Идея православного социализма – опаснейшая утопия

Отклик на статью Валерия Хатюшина «В чём для России реальный прорыв в будущее?»

Уже не раз в православных СМИ поднималась тема православного социализма, в том числе - и на портале РНЛ. И вот - очередная попытка: статья главного редактора журнала «Молодая гвардия» Валерия Хатюшина «В чём для России реальный прорыв в будущее?», опубликованная на РНЛ 3-го декабря с.г. Автор статьи полагает, что реальный прорыв в будущее для России и русского народа возможен только при условии возвращения к социалистической системе, основанной на Православии. Главный посыл сторонников православного социализма - следующий: Социалистическая система, сложившаяся в СССР, была почти во всём хороша. Но у неё был единственный недостаток, в конечном счёте и погубивший её, - атеистическая идеология. И адепты православного социализма приходят к элементарному выводу - что стоит лишь вернуть в Россию социализм (но на основе Православной веры) - как всё сразу же правильно устроится, и мы будем жить-поживать да добра наживать до скончания века. - Этакий православно-социалистический хилиазм. 

Поразительно - насколько глубоко въелись в мозги многих моих соотечественников стереотипы утопизма, и неважно, какого цвета эти стереотипы - белого, красного или ещё какого-нибудь. Утопизм (особенно политический) - насколько несбыточен, настолько же и действенен. Вот такая антиномия. Чем несбыточнее и нереальнее утопизм, тем он опаснее как реальный инструмент разрушения. Все великие революции начинались с великих утопий. Толпу невозможно увлечь какой-нибудь рациональной программой. Народной массе рациональные соображения не интересны: от них веет скукой. Другое дело - если кто-нибудь выкрикнет, что в неком потаённом месте есть дерево с дуплом, в котором спрятан золотой манифест, содержащий способ мгновенного переустройства мира и гарантирующий всеобщее благоденствие и процветание. И идея православного социализма - безусловно, из серии таких утопических приманок. 

Мне уже приходилось писать об опасности идеи православного социализма в статье «Детская болезнь левизны в Православии» (05.10.2016г). Там я достаточно подробно разбирал доклад главного идеолога православного социализма Николая Сомина, прочитанный им на заседании Русского Собрания в Москве 28.09.2016г. Доклад так и назывался: «О православном социализме». В своей статье я, в частности, писал: «Для меня сталинский реальный социализм, спасший страну, безусловно, предпочтительней "православного" утопического социализма Николая Сомина. ... В докладе Сомина под прикрытием красивых фраз о православном социализме предлагается произвести в России самую настоящую социалистическую революцию». 

Уважаемый Валерий Васильевич Хатюшин в своей статье продолжает развивать идею Николая Сомина: «И пора уже нашему поколению делать выводы. Пора осознавать, что для России единственно реальным, во всех смыслах ... может быть только один путь в будущее - христианский, православный, а это значит духовно развивающийся социализм». Хочет того Хатюшин, или нет, но он предлагает вновь «отнять и поделить», то есть, предлагает произвести очередную (теперь уже «православную») социалистическую революцию. - Те же уши, вид сбоку. 

В СССР социалистическую систему возглавляли коммунистическая партия и лично вожди - генералиссимус или генесек - неважно. И, естественно, возникает вопрос: Кто, какая политическая сила возглавит православную социалистическую систему в случае успеха православной социалистической революции в России? Нет никаких сомнений в том, что такая революция вполне может оказаться не менее кровавой и насильственной, чем социалистическая революция в России в 1917 году. Если речь идёт о православном социализме, то, следовательно, вместо коммунистической партии власть в стране должна сосредоточиться в руках представителей некой православной партии с царём во главе, иначе - никак. И дальше - что? Православная диктатура, со всеми вытекающими кровавыми последствиями? Вся система образования и воспитания станет православной по приказу православной партии, стоящей во главе государства? Все школьники, студенты, а может быть - и остальные, должны будут предоставлять своим кураторам справки, подтверждающие то, что они прошли исповедь и причастились в храме? - Но ведь это уже отчасти практиковалось в дореволюционной России и явилось одной из причин, мягко говоря, охлаждения общественности к Церкви. А как же быть с другими народами, входящими в состав России, но принадлежащими к другим религиозным конфессиям? Как быть, наконец, с многочисленными атеистами, которые никогда не примут православного фундаментализма (ведь идея православного социализма и есть одна из форм православного фундаментализма). 

