Ещё раз о вине русского народа в грехе цареубийства

Что для нас является истиной: личное мнение святого или Священное Писание и Предание?

Царская Россия  Николай II  Царская Голгофа 
0
Время на чтение 9 минут

Очень сложная ситуация создалась сейчас в среде монархистов. Одна немалая часть поддерживает идею, которая получила особое развитие в девяностых годах, основанная на том, что русский народ повинен в грехе цареубийства. Собрана доказательная база, которая сплотила вокруг себя идейных православных монархистов. Но именно эта идея разделила монархистов на две части. Причём, разделение происходит в очень грубой форме, через неприятие предложения другого понимания, осуждения, неприязни и даже доходит до того, что вешаются некрасивые ярлыки на своих идейных противников.

Вот только православные так не поступали. Всегда собирались соборы и молились Духу Святому просветить ум каждого, открыть Божью волю, как правильно разобраться в этой ситуации и прийти к верному соборному пониманию, которое объединит всех патриотов-монархистов.

Поэтому снова предпринимается попытка разобраться в самом основании, откуда пошла эта идея.

Всё началось с высказывания всеми почитаемого ныне прославленного святителя Иоанна Шанхайского. На Всезарубежном Соборе 1938 года в Югославии он сказал по этому поводу следующее: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление (т.е. преступление на верность вере, Царю и Отечеству) и цареубийство…». «Если подвергся смерти иноплеменник – мнимый убийца Саула, – за убийство беззащитного Царя-Страдальца и его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолвствовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы».

Подобное говорилось архиепископом Аверкием (Таушевым), иеромонахом Серафимом (Роузом) и патриархом Алексием II.

Давайте попробуем разобрать эти цитаты.

Мы видим особый духовный взгляд на то, что случилось когда-то в Великой Российской православной империи.

Святитель Иоанн, упомянув о клятвопреступлении, нарушении обета верности, данного в 1613 году, сказал о причастности русского народа к греху цареубийства, об этом он писал в своих статьях.

Как можно заметить, он именно в этом грехе и видит беды, которые Бог попустил русскому народу – потому что нарушили заповедь «не прикасайтесь к помазанникам моим». Это основная идея объяснения того, что произошло с русским народом. Через это святитель хотел привести русский народ к раскаянию и покаянию.

Как же определяет святитель виновность русского народа? «В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а и весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитных в руках преступников, что уже само собой предопределило конец». «Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе. Убийство Царя-Мученика есть прямое следствие их».

Какие можем сделать выводы? На кого конкретно из русского народа указывает святитель? 1. Физические исполнители. 2. Предатели и изменники. 3. Те, кто ликовали, были рады, те, кто поверил государственным избранникам и церковноначалию, согласились с их мнением и своим участием или бездействием допустили арест и ссылку.

Но были, правды ради, и другие из русского народа, которые очень любили и чтили Государя. Которые не приняли новую власть и пострадали, которые пытались освободить из ссылки и погибли. Которые возмущались, писали, выступали и усердно молились за Государя.

Отсюда можно сделать вывод, что не весь народ был с этим согласен, не весь народ желал и тем более не весь участвовал.

Очень интересны мысли святителя по этой теме: «А когда он увидел, что поставлен в невозможность совершать по совести свое царское служение, то сложил (здесь святитель Иоанн подтверждает своё мнение об отречении царя. – Ю.Б.) с себя царский венец, подобно св. князю Борису, не желая стать причиной раздоров и кровопролития на Руси. Самопожертвование Царя, не принесшее России пользы, а наоборот, давшее еще большую возможность безнаказанно совершать преступление, принесло невообразимую скорбь и страдания» («Страстотерпец Николай II»).

«Подобно Иову, из обладавшего большим богатством сделавшемуся нищим, Сын Божий, оставив небесный Престол Свой, "обнищал", сделавшись подобным нам Человеком, терпевшим все нужды человеческие и не имевшим где главу преклонить. Как праведный Иов терпел укоризны от своих ближайших друзей, так и Христос претерпел поношения и клеветы от Своих соплеменников и предательство Иуды. Но как после страданий св. Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых, возшел на Свой небесный Престол, воспеваемый ангелами и приемлющий поклонение от всего мира.

