Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Молитва — не психологическое упражнение, не тренинг или медитация»

Русская народная линия

Екатеринбургские останки
Проблемы церковной жизни
Новороссия: война, новости
Война в Сирии и Ираке
100-летие революции 1917 года
Итоги 2017 года / 21.12.2017


Патриарх Кирилл об «екатеринбургских останках», ситуации на Ближнем Востоке и Украине, пастырском выгорании и «реформе» богослужения …

21 декабря 2017 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя открылось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Патриархия.ru.
 
Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил о проведении в ноябре-декабре сего года Освященного Архиерейского Собора, приуроченного к 100-летию Поместного Собора 1917-1918 гг. и избрания на Московскую Патриаршую кафедру святителя Тихона.

«В течение двух веков… Церковь, будучи зависима от светской власти, не имея Предстоятеля, который бы действовал от ее имени, и лишенная возможности созывать соборы, не могла официально выражать свою точку зрения по множеству вопросов. Поместный Собор, избрав Патриарха и восстановив норму, согласно которой соборы должны созываться регулярно, исправил эту ситуацию и определил тот способ канонического устроения жизни Русской Церкви, который действует поныне», — отметил Святейший Патриарх.

«В уходящем году мы также вспоминали переломные события истории России и Русской Церкви — революцию 1917 года и начало гонений на Церковь. Последовавшая за революцией попытка построения в Советском Союзе общества нового типа, включая, как тогда выражались, "воспитание нового человека" предполагала отказ от веры в Бога. Именно поэтому жестокому преследованию вплоть до истребления подверглись священнослужители, монашествующие и верные миряне. Гонители пытались лишить новые поколения самой возможности узнать о том, что такое молитва, участие в Таинствах и богослужении, чтение Священного Писания, на собственном опыте испытать, что такое приобщение человека к Божией благодати. Новая власть, подобно упомянутому в Псалтири безумцу, который говорил: "Нет Бога" (ср. Пс. 13:1), пыталась искоренить веру. Но Церковь Христову, по слову Самого Господа, не могут одолеть врата ада. Не смогла ее одолеть и безбожная власть», — подчеркнул Патриарх Кирилл.

«С первых лет гонений тысячи людей, еще недавно считавшихся членами Церкви, стали писать доносы на священников, разрушать храмы и срывать ризы с чудотворных образов. Почему это произошло? Потому, что к началу ХХ века вера у многих, в том числе образованных людей нередко ограничивалась внешними проявлениями. Подлинное знание Евангелия, собственный духовный опыт, опыт молитвы отсутствовали», — констатировал Предстоятель Русской Церкви.

«Гонения в нашей стране ушли в прошлое, но секулярные тенденции продолжают развиваться. Мы можем впасть в те же искушения, что и наши соотечественники сто лет назад, и заменить подлинную жизнь со Христом внешними проявлениями благочестия. Не дай Бог нам обмануться этой подменой! Важно не только участвовать в богослужениях и Таинствах, читать молитвы и Писание, но делать все это осмысленно, понимая, что именно мы совершаем и ради чего», — отметил Патриарх Кирилл.

«Поэтому так необходимо сегодня поддержание на самом высоком уровне духовного образования, которое стало одной из основных тем прошедшего Архиерейского Собора. Священникам надлежит не только передавать другим людям знания о церковном Предании, но также свидетельствовать о Христе всей своей жизнью, с тем, чтобы другие люди стремились следовать за ними на этом поприще. Соответствующим образом должно выстраиваться и обучение будущих священнослужителей», — заявил Святейший Патриарх.

«В центре любого слова или дела, предлагаемого молодым людям, должен быть Христос. Радуйтесь и непрестанно молитесь, — наставляет нас, христиан, апостол Павел (ср. 1 Фес. 5:16-17). Организуя молодежную работу на приходах и в викариатствах, следует стремиться к тому, чтобы юноши и девушки научались молитве и получали опыт богообщения, чтобы они готовили свои сердца к хождению перед Богом, искали прежде Царства Божия и правды его (ср. Мф. 6:33). Тогда их жизнь будет строиться на прочном основании», — подытожил Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В своем докладе Патриарх, в частности, напомнил о том, что 27 ноября в Сретенском монастыре прошла конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия».  
 
