1 января 2022 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся двадцать второй крестный ход православных трезвенников.
Возглавили молитвенное шествие руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга протоиерей Максим Плетнев; сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Пименов; сотрудник Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области иерей Евфимий Добрянский, а также ряд других священников.
В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем, после 11.30 часов утра, участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Георгий Пименов, по ее окончании он произнес проповедь.
«Практически напротив могилы отца Александра находится Благовещенская церковь, в которой покоится прах еще одного Александра – генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Суворов произносил всем известные и очень меткие жизнеутверждающие изречения. Баталии не выиграешь в кабинете. И если этот принцип применить к жизни духовной, в том числе к нашему крестному ходу, то блаженны те, кто сейчас вступил в эту баталию, не поленился встать пораньше 1 января и прийти на крестный ход. Они получили импульс к трезвости, к жизни духовной, к братскому общению. И мы сегодня здесь вместе с отцом Александром, мы вместе с нашим воином Александром, с владыкой Иоанном и другими трезвенниками, здесь почивающими! И это не даст нам спокойно заснуть. Баталии наши продолжаются. Ура!» – сказал о. Георгий.
Затем крестный ход двинулся к могиле приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), который незадолго до своей кончины, в феврале 1993 года, благословил основателя одного из старейших православных обществ трезвости, клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, Владимира Алексеевича Михайлова (1939–2006) на руководство клубом. На могиле владыки литию отслужил протоиерей Максим Плетнев. По окончании литургии он произнес проповедь.
«Дорогие друзья, братья и сестры! Сегодня мы прошлись крестным ходом, и этот крестный ход, конечно, соединяет живых и мертвых. Мы, ныне живые, христиане, часть Церкви Христовой, являемся частью Церкви воинствующей. Живые христиане именуются еще иначе, как воинствующая Церковь. А владыка Иоанн, отец Александр, Владимир Михайлов, которых мы сегодня поминаем, – это уже часть Церкви торжествующей. Действительно, дорогие братья и сестры, можно сказать, что владыка Иоанн и отец Александр сейчас находятся в каноническом состоянии на пути к прославлению в святости. Мы верим и надеемся, что они прославлены у Бога. Сейчас началась подготовка стараниями энтузиастов к тому, чтобы прославить в лике угодников Божиих и владыку Иоанна, и иерея Александра, священника Божией милостью. Даст Бог, и Владимир Михайлов тоже до этого дорастет. И это, мне кажется, замечательно. Владыка Иоанн – этот тот архиерей, который сам обладал трезвеннической благодатью и благословил трезвенническое движение в России после богоборческого лихолетья», – подчеркнул о. Максим.
«Дорогие друзья! Очень рад всех вас видеть. Дорогие братья и сестры, как здорово, что мы сегодня здесь с вами собрались. На небе сегодня иногда солнышко мелькает, словно Господь нас благословляет. Прекрасный день, 1 января, праздник трезвости. Трезвенники пришли все вместе помолиться! Какой хороший праздник – день святого мученика Вонифатия! Для нас, для многих – это день начала трезвенного бытия. Из всех присутствующих, братья и сестры, кто-то уже годами пребывает в трезвости, а кто-то, может быть, вообще не пил вина никогда. Но есть среди нас братья и сестры, которые первый год проводят в трезвости. И этот светский новый год – искушение для них. Дай Бог им сил! А всем нам – крепости духовной, быть всем нам трезвенными – не только в смысле алкоголя, но и в смысле различных страстей вообще. Дай Бог нам сил проповедовать Христа в своей жизни, быть настоящими христианами! Дай Бог нам благодатных сил идти тем путем, которым Господь нас благословляет! Ведь жизнь христианина – это в каком-то смысле жизнь мученика, даже если это и бескровное мученичество. Но эта жизнь – радостная, действительно исполненная благодати Божией. Слава Богу за все!» – заключил священник.
Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба «Бодрствование» и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была отслужена лития. Проповедь после литии произнес иерей Евфимий Добрянский.
«Вечная память рабу Божиему Владимиру и всем зде лежащим! Дорогие мои, когда я говорю о Владимире Алексеевиче, то всегда вспоминаю о долге, который ему не вернул. Но практически уже столько лет меня отец Максим просит панихиду отслужить на его могиле, и получается, что тем самым я этот долг отрабатываю. Я очень рад, что Господь дает мне возможность помолиться у могилы Владимира Алексеевича. Я его всегда поминаю, я был с ним хорошо знаком. Когда мы с ним беседовали, то всегда радовались тому, что трезвость в Санкт-Петербурге умножается. Сегодня – день Нового года, 1 января, день памяти святого мученика Вонифатия. Мы не всегда помним факты из его жития. Но ведь он, приехав выкупить мощи христианских мучеников, оказавшись свидетелем подвигов мученичества, вдохновился подвигами мучеников и тут же сам себя провозгласил христианином, приял мученическую кончину. Мы тут собираемся каждый год, мы вдохновляемся, видя друг друга, мы радуемся. Радостно сегодня, потому что мы друг друга видим. И мы видим, что все больше и больше народа крестный ход объединяет. Я хочу сегодня всем пожелать, чтобы наши трезвеннические труды помогли другим, ближним и дальним, принять трезвый образ жизни, причем сделать это принципиально. Помоги нам всем Господи! Храни нас всех Господь!» – отметил отец Евфимий.
Затем слово взял ктитор храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ, известный православный благотворитель Сергей Евгеньевич Васильев.
«Дорогие братья и сестры! Очень хорошо отец Евфимий сказал о Владимире Алексеевиче, но я хочу ко всему сказанному добавить следующее. Ведь многие из присутствующих не ходили раньше на крестный ход, с каждым годом мы все меньше видим тех соратников, которые были рядом с Владимиром Алексеевичем, их все меньше и меньше, они уходят… И пока память жива, я хочу рассказать, почему в этот день проходит крестный ход, кто его организовал и как», – сказал Сергей Евгеньевич.
«Владимир Алексеевич благословлялся на трезвенническую деятельность у многих угодников Божиих, в том числе у старца протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита. И мы, православные трезвенники, в то время ходили сюда мирским чином. Это было много лет назад, около 23 лет назад и больше, еще в прошлом тысячелетии. Мы приходили сюда, а священников с нами не было. И, слава Богу, что сегодня православное трезвение, которое Владимир Алексеевич возродил, ширится. Мы только что помянули священника Александра Рождественского, но, к сожалению, в годы атеистического небытия православная трезвость не почиталась. Владимир Алексеевич начал возрождать именно православное трезвенническое движение. Трезвость существовала всегда. Она во все годы всегда была присуща русскому народу. Но православной трезвости долгое время практически у нас не было», – продолжил он.
«На нас в 1990-е годы смотрели косо, как на каких-то сектантов. Об этом говорили не только священники, но даже и епископы. Но сейчас, слава Богу, ситуация изменилась. Благодаря трудам Владимира Алексеевича сейчас в каждой епархии существует отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. Они помогают тем людям, которые хотят избавиться от алкоголизма, наркомании и табакокурения. Мы всегда ходили к могиле отца Александра Рождественского и к могиле владыки Иоанна, а потом подходили к стене, где в то время сохранялись дырки от пуль (сейчас они замазаны) и где по преданию расстреливали монахов Александро-Невской Лавры», – подчеркнул С.Е. Васильев.
«Когда Владимир Алексеевич почил о Господе, я пришел к нашему батюшке, настоятелю храма во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" на заводе АТИ протоиерею Иоанну Миронову. Я объяснил, что родственники В.А. Михайлова хотят похоронить его на родине, в Новгородской области. Но батюшка мне сказал: «Нет, он человек достойный, его надо похоронить в Александро-Невской Лавре!» Известно о чудесах, которые совершались по молитвам Владимира Алексеевича, – и здесь, на его могиле, и в храме «Неупиваемая Чаша». Мы их не записываем, так как не имеем такой возможности. Но об одном из чудес хочется сказать отдельно. Как это – похоронить в Александро-Невской Лавре? Мы знаем, что только руководство города, первое лицо города и первое лицо Санкт-Петербургской митрополии, могут дать санкцию на захоронение кого-либо в Александро-Невской Лавре. И нашлись добрые люди – отец Евгений, который служит сейчас в Городце, и Анатолий Анатольевич. И они, а также я, грешный, взяли на себя заботы по организации похорон В.А. Михайлова. Были написаны необходимые документы, в течение трех дней мы выбирали место, где должен был быть похоронен Владимир Алексеевич, как раз возле этой расстрельной стены. И теперь наш крестный ход заканчивается у могилы Владимира Алексеевича Михайлова», – добавил он.
«Давайте мы осознаем это: к кому еще из непрославленных пока Церковью православных мирян приходит каждый год столько людей на могилу крестным ходом? Ясное дело, это говорит о том, что Михайлов был человеком святой жизни, подвижником. И все вы приходите сюда не потому, что кто-то вас заставляет это делать. Действительно, после этих крестных ходов в нашем городе меньше стало пьянства, меньше стало краж, хулиганства, насилия и т.д. И вот мы здесь присутствуем на могилке человека, который жил, в общем-то, святой жизнью. Многое хорошего он совершил, но главное свидетельство его праведности – это наш крестный ход, который заканчивается как раз на могиле Владимира Алексеевича. Мы все молимся о том, чтобы по завершении нашего жизненного пути хоть кто-то нас помянул. А тут на могиле человека панихиды совершают такие священники, всеми уважаемые люди!» – заключил Сергей Васильев.
Затем, как и в прошлые годы (эта традиция была установлена в свое время В.А. Михайловым), все участники крестного хода встали у стены, где в свое время большевики расстреливали насельников Лавры. Здесь были сделаны общие фотографии на память.
После окончания крестного хода в трапезной храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ состоялась традиционная встреча членов православного клуба «Бодрствование» с трапезой и чаепитием.
Дмитрий Игоревич Стогов, специальный корреспондент газеты «Трезвение» в Санкт-Петербурге