Христос Сын Божий, воплотившись, показал нам опять Первообраз, которому мы должны уподобляться. "В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе", пишет св. апостол Павел верующим (Фил. 2:5). Таким живым напоминанием о страданиях Христовых явился в дни своих испытаний Царь Николай II. Предан он был теми, кому доверял. Оставлен был почти всеми приближёнными, лишь немногие пошли с ним на его Голгофу. Толпы, еще недавно с восторгом встречавшие и приветствовавшие его, теперь поносили его, приветствуя тех, кто желал его казни. Как друзья Иова, недавно казавшиеся преданными ему, обвиняли его в несовершенных им преступлениях. "Распни, распни его" слышалось всюду и те, кто оставался верен ему, не смели возвысить голоса, скрываясь "страха ради иудейска". С беззлобием и всепрощением переносил то Царь-Мученик. "Я родился в день Иова Многострадального и мне предназначено страдать", говорил он еще задолго до скорбных дней. С терпением и кротостью переносил он все выпавшее на его долю и до дна испил чашу своих страданий. Как Иов, много делавший добра и прежде, еще больше, чем добрыми делами, прославился своими страданиями, так и Царь Николай II еще больше чем многими славными деяниями своего царствования прославился на весь мир страданиями и великодушным перенесением их.

Но, кто с Христом страдает, с ним и прославится. За согрешивших друзей Иова мог умолить Бога только сам праведный Иов, и за согрешившую страждущую ныне Русь нужна и сильна ныне молитва Царя-Мученика» («Царь Николай Многострадальный»).

Стоит отметить, что святителем с грехом цареубийства не рассматривается грех измены обету 1613 года. И нигде я не встречал в его проповедях понятия о христоподражательной жертве царя Николая II.

Из приведённых цитат из его статей можно сделать следующий вывод: святитель Иоанн глубоко верил, что те беды и скорби, которые обрушились на русский народ, связаны только лишь с грехом цареубийства и его попустительства.

Святитель Иоанн делает следующий вывод: «Убийство легло на совесть и душу всего народа. "Кровь Его на нас и на чадах наших" (Мф. 27:25). Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству. Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха».

Так всё-таки, что же является основанием, что привело к цареубийству? Почему этот вопрос глубоко не разобран святителем? Сочувствие каким преступлениям и настроениям будет у нового поколения? И если, по мысли святителя, большинство русского народа просто промолчало и попустило беззаконие, не выступив в защиту Государя, то полный разрыв с ними что обозначает? Готовность не промолчать и выступить в следующий раз? А как это определить?

Увы, но слова Государя «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия» – никак не раскрыты святителем. Основной упор был на высоту подвига и перенесение мучений, вот только разве что за особую святость и особое дерзновение пред Богом.

Всё упование своё святитель Иоанн видел только в покаянии русского народа перед Государем и особой молитвы Государя, которая может вымолить прощение русского народа, и по его молитвам возможно воскресить Святую Русь.

Теперь попробуем всё-таки разобраться с мнением тех, которые считают, что Государь совершил христоподражательную жертву.

Для лучшего понимания предлагаю разобрать то, что случилось в Гефсимании. Ведь это первообраз того, что случилось в Пскове.

Рассмотрим всех участников. Туда пришли: 1. Князи, фарисеи и первосвященники, желающие смерти Христу и настроившие часть народа против Христа; 2. Сам народ, который поверил начальникам и готов был служить им службу тем, что схватят Христа; 3. Иуда, бывший апостол, который предал Христа; 4. В Иерусалиме собрался весь народ израильский на праздник Пасхи, пока не знавший о сем событии; 5. Сам Христос; 6. Апостол Пётр, который выхватил нож, чтобы защитить Христа, но был Им остановлен; 7. Остальные апостолы, которые растерялись, не знали, как поступить, и от страха бежали.

