Священное Писание и неканоничность

Доклад Макарие-Калязинскому клубу

Русское Собрание  Калязинские Чтения Русского Собрания  Проблемы церковной жизни 
0
227
Время на чтение 17 минут
Фото: Из личного архива автора

Дорогие друзья и уважаемые коллеги! Благодарю Анатолия Дмитриевича Степанова за возможность выступить перед вами с докладом по поводу эссе «Размышляя об Адаме из Эдема и не только…», выложенному Вконтакте 25 августа и 15 ноября.

К началу подготовки доклада пришёл отзыв нашего коллеги, заведующего кафедрой религиоведения Курского государственного университета Владимира Михайловича Меньшикова, из которого он разрешил процитировать вот эти слова: «Прочитал Вашу книгу… Конечно, Ваш анализ – это далеко не канонический анализ. Как Вы знаете, есть каноническое изображение сюжетов Священного Писания – иконопись, а есть неканоническое – изобразительное искусство. Вы работаете не в каноническом жанре… в любом случае это очень интересное видение проблемы управления».

Именно эти слова привлекли внимание к проблеме неканоничности в связи со Священным Писанием, что и отражено в названии доклада. Точнее, не к одной проблеме, а к трём. Первая касается неканонических терминов в обычном языке, вторая – жанров обращения к сюжетам Писания, третья, самая сложная – неканоничность (небоговдухновенность) некоторых текстов Писания.

По-видимому, самым неканоничным в обычном языке является слово «воскресенье» в качестве обозначения дня недели, а также слова «неделя» в качестве обозначения семидневного цикла, а не одного из его дней перед понедельником.

Не знаю, когда и почему великороссы, и только они, решили вне церковной ограды отказаться от употребления термина «седмица». Точнее, так: они решили пожертвовать этот количественный ветхозаветный термин, чтобы сохранить в обычном мирском языке качественный, можно даже сказать сакральный, термин «неделя».

Почти во всех славянских языках неделей и сейчас называется последний день семидневного цикла. И только у славян есть чёткое разделение, если не противопоставление названий будничных дней («второй», «средний», «четвёртый», «пятый») и двух дней, имеющих отношение к Богу. Суббота – копия названия седьмого дня у иудеев: «день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…» (Исх. 20:10, 4-я заповедь Декалога). Неделя – просто перевод слова «суббота» («ша-баш»).

Почему-то только великороссам этого оказалось недостаточно, и они как бы нарушили канон: заменили «неделю» на «воскресенье». Понятно, Чьё воскресение при этом имеется в виду. Понятно и почему можно встретить слова: «Воскресенье – малая Пасха». Но понятно это только тем, кто знаком хотя бы с азами православной культуры. Все остальные понятия не имеют о том, насколько глубоко носители нашего языка погружены в православную «культурную матрицу», очень часто не отдавая себе в этом отчёта.

Мирское отступление от канона в использовании слов «воскресение», «неделя», «седмица» не вызывает возражения со стороны служителей церкви, и проблемой на самом деле не является.

Сложнее обстоит дело с неканоничностью жанров обращения к сюжетам Писания. Владимир Михайлович привёл в качестве примера каноничности/неканоничности пару иконопись/живопись.

О том, насколько опасным с духовной точки зрения может быть обращение к сюжету Писания, поведал на своём собственном примере сто лет назад отец Сергий Булгаков в связи с картиной «Сикстинская Мадонна» в очерке «Две встречи» (1924 год). При первой встрече он увидел в ней икону: «мне глянули очи Царицы Небесной, грядущей в небесах с Предвечным Младенцем… Я (тогда марксист!) невольно называл это созерцание молитвою и всякое утро стремился попасть в Zwinger». Через четверть века восприятие очень изменилось: «К чему таить и лукавить: я не увидал Богоматери. Здесь — красота, лишь дивная человеческая красота, с её религиозной двусмысленностьюВедь это же есть свидетельство духовного состояния западного мира, более подлинное и убедительное, чем все фолианты богословия».