Валерий Хатюшин, понимая, что могут появиться подобные вопросы, предлагает антиимперский националистический вариант православного социализма. В своей статье он, в частности, пишет: «А порой и в одном государстве разные народы по-разному смотрят на то, что хорошо и что плохо, что приемлемо для них, а что нет. А недалекие советские идеологи собирались строить коммунизм с узбеками, таджиками, азербайджанцами, чеченцами, с западенцами Украины и т.д., не понимая, как по-разному они смотрят на т.н. «справедливость». Оказалось, что их природу переделать невозможно». Видимо, Валерий Васильевич забыл, что «недалёкие советские идеологи» продолжали имперскую политику российских самодержцев. Именно в этом заключалась сила советской империи, позволившая нам победить фашизм. А что случилось бы, если бы Сталин и другие советские идеологи-руководители отказались от имперских окраин и начали строить национальное русское государство? - Вопрос риторический. По существу, Хатюшин солидаризируется с антиимперской националистической программой Александра Солженицына. Так что, как ни крути, но православный социализм Валерия Васильевича - инвариант солженицынизма, и не более того. 

В заключение своей статьи Валерий Хатюшин совершенно необоснованно пытается сделать сторонником своего православного националистического социализма Иосифа Виссарионовича Сталина: «Между прочим, есть все основания предполагать, что это понимал послевоенный Сталин». Уважаемый Валерий Васильевич! Приведите, пожалуйста, хотя бы одно такое основание! Напротив, Сталин неизменно гасил любые поползновения национализма, грозившие имперской целостности, откуда бы эти поползновения ни исходили - от окраин ли или из центра. Примером тому является т.н. «ленинградское дело» 1949 - 1950гг., в результате которого погибли Н.А. Вознесенский и А.А. Кузнецов. Именно «послевоенный Сталин», как изволит выражаться Валерий Хатюшин, обвинил ленинградскую группу Кузнецова в проявлении русского национализма и в том, что эта группа противопоставила себя «всесоюзному» (имперскому) ЦК. Допустимо, наверное, говорить о том, что Сталин поступил по отношению к этой группе слишком жёстко. Возможно, Иосиф Виссарионович преувеличил националистическую опасность кузнецовской группы, но всё это как раз и свидетельствует о полном неприятии генералиссимусом какого бы то ни было национализма, в том числе (а может быть - и в первую очередь) - русского. И уж совсем нелогично и непонятно выглядит утверждение Валерия Хатюшина о том, что реально существовавший в СССР социализм был не реальным, а выдуманным в кабинетах. А вот его, хатюшинский, православный социализм, которого никогда ещё не существовало в природе, представляет собой реальность, а не кабинетную фантазию. Валерий Васильевич - безусловно, талантливый поэт, но поэтизация истории отнюдь не способствует объективному её пониманию, а, напротив, порождает опасные и разрушительные утопии.

Лично я с ностальгией вспоминаю реальный советский социализм, при котором мне довелось жить, и могу засвидетельствовать, что уже в брежневский период заметно было смягчение отношения государства к Церкви, подобно тому, как это было в военный и послевоенный периоды. И если бы не предательское уничтожение СССР, то Церковь в скором времени получила бы от государства достаточно широкую свободу. И вот это и был бы реальный (а не выдуманный) православный социализм.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Впервые опубликовано на сайте священника

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

344. Ответ на 339., Наталия 2016:

1) Владыка Тихон и я.2) Согласны.3) :))

Я должен выбрать один ответ из трех? )

М.Яблоков / 21.12.2018

343. Ответ на 336., Инна Михайловна:

А как бы, Вы предполагали, должно выражаться неравнодушие к судьбам всех людей? // Как уже было сказано многими, в стремлении создать солидарную систему взаимопомощи, то есть социалистическую.// Судьба человека не ограничивается временной жизнью на земле.

