Нина Борисовна Жукова – сопредседатель Правления Международной общественной организации «Союз православных женщин», член Бюро Всемирного Русского Народного Собора. Окончила историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, кандидат исторических наук.
С 1986 по 1992 год – заместитель министра культуры Российской Федерации. С 1994 по 2019 год возглавляла РОО «Клуб «Реалисты», созданный как надпартийная структура, которая объединила тех, кто готов был интересы Отечества ставить выше личных, независимо от убеждений, социального положения и вероисповедания.
Три десятилетия Н.Б. Жукова активно занимается вопросами восстановления отечественного образования, организовывает многочисленные конференции на педагогические темы, курирует авторские школы, осуществляет работу по взаимодействию государства и Церкви.
***
– Нина Борисовна, какие первостепенные задачи в сфере образования сегодня стоят перед нами?
– Сегодня мы должны сформулировать, для какого общества мы готовим молодого человека и, соответственно, какому обществу должен соответствовать учитель. В советское время это было коммунистическое светлое будущее и гармонически развитая личность. Это определило фундаментальность и энциклопедизм как принципы формирования содержания образования, положительную героику и высокую нравственность как основу содержания воспитания.
Сейчас, исходя из принятой Доктрины национальной безопасности, всё подходит под понятия: духовно-нравственная образованная и физически развитая личность. По сути, в основе образования и воспитания должны лежать православные традиции как базовые ценности. Идеология сформулирована, но в Конституции РФ четко не закреплена.
Президент страны В.В. Путин также объявил курс на возвращение к традиционным ценностям, которые наконец-то ясно названы: патриотизм – главный стратегический вектор. На уровне школьного стандарта сформулирован национальный воспитательный идеал; провозглашена необходимость защиты граждан страны от западных псевдоценностей. Всё это должно быть закреплено в учебниках, формах внеклассной работы, но начинать необходимо всё с начальной школы. Дети перестали хорошо читать и писать. Когда ввели быстрое чтение, ученик перестал понимать, что он читает. То же самое и с сочинением. Школьник думает только о том, как уложиться в 70 слов, а не о содержании. Министр просвещения Сергей Кравцов недавно сообщил о том, что в школу снова будет возвращено настоящее сочинение.
Одной из проблем высшего образования я считаю, является нежелание преподавателей возвращаться к классической форме приёма экзаменов, когда преподаватель сидит в приёмной комиссии и выслушивает выпускника, поэтому многих из них устраивает поступление в вуз на основе ЕГЭ.
Нам надо всем вместе подумать, если государствообразующий народ – русский, если ценности – это православные ценности и ценности других традиционных религий, то на этом и надо строить отечественное школьное и высшее образование.
Есть педагоги-новаторы, надо широко использовать их программы. Не так давно мы проводили конференцию, на которую приезжал зам. министра просвещения Азербайджана, он взял все методики, используемые в земской гимназии г. Балашихи Московской области, в том числе методики В.Ф. Базарного по укреплению физического здоровья, теперь по ним работают в школах Азербайджана. По этим методикам работают в школах Севастополя, Белгородской области. А Минпрос как будто не видит этого. Сотрудники министерства больше заняты изданием учебников, потому что это коммерческое, очень прибыльное дело. Сейчас хоть педагоги появились в Минпросе, до О.Ю. Васильевой не было ни одного человека в министерстве просвещения с педагогическим образованием. О.Ю. Васильева сейчас академик, Президент Российской академии образования. Возможно, что под её руководством будет написана новая Национальная доктрина образования.
– Удалось что-то положительное в сфере образования сделать О.Ю. Васильевой, пока она была у руля Министерства просвещения?
– Она пыталась что-то сдвинуть в положительную сторону. Первое, что она сделала, освободила своих заместителей, либерально настроенных. Через три дня её заставили всех их восстановить. За свою бытность министром она ни разу не выступала на Международных Рождественских образовательных чтениях.
– Как, на Ваш взгляд, возможно свести воедино дореволюционное и советское наследие, к примеру, в образовании?
– Мы учились по советским учебникам истории, где всё ясно было изложено: низы не хотели жить по-старому, верхи не могли. Когда же мы подошли к столетию Октябрьской революции, я столько прочитала негатива о Николае II, его семье, сколько не слышала за всё советское время!
– Потому что громче всех о царе говорят либералы, вроде режиссёра скандального фильма «Матильда», журналисты радио «Эхо Москвы».
– В Комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Межсоборного присутствия РПЦ мы трижды отклоняли в 2017 году предложение о проведении конференции о 100-летии Октябрьской революции. Мотив отказа – советские учёные всё написали, трудно найти что-то новое, а Церковь тоже предала Николая II и в какой-то степени была причастна к его отречению от власти.
– Сегодня многие общественные патриотические организации, и даже ВРНС, перестали иметь значимость, какую они имели в 1990-е годы.
– Я много лет редактировала материалы Соборов, проводила для Святейшего Патриарха Кирилла анализ эффективности его решений. Раньше 5-7 лет уходило на реализацию какой-то поставленной проблемы. Сейчас это делается быстрее, но ВРНС перестал быть генератором новых идей, меньше проводит конференций, круглых столов, но больше работает в областях и республиках РФ. Повестку Соборов стал «озвучивать» Президент В.В. Путин.