«Свободно обсуждались различные мнения, были поставлены самые разные вопросы — антропологического, исторического, медицинского, юридического и даже бытового характера. Присутствовавшие на конференции представители Следственного комитета и привлеченные следствием эксперты либо тотчас давали ответы на эти вопросы, либо, в тех случаях, когда по поднятой теме следствие еще не располагало официальным заключением, сообщали, что такое заключение будет дано впоследствии. Это соответствует пожеланию, выраженному Архиерейским Собором 2016 года, а именно: «Сроки завершения экспертизы не должны зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, но определяться временем, требуемым для научных исследований» (пункт 10 Постановлений Собора). Напоминаю, что согласно решению прошлогоднего Собора «Решение о признании или непризнании "екатеринбургских останков" святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии» (там же). Это решение было подтверждено Архиерейским Собором, завершившемся 2 декабря», - подчеркнул Его Святейшество.

По словам Патриарха, «с болью в сердце мы наблюдаем за геноцидом христианского населения на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки». «В 2017 году Россию вновь посетил Святейший Патриарх Коптский Тавадрос II.  Верующие Коптской Церкви в Египте подвергаются насилию, они становятся жертвами терактов. Поддержку коптам Египта в ходе беседы с Патриархом Тавадросом выразил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. В этом году состоялась моя встреча с министром вакуфов Сирийской Арабской Республики Мухаммадом Абд ас-Саттаром Саидом, в ходе которой я поблагодарил его за защиту христианского меньшинства в Сирии. Вопросы защиты христианского населения Ближнего Востока обсуждались также на моих встречах с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби (по ее итогам было подписано совместное заявление о гонениях на христиан в странах Ближнего Востока и Африки), с Блаженнейшими Патриархами Александрийским Феодором II, Антиохийским Иоанном Х, Иерусалимским Феофилом III и другими Предстоятелями Поместных Православных Церквей, а также на встрече В.В. Путина с Главами Церквей и делегаций, прибывшими на празднование столетия восстановленного Патриаршества, как и на отдельной встрече Президента России с Антиохийским Патриархом. Этой же теме в значительной части были посвящены и мои беседы с главами иностранных государств и правительств, с послами зарубежных стран», - добавил Его Святейшество.

«К большому сожалению, по-прежнему нуждаются в поддержке и защите и наши православные братья на соседней и столь близкой нам Украине. Каноническая Православная Церковь там претерпевает нелегкие времена. Этой теме тоже были посвящены многие мои встречи в 2017 году. Прошу вас, дорогие владыки и отцы, с усердием возносить на каждой Божественной литургии молитву о мире на Украине и призывать к прошению о том же и в домашнем молитвенном правиле ваших прихожан», - подчеркнул он.

Затем Его Святейшество коснулся вопросов, связанных с повседневной жизнью Церкви. По его словам, «молитва — это не психологическое упражнение, не тренинг или медитация». «Молитва — это обращение к высшей реальности, это то, что неизменно слышится Богом. Даже неудачи нашего молитвенного опыта помогают понять, что Бог всегда рядом с нами, и наша беда — в том, что мы не всегда рядом с Ним», - продолжил он.

Патриарх также напомнил, что прошлогоднее епархиальное собрание дало поручение богослужебной комиссии при епархиальном совете исследовать практику совершения богослужений на приходах столицы. «Это делается не для так называемой "реформы" богослужения, равно как и не для порицания тех, чья практика выделяется из других, а для того, чтобы на основе обширного фактического материала понять, как уставные требования практически согласуются со сложностью жизни мегаполиса. Работа ведется под руководством протоиерея Александра Дасаева, который, вы все это знаете, с трепетной бережностью и любовью относится к богослужению. Прошу его сегодня кратко нам рассказать о том, что уже сделано и о дальнейших планах», - добавил он.