Разберем по порядку каждую группу.

1-я – те, кто явно желали смерти. 2-я – те, которые с их мнением были согласны и готовы были участвовать в злодеянии. 1-я и 2-я группы относятся к богоубийцам.

3-я – тот, который предал. Хотя Иуда не желал смерти Христу, он предал с другой целью, поэтому и раскаялся, когда увидел другой результат. Поэтому Иуда – не богоубийца, он – предатель. Но так как следствием предательства было распятие, то кровь Христова тоже на нём.

4-я группа. На утро весь Иерусалим узнал, что произошло, и большинство пришло на Голгофу лицезреть распятие. Что можно сказать про этих людей, есть ли вина на них за этот грех? Вот что пишет по этому поводу свят. Иоанн Златоуст: «Кстати кровь Христова не на всём еврейском народе, хотя дали клятву. Они говорили: "кровь Его на нас и на детях наших", а Христос не так поступил, но, умоляя Отца, говорил: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34) . Если бы кровь Его была на них и на детях их, то из числа детей их не были бы апостолы, также не уверовали бы вдруг три тысячи и пять тысяч. Видишь ли, как они были жестоки и бесчеловечны к своим детям и отрекались от самой природы, а Бог был человеколюбивее всех отцов и любвеобильнее матерей? Кровь Его была на них и на детях их, но не на всех детях, а только на тех, которые подражали нечестию и беззаконию отцов, и только те, которые были сынами их не по преемству природы, а по произвольному безумию, подверглись бедствиям». Вот так святитель определяет, что не весь народ был повинен в этом грехе и не на всех легла эта клятва.

6-я группа – те, кто бросился защищать Христа. Но когда Господь запретил апостолу, сказав, что идёт на это добровольно и только так он исполнит волю Божию об искуплении человечества, то и апостол Пётр бежал. 7-я группа – самые близкие Христу, которые любили его, но по немощи человеческой не понимали, как поступить, как помочь, и страха ради оставили Христа и убежали.

Попробуем провести аналогию с тем, что случилось в феврале 1917 года. Несомненно, были (и немало) представители 1-й и 2-й группы. Был и предатель генерал Алексеев, который потом очень сокрушался. Но были и представители 6-й группы, кто-то и жизнь свою отдал за Государя.

А вот как быть с 4-й и 7-й группой? Да, народ разделился на тех, кто поверил предателям и изменникам и не осудил совершившееся злодеяние, промолчал, был равнодушен.

Но считаю, что большинство всё же было из тех, кто пусть и не проявлял великой любви к Государю и молился о здравии, но и явно не желал смерти и возмущался совершившимся злодеянием. Вот на кого они похожи?

На апостолов, которые попустили аресту, издевательствам и распятию. Но почему-то никто из святых отцов не осудил, и никто не сказал, что они попустили смерть Христову или кровь Христова на них.

И апостол Пётр в итоге не защитил Христа. Кто-нибудь из святых отцов упрекал его в этом, что не защитил? Нет.

Мало того, он ещё 3 раза отрёкся перед крестной казнью. Кто-нибудь говорил из отцов, что кровь Христова лежит на апостоле Петре? Тоже почему-то нет. А за отречение что Христос потребовал от апостола Петра? Только покаяние за отречение, а не оставление и то, что не защитил, и исповедовать в любви.

Может, кто-то скажет, что аналогия не соответствует той ситуации, которая сложилась в 1917 году. Там был дан обет верности монарху положить душу за него. Но ведь мы тоже можем вспомнить, как горячий апостол Пётр воскликнул, что душу свою положит за Христа, и другие апостолы тоже так воскликнули.

И очень важно отметить, что суть монархии – привести как можно больше людей ко спасению. Именно поэтому у нас множество исповедников и мучеников.

Теперь мы можем сделать вывод, что согласно священному Писанию и Преданию весь русский народ не был виноват в этом грехе ритуального убийства.

