6 января на РНЛ были опубликованы два материала по традиционной для новогодних дней теме: какой календарь точнее – юлианский или григорианский: перепечатка доклада на Московском Всеправославном совещании 1948 года «О старом и новом стиле» святителя Серафима (Соболева) и ответ А.Д. Степанова на обращённое к нему письмо Д.Е. Боброва из Германии. Этот ответ привёл к довольно оживлённой полемике в комментариях, на которые главный редактор РНЛ отреагировал через неделю статьёй «Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории».
Главное возражение против перехода на григорианский календарь в обоих случаях не в том, что им руководствуются католики, хотя и такой аргумент встречался, а в том, что «если Пасха поздняя, то практически исчезает (или сводится к минимуму) Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется не 12 июля, а 29 июня (по григорианскому календарю).
Это очень весомое возражение. Оно неизбежно вытекает из традиции праздновать Пасху не просто в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, но вдобавок только после иудейского праздника Песах. Именно по этой причине поздняя Пасха иногда попадает на майские дни по григорианскому календарю.
При этом святитель Серафим ссылается на 7-е Апостольское правило и на 1-е правило Антиохийского собора. Но если вдуматься в оба текста, которые он приводит, там речь идёт не о запрете православным отмечать Пасху в тот же день, в который иудеи празднуют Песах, а о запрете праздновать вместе с ними («прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати», «со иудеями совершати Пасху»). А это далеко не одно и то же, если руководствоваться нормами современного русского языка.
Можно представить себе, что во времена Антиохийского собора, а это 341 год от Рождества Христова, на Ближнем Востоке существовала опасность случайного смешивания на улицах празднующих представителей разных религий и проще всего было подстраховаться и развести эти два праздника во времени, если не очень получается в тесных пространствах тогдашних городов.
Но делать из этого универсальное правило на все времена и повсеместно? Это, во-первых.
Во-вторых, юлианский календарь был создан в то время, когда все люди, включая самых мудрых во всех отношениях, были убеждены, что солнце вращается вокруг нашей планеты, а не наоборот.
Разумеется, это была ошибка. Если бы она была обнаружена и исправлена тогда же, то не пришлось бы через примерно полторы тысячи лет «добавлять» недостающие дни для более точного соответствия календаря его астрономической основе. Тогда бы он изначально практически полностью совпадал с тем, который называется григорианским.
А потому проблема с судьбой Петрова поста существовала бы точно так же, как и сейчас. Точнее, она бы даже не возникла, если бы не появилась ныне действующая версия расчёта Пасхи: только после Песаха.
«Равнение на иудеев», которое присутствует в принятой трактовке Апостольских правил, если вдуматься, противоречит Благой вести: «предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9:60).
Есть и другое, не менее жёсткое управленческое правило Иисуса Христа на ту же тему: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).
Служить Богу – значит исполнять Его волю, причём не избирательно – эту волю исполняю, а эту нет, а целиком, начиная с самой первой, имеющейся в Шестодневе: «и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).
Поручение владычествовать обращено ко всему роду человеческому, а не к отдельным людям, группам, народам. Неужели ближе всего к исполнению этой заповеди Бога подошли китайские коммунисты, недавно предложившие всему миру формулу «сообщество единой судьбы человечества»?
Леонид Сергеевич Гребнев, доктор экономических наук, профессор