К событиям 2 марта 1917 г. (старый стиль): сфабрикованному отречению самодержца Николая II и явлению иконы Божией Матери «Державная» обращаются многие историки, писатели, клирики Русской православной церкви и все желающие разобраться, где правда.
Печаль тех давних народных падений до сих пор остаётся на лицах наших соотечественников отсутствием радости, унынием, беспокойством, неразумной многозаботливостью. Эта печаль не даёт задуматься о пустой суетности нашей жизни. Этому трагическому моменту нашей истории посвящено очень много исследований. Но как гласит народная мудрость: «локоть близко, да не укусишь», всё это ушло безвозвратно. Один из творческих деятелей Станислав Говорухин создал хороший обзорный фильм «Россия, которую мы потеряли». Это основное направление усилий многих – стенать, что мы потеряли и на что променяли.
Однако не будем упускать из виду, что это – закономерный финал, ибо «либералы» веками мечтали убить Царя-Помазанника, чтобы потом им захватить власть, таким умным и красивым. Враги Самодержавной России, враги Божии – обласканные Царём и Господом генералы-оборотни, отказывают во время войны Верховному Главнокомандующему Русской Армией Николаю II сначала в послушании, а затем и силой принуждают Монарха отказаться от власти.
Мы знаем, в скором времени у Иосифа Сталина такие генералы по закону Военного времени сразу шли на дыбу.
2 марта Царь Николай II, движимый заботой предотвратить внутреннее кровопролитие, подписывает карандашом бумажку, не имеющую никакой юридической силы, об отречении. Многие аналитики усматривают в этом поступке Божьего помазанника не трусливое попрание Закона Российской империи, который озаглавлен так: «Акт о престолонаследии» от апреля 1797 года, а сердечное желание духовно отрезвить своих подданных, присягавших быть верными Ему до последней капли крови и целовавших по этому поводу Крест и Евангелие. Своё предательство русские генералы завершают по попущению Божию на станции с говорящим названием «Дно». Однако, их ничего не образумило.
Печально, но для Русского человека – истинного христианина – подобные военачальники своим сердечным произволением 2 марта предопределившие будущее, не являются «героями» для подражания, восхищения и благодарной памяти. Несмотря на всё их последующее напряжение сил в различных походах, к примеру «Ледяном», от высших до нижних чинов, нет, они скорее Иуды Искариотские, которые втоптали в корыстную, рациональную, эгоистическую грязь общение с Самим Христом Богочеловеком.
Почти единичный случай, совестливая позиция генерал-лейтенанта Фёдора Артуровича Келлера, который заявил революционерам, что однажды данная им присяга должна сохраняться перед лицом Божиим.
Плоды сердечного произволения аристократических родов показали, кто «строил на песке», а кто «на камне». Неразумное греховное поведение большинства военачальников было явным признаком богоотступничества и нарушения обета 1613 года, оставленных ими без рассуждения. Они не придали значения, что соблюдение сего обета, данного за нас клятвенно нашими предками, есть залог нашего благополучия, как временного – на Земле, так и вечного – на Небесах, по слову Божию. Господь долго терпел и не наказывал виновных. Он ждал Покаяния. Однако каяться и не собирались.
Напротив, буржуазная февральская революция породила в народе глупые надежды и откровенное беснование, «Бога нет, делай, что хочешь». Но горе в другом – то, что грехи беснования могли масштабно действовать только по причине отступления русского народа от самого духа Русской жизни, то есть в нежелании в дальнейшем служить Богу. С каждым новым днем дьявольский бунт заражал смертельным ядом всё большие толпы народа (грабь награбленное, мечтай, радуйся греху). Российское общество уже было неспособно проявить волю и прекратить вакханалию. Ничто не вразумляло Соборное тело русского народа – ни пламенная проповедь святого праведного Иоанна Кронштадтского, ни предчувствие апокалипсиса. Люди перестали взирать на Небо, потеряли страх Божий.
