Продолжение следует. Сериал задумывался как продолжение нашумевшего в своё время фильма «Гибель империи: Византийский урок» тогда архимандрита Тихона – наместника Сретенского монастыря, выпускника ВГИКа. Тот 70-минутный фильм, премьера которого состоялась на телеканале «Россия» 30 января 2008 года, стал откровением для многих, далёких прежде от заявленной темы людей, пролив свет на истинные причины краха одной из величайших империй в истории человечества. Автор, выступая в роли диктора, умело и смело проводил параллели с Россией: дореволюционной и современной, словно готовя зрителя к новому откровению.
Вышедший сериал с российским уроком, который мы смотрели по частям, по мере его размещения на форуме «Православие.Ру», во многом оправдал наши ожидания. Скажем больше, мы давно его ждали, поскольку тема глубинного вскрытия причин распада Российской империи, не теряя в последние годы своей актуальности, либо забалтывалась дежурными «говорящими головами», либо «любовно» всякого рода «политологами» укладывалась в известное с советских времен прокрустово ложе свержения незадачливого Николая в результате бескровной буржуазной февральской революции.
То, что сделал Митрополит Тихон, можно назвать развёрнутой и максимально популярной вполне историчной версией трагического краха Российского государства образца 1917 года. Можно смело утверждать, что он стал логичным продолжением трудов Владыки по устройству по всей стране Исторических медиа-парков «Россия: Моя История», ставших одновременно съемочной площадкой и интерьером для ведущего.
Лучше, чем могло быть. Начинается сериал издалека, с 1913 года, который с советских времен брался за эталон и считался пиком развития Российской империи. Но в отличие от малоубедительных схем и графиков, когда царские рекорды по производству тракторов или выплавке терялись в тени колоссальных достижений развитого социализма образца середины 80-х, опытный режиссёр показывает, какой рывок совершила страна в сравнении с недавним прошлым и на фоне успехов других развитых стран мира и Европы. И они очень убедительны!
Все свои цифры и доводы Владыка Тихон подтверждает ссылками на солидные архивные источники и статистические справочники, мемуары и воспоминания известных современников, таких как министр иностранных дел СССР, Андрей Громыко или генеральный секретарь партии Никита Хрущёв. И тогда невольно, как карточный домик, начинает рассыпаться высиженный в инкубаторах-кулуарах партийных недр и заботливо взлелеянный в советские времена миф о каторжном труде и нечеловеческих условиях проживания дореволюционных рабочих и вечно голодающих закрепощенных крестьян. При этом автор отнюдь не стремится скрывать или обелять те недостатки, которые были в то время в огромном государстве, постоянно подчёркивая свою лояльность ко временам СССР, справедливо считая, что плевать в своё прошлое недопустимо!
Разобрав экономическую, промышленную, финансовую и другие стороны проблемы, Псковский Владыка убедительно доказывает, что, с этой стороны, даже в условиях тяжелейшей войны с Германией и Австро-Венгрией ситуация в России была вполне терпима и контролируема. На фоне миллиона голодных смертей в Германии, введения карточной системы и жёсткого распределения продуктов в Великобритании и Франции, наша страна смотрится куда выгоднее как союзников, так и противников. Не испытывает к февралю 1917 года проблем Русская армия и с боеприпасами и вооружением, что было её «ахиллесовой пятой» в первые два года войны. Их, благодаря прежде всего Царю, заготовлено столько, что с избытком хватило на кровопролитную Гражданскую войну, когда все военные заводы стояли.
Тогда что же стало причиной выхода на улицы русской столицы народных масс в конце последнего месяца зимы того самого несчастного года? Что парализовало действия полиции и войск, обильно наводнивших столицу? Что привело к смещению Царя, и почему он оказался без поддержки горячо любимого им народа и армии?
Прейскурант революции. Автор подробно, разобрав со всех сторон, очень детально отвечает на эти и другие вопросы и выясняется масса мелких, казалось бы, ничего не значащих деталей, на которые раньше либо не обращали внимание, либо просто не знали! Интересный расклад получается и с кругом лиц и государств, крайне заинтересованных в смене общественного строя и непосредственном устранении от власти Николая Второго. Ему несколько раз делались намёки и не только со стороны кайзера о сепаратном перемирии, но и со стороны союзников-англичан об отказе от планов послевоенного устройства границ, предусмотренных секретным договором Сайкса-Пико.
Владыка Тихон привёл убедительные факты о непосредственном участии в беспорядках на улицах Петрограда английских агентов, через британское посольство снабжавших манифестантов деньгами (от 3-х до 30 рублей – огромные по тем временам деньги). А сам посол Бьюкенен стал, по сути, координатором и руководителем заговора российской элиты.
Всё очень похоже на сегодняшний день, даже без специальных оговорок со стороны очень политкорректного Владыки, старающегося лишний раз не обидеть, не оттолкнуть зрителя. Выводы приходят сами, ведь посольства тех же западных стран, включая США, Британию и Германию, и сегодня проводят, по сути, ту же работу, инструктируя и финансируя доморощенных майданщиков, направляя и координируя их действия в России, в т.ч. через многочисленные НКО.
Есть параллели и в отношении персоналий – кумиров нации того времени и нынешнего. Ведь презираемый всеми ныне Александр Керенский был тогда, весной 1917 года, на пике популярности и очень любим народом, почти как нынешний кумир оппозиции «безвинный» сиделец и страдалец Алексей Навальный. Как и ему, Керенскому так же посвящались и газетные панегирики, и даже стихи. Керенским и другими революционерами-ниспровергателями «старого режима» – двигало страстное желание побыть в роли национальных лидеров, искупаться в лучах славы, «порулить» страной – ведь на волне обманчивой и переменчивой всенародной любви, это казалось так легко и просто! Не те же ли мотивы и у команды Навального? Но тогда предсказуем и финал…
Феномен перемен. Между тем, Владыка Тихон не скрывает и того, что, говоря о днях минувших, хотел бы привлечь внимание зрителя к дням нынешним, ведь ситуация во многом схожая, на фоне обострения отношений с США, вялотекущей войны в Сирии и назревающего конфликта с Украиной. Но главным, пожалуй, открытием для зрителя будет страшный сам по себе факт сочувствия тогдашних обывателей и даже представителей элиты революционерам или, как минимум, их равнодушие к судьбе Родины и Царя. Увы, не стал примером верноподданнических настроений и патриотизма Святейший Синод Российской Православной Церкви, признание чего в устах действующего архиерея звучит особенно сильно.
Столь неожиданный феномен почти поголовного отречения от принесённой Государю присяги (а она была обязательной практически для всего взрослого населения Империи) и прежних устоев «кровавого режима», он пытается объяснить с разных позиций, в т.ч. привлекая современников из числа известных тогда светил медицинской науки: первого Нобелевского лауреата Ивана Павлова, Владимира Бехтерева и других, озвучивая их устами интересный и неожиданный вывод – было именно массовое помешательство, аналог эпидемии на почве отрыва от реальности и возжелания ещё больших свобод, которых итак в воюющей России образца 1917 года, было с лихвой!
Этот феномен, имеющий глубинный и системный характер, заставляет задуматься и о дне сегодняшнем, ведь все мы – потомки тех самых «верноподданных», забывших о долге перед Государем и Родиной, радостно окунувшихся в стихию разрушительной псевдосвободы и революционного разгула, аукнувшихся миллионными жертвами. И болезнь эта не преодолена до сих пор, ведь и сегодня, живя и имея многое из того, о чём мечтали ещё вчера, мы снова недовольны и снова виним во всём нами же избранную власть (предел мечтаний предков в феврале 1917 года), требуя от неё всё новых свобод, льгот, субсидий, дотаций, гарантий, послаблений, повышений, понижений!..
Среди наших знакомых, сослуживцев, коллег по работе есть представители всех социальных слоев и групп населения – от молодых домохозяек и ветеранов военной службы до серьёзных бизнесменов и бабушек, которые по разным причинам всё чего-то требуют и жаждут непременно революционных перемен! Это по-настоящему страшно и означает, что уроки и Византийский, и Российский нами так и не усвоены, и фильмы эти как нельзя кстати.
«За что боролись, на то и напоролись». Однако, истинный корень трагедии надо все-таки искать не в науках и социологических опросах, а в духовной сфере, о которой владыка Тихон с высоты своего положения, казалось бы, должен был сказать особенно громко. В последней 18-й серии, он, наконец, озвучивает эту мысль, сославшись на Псалтирь царя Давида – избранного Богом Пророка-сердцеведца: «Даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои исполнит» (Пс. 19: 4), что означает, что Творец, видя упорство людей в достижении каких-то целей, пусть даже и ошибочных, порой в воспитательных целях уступает им, как бы отойдя в сторону. В простонародье есть аналог, поговорка «За что боролись, на то и напоролись».
Если русские люди столь массово желали выйти из-под ярма Помазанника Божия, отметая все пророчества и предсказания святых о пагубности этого пути, блокируя доводы разума, то они получили то, о чём просили – свободу от Божьих заповедей и Его защиты. Ведь именно об этой опасности неоднократно предупреждали наши Святые, наиболее известные из которых Преподобный Серафим Саровский, Святитель Феофан Затворник, Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, Святые Преподобные старцы Оптинские, равно как и уже после гибели Империи именно об этой причине как главной говорили многочисленные наши новомученики и исповедники…
Может быть, нам показалось, но именно об этом – главном – Владыка сказал как-то вполголоса. И это, на наш взгляд, один из немногих минусов сериала.
Вероятно, в планах Владыки Тихона третья часть фильма «Гибель империи: Советский урок», что было бы весьма закономерно и актуально, и здесь, надеемся, будет замолвлено слово о главной причине ее гибели – конечно же, духовной.
Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник запаса, ветеран военной разведки, религиовед; Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран МВД, религиовед