«Определенная гибкость в подходах к отправлению уставного богослужения для более удобного его сопряжения с ритмом жизни современного человека может быть предметом дискуссии (в конце концов, не так давно новшеством был и электрический свет в храме), но одно при этом никогда, ни при каких условиях не должно упраздняться — благоговение к совершению богослужения и к участию в общей храмовой молитве», - сказал Его Святейшество.

Затем он сказал несколько слов о главном в служении священника, о его первейшей обязанности — быть совершителем Таинств Церкви.

«Возведение в пресвитерский сан совершается исключительно за Божественной литургией при молитве всей церковной общины. В этой особенности поставления христианина на святый и превеличайший степень священства отразилось осознание Церковью особого характера призвания священнослужителя. Именно тайносовершение является уникальным аспектом служения священника. Там же, где потеряно представление о сакраментальном характере священства, — например, во многих протестантских сообществах, — мы видим эрозию, постепенное высыхание полноценной христианской жизни вплоть до утраты веры и отказа от библейских нравственных норм», - отметил Патриарх.

«Труд молитвы является общим делом христиан, а миссию христианской проповеди могут нести и миряне. Катехизаторы, социальные и молодежные работники появляются в штате наших приходов не только для того, чтобы лучше организовать работу по этим важным направлениям церковной деятельности, но и для того, чтобы высвободить силы и время священнослужителя для главного — для совершения богослужений, для совершения Таинств — для того дела, в осуществлении которого никто и никогда священника заменить не может», - подчеркнул он.

«Это исключительное призвание требует от служителей Святых Христовых Таин особой ревности. Таинственное воспоминание Животворящей и спасительной смерти Христовой и Его Воскресения в Божественной Евхаристии упраздняет боязнь, изгоняет безверие, воспламеняет веру, потому что за Трапезой бессмертия нам даровано переживание реального присутствия Господа Иисуса Христа. Обладая таким богатством, мы, служители алтаря, призваны делиться им, преподавать его людям, подобно тому как чудесным образом умножаемые хлебы, преподаваемые руками апостолов, не оскудевали и насыщали тысячи и тысячи и как Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, освящает причащающихся за Божественной Евхаристией. Как наша проповедь должна обращать людские умы к Евангелию, так и наше служение должно возгревать в людях стремление к участию в Таинстве Царства, желание со страхом Божиим и верою приступить к Чаше жизни», - заметил Патриарх.

«Иногда приходится слышать вопросы: как часто должен священник служить Божественную литургию? Не будет ли привыкания к святыне? Ответ на эти вопросы прост: нет ничего плохого в обретении доброго навыка. Глубоко убежден, что слова молитв Евхаристии должны со временем стать образом мысли священника, дыханием его сердца даже тогда, когда он не находится в алтаре. Это требует от литургисающего труда, усердия и неизменного сосредоточенного внимания к каждому слову и действию, но как можно проникнуться этими словами, не служа часто? Особенно важно это при начале священнического служения. Если всякий раз при совершении Евхаристии священник содержит в уме и в сердце нужды и просьбы тех, кто стоит за его спиною и от лица кого он возносит к Богу благодарения и мольбы, если он сам уповает при этом не на свои способности, а исключительно на Божие милосердие и всемогущество, то служба Божия никогда не утратит в его сознании своей освящающей силы», - продолжил он.

Также Патриарх сказал несколько слов о так называемом пастырском выгорании.

«Несомненно, всякий человек, чьим долгом и повседневной заботой является общение с людьми, может устать, пережить охлаждение, порой сменяющееся раздражением и неприязнью к ближним, безразличием, апатией и унынием. Все это очень часто называют общим именем выгорания. Я считаю применение этого термина к священнослужителям не совсем оправданным, поскольку глубоко убежден: свет Христов, просвещающий всех, не может «выжечь» благоговейного служителя, и правильнее было бы говорить об утомлении, о печали и унынии, а подчас — и об искушении безверия — то есть о тех человеческих страстях, которые давно известны и исследованы Отцами Церкви», - отметил он.

