Часть первая; Часть вторая; Часть третья; Часть четвёртая
Очень часто в проповедях современных священников и лекциях современных богословов можно услышать о том, что Бог – есть Любовь, и это очень радует нас, давая нам надежду на то, что по причине своей любви Бог не будет слишком требователен к нам, немощным и грешным. Эта цитата из Священного Писания в последнее время настолько часто и повсеместно употребляется при разговорах на тему Православной веры, что для многих это превратилось в конечное и единственно верное определение того, кто есть Бог и каков Он.
Конечно же, Любовь есть истинное имя Божие, как истинно всё то, о чём говорит нам Священное Писание. Но почему же мы забываем о том, что это – не единственное имя Божие, о том, что у Бога есть много других имен, кроме этого. Почему мы, очень хорошо помня об этом Его свойстве, напрочь забываем другие Его качества и наименования? Ведь то же самое Священное Писание, которое назвало Бога именем Любви, называет Его и Творцом, Создателем, Вседержителем, Судией, Страшным, Праведным, Воздающим, Ревнителем и Мстителем, Карателем, Поражающим, Наказывающим за вину, Огнём поедающим и др.?
Как маленькие дети, закрывающие ручками свои глазки, чтобы не видеть страшное, поступаем и мы, когда нам напоминают об этих именах и свойствах Божиих, которым учит нас в Священном Писании Сам Бог, и предпочитаем свои понятия о Нем ограничивать только словом «любовь». Отчего так?
Не от нашего ли нежелания истинно знать свою Православную веру? Не от нашего ли желания жить по своим правилам и своим разумениям? Не от того ли, что мы не хотим знать и помнить о том, что будет Суд, что на этом Суде Господь будет каждого из нас судить по Своим законам, которые Он дал нам в Своем Евангелии, а не по нашим понятиям о Божественной любви, которые мы для себя выдумали, чтобы истинные понятия Православной веры нам не мешали жить так, как мы хотим?
Святые отцы называют Евангелие кодексом законов, по которым нас будет судить Бог.
Вот как пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Суд бывает частный для каждого христианина немедленно после его смерти, и будет общий для всех человеков при Втором Пришествии на землю Господа нашего Иисуса Христа. На обоих судах присутствует и судит Сам Бог. На суде частном Он производит суд при посредстве ангелов света и ангелов падших; на суде общем Он произведет Суд посредством вочеловечившегося Слова Своего. Кодекс или собрание законов, на основании которого будет производиться суждение и произноситься приговор на обоих судах, – Евангелие…
По евангельским заповедям мы будем судимы на Суде, установленном от Бога для нас, христиан православных...
Крайне нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание Второго Пришествия и Страшного Суда Христова… Если земные суды, на которых дело идет об одном тленном и временном, возбуждают нашу заботливость, тем более должен озабочивать нас Суд Божий. С какою другою целию Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целию возбудить в нас душеспасительный страх».
Так неужели мне неинтересно узнать заранее, до Суда, о том, как он будет проходить, по каким критериям меня будут на нём судить, чтобы успеть к нему подготовиться?
Когда нам грозит земной суд – гражданский, административный или уголовный, мы обязательно будем изучать множество законов, кодексов и постановлений, будем консультироваться по этим законам со сведущими специалистами, будем искать различные лазейки и схемы, как избежать ответственности, и всё это будет постоянно занимать наш ум и наше время только для того, чтобы решение земного суда было бы для нас благоприятно и чтобы нам избегнуть наказания.
Так почему же мы, зная, что будет Страшный Суд, не стремимся успеть изучить тот кодекс законов – Евангелие, по которому нас будет судить Бог? Почему не хотим изучать творения святых отцов, объяснивших нам, как мы должны жить по Евангелию? Почему мы спокойно продолжаем жить по своим правилам и разумениям, удовлетворяясь современной модной выдумкой, что Бог есть ТОЛЬКО Любовь и мы обязательно получим прощение на Его Суде только за то, что сами считаем себя православными? И почему мы приписываем Богу своё собственное понимание этой Любви?
Почему бы нам не задать себе вопрос: вот я, уже столько лет считаю себя верующим христианином, хожу в храм, молюсь, пощусь, совершаю разные дела благочестия (как я их понимаю). А угодна ли Богу эта моя «праведная» жизнь? А этого ли ждёт от меня Бог? А знаю ли я тот самый Кодекс законов, по которым Он будет меня судить? Живу ли я по этим законам или постоянно их нарушаю?