Иначе говоря, дело не в неканоничности самой по себе, а в её качестве. Она может быть самой разной. Неканоничность может быть как кощунственной, богопротивной, так и наоборот. Оставаясь в рамках живописи, достаточно упомянуть здесь «Явление Христа народу» нашего соотечественника Александра Андреевича Иванова.

Мой – управленческий – подход к анализу текстов Писания Владимир Михайлович определил как неканонический. Возможно, так и есть. Но он не анти-канонический.

Продолжая линию особенностей великорусского языка, можно отметить, что общеславянское слово «Господь» на великорусский язык переводится как «Хозяин». Это, можно сказать, сугубо управленческое понятие. Хозяин хозяйствует – принимает и воплощает в жизнь определённые решения, направленные на сохранение жизни своего хозяйства. В хозяйстве находятся люди, которые ему подчиняются, разнообразная живность и просто вещи в условиях ограниченности доступных средств (факторов, особенно связанных с пространством, и ресурсов, начиная с энергии) и частичной неопределённости среды.

Все мы принимаем решения, в том числе и хозяйственные (как минимум, в рамках ведения своего домашнего хозяйства), поэтому уверены, что неплохо разбираемся в управлении. Однако это не так. Достаточно упомянуть о конфликтах внутри того же домашнего хозяйства между членами семьи, особенно разных поколений. Причина их во многом – как раз управленческие ошибки родителей.

В прежние времена управленческая культура была, по сути дела, тайной за семью печатями, да и сейчас во многом остаётся таковой. Не только древнеегипетское жречество тщательно берегло управленческие секреты, но и КПСС.

Сейчас времена меняются. Вслед за всеобщей грамотностью, совсем недавно по историческим меркам лишившей грамотеев возможности получать вознаграждение за посреднические услуги в переписке, приходит грамотность управленческая, основанная на «цифре». Её приход, можно сказать, был напророчен в позапрошлом веке. Например, вот такими словами: «Вместо того чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним», «человек относится к самому процессу производства как его контролёр и регулировщик…Тем самым рушится производство, основанное на меновой стоимости» (это размышления Маркса о том, что вытеснение человека из рутины производства материальных благ ведёт к исчезновению рыночной экономики).

Маркс ошибся. Меновые отношения – следствие ограниченности средств обеспечения конфликтующих интересов – существуют в нашей жизни всегда.

Тем не менее, в структуре хозяйственной деятельности происходит всё более заметное увеличение доли умственного труда и сокращение доли труда физического. Говоря языком управленцев, растёт вовлечённость подчинённых в принятие хозяйственных решений и сокращается их вовлечённость в исполнение рутинных действий. «Умные вещи», если запрограммированы правильно, с рутиной справляются быстрее и с меньшим количеством ошибок.

Для управленцев главная головная боль: как обеспечить необходимую для успешного хозяйствования обратную связь между принятием решений подчинёнными и их ответственностью за результаты этих решений. Для того, чтобы хозяйствование было эффективным (или хотя бы оставалось жизнеспособным), такая связь быть должна. А на деле зачастую она отсутствует.

Интерес современных управленцев к рассказу об Адаме и его жене связан именно с тем, что в нём описана типичная ситуация: подчинённый самовольничает, но вины своей не признаёт, перекладывает ответственность на других. Грамотный управленец текст «про Адама» будет рассматривать в контексте. Как минимум, посмотрит, что написано непосредственно перед ним (Шестоднев), и что написано сразу после него (рассказ об убийстве Каином, старшим сыном Адама, своего брата Авеля). Как максимум, прочитает и то, что написано и в других текстах, включая Новый Завет.

Интерес управленца к любому тексту не «чисто познавательный» («кто виноват?»), а управленческий («что делать?»). В случае, когда автор текста – Хозяин (Моисей не свою волю выкладывал соплеменникам), управленец при чтении хотя бы на подкорке имеет вопрос «зачем?». Или так: «что Автор хотел сказать, сказав нечто? Что Он на самом деле имел в виду? Что и почему/зачем осталось не сказанным (зачем умолчал Говоривший)?»