Каким образом тема неравнодушия к судьбам людей относится к жизни вечной? Или дождемся вечности и уж там, точно, ух как развернемся!)) Не поздно ли будет?

Ладога& / 21.12.2018

342. Ответ на 338., М.Яблоков:

Ну что, М.Яблоков, Вы к нам присоединяетесь?Смотря, что вы понимаете под словами «мы» и «присоединяетесь» )

1) Владыка Тихон и я. 2) Согласны. 3) :))

Наталия 2016 / 21.12.2018

341. Ответ на 335., Наталия 2016:

Ну что, М.Яблоков, Вы к нам присоединяетесь?

Смотря, что вы понимаете под словами «мы» и «присоединяетесь» )

М.Яблоков / 21.12.2018

340. Ответ на 328., Андрей Карпов:

Степень Вашей обиды говорит о точности попадания.

Никакой обиды у меня нет. Есть презрение к двуличным, лицемерным людям, имеющим двойные стандарты. Авторов таких пакостей, что я процитировал ниже, я презираю тоже. В данному случае эти две категории ещё и совпали в одном лице.

На то, что не имеет к нам отношения, мы не обижаемся.

Да. Потому и обиды никакой нет. Есть презрение. Причём надо быть полным дебилом, чтобы не понимать, что все инвективы в этих мерзопакостных стишатах просто не могут иметь конкретно ко мне никакого отношения по определению. Я в принципе не имел возможности (и, кстати, не стал бы) когда-либо "любую чушь преподавать" (математика - это не "научный атеизм" или ещё какая-либо подобная ахинея), преподавать дарвинизм или секспросвет. Так что это всё мимо цели. И никогда не раболепствовал перед начальством (мог и послать подальше). Но ведь "святоше", который про всех работников системы образования пишет: "Всё в прошлом - там и честь, и совесть", это неважно. Ему надо облить дерьмом, причём важно облить именно всех. Ему также важно оклеветать всех преподавателей и всех студентов МГУ, обвинив - традиционно, всех сразу и скопом - первых в том, что они взяточники и блатняки, а вторых - в том, что они поступали только за взятку или по блату или с помощью псевдорепетиторства. Ах да, чуть не забыл: это было так, по мнению "святоши", именно в советское время. Потому что только тогда могли быть вот такие гады. Так же, как важно непременно облить дерьмом всех пенсионеров. Ввиду злобной ненависти как к тем, так и к другим. Потому что у него не то что "в прошлом - честь, и совесть", но их у него никогда и не было. Что особенно противно на фоне постоянно им извергаемых тут в комментариях псевдоправославно-благостных соплей.

Тогда, когда в очередной раз от учителя потребуют прогнуться, он может найти в себе силы протестовать.

Особенно занятно это слышать от человека, находящегося в постоянном прогибе для туфлецелования любому совершенно чиновнику, даже последнему подонку, лишь бы он был "при должности".

339. Ответ на 333., Ладога&:

А как бы, Вы предполагали, должно выражаться неравнодушие к судьбам всех людей? ? Как уже было сказано многими, в стремлении создать солидарную систему взаимопомощи, то есть социалистическую. Судьба человека не ограничивается временной жизнью на земле.

338. Ответ на 312., М.Яблоков:

Возможно. Но сами искать его не надо.