Ведь каждому разумному человеку очевидно, что если мы не знаем каких-то определённых правил, постановлений и законов, то никак не сможем и исполнить их. Для любого земного дела, профессии, специальности или отрасли хозяйства и производства есть свод определённых законов и правил, которые требуют достаточно длительного времени и труда для их изучения. И если человек не жалеет своих сил для изучения земных профессий и наук, тратит подчас на это долгие годы своей жизни, чтобы достичь в них должного опыта и знаний, то разве для изучения науки из наук – христианства – не требуется куда бОльших стараний, времени и сил? Ведь по результатам этого изучения будет решаться наша вечная участь!
А ведь проверить, насколько я знаю эти правила жизни, установленные Богом, совсем нетрудно. Например, можно проверить себя в этом так: смогу ли я назвать по памяти хотя бы 10 новозаветных заповедей, говорящих о том, как мы должны относиться, например, к посту и пище? Сейчас как раз идёт Великий пост, и мы можем проверить заодно и то, правильно ли мы постимся.
Если смогу, подумав, назвать 5-10 заповедей, то, наверное, можно надеяться на то, что законы, по которым меня будет судить Бог, мне, по крайней мере, известны в общих чертах. А если не смогу назвать, то как же я могу надеяться на положительное решение этого Суда? Ведь я не только должен их знать, но должен по ним жить, а без их знания это никак невозможно.
(Ключ для проверки себя по этому небольшому тесту будет помещён в конце статьи – постараюсь там поместить все новозаветные заповеди о посте, которые мне удастся вспомнить и найти).
А ведь заповеди об отношении к посту – это лишь ничтожно малая часть всего Евангелия. А как много там ещё важнейших для нас правил жизни – об отношении к Богу, к ближним, к скорбям, к Кресту, к искушениям, к Церкви, к миру, к властям, к наставникам, к страстям и грехам, к евангельским добродетелям – вере, страху Божию, целомудрию, кротости, упованию на Бога, смирению, любви и пр. И каждый из этих вопросов раскрывается во многих заповедях, которые мы должны знать и по которым должны жить.
Указанным выше способом можно проверить себя – знаю ли я Евангелие. А как проверить себя, исполняю ли я его?
Для этого нужно честно оценить себя по конкретным Евангельским заповедям. Например, возьмём заповедь: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).
Вот – Сам Господь, Сама Истина говорит нам о том, что за ВСЯКОЕ праздное слово будем судимы на Его Суде. А как мы относимся к Его заповеди? Страшно ли нам от этого напоминания? Или мы совсем не произносим никаких пустых и праздных слов? Всегда молчим, пока нас не спросят? Никогда никому ничего не советуем без его вопрошения? Никогда не высказываем своего наимудрейшего мнения, которое у нас никто не спрашивал? Не встреваем в чужие разговоры? Не говорим неправду? Никого не обманываем, не лукавим? Никого не злословим, не осуждаем, не шутим, не насмешничаем, не ёрничаем и т.п., а всегда стараемся говорить только кратко и по существу вопроса и только тогда, когда нас кто-то вопрошает, а в остальных случаях стараемся хранить молчание, чтобы была возможность выполнять другие евангельские заповеди: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36), «Трезвитесь, бодрствуйте» (1Пт. 5:8) и «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17)?
А если почитать комментарии под статьями, то неужели там всегда можно увидеть, как православные христиане обсуждают главное, «единое потребное» для них – как спастись от погибели и от вечных адских мук, как вырваться из плена своим страстям и злым духам, как бы меньше грешить и как бы научиться во всем всегда исполнять волю Божию? И неужели никогда там не увидишь разных суемудрых и своевольных мнений, колких насмешек, саркастических выпадов, обидных для оппонента высказываний и наименований, различных ложных мнений о Православной вере, пространных рассуждений о вопросах, которые совершенно не имеют никакого значения для нашего личного спасения?
Нет, далеко не всегда мы – те, кто называет себя православными христианами, – стараемся следить за тем, какие слова рождает наш ум. Так почему же не задуматься о том, сколько пустых и праздных слов мы произносим (или пишем) за день? Если подсчитать честно, то по самым скромным подсчётам их может получиться сотни и тысячи, а у кого-то и десятки тысяч в день. А сколько таких греховных слов наберётся за месяц, а за год, а за всю жизнь? А ведь Господь не просто так сказал о том, что отвечать придется за ВСЯКОЕ, то есть за каждое слово. Но нас всё это ничуть не страшит и не заботит.
