itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник...

В дискуссии о «болонском процессе» не хватает компетентности

Русская школа  Закон об Образовании в РФ  Санкции Запада и ответ России  ЕГЭ 
0
599
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова был создан в декабре 1941 года, когда сам университет находился в эвакуации в Ашхабаде. Там же и тогда же был воссоздан философский факультет. Понятно, что руководство страны принимало это решение, руководствуясь долгосрочными, стратегическими интересами страны, будучи уверенны и в победе в Великой отечественной войне, и в том, что «без науки нам смерть».

Эти довольно известные факты вспоминаются, когда читаешь в новостных сообщениях «Российская Федерация выйдет из Болонской системы высшего образования. Об этом 24 мая заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, сказал Фальков в разговоре с изданием «Коммерсантъ». Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента. Прежде всего, речь идёт об отказе от принятой двухуровневой системы подготовки в вузах (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры)», а через неделю (2 июня) тому же изданию тот же министр заявил: «Отказ от Болонской системы не означает упразднение в России бакалавриата и магистратуры».

«Понимаете, речь не идёт о том, что мы в одночасье вдруг отменим всё, с чем жили больше 20 лет, и вернёмся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура», сказал министр.

По его словам, системе бакалавриата и магистратуры «симпатизируют» выпускники школ, без неё не могут обойтись иностранные студенты. Кроме того, есть ряд профессий, для которых степень магистра является обязательным требованием.

«Поэтому будущее за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры. Но не нужно искусственно зажимать возможность развития специалитета и создавать преимущества бакалавриату и магистратуре. Надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована», подчеркнул Фальков.

По мнению главы министерства, Россия планирует «взять лучшее» из Болонской системы, поправив при этом «очевидные огрехи», например, когда человек без профильного образования поступает в магистратуру совершенно другого направления.

Совершенно непонятно сообщение СМИ о том, что у наших законотворцев уже существует «дорожная карта» по выходу из Болонского процесса, поскольку не существует какого-либо юридически значимого документа ни в стране, ни на международном уровне, который так или иначе его конституирует. В Болонье в 1999 году была министрами образования подписана декларация по итогам встречи («Термин «декларация» употребляется для обозначения различных международных документов. Однако декларации не во всех случаях являются юридически обязательными. Этот термин часто намеренно выбирается для демонстрации того, что стороны не собираются устанавливать юридически обязательных обязательств, а лишь хотят декларировать определённые чаяния»). Причём для любого, кто внимательно прочитал декларацию, понятно, что речь в этом документе идёт исключительно о намерениях, чаяниях, а не о обязательствах, за исключением договорённости встречаться раз в два года в ближайшее десятилетие.

К сожалению, нередко у нас этот документ называется конвенцией, а потому мы якобы обязаны (кому?) ломать свою систему высшего образования. Эта система, и в самом деле, ломалась под разговоры о болонском процессе, но сам он совершенно не при чём. Об этом свидетельствует и второе из цитированных выше интервью министра образования и науки, что бы об этом ни писали в который раз, в том числе на этом ресурсе.

Наверное, не все читатели РНЛ знают, что в российской высшей школе уже не один год идёт активная работа по переходу на систему «2+». Причём импульс к ней был задан Президентом Российской Федерации в январе 2020 года, конкретнее – в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020: «Рынок труда сегодня динамично меняется, постоянно появляются новые профессии, усложняются требования к существующим, и высшая школа должна гибко и быстро реагировать на эти запросы. Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии». Через три недели на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию В.В. Путин сделал уточнение о компетенциях, столь нелюбимых, мягко говоря, некоторыми авторами РНЛ: «По итогам Послания уже давалось поручение предусмотреть возможность для студентов после второго курса менять образовательную траекторию, проходить обучение по смежным направлениям, что позволит студентам получать как фундаментальную подготовку, так и целый набор необходимых современных, востребованных компетенций».

Больше года назад в профильном журнале была опубликована статья «Концепция ФГОС ВО четвёртого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России», в которой, в частности, написано: «Основная часть ФГОС 4 связана с «фундаментальной подготовкой» по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки (УГСН). После получения в течение двух первых лет обучения фундаментальной единой подготовки по УГСН у студента появляется возможность выбрать направление подготовки», а стандарт в целом регламентирует не более 50% объёма образовательной программы.

Поэтому весь этот шум, суета вокруг «болонской системы» выглядит несерьёзно, неубедительно, в полном несоответствии текущему моменту. Судьбоносному не в меньшей степени, чем в своё время декабрь 1941-го.

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник...».

