Его происхождение давало мало шансов на получение всемирной славы. Родился он в 1889 году в с. Турья Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в семье странствующего церковного мастера-реставратора и ещё ребёнком профессионально освоил это ремесло.
14-ти лет, после окончания сельской школы, поступил в учительскую семинарию в Костромской губернии, из которой был исключён за революционную деятельность (был членом партии эсеров). Упорно стремившийся к образованию Сорокин уехал в Петербург, стал там заниматься на общеобразовательных курсах, в 1909 г. сдал экстерном экзамены за гимназический курс и поступил в Психоневрологический институт, а через год перевёлся на юрфак Петербургского университета. Здесь проявились его наклонности к научным занятиям и интерес к социологии, которую он превратил из голой эмпирики в науку. Только за годы учёбы Питирим Александрович Сорокин опубликовал около 50 научных работ и стал признанным авторитетом в этой области.
Человек огромной работоспособности и железной внутренней дисциплины, он умудрялся в равной степени отдавать свои силы науке и политике – редактировал газету «Воля народа», стал делегатом 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, был избран депутатом Учредительного собрания. К Октябрьской революции, как и все правые эсеры, отнёсся враждебно, но эмигрировать не захотел, считая, что борьбу с большевизмом нужно вести в самой России. Вскоре, однако, пришлось расстаться с иллюзиями. Вначале он отсидел 3 месяца в казематах Петропавловской крепости и остался жив лишь по счастливой случайности. Второй раз его арестовали уже в Великом Устюге и под угрозой расстрела вынудили написать письмо об отказе от политической деятельности и выходе из партии эсеров.
После освобождения Питирим Александрович продолжал работать в университете, в 1920 г. издал двухтомную книгу «Система социологии» (целые десятилетия она оставалась единственным в мире фундаментальным учебником), а в 1921-м защитил докторскую диссертацию. Его публичные выступления и разгромная рецензия на книгу Н.И.Бухарина «Теория исторического материализма» привели к новому аресту и высылке за границу в 1922 г.
Жил он вначале в Берлине, затем в Праге, где написал книгу «Современное состояние России», в которой констатировал, что важнейшим результатом революции стала деградация русского народа. Русская эмиграция в Европе приняла его холодно, не простив злополучного письма, и в 1923 году Сорокин уехал в США, где быстро приобрёл славу самого выдающегося социолога.
Он основал научную школу социологии уголовного права. Он внёс большой вклад в теорию права (свобода одного лица не должна ограничивать свободу других лиц). Он создал теорию стратификации (о разделении общества на социальные слои-страты), теорию социальной мобильности (о социальном перемещении индивида по горизонтали, вертикали и скорости перемещения и влиянии мобильности на общественные процессы), теорию интегральной социологии (анализ структуры общества, процессов взаимодействия в обществе, закономерности появления и развития общественных явлений, практического управления общественными явлениями). Без этих теорий не обходится ни современная социология, ни культурология, ни научная экономика.
Именно ему принадлежит теория конвергенции (сглаживании противоречий) социализма и капитализма. Эта теория была многократно оплёвана советскими идеологами-марксистами, но внимательно изучена китайцами – результаты известны. В знак огромного уважения к научным заслугам П.А. Сорокина американцы избрали его первым президентом Американской социологической ассоциации. Лекции Сорокина, основателя социологического факультета и профессора Гарвардского университета, слушали дети президента Ф. Рузвельта и будущий президент Д. Кеннеди.
Умер Питирим Александрович 55 лет назад, 10 февраля 1968 года, похоронен в г. Винчестер, Массачусетс (США). Сыновья его стали видными учёными, тоже профессорами Гарвардского университета: старший Пётр – в области лазерной физики, младший Сергей – в области цитологии. Сергей стал хранителем русских традиций в родительском доме. Он с молодых лет пел в русском церковном хоре в Бостоне, а потом и сам стал писать православную музыку. В 1972 г. он подготовил компакт-диск «Хоровые песнопения Святой Руси», а в один из его приездов в Россию в 2011 г. в Воскресенском соборе Вологодского кремля с большим успехом была исполнена его «Литургия Святого Иоанна Златоуста».
В столице Коми Сыктывкаре великому учёному в 2014 году был открыт памятник.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
1.
https://reosh.ru/teoriya-civilizacij-p-sorokina-kak-nauchnaya-programma-postroeniya-carstva-antixrista.html