Так почему мы не стремимся изучать Евангелие и жить по нему? Ответ очевиден – у нас нет страха Божия. Мы вроде бы знаем, что будет Суд, но не готовимся к нему, он нас не страшит. Для нас неважно решение этого Суда о нашей вечной участи, зато нам важны все наши житейские дела и заботы, нам важно знать, что происходит в мире, в обществе, у наших коллег по работе, знакомых, друзей, родных и близких. Это означает, что мы вполне уверены в своем оправдании на этом Суде за свою праведность. Мы – праведники.
Зачем изучать Евангелие, зачем нам знать о наших грехах, даже смертных? Нам важнее знать о том, о чём пишут в интернете, нам важно обязательно высказать своё мнение обо всем этом, поспорить, показать свою осведомлённость о всём том, что волнует мир и даже о делах вроде бы церковных, но только не затрагивающих главного, «единого на потребу» – учения Церкви о пути к спасению.
А если же кто-то из христиан вдруг отважится заговорить на эти непривычные для нашего слуха, главные и важнейшие темы – о покаянии и спасении, – то мы, конечно, можем его послушать, потому что «ни в чем охотнее не проводим время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17:21), но, послушав учение святых отцов о покаянии, обязательно скажем такому человеку: «Что-то странное ты влагаешь в уши наши» (Деян. 17:20), и при этом «одни будут насмехаться, а другие говорить: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32).
Вот так и проходит наше время пребывания на земле. День проходит за днём, месяц за месяцем, год за годом, а наши души не исцеляются от грехов и страстей, а значит – продолжают оставаться в состоянии вечной смерти и под властью ада, несмотря на наше самомнение и на имя христиан, которое мы носим всуе.
А всё потому, что мы не вошли в Церковь так, как учит сама Церковь. Мы не вошли в неё теми тесными вратами и не пошли тем узким путём, о которых говорит Господь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14). Многие, очень многие из нас, к сожалению, пока не нашли их.
Что же это за узкие врата? Многое об этом я уже писал в своих предыдущих статьях, в частности, в статье о необходимости Оглашения.
А сегодня речь идёт об одном из первых и главных критериев, по которому мы можем судить о том, что действительно вошли в эти тесные врата и действительно идём этим узким путём, ведущем к спасению, – о страхе Божием.
Вот что пишет святитель Игнатий в своей статье «Слово о страхе Божием и о любви Божией»: «Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей (1Кор. 13:13) что она – Бог (1Ин. 4:8), начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои.
Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа (Рим. 5:5). Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этой любовью! Он свят, и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека приять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек – богозданный храм, сотворенный с той целью, чтобы обитал в нем Бог (1Кор. 3:16). Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении.
Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души. Мы будем доказывать это Священным Писанием и писаниями святых Отцов; будем говорить, что шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия; наконец, покажем, что любовь Божия есть тот блаженный покой в Боге, в который входят совершившие невидимый путь к Богу…
Единый истинный признак достижения любви, данный нам самим Святым Духом, есть явное присутствие в нас Святого Духа. Тот, кто не соделался храмом Святого Духа, да не льстит себе, да не обманывает себя: он не может быть обителью любви, он чужд ее. Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым. Она – Его свойство. В кого нисходит Святой Дух, в том является Его свойство – любовь (Рим. 5:5). “Кто стяжет любовь: тот, вместе с этим облекается в Самого Бога”, – сказал святой Исаак Сирин.
Может быть на это возразят: “Мы христиане; мы обновлены святым крещением, которым исцеляются все недуги падшего естества, восстанавливаются образ и подобие Божии в первоначальном изяществе их, насаждается в человека Святой Дух, уничтожается повреждение свойств, а потому и любви”. Так! Но благодатное состояние обновления и пакибытия, доставляемое святым крещением, нуждается в поддержании жительством по евангельским заповедям. "Аще заповеди Моя соблюдете, – сказал Господь, – пребудете в любви Моей. Будете во мне и Аз в вас. Яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, яко же розга, и изсышет, и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает" (Ин. 15:10, 4, 6).
