Мы заменили фундаментальное высшее образование «компетенциями»

Не пора ли России выйти из Болонского процесса?

В последние годы Российская Федерация начинает жить и развивать свою экономику, исходя прежде всего из интересов своей национальной безопасности. Этому во многом способствовало наложение санкций на нашу страну после возвращения Крыма в состав России. В период эпидемии коронавируса в 2020 году стало очевидным, что без мер государственной поддержки не спасти экономику в целом и жизнедеятельность каждого в отдельности человека. А это требует усиления роли государства, о котором в последние три десятилетия почти забыли, думая прежде всего о рынке.

Новые условия обучения школьников и студентов в режиме онлайн заставили Президента РФ В.В. Путина внести в Закон об образовании поправки и передать их на рассмотрение депутатов ГД ФС РФ. Но одних поправок в Законе не достаточно. Школьное и высшее образование подверглись серьезным изменениям, утратили свою фундаментальность. Его заменили понятием «компетенции». Если раньше студентов учили думать, доказывать, сомневаться, преодолевать, то теперь – запоминать.

При министре образования В.М. Филиппове (1999-2004 гг.) Россия вошла в Болонский образовательный процесс, который был запущен в Европе 29 июня 1999 года. В этот день министры образования 29 государств собрались в г. Болонья (Италия) и подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». Широкого обсуждения в России перед подписанием этой Декларации не было, хотя было много противников. В Европе Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. У европейцев была цель: занять свою молодежь, которая в период глобализации и роста уровня безработицы слонялась без дела (в 90-е годы прошлого века только 15% европейцев имели диплом о высшем образовании, а сейчас их около 85%). Россия стала полноценным участником Болонского процесса в 2003 году, обогнав на два года Украину, на семь – Казахстан и на 12 – Белоруссию.

10 ноября 2003 года президент В.В. Путин поставил точку в дискуссиях о плюсах и минусах вступления России в Болонский процесс, охарактеризовав это вступление как «очень серьезный, существенный шаг по интеграции России в мировое пространство». Однозначная поддержка со стороны российского лидера была чётким сигналом как для внутренней оппозиции, так и западным партнерам, у которых могли сохраниться сомнения относительно европейских приоритетов Москвы.

За 20 лет Болонский процесс не оправдал всех ожиданий, не решил многие фундаментальные проблемы российского образования. Сегодня понятие «бакалавр» в России нередко оказывается синонимом понятия «недоучка»; бакалавр воспринимается как человек, получивший неполное высшее образование и не вполне готовый выйти на рынок труда.

Против Болонской системы образования многократно выступал и выступает ректор МГУ им. Ломоносова В.А. Садовничий. С самого начала её внедрения в образовательный процесс он говорил, что участие России в Болонском процессе не должно превратиться в насаждение европейской системы образования в России, высказывал опасения насчёт потери качества и фундаментального характера российского образования. К тому же, по его мнению, Европейский Союз и Россия преследуют разные образовательные задачи. Европе нужны специалисты среднего звена с дипломом бакалавра, в то время как Россия испытывает потребность в специалистах высокого уровня и исследователях для поддержания своего научного потенциала и развития фундаментальной науки.

К его мнению прислушиваются, так как он возглавляет не рядовой вуз, а старейший университет, занимающий в рейтингах наиболее высокие позиции среди отечественных университетов. Далеко не самые высокие в мире, но всё же. Главная идея, которая им высказывается: России пора отказаться от Болонской системы, в соответствии с которой высшее образование стало двухуровневым. «В российские вузы необходимо вернуть специалитет – пятилетнюю программу обучения. Такое явление этой Болонской системы не было положительным, я считаю, это ошибка. Сейчас большинство факультетов МГУ просят перейти на пять лет. Нельзя было так сразу для всех ввести четырехлетнее образование в стране».

Второе соображение ректора МГУ касается поступления в университеты на основе ЕГЭ, который был введен в 2009 году: «Сейчас многие считают, что ЕГЭ помогает ребятам из регионов поступать в хорошие вузы. А может, другой путь выбрать? Отбирать, готовить. ЕГЭ не должен быть монополистом».

Главной идеей у российских реформаторов системы среднего и высшего образования 90-х годов XX века была ориентация на Запад. Именно туда стремятся направить на учебу своих детей сегодняшние крупные чиновники, некоторые депутаты, олигархи. Они хорошо знают, что ЕГЭ и другие «новшества» – это дорога в никуда. В последние годы специалисты, эмигрировавшие из России, показали, что при подготовке, обеспеченной советским образованием или его остатками, практически любой специалист в какой-либо области продолжает оставаться человеком, способным что-то самостоятельно анализировать, находить нестандартные решения, которые гораздо лучше любого «евростандарта».

