Митрополита Илариона (Алфеева) оклеветал портал «Кредо.ру»

Впечатления игумена Кирилла (Сахарова) и диакона Петра Пахомова от ежегодного Епархиального собрания духовенства города Москвы

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
2533
Время на чтение 7 минут
Как сообщалось, 21 декабря 2017 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Своими впечатлениями от собрания делится в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России игумен Кирилл (Сахаров):

Стремишься придти пораньше, занять место поближе к президиуму (все равно с верхних рядов настойчиво пригласят спуститься). Непременно справа – отсюда поближе к трапезной, где в перерыве участников собрания ждет чай с пирожками. Зал храма Христа Спасителя плотно заполнен духовенством. Широкий диапазон ликов собравшихся: высоких сухощавых и небольших полноватых, маститых старцев и совсем юных, недавно рукоположенных, с внушительными гривами волос, похожих на львов и рафинированных интеллигентов с короткой стрижкой и небольшим пятнышком щетины на подбородках. Поблескивают не только цепочки от крестов, но и ордена и медали – их велено одеть по такому случаю. У некоторых на груди целый «иконостас». В первом ряду белеют «кувшинки» митрополичьих клобуков. В разных местах раздаются громкие восклицания приветствий, щелкают вспышки фотоаппаратов.

В прошлые годы старался показаться на глаза начальству, в нынешнем сижу тюфяком – стал труден на подъем. Раньше бывало, что появление Патриарха предварялось записью колокольного звона или голосом, похожим на левитановский, чеканилось: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Сейчас Предстоятель вошел как-то по-будничному. Как человек творческий, он никогда не действует по шаблону, нащупывает новые формы коммуникаций с залом. Не было длинных монотонных речей из одних уст по всем аспектам церковной жизни. Патриарх ограничился кратким выступлением, сказав о главном, и затем предоставил слово нескольким священнослужителям, доложившим о состоянии дел на своих участках. Патриаршее выступление было разумно дополнено полным текстом в виде брошюры (они были розданы каждому участнику собрания). Что касается традиционно приводимой статистики – дай Бог запомнить, не упустить, основные параметры – сколько, например, храмов в Москве? Начнешь вспоминать основную цифру – наплывают и другие параметры – часовни, монастырские храмы, ставропигиальные, строящиеся и уже освященные, и начинаешь плавать - то ли их 400, то ли 800. Четко зафиксировал главное – храмов в Москве 500 (это в 10 раз больше, чем было в канун перестройки). Надо еще не забыть, что архиереев в Москве 26, а монастырей 9. И всего храмов в РПЦ МП около 37 тысяч, а монастырей под тысячу.

Помянули усопших, пропев им «Вечную память». За прошедший год ушли «в путь всея земли» два знаменитых старца - Кирилл и Наум. Неожиданным для меня было то, что умер протоиерей Геннадий Нефедов – преподаватель Литургики в Московских духовных школах и восстановитель Богоявленского монастыря. И особенно смерть архимандрита Дионисия (Шишигина) - совсем недавно, еще не прошло 40 дней. Батюшка был одним из ближайших помощников трех последних Патриархов, первым настоятелем церкви Покрова в Рубцово, на базе которой был создан Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции.

Два главных события за истекший год: в начале его – столетие явления Державной иконы Богородицы, а в конце – столетие восстановления патриаршества. На праздник Введения в храме Христа Спасителя служили почти все Предстоятели Поместных Православных Церквей – было ли еще когда-нибудь подобное торжество в Москве?! Из поездок Патриарха запомнилось: внутри – в Курганскую область на малую родину архимандрита Антонина (Капустина), во вне – в Румынию (смотрел по каналу «Союз»). Программа «200 храмов» приближается к преполовению. Отметил грамотность языка большинства докладчиков. Иногда вслушивался в «музыку» их речей в ущерб содержанию (вспомнил, как поет певица Ваенга: «и не важно, что ты сказал, а как»). Патриарх признался, что, иногда слушая по каналу «Союз» некоторых проповедников, ему бывает трудно оторваться – заслушаешься. Очень мило и по-человечески близко нам рядовым труженникам духовного фронта. Еще сказал важные слова: «Если проповедь не трогает слушающих, значит, она не трогает и самого проповедника, значит, он не пережил то, о чем говорил». Да, это аксиома, что все необходимо делать с душой, что важно участие сердца. Вот только что приехал на такси, у водителя было включено радио «Дача», запомнилось: «Шелковое сердце не болит, шелковое сердце любить не может». Сам недавно, щелкая каналы, вдруг замер, слушая ответы на вопросы о духовничестве о. Андрея Овчинникова.

