Сегодня, в Великую Субботу, Святая Православная Церковь прославляет Воскресение Христово, которое уже совершилось втайне от мира. Ибо весь Иерусалим еще почивал, за исключением тех, кто переживал страдания и Крестную смерть Спасителя и знал о Его погребении. Те же, которые горели сердцем ко Господу, первые устремились ко Гробу. В умилительных богослужебных песнопениях Канона на плач Пресвятой Богородицы говорится о том, что Матерь Божия не хотела отлучаться от того места, где погребен был Ее Сын и Бог. Но по закону полагалось быть в покое в субботу, и все временно оставили Гроб Спасителя, тем более что там была стража.
Рано утром жены-мироносицы пришли ко Гробу. Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб (Ин. 20:1). И сошел Ангел с неба, и отвалил камень Гроба, и был Ангел как блистающая молния. От страха же его сотрясошася стрегущии и быша яко мертви (Мф. 28:4). То есть свет, который просвещает людей, стремящихся к истине, животворит их, а для других, которые живут по страстям мира сего, является мраком. Они от такого света как мертвые.
Удивительным образом сегодняшние замечательные ветхозаветные паремии свидетельствуют эту истину. Когда Моисей вел свой народ по пустыне Синайской, Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, чтобы они могли идти и днем и ночью (см.: Исх. 13:21). Как мы сегодня слышали, фараон послал за ними конницу. Израильтяне находились уже у берега моря, когда увидели преследователей, и ужас объял их. Тогда Моисей взмолился к Богу, это был вопль сердца, а не уст. И вот двинулся столп облачный от лица их и стал позади их… и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других (Исх. 14:20). Египтяне оказались в полной темноте и не могли сдвинуться, потому что не знали куда идти. А свет, который светил для израильтян, для египтян стал мраком.
Вот такая удивительная картина того, что происходило у Гроба Спасителя, была описана еще в Ветхом Завете. Для кого Христос – «Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущего в мир», те так и молятся. Для тех же, кто не принимает этот свет, он становится мраком. Так же, как и стража омертвела, когда сошел Ангел и воссиял свет. А римские воины в те времена были символом храбрости и мужества. Но в земном смысле. И то, что совершилось потом, засвидетельствовало их истинное состояние. Воины пришли и сказали, что произошло Воскресение. Что было чудо – Ангел сошел, свет облистал их.
Тогда первосвященники и книжники велели воинам говорить всем, что ночью ученики украли Тело Христа, и дали им много денег. Так же, как Иуда продал Христа, так и воины продали за деньги истину Его Воскресения. Вот что тогда совершилось. И промчеся слово сие во Иудеех даже до сего дне (Мф. 28:15). До сего дня звучит это свидетельство и показывает нам, что с одной стороны находится истина, а с другой – деньги. Поэтому для одних Иисус Христос, Сын Божий, является Истинным Светом. А для других все видится в ином свете.
По своему пониманию Иуда перевел в деньги стоимость мира, которое женщина в порыве чувств возливала на Спасителя. Точно так же до сих пор люди, которые не принимают истину, все, что происходит в Церкви, оценивают только деньгами. Ибо они, как говорят, понимают все «в меру своей испорченности». Это противостояние тьмы свету происходит в мире, начиная от первых времен и до сего дня. И страшно, что мир по-своему расценивает истину, и для мира деньги оказываются дороже, чем сама истина. Кончается Евангелие такими словами: …и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:20). Господь с теми, кто с истиной, с теми, кто со Христом, и потому …благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки (Дан. 3:57) (припевы на паремиях в Великую Субботу).
Мы все время стоим перед выбором. И нередко истинное чувство и истинная любовь продаются за деньги. Отсюда разрушенные семьи – когда из-за денег люди оставляют свою семью и устремляются туда, где им платят, как тем воинам, как Иуде. Все так и происходит в жизни. Как говорит святитель Николай Сербский, все догматы, все основные истины Православной веры, будучи возвышенными, духовными, имеют непосредственное отношение к жизни каждого человека.
Деньги – это некий символ, возможность получить земные блага. Именно поэтому люди часто стремятся их иметь, чтобы жить как хочется. Народ раньше говорил: живи не как хочется, а как Бог велит. Но жить как Бог велит – это значит стоять в истине. А страх потерять земное благополучие часто толкает человека на ложь и предательство. Как в примере со стражниками, которые стали распространять ложь на Воскресение Христово. Лишь потому, что им дорого заплатили.
К несчастью, такое очень часто происходит и в нашем мире. Именно земное благополучие, а не будущая жизнь для многих является смыслом жизни. Господь сказал: …кая бо польза человеку, аще приобрящет весь мир, и отщетит душу свою? (Мк. 8:36) А у нас – где уж там весь мир! Если посмотреть, из-за чего мы ругаемся, завидуем, то это вообще капля в море. И из-за этого люди часто продают свою душу. Вот это и страшно. Поэтому такое наставление дается нам в конце Великого поста в Великую Субботу.
Сегодня ночью мы запоем вместе с Ангелами: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» Вот почему священники переоблачаются в светлые одежды – они собой символизируют Ангела, сошедшего на Гроб Господень. А амвон знаменует собой камень, отваленный от Гроба. «Во гробе плотски, во аде же с душою, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом». Эти слова произносит священник, закрывая Царские Врата. В алтаре как бы Гроб Господень, а здесь камень, отваленный от Гроба. Поэтому только священнослужителю разрешается стоять на амвоне. То есть все, что в горнем мире совершается, происходит и здесь, на земле. И это в нашем православном богослужении является той самой духовной красотой.
Богослужение наше настолько прекрасно, настолько поучительно, что нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Пасху празднуют всю Светлую седмицу. Вся первая неделя после Пасхи становится как один день – таково содержание служб. Здесь время уже останавливается и остается как бы неизменно. Нужно стараться сохранить это устроение. Все, что Господь по милости Своей дал нам в прошедшем Великом посте, нужно стараться не растерять.
Только вчера мы были при погребении Спасителя. Еще лежит в храме Плащаница – знамение пребывания Спасителя во Гробе. И вчерашний день был днем строгого поста и тишины. Есть даже такие стихи:
В Пятницу Страстную
Все должны молчать,
О Христовых муках
Крестных размышлять.
И сегодня – продолжение этой тишины. Мы услышим сейчас песнопение: «Да молчит всяка плоть человеча…» Вот к чему призывает нас Церковь. Это та тишина, тот мир, который мы должны стяжать и который свидетельствует о пришествии Духа Святого. Как сказал преподобный Серафим, стяжи дух мирен – и около тебя спасутся тысячи. Когда помещик Мотовилов по милости Божией и по молитве преподобного был в состоянии Благодати Святого Духа, он испытывал этот необычайный мир, эту внутреннюю тишину. Кстати, еще в Ветхом Завете о явлениях Спасителя сказано: …глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19:12). То есть Господь в легком веянии свежего ветерка. А ведь там же недалеко Африка, где всегда жара.
Именно это и есть то самое устроение, которое имели святые. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5:9). Именно этот мир возводит человека в сыновство Божие. Постараемся же с Божией помощью насколько возможно сохранить этот мир. Если же враг будет приступать к нам, а это неизбежно, так как война еще продолжается, то нужно обращаться ко Господу с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»
Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им (Пс. 117:11). Вот то, что нам дано для отражения супостата. И меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6:17).
2013 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии