Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова был создан в декабре 1941 года, когда сам университет находился в эвакуации в Ашхабаде. Там же и тогда же был воссоздан философский факультет. Понятно, что руководство страны принимало это решение, руководствуясь долгосрочными, стратегическими интересами страны, будучи уверенны и в победе в Великой отечественной войне, и в том, что «без науки нам смерть».
Эти довольно известные факты вспоминаются, когда читаешь в новостных сообщениях «Российская Федерация выйдет из Болонской системы высшего образования. Об этом 24 мая заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, – сказал Фальков в разговоре с изданием «Коммерсантъ». – Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента. Прежде всего, речь идёт об отказе от принятой двухуровневой системы подготовки в вузах (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры)», а через неделю (2 июня) тому же изданию тот же министр заявил: «Отказ от Болонской системы не означает упразднение в России бакалавриата и магистратуры».
«Понимаете, речь не идёт о том, что мы в одночасье вдруг отменим всё, с чем жили больше 20 лет, и вернёмся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура», – сказал министр.
По его словам, системе бакалавриата и магистратуры «симпатизируют» выпускники школ, без неё не могут обойтись иностранные студенты. Кроме того, есть ряд профессий, для которых степень магистра является обязательным требованием.
«Поэтому будущее за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры. Но не нужно искусственно зажимать возможность развития специалитета и создавать преимущества бакалавриату и магистратуре. Надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована», – подчеркнул Фальков.
По мнению главы министерства, Россия планирует «взять лучшее» из Болонской системы, поправив при этом «очевидные огрехи», например, когда человек без профильного образования поступает в магистратуру совершенно другого направления.
Совершенно непонятно сообщение СМИ о том, что у наших законотворцев уже существует «дорожная карта» по выходу из Болонского процесса, поскольку не существует какого-либо юридически значимого документа ни в стране, ни на международном уровне, который так или иначе его конституирует. В Болонье в 1999 году была министрами образования подписана декларация по итогам встречи («Термин «декларация» употребляется для обозначения различных международных документов. Однако декларации не во всех случаях являются юридически обязательными. Этот термин часто намеренно выбирается для демонстрации того, что стороны не собираются устанавливать юридически обязательных обязательств, а лишь хотят декларировать определённые чаяния»). Причём для любого, кто внимательно прочитал декларацию, понятно, что речь в этом документе идёт исключительно о намерениях, чаяниях, а не о обязательствах, за исключением договорённости встречаться раз в два года в ближайшее десятилетие.
К сожалению, нередко у нас этот документ называется конвенцией, а потому мы якобы обязаны (кому?) ломать свою систему высшего образования. Эта система, и в самом деле, ломалась под разговоры о болонском процессе, но сам он совершенно не при чём. Об этом свидетельствует и второе из цитированных выше интервью министра образования и науки, что бы об этом ни писали в который раз, в том числе на этом ресурсе.
Наверное, не все читатели РНЛ знают, что в российской высшей школе уже не один год идёт активная работа по переходу на систему «2+». Причём импульс к ней был задан Президентом Российской Федерации в январе 2020 года, конкретнее – в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020: «Рынок труда сегодня динамично меняется, постоянно появляются новые профессии, усложняются требования к существующим, и высшая школа должна гибко и быстро реагировать на эти запросы. Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии». Через три недели на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию В.В. Путин сделал уточнение о компетенциях, столь нелюбимых, мягко говоря, некоторыми авторами РНЛ: «По итогам Послания уже давалось поручение предусмотреть возможность для студентов после второго курса менять образовательную траекторию, проходить обучение по смежным направлениям, что позволит студентам получать как фундаментальную подготовку, так и целый набор необходимых современных, востребованных компетенций».
Больше года назад в профильном журнале была опубликована статья «Концепция ФГОС ВО четвёртого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России», в которой, в частности, написано: «Основная часть ФГОС 4 связана с «фундаментальной подготовкой» по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки (УГСН). После получения в течение двух первых лет обучения фундаментальной единой подготовки по УГСН у студента появляется возможность выбрать направление подготовки», а стандарт в целом регламентирует не более 50% объёма образовательной программы.
Поэтому весь этот шум, суета вокруг «болонской системы» выглядит несерьёзно, неубедительно, в полном несоответствии текущему моменту. Судьбоносному не в меньшей степени, чем в своё время декабрь 1941-го.
«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник...».
Леонид Сергеевич Гребнев, доктор экономических наук. профессор, заместитель министра образования Российской Федерации в 2001-2004 годах
2. "предусмотреть возможность для студентов после второго курса менять образовательную траекторию"
1. "Не кочегары мы - не плотники, но сожалений горьких нет! А "мы"..."
«В дискуссии о «болонском процессе» не хватает компетентности»
/////////////////////////
В «контексте» затронутых автором публикации вопросов в отношении т.н. «Болонской системы», «небезынтересным» показался взгляд И. Абанкиной, лиректора Института развития образования НИУ ВШЭ, представленный на страницах печати… Вот некоторые из озвученных «моментов»…
- возвращение к советской системе просто не будет отвечать интересам современного рынка труда…;
- отвечая на вопрос (которым, по утверждению Абанкиной задаются многие) - если от Болонской системы все-таки откажутся, не лишит ли это выпускников российских вузов возможности найти работу за рубежом, директор отвечает, что по ее мнению – нет, ибо «сегодня документ об образовании играет гораздо меньшую роль, чем раньше и «все серьезные крупные компании на формальные бумажки смотрят в последнюю очередь» (коммент. – теперь понятно, почему «Космосом» может заправлять журналист, а промышленностью – социолог и т.д.?)… «Кстати», и наши крупнейшие компании сегодня тоже нуждаются в высокотехнологичных решениях и специалистах международного уровня (коммент. – а еще - ну в совсем «свежих» вчера то было «непотребно», что ли?). Потому как доморощенными окукленными левшами нам обойтись не удастся. Левша, конечно, был замечательный мастер, но только вот блоха, после того как он ее подковал, прыгать перестала.»
Небезынтересная деталь: по информации сайта ОНФ Эксперт, АБАНКИНА ИРИНА ВСЕВОЛОДОВНА является «экспертом Общероссийского Народного Фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности»…
Вопрос по теме… В «какой» «идентичности» могло сформироваться вышеуказанное видение эксперта на проблему образования?
Ну а далее, почему бы и не поразмышлять настолько ли несерьезен - как утверждает Леонид Сергеевич Гребнев – « весь этот шум, суета вокруг «болонской системы»?