В заявлениях президента РФ В.В. Путина прослеживается двойственное отношение к Болонскому процессу. В ноябре 2003 года он подчеркивал, что признание российских дипломов в Европе очень важно, поскольку расширяет рынок труда для молодежи. Речь, по его словам, идёт об «очень серьезном и существенном шаге на пути интеграции России в мировое пространство». В то же время в феврале 2004 года В.В. Путин, выступая перед ректорами красноярских вузов, заявил, что российская система образования очень хорошего качества и вступление в Болонский процесс может снизить его. С другой стороны, отметил Путин, присоединение к Болонскому процессу откроет европейский рынок для российских специалистов. В октябре 2004 года на заседании Совета по науке, технологиям и образованию Путин подчеркнул необходимость сохранения национальных преимуществ на болонском пути.

5 ноября 2019 года, на совещании по русскому языку, когда речь шла о подготовке учителей русского языка и литературы, он усомнился в целесообразности разделения ступеней высшего образования на бакалавриат и магистратуру: «Что это даёт? Что бакалавриат преподаёт только в младших классах, что ли, а магистратура даёт право преподавать в десятом-одиннадцатом? Это просто голая схема модная или в этом есть какой-то смысл?» Путин предположил, что, возможно, имеет смысл готовить преподавателей пять лет. Сегодня бакалавриат подразумевает обучение в высшем учебном заведении в течение четырех лет, магистратура – пяти. Третья ступень высшего образования – аспирантура – включает двухгодичную учебу.

В Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана бакалавров и магистров немного. Большинство студентов учится шесть лет, так как вуз готовит инженеров-разработчиков, которых за четыре года не подготовить.

Российский студенческий союз утверждает, что в магистратурах мест, особенно бюджетных, всем бакалаврам не хватает. Значит высшее образование становится менее доступным.

Предложение В.А. Садовничего выйти из Болонского процесса имеет много сторонников, но имеет и много противников. Отрицательное отношение к Болонской системе образования существует не только в образовательном сообществе, оно есть и у чиновников высшего ранга.

В конце 2019 года против деления высшего образования на бакалавриат и магистратуру высказалась вице-спикер Госдумы И.А. Яровая. Она назвала бакалавриат «недообразованием», так как выпускников с таким дипломом не принимают на работу во многих структурах, считая этот уровень среднепрофессиональным. По её словам, три из пяти профессий являются в настоящее время недоступными для бакалавров. Поэтому выпускники бакалавриата вынуждены поступать в магистратуру, но, как правило, на платное обучение, так как количество бюджетных мест для магистров в разы меньше, чем для бакалавров.

В конце декабря ушедшего года с критикой Болонской системы выступила спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко. По её словам, присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате ряда достоинств действующей в то время системы российского образования. «Предполагалось, что если мы перейдем на Болонский процесс, то будет автоматическое признание наших дипломов о высшем образовании во всех западных государствах. Этого не произошло. При том, что мы получили много положительного, мы и многое потеряли. Потеряли, может быть, фундаментальность в нашем образовании, когда снизилась требовательность к студентам, как это было раньше», заявила Матвиенко. Она призвала депутатов найти выход из создавшейся ситуации и найти пути возвращения преимуществ нашей высшей школы, которая долгое время выпускала первоклассных специалистов в разных областях знаний.

Еще в 2015 году АКСИО-6 провёл опрос населения России, по итогам которого оказалось, что 78,9 % опрошенных против Болонской системы в РФ. Европейские страны в 2011-2012 годах признали несовершенство Болонской системы. Например, итальянцам удалось её «заболтать»: ей отдали филологию, искусствоведение, юриспруденцию, психологию. Другие страны тихо вышли из этого процесса.

Большинство российских сторонников Болонской образовательной системы за прошедшие годы заняли высокие административные посты в своих университетах, стали заведующими кафедрами, деканами и даже ректорами, обросли многочисленными учениками и личными связями, достигли определенного научного и социального статуса. Эти люди будут стремиться сохранить достигнутое.

В марте-июне 2020 года в период эпидемии коронавируса обучение школьников и студентов было в системе онлайн, и оно показало, что не все школы, колледжи и вузы, их преподаватели и обучающаяся молодежь готовы к такой форме обучения. Если оно в будущем сохранится на постоянной основе, то приведёт к уничтожению образования как такового.