«Необходимо кратко разъяснять по ходу молитвенных последований их смысл и значение». Согласен только отчасти – лучше это делать перед значительной частью какого-нибудь последования, а не по ходу. Если речь идет, например, о Таинстве Крещения, то перед чином оглашения, перед собственно крещением, начинающимся с великого освящения воды и перед миропомазанием. Отрадно, что заработали пастырские конференции по актуальным вопросам, например, о семейной жизни священнослужителей. Важны и планируемые встречи матушек. Курсы по подготовке консультантов для приходящих в храмы (у нас после каждой службы проводятся экскурсии, после которых ее участников приглашают на чай).

Иеромонах Онисим рассказал о взаимодействии со средними школами столицы – их здесь около 800, половина из них выбрала модуль православной культуры. Перед своим выступлением о. Онисим раздал сидящим в президиуме митрополитам буклеты и пригласил, смотря в них, реагировать на видеоряд. Я подумал: «Неужто батюшка решил устроить викторину архиереям Божиим?»

О социальной проблематике. К сожалению, на сегодняшний день только менее, чем в половине лечебных учреждений Москвы есть храмы или часовни. Очень важным было решение подстраховаться от неожиданностей через внесение в договоры между больницами и храмами гарантий того, что при смене руководства в первых не возникнет угрозы закрытия или существенных ограничений для вторых. И правильно, чтобы эти договоры в идеале заключались бы на более высоком уровне.

В одном из выступлений прозвучало предложение, чтобы в отправлении Богослужений приходские храмы ориентировались на практику Покровского храма Московских Духовных школ – а ведь там службы существенно сокращаются со ссылкой на занятость студентов учебой... Нерешеных проблем еще немало – как внешних, так и внутренних. По первой категории, например, о статусе парковок около храмов – не логично ли их считать парковками у социального объекта с соответствующими льготами? Не следует ли их сделать бесплатными в воскресные и праздничные дни и в кануны их?

По внутренним проблемам – не пора ли издать авторизированный устав о поклонах, о внешнем поведении в храме? Вывесить материал в каждом храме, по максимуму везде опубликовать, в идеале раздать каждому верующему. В духовных школах проводить экзамены по этой теме. Пока у нас кто во что горазд. В качестве примера прозвучало: диаконы после возгласа «Святая святым» кланяются народу – получается, что в этот важный момент они акцентируют внимание на себе, а не на происходящем в алтаре.

О. Георгий Бреев поднял вопрос о кремации, приведя жуткие подробности процесса, очевидцем которого он был. После его рассказа отталкивающее чувство от этого явления стало еще больше. Важным был пассаж Патриарха в отношении церковных финансов. Смысл: слухи и предположения об их фантастической величине сильно преувеличены. Более того: возросли расходы на духовные школы, на финансирование строительства новых храмов, сравнительно с 90-ми годами резко сократился объем пожертвований от благодетелей.

В целом впечатление от собрания было благоприятным. Патриарх в тонусе, он собран, динамичен, целеустремлен. Речь энергичная, дикция отличная, залом вполне владеет. Я иногда мямлю – рядом стоящий не слышит. Диктую чуть ли не на ухо – масса искажений. В детстве родители называли меня «мямликом» («шустриком» был младший брат), хотя наши берсеневские грузинки не раз говорили: «Батюшка, темперамент у Вас, особенно когда Вы взрываетесь, вполне грузинский». Поистине Патриарх виртуоз в организаторском плане. Это и не удивительно – ведь за свою жизнь он провел многие сотни разных собраний. Многих участников называл по имени и фамилии. Удивительно. Я, например, иногда, очень устав, смотрю «сквозь» сотрудника, обратившегося ко мне с вопросом. И, не слыша его, задумчиво спрашиваю: «Кто Вы? Что Вам нужно? И как Вы вообще здесь оказались?» После каждого выступления была возможность задать вопросы, выйдя к микрофону. Поступали и записки – на большую их часть (анонимные не приветствовались) был дан ответ. В частности, была опровергнута информация о том, что якобы в Скорбященском, что на Ордынке, храме во время пения Символа веры слово «Соборную» заменяют на «Вселенскую» (Церковь). Я послал три записки – зачитана была только одна. Две другие, по причине их анонимности и плохого почерка, не прозвучали (как я не пыжился, выводя буквы, все равно получилось коряво).