И надо для себя чётко определить: обет был дан монарху на престоле из рода Романовых, а не конкретно царю Николаю.

Поэтому весь русский народ нельзя обвинять в ритуальном убийстве. В грехе цареубийства виноваты лишь только те, у кого было соизволение на это зло.

Отсюда та группа, которая основывается на высказываниях святителя Иоанна Шанхайского, должна, во-первых, признать вслед за святителем отречение Государя и, во-вторых, признать, что не было никакой христоподражательной искупительной жертвы.

Ну и заодно не верить Священному Писанию и Преданию…

Юрий Владимирович Бычков, основатель Братства «За Русь Святую», Казань

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Бычков
Есть ли вина за грех цареубийства на русском народе?
Мы отреклись от Царя Небесного через отречение от царя земного
16.12.2025
Краткий анализ соборного покаяния, выводы и предложения
Всенародное соборное покаяние — воскресение Руси. Миссия русского богоизбранного народа — Москва Третий Рим
17.11.2025
Вехи становления и миссия русского богоизбранного народа
Выводы в поиске выхода из Смутного времени
11.11.2025
Вехи становления и миссия русского богоизбранного народа
После Земского собора 1613 года и венчания на царство Михаила Романова Русь возродилась буквально из пепла
07.11.2025
Вехи становления и миссия русского богоизбранного народа
Миссия архимандрита Дионисия и избрание Михаила Романова
06.11.2025
Все статьи Юрий Владимирович Бычков
Царская Россия
День памяти русских воинов, павших при взятии Измаила
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля Царской России И.Л.Горемыкина
24.12.2025
День памяти святителя Иоасафа Белгородского
Сегодня мы также вспоминаем генерала Н.П.Слепцова, поэта К.Д.Бальмонта и авиаконструктора А.Н.Туполева
23.12.2025
День памяти священномученика протоиерея Павла Левашева
Сегодня мы также вспоминаем сенатора А.А.Ширинского-Шихматова и графа А.П.Игнатьева
22.12.2025
Все статьи темы
Николай II
«Книга отца Александра воодушевляет на подвиг и покаяние»
О книге протоиерея Александра Шаргунова «Без царя. Православная монархия и новый мировой порядок»
11.12.2025
Волевой и принципиальный хозяйственник, благотворитель, покровитель трезвости
В Красноярске состоялась IX Всероссийская конференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта»
09.12.2025
Первый русский идеологический форум. Что это было?
«Новые монархисты» и проблемы русской идеологии
28.11.2025
Нужно почитать Святую Царскую Семью и научиться любить живого человека
Размышления о выступлении архимандрита Саввы (Мажуко)
27.11.2025
Все статьи темы
Царская Голгофа
К 120-летию Союза русского народа
Почему Чёрная сотня так и не стала «Николаевской опричниной»?
21.11.2025
Фильм «Хроники русской революции». Кому выгодно?
Или в чём просчёт заказчиков сериала
14.11.2025
Коммунист-постмодернист Кончаловский
Впечатления от просмотра сериала «Хроники русской революции»
07.11.2025
Годовщина большевистского переворота
Также сегодня мы вспоминаем Л.А.Пушкина, П.В.Киреевского, П.И.Чайковского
07.11.2025
Вопрос Андрею Кончаловскому: почему революция «русская»?
Об одной историософской диверсии, называющей антирусские перевороты «русской революцией»
23.10.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Бред сумасшедшего», реализуемый официальной доктриной
Новый комментарий от Калужанин
23.12.2025 23:24
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от Константин В.
23.12.2025 20:57
Триада Уварова и триада Рапопорта: какая убедительнее?
Новый комментарий от Алекс
23.12.2025 20:54
Русь в пути на восток
Новый комментарий от Антон Головин
23.12.2025 18:45
К вопросу о миллиардерах
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
23.12.2025 15:56
Искусственный интеллект как криптокатолик
Новый комментарий от В.Р.
23.12.2025 14:50