Текст управленца – это приказ. Он – про должное (то есть про то, чего ещё нет), а не про сущее. Только при таком восприятии текста можно надеяться на его понимание в полной мере. Приказ (директива) может сопровождаться пояснительной частью («констатация»). Он может быть и краткосрочным, и долгосрочным…

Скорее всего, в течение нескольких тысяч лет глаза были удержаны от того, чтобы читать Священное Писание именно так. В частности, практически полностью выпадала из внимания комментаторов самая первая (последняя воля Творца в Шестодневе, обращённая к жизни людей – питаться плодами трав и дерев, сеющих семя, имеет прямую связь с заветом Бога-Сына причащаться Его Плотью и Его Кровью: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» [Лк. 22:19-20]) воля Творца: и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт 1:28, 26).

Однако почему бы сейчас не прочитать Священное Писание глазами управленца? Напоминаю процитированные слова Владимира Михайловича: «в любом случае это очень интересное видение проблемы управления».

Что очень удивит читателя-управленца, озабоченного обременением подчинённых ответственностью за результаты их решений? Отсутствие искомого ответа непосредственно в рассказе об Адаме. Более того, в одной из книг Пятикнижия он увидит повеление Господа людям перекладывать свои грехи на козла и затем отпускать это домашнее животное «на волю», на корм диким хищникам. Выражение «найти козла отпущения» и сейчас хорошо известно и широко практикуется.

И вот здесь мы встречаемся с неканоничностью, присутствующей непосредственно в Ветхом Завете. Речь идёт о книгах синодального издания, помеченных звёздочкой как неканонические, то есть небоговдухновенные, хотя и полезные для чтения.

В Православной энциклопедии отмечается, что общеупотребительным термин «неканонические книги» стал только после 2-го издания Библии Московской Патриархией в 1968 году. До этого они назывались по-разному: и второканоническими, как у католиков, и апокрифическими, как у протестантов. Главное – в канон Священного Писания они не входят именно потому, что небоговдухновенны. Поэтому логично, что в современном переводе Библии, осуществлённом Российским Библейским обществом, их нет, и, следовательно, ссылок на них из Нового Завета тоже нет.

С проблемой неканоничности может столкнуться управленец, решивший максимально полно познакомиться с контекстом рассказа об Адаме, включая Новый Завет. Он встретит упоминания обоих сыновей Адама и очень важные слова Христа о сатане: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Но никаких следов рассказа о том, что натворили Адам и его жена в райском саду, нет ни в Евангелиях, ни в «Деяниях…», ни в посланиях апостолов, кроме одного, Павла. Он единственный, кто не был рядом с Иисусом Христом до Его распятия, и кого Он отправил проповедовать Благую Весть язычникам. Все послания Павла входят в канон Нового Завета, но его учение о грехе Адама, которым смерть вошла в жизнь всего живого, имеет единственную содержательную связь – с неканонической Книгой премудрости Соломона: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» (Прем. 1:13-15); «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2:23-24).

Формула «именно грех рождает смерть» встречается в посланиях только апостола Павла: «…как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нём все согрешили» (Рим. 5:12). Только в его текстах прямо увязаны Адам из Эдема и Христос: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:25).

Не понимаю, почему даже в учебниках по богословию цитаты из Книги премудрости Соломоновой не сопровождаются указанием на её неканоничность (см., напр.: «В Священном Писании понятие премудрости Божией часто имеет энергийный характер. В Книге Премудрости Соломоновой (см.: Прем. 7:14; 9:17) о премудрости говорится как об одном из высших даров Святого Духа» протоиерей Олег Давыденков Догматическое богословие). Может быть, стоило бы «звёздочкой» отмечать и ссылки на места в посланиях апостола Павла, которые перекликаются с такими источниками или вряд ли совместимы с Символом Веры? Например, Бог-Сын в том же послании коринфянам назван Краснозёмом (в переводе с иврита): «последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15:45-46). И это написано про «Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век».