Леонид Сергеевич Гребнев, доктор экономических наук. профессор, заместитель министра образования Российской Федерации в 2001-2004 годах

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. "предусмотреть возможность для студентов после второго курса менять образовательную траекторию"

Качественное образование характеризуется стабильностью. Болезнь бесконечно "менять" отражает специфику либеральных реформ. Если почву все время перепахивать, то на ней ничего не вырастет.
Мы из Ельца / 09.06.2022 12:03

1. "Не кочегары мы - не плотники, но сожалений горьких нет! А "мы"..."

РНЛ:
«В дискуссии о «болонском процессе» не хватает компетентности»
/////////////////////////
В «контексте» затронутых автором публикации вопросов в отношении т.н. «Болонской системы», «небезынтересным» показался взгляд И. Абанкиной, лиректора Института развития образования НИУ ВШЭ, представленный на страницах печати… Вот некоторые из озвученных «моментов»…

- возвращение к советской системе просто не будет отвечать интересам современного рынка труда…;

- отвечая на вопрос (которым, по утверждению Абанкиной задаются многие) - если от Болонской системы все-таки откажутся, не лишит ли это выпускников российских вузов возможности найти работу за рубежом, директор отвечает, что по ее мнению – нет, ибо «сегодня документ об образовании играет гораздо меньшую роль, чем раньше и «все серьезные крупные компании на формальные бумажки смотрят в последнюю очередь» (коммент. – теперь понятно, почему «Космосом» может заправлять журналист, а промышленностью – социолог и т.д.?)… «Кстати», и наши крупнейшие компании сегодня тоже нуждаются в высокотехнологичных решениях и специалистах международного уровня (коммент. – а еще - ну в совсем «свежих» вчера то было «непотребно», что ли?). Потому как доморощенными окукленными левшами нам обойтись не удастся. Левша, конечно, был замечательный мастер, но только вот блоха, после того как он ее подковал, прыгать перестала.»

Небезынтересная деталь: по информации сайта ОНФ Эксперт, АБАНКИНА ИРИНА ВСЕВОЛОДОВНА является «экспертом Общероссийского Народного Фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности»…

Вопрос по теме… В «какой» «идентичности» могло сформироваться вышеуказанное видение эксперта на проблему образования?
Ну а далее, почему бы и не поразмышлять настолько ли несерьезен - как утверждает Леонид Сергеевич Гребнев – « весь этот шум, суета вокруг «болонской системы»?

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Леонид Гребнев
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник...
В дискуссии о «болонском процессе» не хватает компетентности
06.06.2022
Новая сущность миссии России в XXI веке как альтернатива «западнизму»
К выходу монографии «Россия – Запад – Восток: новая формационно-цивилизационная конфигурация мира»
22.08.2021
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Какая же система образования необходима нашей стране?
23.06.2020
12 апреля 1961 года
Как точка перегиба нашей истории
17.11.2019
Когда начнем жалеть Учителя?
Профессор Леонид Гребнев о том, какой должна быть наша реакция на фильм «Матильда»
01.09.2017
Все статьи Леонид Гребнев
Русская школа
«Восстановление невозможно без строительства»
Идеологам нового молодёжного движения нужно использовать библейские заповеди
01.07.2022
Болонская система: выходя, остаёмся?
О перспективах развития российского образования
01.07.2022
I. Россия и европейское образование
4. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
28.06.2022
I. Россия и европейское образование
3. Модели образования эпохи модерна
24.06.2022
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Болонская система: выходя, остаёмся?
О перспективах развития российского образования
01.07.2022
«Мы не должны быть интеллектуальными донорами других стран»
В Госдуме прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в России
27.06.2022
О выходе из Болонского процесса и
перспективах высшей школы в России
21.06.2022
Все статьи темы
Санкции Запада и ответ России
«Россия и Белоруссия преумножают славные традиции крепкой дружбы»
По словам Владимира Путина, страны продолжают последовательно наращивать сотрудничество в политике, в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах
01.07.2022
Ситуация провоцирует утечки капитала
При закрытых рынках капитала и проблемах с импортом укрепление рубля может привести к взрывоопасному накоплению напряжения в системе
01.07.2022
«Суверенитет не может быть частичным»
Для его обеспечения нужна полная и стратегическая национализация банков
01.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
За что мы воюем?
Новый комментарий от Евгений Х.
01.07.2022 14:15
Зачем покинули остров Змеиный?
Новый комментарий от ОСт
01.07.2022 12:27
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.07.2022 11:51
Ситуация провоцирует утечки капитала
Новый комментарий от Александр А.Б.
01.07.2022 11:02
Остров и обмен – Украина играет на опережение
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.07.2022 07:01
Все ли наши несчастья от личных грехов
Новый комментарий от Normolog
01.07.2022 03:19