31 августа в здании администрации Иркутской области прошёл Круглый стол «Иннокентий Сибиряков – образ благочестивой русской души». Круглый стол должен был послужить не только увековечению памяти схимонаха Иннокентия (Сибирякова), но и освещению жертвенного служения всей семьи, или, используя терминологию советского времени династии Сибиряковых. У нас есть примеры святых семей: святителя Василия, преподобного Сергия Радонежского. Но ещё раз можно высказаться в пользу семейных ценностей России, донеся до русского человека, правду о семье великих благотворителей Сибиряковых. Поэтому один из участников круглого стола, Ильдар (в крещении Илья) Фазылов, предложил установить в Иркутске памятник семье Сибиряковых.
Но для собравшихся представителей духовной и гражданской власти, учёных, искусствоведов, работников искусства более важен путь схимонаха Иннокентия, который он прошел от предпринимателя до отрешившегося от всего земного афонского схимонаха. А на этом пути были остановки: совершенно не вмещающаяся ни в какие рамки благотворительность, учеба, знакомство с жизнью Запада, и даже разгульная жизнь. Но все это он прошел и даже «женитьбу», которая именуется скорее блудным сожительством, и все это, чтобы облачаясь в рясу воскликнуть: ”Как хорошо в этой одежде! Нигде не давит! Слава Богу! Как я рад, что в неё облекся!» И не нужно этого повторять, потому что уже каждый православный человек в России знает, кто такой схимонах Иннокентий (Сибиряков) богатейший человек, раздавший все свое богатство и ставший простым монахам. Напомню, что Братство в честь Иннокентия Сибирякова недавно выпустило в издательстве «Русский Хронограф» замечательную книгу Татьяны Шороховой «Следуй за Мною».
Эта история кажется нереальной сегодня, и еще более она нереальна была в конце XIX века, в условиях нарождавшегося капитализма, это более характерно для древних времен, когда вельможи и военачальники оставляли все свое богатство и становились простыми монахами, как, к примеру, один из основателей Иверского монастыря Торникий или схимонах Павел Ксиропотамский. Но, она была реальна. И об этом говорилось на Круглом столе. Да, и сам этот Круглой стол – новая реальность. Конечно, в прежние времена трудно было себе представить архиерея и духовенство за одним столом с местной властью, но и сегодня трудно себе представить бизнесмена, который не только берет благословение у архиерея, но и неплохо разбирается в тонких церковных вопросах, и является членом Церкви не по Крещению, а по своей жизни. Так же и учёных, которым далеко не всё равно какой темой заниматься. И которые тоже являются членами церкви.
Но, к сожалению, все это происходит в русском городе со славной историей, где улицы Ленина, Карла Маркса, Сухэ-Батора, Марата и др., но нет ни одной улицы великих местных и православных меценатов Сибиряковых. И есть живописец, скульптор, у которого уже несколько проектов памятников этой великой семьи, но в городе пока нет места для этих великих иркутян прошлого. И есть владыка, который легко, в кратком слове напоминает о разрушенных в годы лихолетия (именно так, надеюсь, скоро будут вспоминать этот период истории) храмах, и как эти они связаны с жизнью этой семьи. И проходивший в эти дни Крестный ход по городу с Казанской иконой Божией Матери, который я ощутил как весьма масштабный и в духовном, и в физическом смысле – всё это вселяет в меня надежду, что наша Российская и русская, и православная власть сюда пришла навсегда, и революционерам прошлого придется сильно подвинуться в топонимике города, а экономическая власть окажется в руках русских православных предпринимателей, наследников рода Сибиряковых.
И еще. Молясь на Богослужении в день второго обретения мощей покровителя Иркутска свт. Иннокентия, я увидел, что среди верующих много представителей народностей, в течение веков живущих бок о бок с русскими. И большими буквами написанное слово «Евразия», которое можно было прочитать на площади, где совершалось богослужение под открытым небом – это тоже свидетельство нового времени. А пишем, подразумеваем – Новая Россия. К слову, на Круглом столе присутствовали почётные гости: епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий (Джон Трейдер), 20 лет подвизавшийся на Афоне в монастыре Каракалл и алеутский священник, прекрасно спевший многолетие на алеутском языке
Для церковной канонизации святого требуется выполнение нескольких условий. По поводу почитания – нехватки нет. Один участник группы в Телеграмме, где я поместил сообщение о Круглом столе, написал: «Дождёмся ли прославления схимонаха Иннокентия? Ведь перезрела тема, если честно…». По-моему, как раз созрела, но прославляет святого Сам Бог, когда являет через него свою благодатную помощь. А разве такой духовный подъем жителей Иркутска не свидетельство очередного пусть малого чуда от схимонаха-бессребреника? Братство в честь Иннокентия (Сибирякова) собирает сведения о благодатной помощи этого святого и уверенно, что он, как и в годы земной жизни, всегда откликнется на зов помощи от попавших в беду: ограбленных жуликами, сброшеных в долговую яму, разорившихся, обездоленных по законам нынешнего времени.
Обращайтесь к этому святому, и не умалчивайте о такой помощи и воздавайте ему хвалу и сообщайте председателю московского Братства Павлу Владимировичу Лучкину, который возглавляет сбор таких свидетельств.
Диакон Петр Пахомов, публицист