Почему так получилось, что только этот «поручик идёт в ногу», и именно на его умозаключениях, иногда неудобовразумительных, по признанию апостола Петра, оказалось основано очень многое в богословском образовании и обрядовой практике, а все остальные, начиная с Бога-Сына – нет? У меня нет развёрнутого ответа на этот вопрос, который в таком явном виде и не задаётся в эссе.

Могу только предположить, что у апостола Павла была практически невыполнимая задача: не «донести Благую Весть» людям, уже во многом подготовленным к её восприятию всей своей предыдущей жизнью, с младенчества пропитанной духом Ветхого Завета, его мудростью, в том числе чисто бытовой, житейской, а обратить в христианство язычников – взрослых мужчин, прежде всего, глав семейств, озабоченных в первую очередь благополучием их семей.

Говорить им про то, что надо делиться с просящими всем, в чём они, по их словам, нуждаются? Что Бог есть любовь? И надо не только ближних любить как себя самого, но и врагов любить? Что нет больше той любви, чтобы отдать жизнь за друзей своих? А как же семья, её благополучие, если её глава всё раздаст другим, да и с жизнью расстанется ради них?

Любовь – чувство сердечное. Очень личное, можно сказать, семейное. Говорить про неё с взрослыми отцами семейств – дело почти безнадёжное. Не к сердцам их приходится обращаться, а к головам, к рассудку. А рассудок, в первую очередь, озабочен смертью. Точнее – телесной смертью самого носителя головы. Именно связка «грех-смерть» представляется самой доходчивой, убедительной в общении с такой будущей паствой.

Если посмотреть, насколько часто встречаются в разных текстах Нового Завета слова «грех» и «смерть», то нетрудно убедиться в том, что лидерство с большим отрывом (по «удельному весу», рассчитываемому по количеству упоминаний на объём текста в печатных знаках) у посланий апостола Павла.

Читая первые главы Книги Бытия, профессиональный управленец заметит, что в Шестодневе описана только вторая стадия стандартной целесообразной деятельности – поэтапное продвижение к достижению определённой цели: сотворить вид «Человека разумного», индивиды которого наделены способностью творить по образу Его, а вид в целом со временем примет на себя бремя владычествования над всей землёй по подобию Ему.

Пять раз оценка соответствия результата промежуточной цели ставится «хорошо», шестой раз – «хорошо весьма». После чего – отдых, о котором сказано в начале следующей главы. А сразу после этого управленец видит описание полного цикла целесообразной деятельности. Сначала коротко изложена первая, виртуальная стадия – «от проблемы к средству её решения», а потом подробно вторая – поэтапное создание средства и самое начало его применения.

Проблема: даже трава не растёт на земле, потому что нет человека, чтобы её возделывать. Хотя только что управленец прочитал в Шестодневе, что не только трава и другая растительность на земле произрастают, но и всякая живность ею питается, плодя и наполняя всю землю, и даже человек уже сотворён. Понимает он и то, что возделывание земли руками индивидов – необходимый первый шаг на пути к соборному владычеству над всей землёй.

Что он думает об Авторе-Хозяине? Что тот вполне может показать, что любое реальное хозяйствование начинается с обнаружения проблемы и разработки плана её решения.

Показывает это на условном примере, имея в виду, что читатель-управленец уже запомнил конечную цель деятельности, описанную в Шестодневе (владычество всего человечества над всей землёй) и понимает, какое тяжёлое бремя возлагается на всех людей, живущих на планете здесь и сейчас. Бремя принятия и реализации решений по сохранению жизни на нашей планете под свою собственную ответственность не только перед Ним, но и перед потомками. Разумеется, для этого мы должны уметь не только различать добро и зло, выбирать в качестве добра наименьшее из зол, но и делать это именно сообща, соборно.

