До нового 1998 года оставалось дня два-три. Наш коллектив редакции «Православного радио Санкт-Петербурга» вместе с Владимиром Алексеевичем Михайловым, основоположником и руководителем клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, действующего при храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ, озабочены одной мыслью, что бы дать такого в программе вещания для хоть какого-то малого усмирения «пьяной ночи».
- Нужна соборная молитва. Только она вразумит и остановит кого-нибудь из беснующихся и пьющих! – твердо сказал Михайлов.
Все согласились, но как это сделать на радио. Стали думать. И родилось самое простое решение – надо, чтобы прозвучал в эфире акафист святому мученику Вонифатию. Ему день памяти первого января по календарю, и он же – покровитель трезвенников и помощник страдальцев от «зеленого змия». А как это сделать? Желательно для подстраховки предварительно записать акафист, но, увы, уже нет ни времени, ни возможности. Своя студия ещё обустраивается, а на арендованной у радиостанции «Открытый город», что на улице Марата, свои планы работы, и вклиниться в них не удастся. Остаётся единственный вариант – читать акафист в прямом эфире средних волн. Сразу наметили двух читающих: один – алтарник храма Юрий Петрович Белов, другой – активист клуба Юрий Никифорович Кладиков. У обоих голоса, что надо, зычные, громкие, четко произносят слова. Надеемся – они не спасуют, не подведут, как и певчие храмового хора. Тем более, если получено благословение на акафист в прямом эфире от первого настоятеля храма иерея Александра Захарова, это его через месяц заменит известный батюшка протоиерей Иоанн Миронов.
Среда, последний день уходящего 1997 года. Весь народ, особенно мужчины, уже слегка «разогрелись» в трудовых коллективах и приняли «на ход ноги», женщины, отпущенные на час-два раньше рабочего времени, спешат в магазины с сумками за недостающими покупками к новогоднему столу. В городе кругом привычная предпраздничная суета, гомон и знакомые разговоры: кто, где и что достал, кого пригласили и к кому поедут отмечать, в какой цвет одеться, согласно гороскопу? А у нас проблемы иного толка. Мы готовились к акафисту.
Радиостанция «Открытый город» специализировалась на темах экологии и располагалась на первом этаже жилого дома в бывшей квартире на улице Марата. В одной части помещений оборудовали две студии, одна – вещающая, другая – для записи. Перед тем, как мы начали готовить в них свои радиопрограммы, отец Александр Захаров приехал и с молитвой окропил студию святой водой, а вот большую комнату, хотя именно в ней чаще всего сидели редакторы и корреспонденты, обсуждали свои темы, задания, порой перекусывали, обедали, не освятил. И была причина, почему: потому что нередко тут руководитель радиостанции, надо же такому случиться – однофамилец нашего Михайлова, Олег Александрович – решал вопросы с возможными спонсорами «под звон бокалов». Однажды было даже такое – наш Владимир Алексеевич в студии в прямом эфире ведёт передачу о вреде алкоголя для здоровья человека, убедительно говорит о гибельности души от страсти винопития… По радиоприёмничку в большой комнате мы следим за ходом передачи, но тут же рядом в углу, за столом Олег Александрович благополучно завершает беседу с очередным спонсором. На радостях он предлагает своему собеседнику выпить «за трезвый образ жизни, так хорошо обоснованный лекцией его однофамильца». Обо улыбаются, соглашаются и, приговорив остаток «беленькой», расходятся, довольные друг другом.
Но вернёмся к акафисту. Читающие его сидели в вещательной студии, хор из пяти человек занимал небольшое помещение впритык к записывающей, а руководил и чтецами, и хором третий ответственный. Он сидел на стуле по центру в соединительном переходе и руками указывал, когда и кому вступать. Программа у нас трёхчасовая, начиналась в пять вечера, акафистом и решили её закончить, ударив молитвой по предстоящему разгулу пьянства и порока целой ночи. Просто на удивление всем нам, пока шло чтение и трансляция акафиста святому мученику Вонифатию в прямом эфире, ни разу не хлопнули входные двери четырёх парадных, обычно в звучном пространстве «дома-колодца», а ещё окно помещения, где пел хор, выходило туда же и очень слабо защищало от посторонних звуков. Ни одного крика и возгласа не раздалось. И это за четыре часа до боя курантов! Однако самый удивительный факт нам принес Олег Александрович Михайлов на последних минутах звучания акафиста. Когда он вошёл, ему тут же с порога показали и знаками, и советовали шёпотом вести себя, как можно тише, не шуметь.
- Ничего не понимаю, - произнёс он в ответ еле слышно. – Вы что вещаете?
Да! Слышите же, после акафиста завершающие передачу позывные звучат.
- Фантастика! Я же только что в подворотне видел, что электрики ковырялись в щитке. Сказали, со светом в доме какие-то перебои. А вы вещаете. Чудеса, да и только. Ну, православные, вы даёте. Очень удивили: так если и дальше с вами будет, и не захочешь, а поверишь в силу Божью.
Мы точно не знаем, каким оказалось влияние акафиста святому мученику Вонифатию, звучавшего 37 минут в эфире средних волн, но были уверены, молитвенный покров над Санкт-Петербургом и окрестностями в радиусе ста километров имел несомненное благоприятное воздействие и, возможно, спасло не одну мятущеюся душу.
Традиционно акафист стал звучать в наших программах ежегодно, а с 2007 по 2021 годы, кроме эфира средних волн, он и вовсе «прокручивался» шесть раз за сутки в интернет-вещании.
Следует напомнить ещё об одной традиции, рождённой в 2001 году подвижником трезвости, приснопоминаемым Владимиром Алексеевичем Михайловым: ежегодно 1 января после утренней литургии в соборе Александро-Невской лавры идти крестным ходом по её Никольскому кладбищу. У трех могил крестоходцы, числом до 300 человек, возглавляемые священниками, останавливаются для совершения литии. Первая остановка – у могилы священника Александра Рождественского, основоположника трезвеннического движения в дореволюционной России, вторая – у могилы владыки Иоанна (Снычева), который благословил Михайлова 17 февраля 1993 года на работу клуба «Бодроствование» во имя святого мученика Вонифатия. И в третий раз крестоходцы останавливаются у могилы самого Михайлова. Это его подвижническими трудами возродилось движение «за православную трезвость» в современной России, а отделы по борьбе с пьянством, блудом и наркоманией сейчас действуют почти во всех епархиях, многие приходы внедряют опыт трезвеннической работы.
Слава Богу, заканчивается очередной год нашей непростой жизни, 31 декабря в программе нашего радио вновь прозвучит тот первый чудо-акафист, а 1 января 2023 года состоится крестный ход. Присоединяйтесь. Дело стоящее. Дело благое. Дело спасения души.
Василий Иванович Стамов, редактор «Православного радио Санкт-Петербурга»
1. 1