250 лет назад, 16 (27) января 1775 г., в Змеиногорске на Алтае родился выдающийся инженер и государственный деятель Пётр Козьмич Фролов. Первую специальность он унаследовал от отца Козьмы Дмитриевича (о нем см. тут) – гениального инженера в области горного дела и строительства, создателя первого в мире завода-автомата по доставке руды из шахты, её размельчению, толчению, обогащению, сортировке и перевозке к складским помещениям, работавшего от грандиозной подземной гидросистемы.
С детства он увлечённо работал с отцом и в меру возраста старался во всём ему помогать. Так что «среднее» техническое образование он получил дома, а за высшим поехал в Петербург, в Горное училище – первое высшее техническое учебное заведение в России. По его окончании в 1793 г. вернулся на Алтай и прошёл целый круг горных должностей – шахтмейстера, форстмейстера, маркшейдера, руководителя производства на Сузунском медеплавильном заводе и т.д. Он руководил постройкой судов собственной конструкции и организовал на них сплав руды по Алею и Оби в Барнаул. В Барнауле же провёл огромную работу по приведению в порядок казённой библиотеки. Тогда же составил и карту Иртыша с притоками.
Его обширные знания и организаторские способности заметили в Петербурге и в 1811 г. перевели в столицу, назначив начальником чертёжной (по-современному, проектно-изыскательского института) Департамента горных и соляных дел. Работа эта вышла за пределы инженерии и приобрела государственные масштабы. Кроме решения чисто технических задач, с командировками в разные районы России, ему пришлось даже расследовать причины ропота крестьян на частных заводах Южного Урала.
В 1817 г. Петра Козьмича назначили на генеральскую должность начальника округа Колывано-Воскресенских заводов, а в 1822-м – одновременно Томским гражданским губернатором. Огромен перечень того, что он сделал на этих постах. Здесь и освоение доменного и железоделательного производства на Гурьевском заводе, и рост выплавки серебра, и первые в Сибири бумажное производство, типография, краеведческий музей и метеостанции, и строительство в Барнауле горного госпиталя и богадельни с церковью, и облегчение положения мастеровых и приписных крестьян, и мн. др.
В 1830 г. он ушёл в отставку, уехал в Петербург, а через год Императором Николаем I был вновь призван на службу, получил чин тайного советника, назначен сенатором и с головой погрузился в кучу самых разных и самых ответственных государственных дел, которым отдавал всего себя до самого дня скоропостижной смерти 10 декабря 1839 г. Собиратель и знаток старинных русских книг и произведений искусства, он свою богатую коллекцию завещал по частям Барнаульскому музею, казённой (горной) библиотеке, Димитровской церкви и Императорской публичной библиотеке.
А теперь о главном – о том, что принесло ему инженерную славу. П.К. Фролов был создателем одной из первых в мире железных дорог (тогда ещё на конной тяге). Дорога длиной около 2 км связала Змеиногорский рудник с Карбалихинским сереброплавильным заводом и повысила производительность труда в 25 раз. Чугунные рельсы были отлиты в Томске и Змеиногорске. Вместе с дорогой по проекту и под руководством Фролова был построен и мост высотой 11 м, а для перехода состава с одной линии на другую – поворотный круг, впервые в мире. Произошло это в 1809 г, а прослужила дорога безотказно более 25 лет.
Похоронен Пётр Козьмич на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. После реконструкции кладбища в 1937 г. могила и надгробие оказались утраченными. Но, к счастью, о своём великом земляке помнят на Алтае – там, в родном ему Змеиногрске и установили памятник (на фото памятник П.К. Фролову в Змеиногрске, источник: altailib.ru).
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств