль Истории мира в чувстве опыта двадцатого века в России. Мысль же Истории представлена в Западноевропейской Культуре, начиная от Античности и до Постмодерна сегодня. Надо понять эту Историю как свою мысль - чувства опыта России в двадцатом веке. При том, что мысль наоборот себе есть чувство, и чувство наоборот себе есть мысль. Здесь "наоборот" это не вопреки и не противоположность, а тотальность духа. В этом обороте нет противоречия. Но, конечно же, есть некая тайна. Хотя мы этим пользуемся постоянно, даже в повседневности.
Россия имеет Долг в обоих смыслах. И Должна будущему - и должна прошлое понять.
Без Западноевропейской Культуры, от самого начала, - нет Русского мира. Но Западноевропейская Культура в опыте двадцатого века - есть Русский мир в прямом и переносном смысле. И Запад это подтвердит. Как говорится, нам некуда деваться... с подводной лодки (((.
Игорь Бондарев / 11.05.2025, 17:02

98. Ответ на 88, Туляк:

На Ваше, дышащее здоровьем, "Гы-гы" даже не буду отвечать.
Вы написали глупости, ну и ладно.
Поздравляю Вас с Пасхой и с днем Победы.
kuzanez / 11.05.2025, 09:18

97. Ответ на 93, Константин В.:

1. "речь ... о самой власти…" - здесь, если я правильно вас понимаю, спора нет - институт власти установлен Богом.


Тут спора нет (именно это и имеется в виду в Рим. 13:1). Спор - о переводе стиха, где в греческом стоит "εἰ μὴ" ("разве только не").

То ли уступительность не слишком удачно передается через "аще", то ли данный союз позднее утратил соответствующий оттенок.

у кого есть спор о переводе свв. Кирилла и Мефодия? Этот перевод реципирован Церковью.
Вы хотите его оспорить?
Алекс / 10.05.2025, 07:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Календарный вопрос и методология исторических исследований
Доклад на Никитских чтениях в Великом Новгороде, 2025
17.05.2025
Несомненный успех политики Путина
Стамбульские переговоры ценны уже тем, что они состоялись
16.05.2025
Мирные переговоры – неизбежность
О реакции из патриотического лагеря на инициативу Президента Путина
14.05.2025
Зеленский и Мазепа
Сойдёт ли с рук главе укрорейха обман Трампа?
07.05.2025
Идеологические посылы от Путина
Заметки о фильме «Россия. Кремль. Путин. 25 лет»
05.05.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Российская Империя
Как создавалась и расширялась Украина
Открытым остаётся вопрос о будущей западной границе России
22.05.2025
День памяти преподобного Иосифа Оптинского
Сегодня мы также вспоминаем генералов М.Н.Кречетникова и А.Ф.Орлова, педагога Е.П.Бурнашеву, священника А.И.Аргентова, профессоров Е.Е.Замысловского и В.М.Мендрина, архиепископа Иннокентия (Ястребова), искусствоведа С.Н.Балаеву, митрополита Анастасия (Грибановского), химика А.А.Баландина, писательницу А.А.Караваеву и дважды Героя Советского Союза А.П.Шилина
22.05.2025
День памяти Козьмы Минина
Сегодня мы также вспоминаем генералов И.С.Дорохова и А.Д.Балашова, академиков С.П.Шевырева и Е.С.Федорова и маршала И.С.Конева
21.05.2025
Как адмирал Николай Эссен сорвал германский блицкриг
Война России с Германией могла закончиться уже в августе 1914 года
20.05.2025
Все статьи темы
Дискуссия о монархии
Богоизбранный народ, Русский народ, Имперский народ
Как соотносятся эти понятия?
21.05.2025
Кто убил Царя?
Горькие размышления в день рождения Государя-Мученика Николая
19.05.2025
Как нам восстановить мир с Богом
О миссии Русского Богоизбранного народа
12.05.2025
О кризисе русской монархической государственности
Предостережения забытого русского писателя-консерватора Болеслава Маркевича
05.05.2025
Царь грядет! Но когда?..
Обращение ко Второму заседанию Предсоборного Совещания
03.05.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
О врагах, дураках и «друзьях» русского народа
Что касается Украины – «заложницы сшибки двух мировых проектов», она не субъект, а объект мировой игры, она давно приговорена к разделу
22.05.2025
Церковь всегда поддерживала свой народ
По словам Владимира Путина, Русская Православная Церковь всегда первой вставала на защиту Отечества
22.05.2025
Как «устраняли» Сталина и «излишнее русофильство»...
Пересмотр культурной политики периода «культа личности» охватил практически все сферы советского искусства
21.05.2025
Если бандеровщина не сдаётся, её добивают
Ни в каком виде Украина с бандеровской властью существовать не должна, держать у себя под боком взрывоопасную мину или бомбу, как показало время, очень опасно для существующей жизни на земле
20.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозность вне Церкви заканчивается сатанизмом
Новый комментарий от Калужанин
22.05.2025 08:11
О врагах, дураках и «друзьях» русского народа
Новый комментарий от С. Югов
22.05.2025 08:04
Мединский и журавли
Новый комментарий от Ленчик
22.05.2025 05:31
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Константин В.
21.05.2025 20:55
Что дадут России переговоры?
Новый комментарий от Владимир Петрович
21.05.2025 20:01
«Великолепный» тон и дух беседы
Новый комментарий от Калужанин
21.05.2025 18:45
Экономика России: кризис неизбежен?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.05.2025 18:04