Для управленца, занимающегося хозяйственной деятельностью, очевидно, что в Шестодневе описана пищевая пирамида – кто/что за счёт кого/чего живёт, как устроена эксплуатация. Он видит четыре уровня прямой эксплуатации – «сверху вниз» – и три уровня обратной (инверсной, паразитической – см. рис. 2.1 в эссе).

Видит управленец и неизбежное возникновение конфликта бытийных интересов («быть или не быть?») между предками и потомками, как только процесс размножения упрётся в пространственные границы: земля наполнена. Справедливый принцип «живи и жить давай другим» в условиях ограниченности пространства неизбежно принимает вид: «пожил сам – уступи место другим».

Всё это управленец понимает и читает рассказ об Адаме и его жене как очень важную, поучительную притчу, немного замаскированную под быль упоминанием реки Евфрат.

Смысл притчи об Адаме и его жене трагичен. Чем больше мы погружаемся в самостоятельную разнообразную деятельность по возделыванию земли и сохранению её самой и всего живого, а в перспективе, заданной Творцом, втягиваемся и во владычество над всей землёй, применяя дарованную Им способность действовать спонтаннотворить, по сути дела, паразитируя на ней, тем дальше мы от Него же, тем больше угроза рабства сатане.

Каин-земледелец тому пример.

На то, что тяжкий путь к конечной цели человечества на нашей планете начинается не просто с возделывания земли, а с орошаемого земледелия, указано уже в рассказе об Адаме: «Из Едема выходила река для орошения рая».

В эссе довольно много внимания уделяется трём этапам перехода человечества к оседлости – восточному, затем западному и, наконец, незавершённому в северной части Евразии у нас в России.

Леонид Сергеевич Гребнев, доктор экономических наук, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Сергеевич Гребнев
«Всё врут календари»
Какая календарная реформа нам нужна?
01.10.2024
Третий Рим: важен исторический контекст
Обсуждение статьи «Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения»
12.03.2024
Правитель и два стула
Размышляя об Адаме из Эдема и не только… : эссе / Л.С. Гребнев. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 282 с.
13.02.2024
О праве на ошибку
Еще раз о юлианском и григорианском календарях
16.01.2023
Чиновники боятся низовой активности граждан?
Эксперты «Русского Собрания» о власти, бюрократии и народной инициативе
15.07.2022
Все статьи Леонид Сергеевич Гребнев
Русское Собрание
В поисках образа будущего России
В Москве состоялось очередное заседание Русского Собрания
23.12.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Станет ли Казань центром обсуждения насущных проблем общества, или вновь вклинятся «чиновники-вахтёры»?
Непраздный вопрос в канун дискуссии «Россия и Русский мир: история, современные вызовы и перспективы», назначенной в Казани на 4 ноября 2024 г.
01.11.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи темы
Калязинские Чтения Русского Собрания
Возмущён преследованием и клеветами образцового руководителя района!
А также кое-что об абсурде антимонопольного законодательства
16.08.2024
Вечные ценности семейной жизни и вечная Россия
Выступление на XI «Калязинских чтениях» МОО «Русское Собрание» — Международной научно-практической конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
01.06.2024
Резолюция конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
XI выездное расширенное заседание Международной общественной организации «Русское Собрание», г. Калязин, 20 февраля 2024 года
11.03.2024
«Иосиф Сталин – строитель новой цивилизации»
Доклад на Калязинских чтениях 20 февраля 2024 г.
07.03.2024
Тайна крови
Впечатления от Калязинских чтений Русского собрания в Калязине в свете празднования Дня защитника Отечества
26.02.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
26.12.2024 11:36
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.12.2024 03:57
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Наблюдатель
26.12.2024 03:24
Моноспектакль «Маскарад последнего века»
Новый комментарий от prot
26.12.2024 02:52
Игорь Стрелков попросил суд освободить его из колонии
Новый комментарий от Vladislav
25.12.2024 23:18
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от влдмр
25.12.2024 20:46
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.12.2024 19:50