Такому духовному расслаблению народа перед революцией способствовал и Синод Русской Церкви, который показывал дурной пример фантазий, когда серьёзно делил «шкуру неубитого медведя» и мечтал, кого посадить на Царьградский престол в скором времени. Особенно ярко видна эта нелепость в активных деяниях архиепископа Антония (Храповицкого), этакого гетмана, Ивана Мазепы ХХ века, только духовного. Как говорил наш современник отец Пётр (Кучер), «нечистые сердцем врагов не видят».
Милосердный Отец наш Небесный, не желающий вечной погибели душ Своих любимых детей, послал для вразумления и оживления Веры безжалостный и ненасытный молох Ульянова-Ленина. Большевики, этот бич Божий, которые отправили тех «самостных» и «умных», каждого в свою очередь на Суд Божий. И будут ли те мученики в Раю – ещё вопрос. Поскольку часто православные мучились не ради Христа.
Люди в массе своей не думают, что сами определяют сроки произволением своих сердец. Вот, что писал в 1907 году Лев Тихомиров: «…В действительности сроки зависят от напряжения свободной воли человека к добру и злу». А чуть ранее философа в конце XIX века Святитель Божий Феофан Затворник отмечал: «Антихрист явится не против воли Божией… и не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут… Господь долго терпит, ожидая, не явится ли кто ещё к нему обратиться».
Рассмотренный мною вопрос – это как бы одна сторона «медали», трагическая, горькая, печальная. Богоизбранный русский народ, как Соборную личность, со всеми её сословиями, институтами власти, духовными устремлениями в 1917 году Господь пригласил на Свой экзамен, и надо заметить – народ его почти не сдал. Причина простая, она – в довлеющей над всеми гордости. Этим экзаменом Небесный Творец обличил народ, и ему, как говорят «стало уже не до жиру, а лишь бы быть живу».
Дополню своё понимание рядом высказываний святых Божиих людей. «…Все потеряли головы, все врозь, царство зла губит… но я твёрдо и непоколебимо верю, что Бог всё спасёт. Он один это может. Надо перенести, терпеть, очиститься, переродиться», – написала святая царица Александра Фёдоровна, супруга Царя.
«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно, клятвопреступление и Цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности ещё до «отречения» Царя. А народ явно и шумно приветствовал совершившееся… Не высказывая прямого осуждения февральской революции, русские люди продолжают участвовать в этом Соборном грехе», – писал в 1938 году святитель Иоанн (Максимович).
«Святая Церковь своим прославлением оповещает своих чад о святости, и святые как бы получают от Церкви послушание молиться о нас, грешных у Престола Божия… Но редко, кто обращает внимание на мистическую сторону вопроса, а это очень важно, так как претерпевшие мучение, они являются победителями зла, а кажущаяся победа мучителей – есть фактическое поражение этих же мучителей. Важно, что Государь Николай II был последним Монархом, помазанным святым миром на царство. Государь – Помазанник Божий – Священное Лицо, носитель особой Благодатной силы Святого Духа и Она – удерживала распространение зла «тайны беззакония». Царю никто не оказал помощь, поэтому смертный грех тяготеет над всем русским народом, а, следовательно, в той или иной степени над каждым из нас. Бог в силе сотворить чудо и снять с СОВЕСТИ Русского народа Соборные грехи дыханием уст Своих, сдунуть с лица Русской Земли всю нечистоту лицемерных властей», – так писал и так боролся за правильное и полное прославление Царя Николая II святитель Нектарий (Концевич) в 1981 году при прославлении Государя в Зарубежной Церкви.
Обратим внимание, что светски думающее большинство епископата Зарубежной Церкви, пользуясь своей властью, не только не поставило Николая II во главе всех русских новомучеников, но подвинуло его во второй эшелон вместе с мирянами (с народом), а впереди поставило духовенство.
Не та же ли брань сохраняется по сей день, но уже в Московской Патриархии? Когда присмотришься, то создаётся впечатление не прикрытой зависти к народной Монархии, к Царю Николаю II, их реванш порулить, повластвовать.
