Это крылатое выражение из «Горя от ума» А.С. Грибоедова вспомнилось, когда в выступлении Святейшего Патриарха Кирилла на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур 11 сентября 2024 г. встретилось предложение изменить календарь: «Воскресенье во всех дореволюционных календарях было первым днём недели, но пришла безбожная власть и решила, что воскресенье должно быть последним днём недели…. На самом деле это, конечно, первый день, который всегда начинается с молитвы в храме, с мыслей о вечном, святом, значимом. А уж потом, набравшись духовных сил, посетив храм Божий, причастившись Святых Христовых Таин, христиане призваны начинать неделю. Дай Бог, чтобы мало-помалу возвращалась эта замечательная духовная традиция нашего народа».
На самом деле традиция приходить в храм в начале семидневного календарного цикла – в день Солнца – существует уже много веков у католиков и протестантов. За днём Солнца следует день Луны, в конце день Сатурна – одновременно имя одной из планет и римского бога земледелия. Однако сами католики и протестанты называют этот день концом цикла – weekend, не его началом. А имена семи дней никакого сакрального смысла не имеют. Ничего, связанного с Христом. Псевдо-христианство, по сути дела, едва ли не с самого начала, переходящее сейчас в сатанизм.
У славян всё не так. Для начала стоит отметить, что в церковно-славянском языке семидневный цикл называется седмица. Причём Страстная седмица начинается с Великого понедельника, за которым следует Великий вторник, в седьмой день – Пасха, Воскресение Христово.
Иначе говоря, славянский календарь строго ориентирован на Новый Завет и в то же время сохраняет верность Ветхому Завету, в котором указано, что Богу надо посвящать седьмой день, не делая в этот день никаких мирских дел. Поэтому ему дали имя «неделя».
За предыдущим, шестым днём, оставили без перевода с иврита имя «суббота», которое имеет буквально тот же смысл – не делать мирских дел. Таким образом, сакральный смысл сохранился за седьмым днём, но у славян он стал называться неделей.
Однако великороссам этого оказалось мало, и они в мирской жизни совершили духовную революцию. Решили, что Богу надо посвящать не один день из семи, а все, поскольку без Божией помощи, Его благодати, человек не может сделать ни одно доброе дело. Поэтому в своей жизни вне церковной ограды они заменили «седмицу» на «неделю», а седьмому дню дали имя, сакральность которого не требует обоснования для христиан – воскресенье. Возможно, эта сакрализация мирской жизни великороссами способствовала тому, что Россия стала великой державой, хранимой Богом, как это мы поём сейчас, исполняя гимн.
Новая власть после революций 1917 г. внесла два изменения в календарь. Перенесла начало годового цикла (1 января) с языческой версии на введённую католиками, а начало семидневного цикла – на православную версию, сохранив мирское имя седьмого дня, данное великороссами – воскресенье. Тогда же, в пылу политической борьбы с «великодержавным шовинизмом», она в повседневной жизни отменила упоминание имени «великороссы». Современная западная «культура отмены» по отношению к нашей культуре – яблоко от той же яблони.
Может быть, замечательную духовную традицию нашего народа, о которой идёт речь, стоит сохранить, а не изменять? По сути дела, речь идёт о национальной гордости великороссов и её истинной основе, исправлении имён мало-помалу, исторической справедливости.
Леонид Сергеевич Гребнев, доктор экономических наук, профессор
1. Зачем?