itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Надо возвращаться к жёсткой экспертизе»

Нужно поддержать сенаторов в решении перейти к многоэтапной научной и методической экспертизе школьных учебников

Освободительный поход Русской армии на Украину  Украинские националисты  Алексей Навальный  Новые учебники истории в России 
0
656
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Сенаторы предлагают уйти от монополии Министерства просвещения на допуск школьных учебников к их использованию и перейти к многоэтапной научной и методической их экспертизе наподобие той, что существовала в советские годы. Об этом сенаторы говорили в ходе заседания комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре во вторник, сообщает ТАСС.

«Нам нужно уходить от монополии Министерства просвещения на все этапы работы с экспертизой, одобрением учебников, подбором экспертов, которые ее проводят и утверждением организаций, которые должны издавать такие учебники. Необходимо поднять уровень экспертизы на государственную величину и просить правительство РФ создать систему, которая существовала в советское время - многоэтапная научая и методическая экспертиза учебников, прежде чем они будут допущены к использованию в учебном процессе», - сказала зампред комитета СФ по образованию Екатерина Алтабаева.

Она также сказала о том, что нужна корректировка учебников и обучающих программ с учетом происходящих сейчас событий. По мнению сенатора, необходимо более подробно прописывать информацию об истории и культуре «пространства, которое населено восточными славянами, а именно русскими, белорусами и украинцами».

«Я посмотрела учебники - это пунктиром кое-где упоминалось. Понимание о том, что у нас общая история и общие корни должно формироваться на протяжении многих лет обучения. Нужно подробнее говорить, что значительная часть сегодняшних украинских земель входила в состав Московии, Российского государства и тогда у ребенка будет представление о том, что там жили русскоязычные люди», - отметила Алтабаева.

Еще одно предложение, озвученное зампредом комитета, касалось преподавания региональной истории. «Когда рассказывать о подвиге предков, если не в ходе изучения курса региональной истории? А сейчас это падчерица, сидящая у порога. Нужно, чтобы такие программы стали обязательными для субъектов и чтобы был выделен час на преподавание, потому что его пока в учебном плане нет», - констатировала она.

В свою очередь член комитета Людмила Скаковская рассказала о предложении уменьшить количество учебников по одному предмету, поскольку сейчас их слишком много.

«Сейчас по русскому языку более 60 учебников и более 50 учебников по литературному чтению только в начальной школе. Более 65 учебников по русскому и по литературе в среднем и общем образовании <...> Это очень, очень много», - сказала сенатор, отметив, что никто не может объяснить, зачем их столько.

Глава комитета СФ по науке, культуре и образованию Лилия Гумерова в своем выступлении подчеркнула, что через учебник идет не просто передача знаний молодому поколению, но и его воспитание. «Особенно учебники истории, литературы, да и русского языка должны даваться под призмой нашей государственной политики. Мы настаиваем на государственной экспертизе учебников, по крайней мере, гуманитарного блока, то, что составляет систему безопасности, фундамент национальной безопасности нашей страны. Невозможно, чтобы одно ведомство само писало программу действий, само себя оценивало и само принимало решения», - сказала она.

Предложение сенаторов проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:

В начале 2000-ых годов в течение года мне довелось быть членом Президиума Федерального экспертного совета при Министерстве образования по книгоизданию. Это был высший орган, члены которого определяли в окончательном суждении отказать или присвоить гриф «Рекомендовано» или «Допущено» конкретному учебнику. Материалы для Президиума готовили экспертные советы по предметным линиям, работая совместно с издательствами. Иногда учебники представляли собой явно сырой материал, и тогда их отправляли на доработку, чем были не очень довольны издательства, поскольку задерживалось получение планируемой прибыли от реализации учебников. Но можно сказать, что это была необходимая структура, обеспечивающая необходимое качество. В состав Президиума входили: министр образования и его заместители, президент РАО (тогда это был Н.Д. Никандров), а также ведущие профессора, учёные и известные педагоги. Т. е. Президиум статусом своих членов и их личной ответственностью давал сертификат соответствия издаваемой учебной литературе.

Структура экспертизы была дезинтегрирована, когда министерство возглавил министр А.А. Фурсенко. Причиной того, что данный орган перестал существовать стало отсутствие должного контроля над тем, насколько выполнялись указания по доработке и устранению замечаний. И, как мне представляется, была осуществлена провокация. Дело в том, что министерство не оставляло у себя макет рекомендованного учебника, и когда в одном учебнике по обществознанию было написано, что Путин узурпировал власть и подавляет демократию, то не оказалось того исходного экземпляра доказывающего, что в нём не было этого, а после было добавлено автором или самими издателями.

В результате новый состав руководства теперь уже Министерства образования и науки ликвидировал прежнюю структуру экспертизы учебников, разделив все на два направления - научная экспертиза и педагогическая экспертиза. Один совет проверяет чисто методику изложения, а другой проверяет соответствие научным данным. А самое странное в том, что экспертиза конкретного учебника стала анонимной! В результате оказалось, что такая система стала похожа на интермедию Аркадия Райкина «Кто сшил костюм?», Одни пришивают пуговицы, другие рукава. «Претензии к пришитым пуговицам есть? Нет, пришиты крепко!» А пиджак весь кривой.