Не поддерживающий приобретений, дарованных святым крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное. “Неизреченная и страшная слава, – говорит святой Иоанн Златоуст, – доставляемая крещением, пребывает в нас один или два дня; потом мы ее погашаем, наводя на нее бурю житейских попечений и закрывая лучи густыми облаками”. Ожив в пакибытие крещением, мы снова умерщвляем себя жизнью по плоти, жизнью для греха, для земных наслаждений и приобретений…
Благодать крещения остается без действия, как светлое солнце, закрытое тучами, как драгоценный талант, закопанный в землю. Грех начинает действовать в нас со всей силой или и еще сильнее нежели до принятия крещения, сообразно тому, в какой степени мы предаемся греховности. Но данное нам сокровище духовное не отнимается от нас окончательно до самой смерти, и мы можем раскрыть его снова во всей силе и славе покаянием. Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными навыками, усилие победить их и печаль о насильном побеждении ими, принуждение себя к исполнению всех евангельских заповедей – вот наша доля. Нам предлежит испросить прощение у Бога, примириться с Ним, верностью к Нему загладить неверность, дружество со грехом заменить ненавистью ко греху. Примирившимся свойственна святая любовь…
Желающий приступить к Богу для служения Ему, должен предаться руководству страха Божия.
Чувство священного страха, чувство глубочайшего благоговения к Богу, указывается нам с одной стороны необъятным величием Существа Божия, с другой – нашей крайней ограниченностью, нашей немощью, нашим состоянием греховности, падения. Страх предписывается нам и Священным Писанием, которое начало заменять для нас голос совести и естественного закона, когда они омрачились, стали издавать неясные, по большей части лживые звуки, которое вполне заменило их, когда явилось, Евангелие. "Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом" (Пс. 2:11), научает нас Святой Дух; покорным Его велению Он говорит: "Приидите, чада, послушайте Мене, страху Господню научу вас" (Пс. 33:12); возвещает обетование даровать страх Божий тем, которые истинно вознамерятся усвоиться Богу: "Страх Мой дам в сердце их, ко еже не отступити им от Мене" (Иер.32:40). Начало великой науки – деятельного Богопознания страх Божий. Эта наука называется в Священном Писании премудростью. "Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и, хвала его пребывает в век века" (Пс. 110:10; Притч. 1:7). "Венец мудрости страх Господень, возцветаяй мир и здравие исцеления. Страх Господень слава и похвала, и веселие и венец радости. Страх Господень дар от Господа и на стезях любления поставляет" (Сир.1:18, 11, 13). Страхом Господним научаемся уклоняться от грехов: "Страх Господень источник жизни, творит же уклонятися от сети смертные. Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых. В страсе Господни буди весь день" (Притч. 14:27, 8:13, 23:17). Страхом Господним наставляемся на путь заповедей Божиих: "Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело: сильно на земли будет семя Его" (Пс. 111:1, 2). "Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его" (Пс.127:1). "Ополчится Ангел Господень окрест всех боящихся Его, и избавит их. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его" (Пс.33:8, 10).
Напрасно же исполненные самомнения и самообольщения мечтатели гнушаются страхом Божиим, как принадлежностью презренных рабов, когда к страху призывает нас Бог, возвещает, что Сам Он будет нашим учителем страха, что подаст нам духовный дар страха Божия. Не низко для человека, ничтожной твари, падшей, отверженной, погибшей, усвоившей себе вражду к Богу, перейти из состояния вражды и погибели к состоянию рабства и спасения. Уже это рабство – великое приобретение! Уже это рабство – великая свобода! Страх законополагается нам, как средство существенно нужное, необходимое для нас. Страх очищает человека, предуготовляет для любви: мы бываем рабами для того, чтобы законно соделаться чадами. По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие; от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха. Опыт открывает высоту чувствования. Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, перестает произносить слова, плодить мысли: благоговейным молчанием, превысшим слова, выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождающуюся из этого сознания…
Братия! Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание Второго Пришествия и страшного Суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление. Страшен тот Суд, который ожидает всех человеков после общего воскресения, страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти. Последствия того и другого суда или вожделенны или бедственны…
Неужели же нам, потому что мы грешники, вовсе не любить Бога? Нет! Будем любить Его, но так, как Он заповедал любить Себя; будем всеусильно стремиться к достижению святой любви, но тем путем, который указан нам Самим Богом. Не будем предаваться увлечениям обманчивым и льстивым самомнения! Не будем возбуждать в сердце пламени сладострастия и тщеславия, столько мерзостных перед Богом, столько пагубных для нас! Бог повелевает любить Себя следующим образом: "Будите в любви Моей, – говорит Он. – Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей: яко же Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви" (Ин. 15:9–10)…