Только в апреле спад экономики в России произошел на 12 процентов. Предстоит длительная и напряженная работа, чтобы не только вернуться к прежним показателям, но и пойти в социально-экономическом развитии вперёд. Нужны думающие, со знаниями и практическими навыками, люди. А сфера образования подвергалась разрушению в течение 30 лет в угоду интересам корпораций, которым в России нужен примитивный рынок труда с узкими компетенциями и отсутствием у людей широких и системных знаний, ценностного компонента в образовании.

Узкая специализация – основа основ Болонского процесса – приводит к неумению «видеть дальше собственного носа», неспособности ставить и решать не только инновационные, но и проработанные задачи. Показательными примерами здесь являются и неудачные запуски космических аппаратов, и утраченные знания в области промышленных («чистых») ядерных взрывов. Широта инженерных знаний, традиционных для российской высшей школы, позволяла специалисту, учёному, разработчику проявлять себя в любых других областях, получать «образование через всю жизнь», повышать квалификацию и держать руку на пульсе всех новшеств в области науки и техники. Сейчас это утрачено. Значит, пришло время, чтобы Российская Федерация вышла из Болонского образовательного процесса. Свое мнение по этому вопросу должны сказать специалисты, депутаты, рядовые люди, переживающие за будущее своего государства.

В рядах Международной общественной организации «Союз православных женщин» много руководителей, преподавателей средних и высших учебных заведений, которые ежедневно сталкиваются с недостатками школьного и вузовского образования. Поэтому мы на Правлении решили, что пора поставить вопрос «Нужно ли России и дальше оставаться в Болонском образовательном процессе?» и обсудить его в сентябре 2020 года на научно-практической конференции. Желающих принять в ней участие просим присылать до 1 сентября на нашу электронную почту заявки, сообщив тему выступления.

В присылаемых материалах просим:

1. Чётко обозначить цели перехода на Болонскую систему. Каковы истинные причины отказа от традиционной русской и советской системы образования?

2. Что из этих целей достигнуто? Как и какими критериями сегодня оценивается качество образования для большинства выпускников вузов?

3. Чем была обусловлена масштабная и несоразмерная подготовка менеджеров, бухгалтеров и юристов? Какая идеология диктовала этот перенос?

4. Какие меры можно предложить руководству страны для выхода из кризиса образования?

После многоуровневого и широкого обсуждения этой проблемы подготовим аналитическую записку для Президента и Председателя Правительства.

Надеемся, что в обсуждении примут участие эксперты и специалисты Всемирного Русского Народного Собора. Ждём ваших откликов и предложений до 1 августа.

Нина Борисовна Жукова, сопредседатель Правления, член Бюро Всемирного Русского Народного Собора

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Нина Жукова:
Все статьи автора
"ЕГЭ"
Четвёртая информационная революция
Как не превратить её в очередное «кидалово» российского образования?
22.06.2020
Рейтинги университетов: рекламный трюк или объективная оценка?
Или почему российские вузы на Западе считаются недоуниверситетами
17.06.2020
Подальше от Болонской системы и внешнего диктата
Предложения профессора Олега Сергеевича Сухарева по выходу высшего образования из перманентного кризиса
16.06.2020
Мы заменили фундаментальное высшее образование «компетенциями»
Не пора ли России выйти из Болонского процесса?
13.06.2020
Пять выводов из травматического опыта 2020 года
Зеркало пандемии для российского общества
28.05.2020
Все статьи темы
"Обсуждаем закон об образовании"
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Какая же система образования необходима нашей стране?
23.06.2020
Четвёртая информационная революция
Как не превратить её в очередное «кидалово» российского образования?
22.06.2020
Как проходят экзамены в ссузах во время
самоизоляции. Курган
17.06.2020
Бунт в Высшей школе экономики
Студенты против политики ректората по переходу на онлайн образование
17.06.2020
Все статьи темы
"Русская школа"
Бунт в Высшей школе экономики
Студенты против политики ректората по переходу на онлайн образование
17.06.2020
«Подвиг Народа. Эвакуация»
Экскурсия — викторина
17.06.2020
Рейтинги университетов: рекламный трюк или объективная оценка?
Или почему российские вузы на Западе считаются недоуниверситетами
17.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Сергей Хрущев покончил жизнь самоубийством
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-25 16:03
Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-25 16:00
Пляска на костях
Новый комментарий от В.Р.
2020-06-25 15:59
Русское столетие — офицерский век
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-06-25 15:47
Богоборчество и запрет праздновать Пасху во всем мире
Новый комментарий от Ксения Балакина
2020-06-25 15:46