Никто и не ищет. Разве кто-то призывал ехать на заведомую расправу в ИГИЛ (организация запрещенная в РФ)? Я не призывала, точно. Просто я объясняла Вам, что никакие гонения не мешают верить в Бога. А митрополит Тихон так вообще полагает, что даже помогают. Ну что, М.Яблоков, Вы к нам присоединяетесь?

Наталия 2016 / 21.12.2018

337. Ответ на 327., Андрей Карпов:

Нельзя замыкать человека в понятие враг. Если он ведёт себя как враг, ему надо дать по зубам. Но не потому, что он враг, а потому, что он плохо себя ведёт.

Все так. Никто человека и не замыкает. Разбойник покаялся в последнюю минуту. Это всем известно. Но называть врага врагом необходимо. Хотя бы временно, пока он не исправится и не станет другом.))

Наталия 2016 / 21.12.2018

336. Ответ на 331., Инна Михайловна:

А как бы, Вы предполагали, должно выражаться неравнодушие к судьбам всех людей? ?

Как уже было сказано многими, в стремлении создать солидарную систему взаимопомощи, то есть социалистическую.

И кто радуется из православных своему, якобы 'обеспеченному' спасению?

Те, кто оберегает нынешнюю людоедскую капиталистическую и либеральную систему своими остервенелыми нападками на предлагаемую альтернативу, при этом неустанно твердя про личное спасение.

Ладога& / 21.12.2018

335. Ответ на 326., Андрей Карпов:

Мой тезис: отвечай за то, на что поставлен. Вы хотите отвечать за то, к чему не приставлены. Народ говорит, что тот, кто берётся за чужое, не делает своё... И чужое тоже..

Это какой народ так говорит? Тот, про который мы подумали?)) У русского народа, отзывчивого и всемирного, таких поговорок нет. Вернее, есть, но в другом контексте: Чужая ноша не тянет. Моя хата с краю. Чужая шкура не болит. Своя рубашка ближе к телу. И такие: Доброму человеку помощь не убыток. Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги. Не просим у злого милости, а у скупого – помощи. В одиночку не одолеешь и кочку. Артель дружбой крепка. В единении — сила. В кулаке все пальцы равны. Что одному не под силу — легко коллективу. Но сказав про "чужое", Вы себя выдали. Только свой маленький мирок Вы считаете своим, а все что дальше вытянутой руки - чужим. Таков, вероятно, тезис. Печально другое - ваш "тезис" жаждет масштаба – переделать русский код под свой.

Ладога& / 21.12.2018
Александр Шумский:
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Нам украинская автофекалия – что слону Драбинко
Священник Александр Шумский предлагает взглянуть на ПЦУ с карнавальной, смеховой стороны
24.12.2018
Идея православного социализма – опаснейшая утопия
Отклик на статью Валерия Хатюшина «В чём для России реальный прорыв в будущее?»
10.12.2018
Все статьи автора
"Православный социализм: pro et contra"
Размышления по поводу «Размышлений»
Ответ Андрею Карпову на тему социализма
29.07.2020
«Карфаген должен быть разрушен!»
Духовный смысл смены общественных формаций в контексте историософии о. Павла Флоренского
08.07.2020
О планах построения «социализма» путем евгеники и сокращения рождаемости
Колониальные методы построения «светлого социалистического будущего»
02.06.2020
Православное социальное хозяйство
Если мировое производство будет восстановлено на прежних докоронавирусных основаниях, мир рискует погрязнуть в пандемии на долгие годы
01.06.2020
Рыночный социализм – это ложный социализм
Размышление пятое, финальное
31.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Гонка вакцинаций
Новый комментарий от электрик
2020-08-05 10:35
Меняется повестка дня сергие-романовской фронды
Новый комментарий от arzamas
2020-08-05 10:01
Хабаровск: запрос на народность
Новый комментарий от monarhist
2020-08-05 09:18
Трагедия в Ливане
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-08-05 09:09
Немногое с Богом больше, чем многое без Него
Новый комментарий от РомКа
2020-08-05 09:05
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-08-05 08:39