В заключение хотел бы высказать три пожелания: 1. Чтобы на общецерковном уровне был поднят вопрос о непомерных тарифах на ЖКХ для храмов. 2. Чтобы участникам собраний каждый год показывали по видеофильму по актуальным церковным проблемам, например, на тему необходимости совершать крещение через полное погружение или о снятии клятв на старые обряды (ничто не сравнится с визуальным воздействием). 3. Чтобы на подобных собраниях могли бы присутствовать со статусом наблюдателей представители от старообрядцев.

По поводу сообщений об изменении Символа веры в Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Ордынке высказался в интервью «Русской народной линии» известный православный публицист диакон Петр Пахомов:

На состоявшемся 21 декабря 2017 года епархиальном собрании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу был задан вопрос: «Как понимать, что в Скорбященском храме в 9 члене Символа веры вместо "соборную" поется "вселенскую"».

Святейший Патриарх обратился к настоятелю Высокопреосвященнейшему митрополиту Илариону с просьбой ответить на этот вопрос.

Далее отец Петр приводит ответ митрополита Илариона:

«В храме на Ордынке, как и во всех храмах Московской епархии, Символ веры поется всем народом в том переводе, который всегда существовал, и никогда ничего подобного, о чем упоминается в этом вопросе, не только не имело места, и представить себе такого невозможно. За этой кампанией стоит небезызвестный портал Кредо.ру, который представляет собой такую мусорную корзину, куда сливают всякие нечистоты, и где можно прочесть все, что угодно. По каким-то причинам им захотелось раскрутить эту кампанию. У Скорбященского храма на Ордынке есть сайт, на котором осуществляются прямые трансляции Богослужений, там есть и архив. Так что желающие могут поверить, что это обвинение не соответствует действительности и является дезинформацией».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Николай Александрович:

Своим ответом митрополит Иларион меня разочаровал. Он ответил по букве неудачно заданного ему вопроса, но не по существу. А по существу ответ, на мой взгляд, должен был прозвучать от педагогически опытного архипастыря приблизительно так: «… в нашем храме в девятом члене символа веры поют «соборную», а не «вселенскую», и это можно проверить через архив записей… Однако, я понимаю, что этот вопрос возник от того, что в нашем храме распространяется моя книга, на одной из страниц которой я опубликовал перевод девятого члена символа веры, где слово «соборная» переведено как «вселенская». Такой перевод я могу обосновать следующими соображениями…» Если бы ответ был таким, то я думаю, он снял бы все недоумения и на страницах РНЛ не было бы излишнего всплеска «жареных» эмоций о том, что митрополита Иллариона оклеветали и не было бы излишней рекламы тому самому порталу.

Здорово
влдмр / 11.05.2018, 01:18

1. Re: Митрополита Илариона (Алфеева) оклеветал портал «Кредо.ру»

Своим ответом митрополит Иларион меня разочаровал. Он ответил по букве неудачно заданного ему вопроса, но не по существу. А по существу ответ, на мой взгляд, должен был прозвучать от педагогически опытного архипастыря приблизительно так: «… в нашем храме в девятом члене символа веры поют «соборную», а не «вселенскую», и это можно проверить через архив записей… Однако, я понимаю, что этот вопрос возник от того, что в нашем храме распространяется моя книга, на одной из страниц которой я опубликовал перевод девятого члена символа веры, где слово «соборная» переведено как «вселенская». Такой перевод я могу обосновать следующими соображениями…» Если бы ответ был таким, то я думаю, он снял бы все недоумения и на страницах РНЛ не было бы излишнего всплеска «жареных» эмоций о том, что митрополита Иллариона оклеветали и не было бы излишней рекламы тому самому порталу.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Диакон Петр Пахомов
Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел?
О правильном порядке действий священника на проскомидии и о латинских «новшествах», практикуемых некоторыми православными священниками
20.07.2023
Оглашенные: прошлое или будущее?
Неслучайно первая часть Литургии носит название «оглашенных»
26.05.2023
Время Ивана Калиты
Наш современник князь Николай Трубецкой
17.10.2022
Какой была армия?
Главная сила армии в тылу
12.10.2022
Лже-Россия или анти-Россия?
Главная задача – возвращение малороссов в русскую культуру
28.09.2022
Все статьи Диакон Петр Пахомов
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21