– Как Вы прокомментируете то, что Джордж Сорос, много лет спонсировавший издание русофобских учебников для российских школ, еще в 1990-х годах купил права на переиздание советских учебников?
– Когда мы готовили конференцию по Болонской системе образования, я узнала, что Англия и Финляндия обучают своих школьников по нашим советским учебникам, а издает их Сорос. Сорос очень многих «кормил» при Ельцине и его сторонников в нашей стране всё ещё много. Он прекрасно знал, что такое учебник и что такое учитель. Кеннеди приписывают высказывание: «В последней войне выиграл советский учитель, который подготовил учеников-патриотов».
Сегодня немало говорится о якобы великом наследии правления Ельцина; в Екатеринбурге открыт Ельцин-центр, через который посетителям навязывают точку зрения, что и царская, и советская Россия влачили жалкое существование, пока к власти не пришёл Ельцин. А жители Екатеринбурга знают, что утро дворников начинается с того, что они замазывают на здании этого центра неприличные слова в адрес президента-реформатора.
8 декабря 2021 года будет 30 лет преступным Беловежским соглашениям. Подписанты этих документов до сих пор не названы предателями; прекрасно доживает свой век М.С. Горбачев на зарубежные гранты.
Я считаю предателями и всех советников Б.Н. Ельцина. У нас все проблемы с воспитанием детей возникли при Екатерине Лаховой, которая была советником Ельцина и принесла нам в 1990-е годы «планирование семьи». Вместо целомудрия стали школьников с раннего возраста обучать безопасному сексу. А что сделал полезного для России первый зам. председателя правительства в 1991 – 92 годах Геннадий Бурбулис? Они сегодня постоянно вещают на радио «Эхо Москвы».
Недавно я стала перечитывать лекции С.М. Соловьёва о Петре I, так как в 2022 году будет 350 лет со дня его рождения. Многие из окружения Петра I не смогли «отказаться от частной корысти для общего дела, способности отвыкнуть от жизни врозь, способности отвыкнуть от взгляда на службу государственную как на кормление, на подчиненных как на людей, обязанных кормить, на казну как на общее достояние в том смысле, что всякий, добравшийся до неё, имеет право ею пользоваться» (С.М. Соловьев. Публичные чтения о Петре Великом. Издательство «Наука». М.,1984, с. 129). Это было написано 150 лет назад. С.М. Соловьёв спрашивает в 1881 году: почему мы должны праздновать 200-летний юбилей Петра? И отвечает, чтобы ответить на вопрос, почему эта личность стала великой, что он оставил для потомков?
Нам нужно разобраться, кто оставил добрый след в истории России, а кто принёс вред. Надо не охаивать советское время, а взять из него то, что было хорошего. Создали сегодня Росгвардию, эти «потешные войска», а вместо этого надо было открыть бесплатные детские кружки, как раньше было в Домах пионеров, надо было создать молодёжные организации, по типу комсомольских, только с идеологией, близкой национальному сознанию государствообразующего народа.
Я часто езжу на такси, потому что в метро уже не могу ездить по состоянию здоровья. Возят нас на такси узбеки, таджики, представители других народов из бывших республик СССР. Многие начинают разговор с просьбы: расскажите о советском времени, наши родители много хорошего рассказывают нам о том времени. Мигрантам просто хочется, чтобы медицина была нормальная, бесплатное образование, а не потому что их идеология привлекает. И многие хотят стать гражданами России, адаптироваться в нашей стране.
28 августа я слушала по «НТВ» отца Киприана (Буркова), бывшего советника Ельцина, Героя Советского Союза. В Афганскую войну он потерял обе ноги, как Алексей Маресьев, но чудом смог восстановиться, научился ходить на протезах. В 1990-е гг. его назначили советником Ельцина. Но освободили, когда он поддержал ГКЧП, вице-президента Александра Руцкого. В передаче он рассказывал о предательстве первых лиц. Услышанному из уст монаха нельзя не верить.
– Так и сам Александр Руцкой постоянно говорит о том, что в августе 1991 года произошёл государственный переворот, за который по закону положена высшая мера наказании, хотя сами участники путча не ставили задачу изменить существующий строй.
– Шведы, к примеру, давно сняли негатив со слова «социалистическое» и строят свой социализм.
22 октября 1721 года, 300 лет назад, Сенат сделал Петра I императором. Канцлер Головин объявил его Отцом Отечества, Петром Великим, Всероссийским императором.
Мы должны сегодня восстановить имперское сознание от Петра Великого до И.В. Сталина. Для восстановления страны необходимы: коллективное мышление, соборность, отсутствие индивидуализма (государственное важнее личного), тогда можно менять и образование, и культуру, и экономику. Сегодня время позволяет это сделать.
Есть известная всем поговорка: «Век живи – век учись». Она справедлива в отношении не только к одному человеку, но и к целым народам. Наш русский народ проходит эту школу не одно тысячелетие, поэтому он так и долголетен.
Беседовала Ирина УШАКОВА