Что же ожидает нас на этом селе? – Нас ожидают труды и болезни, нас ожидает супостат, который не легко уступит нам победу над собой, нас ожидает, для противодействия нам, живущий в нас грех. Живет он в уме, живет в сердце, живет в теле. Нужен усиленный подвиг, чтобы склонить гордый и слепой ум в послушание заповедям Христовым. Когда ум подчинится Христу – наступает новый подвиг: соглашение испорченного, упорного сердца с учением Христовым, покорение сердца Христову учению, которому оно враждебно. Наконец, если ум и сердце придут в состояние повиновения Христу, должно быть привлечено в него и брение, предназначенное для неба, тело. Каждый шаг в невидимой борьбе нашей ознаменован подвигом, ознаменован страданием, окроплен потом усиленного насилия над собой. То побеждаем, то побеждаемся; то является надежда на расторжение плена, то снова видим, что цепи наши крепки, нисколько не ослаблены теми средствами, которыми мы думали ослабить их. Нас низлагают и немощь естественная, и немощь произволения, и омрачение разума, произведенное прежней греховной жизнью, и расстройство сердца, стяжавшего порочные навыки, и влечения тела, вкусившего наслаждений скотоподобных, заразившегося вожделением их; нас наветуют падшие духи, желая удержать в порабощении. Вот тот тесный и прискорбный путь, устланный тернием, по которому ведет грешника к примирению с Богом молитвенный плач перед Богом, споспешествуемый делами покаяния, делами смирения, исполнением евангельских заповедей, внушаемый страхом Божиим».
Братья и сестры! Если мы решим покаяться и начнем изучать свою Православную веру, Евангельские заповеди и стараться жить по ним, бороться со своими грехами и страстями, то, может быть, Бог помилует Россию и еще даст всем нам время на ПОКАЯНИЕ?
Ключ к тесту. Евангельские заповеди об отношении к посту и пище.
«Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5:35).
«При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лк. 5:36–39).
«И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лк. 6:5).
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:10–11).
«И каждый день единодушно пребывали в храме и… принимали пищу в веселии и простоте сердца…» (Деян. 2:46).
«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10:31).
«Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи» (Рим. 14:1–2).
«Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:6).
«Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14).
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8:8–9,13).
«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор. 10:25–26).
«Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор. 10:27–28).
«Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением…» (1Тим. 4:4).
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти…» (Гал. 5:13).
«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:16–17).
«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк. 6:21).
«Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:25).
«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог (Ин. 6:27).
«Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13:9).
«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:20–21).
«Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1Кор. 6:13).
«Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству…» (Рим. 13:13).
«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…» (Еф. 5:18).
«Не обманывайтесь: пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9–10).
Фролов Виктор Николаевич, православный христианин, Нижегородская область
9. Ответ на 6, С. Югов:
"Все страсти и все падшие духи находятся в ближайшем сродстве и союзе между собой. Это сродство, этот союз – грех. Если ты подчинился одной страсти, то через подчинение этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям. Если ты попустил пленить тебя одному духу злобы (бесу), собеседованием с влагаемыми им помыслами и увлечением этими помыслами или мечтаниями, то ты поступил в рабство ко всем духам (бесам). По побеждении твоем они будут передавать тебя друг другу, как пленника."(Св.Игнатий (Брянчанинов).
«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». (Мк.7.21) С НАМИ БОГ! (Ис.8)
8.
7. Ответ на 6, С. Югов:
По существу сказать нечего?
6. В Ташкенте очень жарко.
5. Ответ на 3, С. Югов:
4. Ответ на 1, С. Югов: Как Марк Ефесский, ОДИН, спас Вселенскую Православную Веру.
В ходе Собора православные иерархи, ознакомившись с учением Римской церкви, под давлением императора и патриарха пришли к выводу, что оно основано на Священном Писании и Священном Предании. После некоторых колебаний все они, кроме митрополита Марка, признали нововведения Римской церкви.
Когда папе Евгению IV с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?», и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!» С НАМИ БОГ! (Ис.8)
3.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
ГЛАВА 13.
1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан.
13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше
2. Слишком усложнено...
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным...
†
А одно только и осталось: - лишь изредка вспоминать о Боге и грехе: ~ ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ... Хотя бы в 12 и 18 ч... И то не всегда выходит...
1.