Обратимся мы и к другой стороне «медали» – более светлой, мистической, обнадёживающей. Несмотря на то, что русский народ не сдал духовный экзамен в момент посещения Христа, тем не менее, он сразу был оповещён о чудном явлении иконы Божией Матери «Державная», и надо заметить, оно произошло не раньше и не позже, а именно 2 марта.
В «Сказании» об этом явлении написано: «Зная исключительную силу веры и силу молитвы Царя Николая II, мы можем с уверенностью заявить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную царскую власть над народом, отвергшим своего Царя. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, и приняла на себя преемство власти державы Российской, когда идея этой власти была попрана во имя власти сатаны…».
Символ иконы Державная ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слёзы, после покаяния Русский народ будет прощён, и царская власть, сохранённая самой Царицей Небесной, России будет возвращена.
С радостным страхом и покаянным трепетом начал народ русский молиться перед Державной иконой по всей России, а сама икона в бесчисленных копиях стала украшать все русские храмы. Но прошло несколько лет, и жесточайшие гонения обрушились на головы её почитателей. Были арестованы тысячи верующих и многие убиты, а сами иконы изъяты из всех церквей…
Сегодня, когда за плечами России, за нашими плечами осталась предречённая история жизни последнего столетия, нет никакого сомнения, что исполнится в точности и последний победный акт этой тайны. Думаю, интересно посмотреть на тайну Божьего Домостроительства через призму иконы Державная.
Тайна, которая посрамляет врагов Божиих, ибо Чудо нельзя предвидеть. Явленная 2 марта икона прежде принадлежала (по крайней мере, с XVII века) Московскому женскому Воскресенскому монастырю. При нашествии Наполеона в 1812 году обитель эвакуировали, и икона попала на хранение в Вознесенскую церковь села Коломна. Потом о ней забыли, аж, на целый век.
Накануне явления иконы в феврале 1917 года простой пожилой женщине Евдокии Андриановой из деревни Починки было во сне три явления Божией Матери. Она слышала голос: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу. Копии с этой иконы надо распространять среди людей им в помощь. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто будет во время испытаний с верой молиться у этой иконы, тот будет спасаем».
Евдокия в одно утро отправилась исполнить послушание, но священник сказал, что он занят и ему некогда её слушать. И лишь после третьего ночного явления Богородицы, поп разрешает Евдокии с прихожанином церкви поискать икону. Долго искали сначала в храме, затем в подвале. Нашли среди старых икон, приставленных к подвальной стене чёрную большую доску. Женщина вымыла её – и на ней появилась Царица Небесная с короной, державой и скипетром…
Вопреки официальному атеизму, провозглашённому чуть позже, вся история России со 2 марта 1917 года говорит о присутствии мистики, и сколько бы большевики не гнали Бога, Он Живой и действует. И если Ветхий Израиль в своих недрах явил миру Матерь Божию, то русская Россия дала Царя Николая II – Того, который сохранил верность Богу до конца, об этом свидетельствует каббалистическая надпись на стене подвала дома Ипатьева: «Здесь по приказу тайных сил Царь был принесён в жертву для разрушения государства. О сем извещаются все народы».
Николай II вышел победителем в борьбе с необыкновенно организованной, могучей, страшной и тайной силой, сообществ масонских и прочих, не имеющей государственных границ. Он прервал обычную историческую тенденцию, то есть, приходило время – Господь испытывал царства, империи, и они разрушались навсегда, были и сгинули.
Верность Царя Николая II Божественному промыслу сохранила историческую Россию. Это – его исключительная гениальность, не имеющая подобных аналогов.
15 марта – судьбоносный день. Россия спасена подвигом Самодержца. Николай II привёл нас, каждого русского, к России Христа, и мы должны оправдать своё призвание.
Михаил Иванович Рубцов, член Союза писателей России, член совета патриотической организации «Отчизна»
2. Михаил Иванович Рубцов
1. 1