Вроде бы к педагогике нет претензий? Нет. К науке нет претензий? Нет. В итоге, имеем то, что имеем! Но издательствам стало легче, а учебников больше. Последнее, что я слышал несколько лет назад по телевидению от кого-то из экспертов, который сказал, что если в учебнике меньше 100 ошибок, то учебник считается хорошим.

Поэтому, конечно, надо возвращаться к прежней структуре экспертизы, когда определен ответственный орган и его члены своей репутацией отвечают за качество учебника. Этот орган должен иметь конкретную субъектность в лице своего председателя, ставящего свою подпись на окончательное решение о издании  под соответствующим грифом (или об отказе в издании). Сейчас особенно актуально определиться с гуманитарной сферой, которая напрямую связана с государственной идеологией. Пусть наша идеология называется патриотической, или идеологий сохранения традиций, или идеологией национального суверенитета в сфере образования. В любом случае это должна быть наша идеология и соответствие ей должно быть четко отражено в каждом из учебников.

В документе Международного научно-экспертного Совета по духовно-нравственной безопасности при «Российском институте стратегических исследований» «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления», есть такая фраза: «киевский Майдан подготовил украинский учитель. Вопрос теперь в том: когда наши студенты "заскачут"?». Они и вправду у нас запрыгали  - в Рязани около шестисот человек молодежи и подростков выходило в поддержку Навального.

Ковид и связанные с этим ограничения, заглушили этот вид проявленной дезориентации массового сознания. Картина хаоса мировосприятия перешла в соцсети, в явления травли и взаимной ненависти детей и подростков, в словесный экстремизм и радикализм. С началом Специальной военной операции на Украине ситуация меняется, и хочется надеяться, что к лучшему. Но положительный эффект может быть достигнут только при наличии систематической работы по воспитанию, где важнейшее место занимает качество учебников! Учебник дает мировоззренческий ориентир не только ученику, но и - главное, - учителю и родителям ученика. Поэтому обязательно надо создавать такую структуру как экспертный совет, надо снова создавать Президиум федерального экспертного совета (или эквивалентную ему организацию), ставить туда председателем ответственного человека, который будет своего рода цензором. Почему мы должны бояться этого слова? Экспертный орган должен осуществлять соответствующую цензуру. Всё то, что не соответствует нашей государственной идеологии, что противоречит принципам духовной, нравственной, аксиологической и эстетической безопасности — все это должно быть изъято из учебников! Учебники должны предъявлять детям Истину, окрашенную любовью к России и её народу; всем своим содержанием воспитывать нравственное и эстетическое чувство, верность традиции и истинным ценностям.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Сергий Рыбаков
«Надо возвращаться к жёсткой экспертизе»
Нужно поддержать сенаторов в решении перейти к многоэтапной научной и методической экспертизе школьных учебников
24.03.2022
Остановим ли мы процесс вырождения семьи?
Результаты опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что в обществе абсолютно утрачено понимание того, что такое образование и воспитание
05.03.2022
«Речь идёт уже об очень серьёзном богоборчестве»
Об опасности нейросети, созданной для прогнозирования результатов ЕГЭ
09.02.2022
Паралич политической воли в образовании
Нынешняя ситуация в системе образования, если ничего не изменить, приведёт к национальной катастрофе
24.01.2022
Неуклюжая попытка компенсировать полный провал системы образования
Об инициативе Госдумы по введению в школах тестирования учеников на наркотики и психические отклонения
12.01.2022
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Освободительный поход Русской армии на Украину
Да и Одесса нас заждалась…
Мысли о спецоперации
05.07.2022
Мобилизация: за и против
Эксперты «Русского Собрания» обсудили один из злободневных вопросов политической повестки
05.07.2022
«Приключение украинцев в Европе»
Пранк от имени Кличко с мэром Варшавы Рафалом Тшасковским
04.07.2022
Все статьи темы
Украинские националисты
Освобождение Украины
Цикл стихотворений. 2014 — 2022
04.07.2022
Признать Украину террористическим квазигосударством
Руководители ряда патриотических общественных организаций направили письмо секретарю Совета безопасности России
01.07.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто двадцать восьмой
01.07.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто двадцать седьмой
30.06.2022
Все статьи темы
Алексей Навальный
Когнитивная война на Украине в контексте победы России
Саботажем выхода на подписание акта о капитуляции Украины с обеих сторон будет поддерживаться сценарий войны «до победного конца»
28.05.2022
«Надо возвращаться к жёсткой экспертизе»
Нужно поддержать сенаторов в решении перейти к многоэтапной научной и методической экспертизе школьных учебников
24.03.2022
Почему мне жаль Алексея Навального?
Его забыли, как прошлогоднее шапито
19.02.2022
«Один — террорист и экстремист, другой — в розыске»
Политолог Манукян эмоционально отреагировал на объявление в розыск брата Навального
26.01.2022
Левые платошкины и консервативная Россия
Россия должна быть только правой – государством «здорового консерватизма», другого пути просто нет
20.11.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
День памяти святителя Иова - первого русского Патриарха
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 13:17
Восстановление монархии в России Мечта или
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 13:13
Наше общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от Александр Волков
05.07.2022 12:58
Тайны разгрома конвоя «PQ-17»
Новый комментарий от Русский Сталинист
05.07.2022 12:43
Мобилизация: за и против
Новый комментарий от Валерий
05.07.2022 12:36
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Наблюдатель
05.07.2022 11:32
За что мы воюем?
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 10:41