Как мы сообщали, 26 декабря состоялось последнее в уходящем 2025 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Синод предваряло совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета, состоявшееся накануне, на котором были заслушаны и утверждены отчёты всех синодальных отделов и комиссий.
Само заседание Синода интересно не принятыми решениями, а тем, что так и не был решен вопрос о Западноевропейском экзархе Русской Православной Церкви.
Как мы сообщали, митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор (Сиротенко) был отстранён от своей должности; против него началось церковное расследование в связи с его действиями, не вписывающимися в образ православного архиерея. Речь идёт о том, что митрополит Нестор увлёкся карточными играми и открыто принимал участие в чемпионатах среди картёжников, получая от этого вполне приличные выплаты.
Одновременно пошли разговоры о том, что митрополит Нестор, который, по меньшей мере, «покрывал» своих клириков, откровенно высказывавшихся против Специальной военной операции, собирается перейти в Константинопольский патриархат, что стало бы очень серьёзным ударом по Русской Православной Церкви.
Накануне заседания Священного Синода распространялись слухи о том, что принято решение о новом Западноевропейском Экзархе. И в качестве кандидата назывался заместитель главы Отдела внешних церковных связей архимандрит Филарет (Булеков). Особенно после того, как он появился вместе со Святейшим Патриархом Кириллом на одной из международных встреч.
Однако на заседании Синода, вопреки ожиданиям, не было принято никакого решения по митрополиту Нестору.
Как сообщают наши источники в Патриархии, митрополит Нестор осознал свои ошибки и просит Святейшего Патриарха Кирилла о помиловании и просит не принимать резких решений по его дальнейшей судьбе, в связи с чем и взята пауза по окончательному решению.
Маловероятно, что митрополит Нестор будет возвращён в статус Экзарха Западной Европы. Но вполне возможно, что ему найдут какую-то кафедру или, может быть, храм, в котором он будет служить, а не отправят его для исправления в какой-нибудь из монастырей Русской Православной Церкви.
Что же касается принятых решений Священного Синода, то важнейшим, на наш взгляд, является утверждение текста молебна о вразумлении имеющих намерение совершить убиение младенца во утробе (аборт) (журнал № 134).
Ранее Священный Синод принял решение в день памяти убиения Вифлеемских младенцев, в который Церковь традиционно молится о младенцах, убитых во чреве матери – включить в Литургию сугубую ектенью о младенцах, погибших в результате аборта.
Всё это свидетельствует о том, что для Русской Православной Церкви тема абортов становится одной из важнейших.
В течение нескольких последних лет Святейший Патриарх Кирилл надеялся найти понимание со стороны представителей власти, он неоднократно обращался к депутатам Государственной Думы и к членам Совета Федерации с предложением ограничить аборты или хотя бы вывести их из полиса обязательного медицинского страхования (ОМС), чтобы впредь аборты делались только за счёт личных средств намеревающихся совершить этот тяжкий грех.
Однако, несмотря на внешнее согласие представителей власти, не было принято никаких решений. Видимо, это связано с боязнью негативной реакции со стороны нерелигиозной части общества.
В этих условиях Церковь занялась привычным (по сути – самым главным) делом – молитвой о вразумлении имеющих намерение совершить убиение младенца во утробе. При этом не оставляя попыток повлиять на государственные власти с целью ограничения абортов.
По крайней мере, во многих регионах сегодня запрещено делать аборты в частных клиниках – только в государственных, где возможно присутствие представителей Церкви и где возможен контроль.
Остальные решения Священного Синода носят обычный рутинный характер: утверждение докладов, замещение вакантных кафедр, отчёты о гуманитарной деятельности.
Редакция «Русской народной линии»