«Как бы там ни было, речь идет о действительно горестном состоянии. Претерпевающий его священник нуждается в сострадании, и первые, кто могут оказать поддержку — это епископ и собратья пастыри. Следует поддержать унывающего и обессилевшего собрата, приободрить его, искренне и сердечно помолиться о нем, быть может, оказать помощь в обычных житейских вопросах, в конце концов, дать возможность отдохнуть — иными словами, возлить масло и вино (ср. Лк. 10:34) на его душевные раны», - продолжил Патриарх.

«Впрочем, бывает и так, что появление упомянутых симптомов в жизни священника является признаком ошибочного восприятия им своего служения. Не оттого ли порой наступает пресловутое «выгорание», что священник пребывает в самонадеянности, в ложной и близорукой очарованности своими дарованиями, полагаясь на свои силы или, что еще печальнее приписывая внимание прихожан исключительно собственным заслугам, а не сану? Не бывает ли «выгорание» следствием забвения священником сути своего сакрального служения, когда ревность о предстоянии Божию престолу, то есть о том, что не может «выжечь», постепенно сменяется стремлением к власти, административной или общественной деятельности, к популярности, к цитированию в СМИ, к стяжанию материальных благ?» - вопрошает его Святейшество.

«На эти вопросы каждый служитель алтаря Господня должен ответить в глубине своей совести сам. Тогда он поймет, что трезвое отношение к себе, всегдашнее памятование как о своих несовершенствах и о своей ограниченности, так и о Божием милосердии и всемогуществе позволит сохранить ревностность в служении, несмотря на неизбежную усталость и многозаботливость», - подчеркнул Патриарх Кирилл.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. М.Е. : Re: «Молитва — не психологическое упражнение, не тренинг или медитация»
2017-12-24 в 17:51

С еретиками всё понятно (к сожалению, не всем), а вот насчет прижизненного памятника что скажет нынешний патриарх? М.б., подождать немного ... :))
3. Люся : Re: «Молитва — не психологическое упражнение, не тренинг или медитация»
2017-12-24 в 11:59

Я много не понимаю в этой статье.У меня возникают противоречивые чувства насчёт
"общероссийская молитва..."Прихожу я в Церковь,а там во время обедни поют за здравие президенту,потом губернатору,потом мэру,потом известных политиков сегодняшнего времени.Я что получается тоже пою им всем за здравие,общими усилиями?Я для этого пришла сюда?Я пришла пообщаться с Богом,
Пресвятой Девой Марией,найти успокоение от терзающих меня проблем,очистить голову от сумрачных мыслей,возникающих от нелёгких социальных невзгод.А получается я должна здоровья желать
людям,которые создают эти мои проблемы.Может я ошибаюсь,но я всегда думала что каждый может от своего имени молиться за то,что ему одному нужно.Хочет прихожанин пусть молится за кого угодно,но не публично.Я помню моя бабушка в начале 60-ых брала иногда меня в молильный дом,т.к.у нас Церкви не было,и я ни разу не слышала,чтобы публично молились за каких-то людей.Да и в моём сборнике молитв я не нашла молитв об каких-то живых людях.Вот поэтому я хожу в Церковь ранним утром или к вечеру.
Получается наша российская Церковь становится как политическая ячейка нашего общества.Тогда возникает вопрос,а почему по Конституции она отделена от государства.
2. Сант : Re: «Молитва — не психологическое упражнение, не тренинг или медитация»
2017-12-23 в 01:52

"Но одно при этом никогда, ни при каких условиях не должно упраздняться — благоговение к совершению богослужения и к участию в общей храмовой молитве".
*
А так можно? Правильно ли будет?:
"Но одно при этом никогда, ни при каких условиях не должно упраздняться — память Божия в сердцах миллионов участников организованной священством посредством СМИ общероссийской регулярной умной Иисусовой молитвы": - "ИИСУСЕ...".
* ОБЩЕРОССИЙСКАЯ МОЛИТВА, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯЯ МИЛЛИОННЫ ВЕРУЮЩИХ В БОГЕ И МЕЖ СОБОЮ...
* Но кому нужно такое единство?! Верно?!
1. М.Яблоков : Re: «Молитва — не психологическое упражнение, не тренинг или медитация»
2017-12-21 в 22:32

Это все понятно. Но причем тут еретики-копты?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме