Историческим стал для России день первого марта, когда в центральном столичном Храме Христа Спасителя состоялось отпевание Николая Ивановича Рыжкова, бывшего председателя Совета министров СССР, а на юго-восточной окраине Москвы, в Марьино, в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» за двадцать с небольшим минут был отпет оппозиционный политик Алексей Навальный и похоронен на находящемся неподалеку Борисовском кладбище. Оба эти человека стали по-своему знаковыми в жизни страны.
Николай Иванович Рыжков (1929–2024) прожил замечательную жизнь, долгую и деятельную, пройдя производственный путь от мастера в цехе № 31 «Уралмаша» до генерального директора завода в 1971-1975 годах. Его опыт и организаторские способности были по достоинству оценены в руководстве страны, и с 27 сентября 1985-го по 14 января 1991-го года он был Председателем Совета министров СССР. Велик его личный вклад в организации работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-м году и в оказании неотложной помощи народу Армении после разрушительного Спитакского землетрясения. Принимая близко к сердцу всё происходящее в стране, Николай Рыжков перенёс инфаркт в декабре 1990-го года, а после выхода на пенсию активно занимался политической деятельностью и проблемами развития регионов. Имеет ряд правительственных наград. На церемонии прощания с ним дань уважения Николаю Ивановичу отдали столь разные политики как Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский. Первого марта Н.И. Рыжков с почестями был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Невольно возникает вопрос, а кто из руководителей и членов правительства постсоветского периода внёс столь бы значимый вклад в развитие страны и заслужил бы уважение народа? Увы, никто, ибо смыслом жизни этих людей стало не созидание, а разрушение всего советского наследия.
Алексей Навальный вошёл в новейшую отечественную историю как руководитель Фонда борьбы с коррупцией, поразившей как раковая опухоль всю нашу правящую верхушку. О деятельности этого Фонда и сенсационных его разоблачениях, о сверхдоходах нашей новой знати, их дворцах, особняках и роскошных загородных резиденциях, приобретённых или построенных незаконным путём, знало множество людей в стране, внимательно следя за всеми публикациями в соцсетях. Как бы ни критиковали мы теперь уже чуждый и враждебный нам Запад, но вся его экономическая жизнь веками была основана на строжайшем соблюдении законов: коррупция, взяточничество, воровство на всех уровнях власти для западных людей – явления немыслимые. В России, при построенном нашими внутренними врагами псевдокапитализме, воровство, подлоги и взяточничество стали нормой жизни. Став одной из самых коррумпированных в мире стран, заслужили мы глубочайшее презрение объединённого Запада.
Дальнейшая драматическая и трагическая судьба Алексея Навального также известна всем. Проститься с ним пришли многие политики, в их числе Борис Надеждин и Евгений Ройзман. Весь вечер первого марта смотрела я передачи оппозиционных каналов, и тут было на что посмотреть. От церкви через мост на кладбище двигалась более чем десятитысячная толпа народа – с цветами и без цветов, – скандируя «Навальный!», «Нет войне!», «Украинцы – хорошие люди!» и другие лозунги и призывы. Всё происходящее широко комментировали бывшие наши сограждане, ныне прочно окопавшиеся за рубежом. Некая Ольга Романова, глава Фонда «Русь сидящая», заявляла, что Алексей Навальный вывел на улицы лучших людей России. Более того, по её мнению, Ленинский проспект в Москве со временем переименуют в «проспект Навального». Это ли не бред больного на голову человека?!
После похорон люди долго не расходились, зажигая фонарики и свечи, некоторые молились и читали псалмы. Однако, вне всякого сомнения, что резко оппозиционный их настрой к нынешней власти очевиден. Для молодых людей, составивших большинство в толпе, идеалом стала западная «демократия», подлинная сущность которой им неведома.
Но, как бы там ни было, никто в современной России открыто не продолжил разоблачительное дело Навального, боясь повторения его печальной участи. Не исключено, что в среде верующих людей он будет объявлен своего рода страстотерпцем. Навряд ли тысячные толпы будут провожать в последний путь наших олигархов.
Какова же роль Русской Православной Церкви в нашем тяжелобольном и вопиюще социально несправедливом обществе? Увы, она слишком мала! Однако, русская история даёт нам замечательные примеры служения церковных иерархов государству. Митрополит Алексий, живший в нелёгком для страны четырнадцатом веке, когда Русь была под властью Орды, был самым выдающимся политическим деятелем своего времени. Обладая исключительным умом и способностями, он был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях. В 1366 году начал строительство каменного Московского Кремля. Будучи искусным дипломатом, он пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу, содействовал тому, что великое княжество Владимирское укрепилось окончательно за московскими князьями. Иными словами, перенёс митрополию в Москву. Через пятьдесят лет по смерти Алексий был канонизирован в лике Святителя, а его мощи были обретены в пятнадцатом веке в основанном им Чудовом монастыре в Кремле. Благодаря подвижнической деятельности митрополита Алексия, Русь во многом освободилась от ордынского ига, сделав огромный социально-экономический скачок.
Другим великим деятелем и спасителем Отечества был патриарх Гермоген. После захвата Москвы польскими войсками он возглавил патриотическое движение, рассылал с декабря 1610-го года по январь 1611 грамоты в Нижний Новгород, Суздаль, Владимир с призывом к восстанию против интервентов. Предателями боярами он был лишён патриаршества и в качестве простого монаха был заключён в Кремле в подземелье Чудова монастыря. В Светлый понедельник 1611 года первое народное ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осаждённые в Кремле поляки не раз посылали к патриарху Гермогену послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, но, если останетесь здесь, я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
Нынешняя Россия с 1990-х годов оказалась под властью не менее тяжёлого ига, навязанного нам внутренними врагами при полной поддержке внешних, но верхушка РПЦ никак не выступает против всесилья олигархата и коррумпированного чиновничества, не защищает интересы двух третей обедневшего и бесправного населения страны. И происходит это в тяжелейшее время, когда Божья помощь так необходима России для спасения от наседающих на нас хищников. Русская Православная Старообрядческая Церковь пока что остаётся лишь островом веры в преобладающе безбожном житейском море.
Мы живём в расколотой стране, с огромной территории которой наши враги постепенно убирают коренное население и прежде всего – этнических русских. Но правящая власть не намерена вносить фундаментальные поправки в Конституцию, объявив Россию государством РУССКОГО и других коренных народов, как не намерена провозглашать идеологию справедливости, солидарности и созидания. И всё же Господь попустил беды нашим новоявленным нуворишам, лишив их активов и собственности за границей, а кое-кого лишил и потомства. Какую память оставят они после своей кончины? Ныне Бог требует от каждого русского высокого смысла человеческой жизни, а спасение России целиком зависит от сочетания подлинной веры в Бога и науки об окружающем нас мире, от прозрения народного большинства.
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край
2. "Женщины,да не учат"/1Тим.2.12/
1. 1.