Доклад посвящён теме сакрального источника силы сибирского характера, составляющего основу могущества Сибири.
В сентябре 2023 года известный российский писатель Александр Проханов опубликовал необычайно призывную статью: «Новосибирск, тебе слово». Считаю важным привести некоторые выдержки:
«Сибирь – это великое русское чудо, дарованное России для её сбережения и величия». «В Советском Союзе, не верящем в Бога, Сибирь была иконой, к которой приложилась неверующая Россия и ощутила себя верящей, любящей и непобедимой. Сибирь была крыльями России, на которых та летела в своё будущее».
«У Сибири – особая роль. Сибирский человек олицетворяет русское величие, олицетворяет русское развитие. Миссия Сибири – вновь сделать Россию страной будущего, вновь обратиться к русскому человеку – русскому промышленнику, учёному, политику, русскому президенту, русскому сражающемуся на донбасском фронте солдату: "Вперёд, в грядущее!"»
«В Сибири живут великие мечтатели, великие трудники, несравненные чудотворцы. Сибирь – это огромная артель, огромный батальон, огромная русская молельня. Из Сибири начнётся новая русская эра. Сибирь провозгласит долгожданную идею развития и на своём клавире сыграет свиридовское "Время, вперёд!"»
«Изборский клуб ждёт от Сибири долгожданного слова о русском развитии. Слова, на которое откликнется каждая русская душа – вологодская, ростовская, красноярская, иркутская, новосибирская. Новосибирск, не забудь, что ты – Сибирская столица, в тебе средоточие русской научной, индустриальной мощи. Новосибирск, тебе слово…»
Безусловно, оставить такой призыв без внимания было невозможно, тем более находясь в ранге эксперта Изборского клуба. Так появилась ответная статья: «Нам есть что сказать…», опубликованная на электронных ресурсах клуба 29 октября того же года. В настоящем докладе будут приведены отдельные постулаты этой статьи.
…Об особом будущем Сибири говорили многие философы, пророки и учёные, среди них Освальд Шпенглер, автор известного труда «Закат Европы», который в 1918 году написал: «не петровский Петербург, а «азиатская» Москва с дремлющими в ней силами – вот будущая русско-сибирская культура, девятая в обозримой истории». Далее так называемый «спящий пророк» Эдгар Кейси вначале прошлого века говорил о том, что: «Сибирь станет новым центром цивилизации».
Ну и наконец, наш величайший ученый и провидиц Михаил Васильевич Ломоносов более 250 лет назад произнёс слова, о которых знает вся Россия: «Могущество Российское будет прирастать Сибирью и Северным океаном». Глядя на то, как изменяется климат, обнажая богатства северных морей и на наших глазах разворачивается битва за Северный океан, можно лишний раз убедиться в правоте нашего гениального учёного и мыслителя.
Всё это вовсе неслучайно, поскольку Сибирь – это уникальная земля, обладающая огромными богатствами. Её территория занимает немногим меньше 10% поверхности суши всего земного шара и вдвое превышает европейский материк.
Походы русских на территорию Сибири начались с жителей Новгорода с середины XI века. Но вхождение Сибири в состав России произошло по воле Царя Иоанна Грозного, отправившего в 1581 году на освоение Сибири казачьего атамана Ермака. Неслучайно, что почти 450 лет назад на его доспехах был изображён Российский Двуглавый Орел, и уже тогда вместе с русскими первопроходцами на сибирскую землю пришла Русская Православная Церковь и принесла христианскую веру. С этого началось зарождение веры в Сибири.
Ирменское сражение в 1598 году стало окончательным разгромом войск хана Кучума - потомка Чингис-хана, пришлого завоевателя из Бухары. Прейдя в Сибирь, хан Кучум убил местного Сибирского хана Едигера и его брата, захватил и удерживал в течение 35 лет власть в Сибири, при этом нещадно эксплуатируя местное население. Именно потому поход Ермака стал не только освоением Сибирской земли, но и освобождением местного населения от пришлых захватчиков. В подавляющем большинстве свободный переход народов, населяющих Сибирь, под российское подданство, в том числе и принятие православной веры – прямое подтверждение этого выбора.
Победа русских войск в Ирменском сражении, закончившимся полным разгромом армии последнего хана из чингизидов, произошедшая в 70 км от современного Новосибирска, это безусловно событие общегосударственного масштаба, требующее должной оценки на государственном уровне. Неслучайно в 1881 году в честь 300-летия присоединения Сибири Император Александр III учредил праздник – День благодарения Сибири, который широко отмечался вплоть до 1919 года.
В связи с этим предлагается следующая Инициатива: опираясь на Указ Президента РФ №314 от 08.05.24., «О гос. политике в области исторического просвещения», в части пункта №8: «сохранение памяти о значимых событиях истории России», предлагаю обратиться от имени региональной власти Новосибирской области в соответствующие органы федеральной власти для присвоения этому государствообразующему историческому событию и празднику – официальной даты празднования на федеральном уровне.
Сибири всегда уделялось большое внимание со стороны государственной, в первую очередь - царской власти. Так, при Царе Иоанне Грозном началось не только присоединение Сибири, но и одновременно с этим ненасильственное духовное просвещение местных народов.
Петр I начал активное изучение природных богатств и начал разработку полезных ископаемых в Сибири. Стоит подчеркнуть, что в определенный период времени Демидовские заводы в Сибири выплавляли до 90% объёма всего серебра в России.
Помимо этого, 9 января 1701 года Петр I издал Указ об открытии первого учебного заведения в Сибири – Тобольской духовной школы, впоследствии ставшей семинарией. По распоряжению Петра I был заново и в камне отстроен Свято-Троицкий Собор в Тюмени, несмотря на то, что сам Пётр запретил строить каменные здания по всей России до окончания строительства Санкт-Петербурга.
Дело Петра I по освоению и развитию Сибири последовательно продолжали все императоры – члены династии Романовых.
Особое место в развитии Сибири сыграли последние Императоры: Александр III и Николай II.
17 марта 1891 года Император Александр III издал Указ о начале строительства Великого Сибирского Пути, которое возглавил его сын – цесаревич Николай Александрович. Строительство железной дороги было лишь средством для достижения ещё более важных государственных целей и задач: «привнесения дела мира и просвещения на восток …заселения и промышленного развития Сибири».
В 1894 году был образован «Фонд императора Александра III» с целевой задачей финансирования строительства церквей. В результате на протяжении Сибирского пути было построено 214 церквей. Вместе с храмами строились школы и лечебные учреждения. Как видим, вековое государственное послание Императора Александра III, учитывая достижения современной Сибири, увенчалось полным успехом.
Но всё-таки главное богатство Сибири – это её люди!
Особые природные условия Сибири, её удаленность от столицы государства, способствовали формированию особых человеческих отношений. В Сибири не было развито крепостное право. Сама Екатерина II, а затем Павел I поддерживали рождение нового социально-экономического вида отношений – «крестьянских обществ», которые получили право на коллективное владение землей и выборное самоуправление.
Секрет формирования сибирского характера, отчасти раскрыла в своих работах доктор исторических наук СО РАН Т.С.Мамсик. Она писала: «Свободное, окраинное крестьянство мыслилось в качестве правительственной опоры для решительной и постепенной отмены дворянского землевладения в центре страны <…> ставилась задача через правовую поддержку государством принципов общественного самоуправления в среде «низов», воспитать сознательных граждан из свободных крестьян – базу регулярной армии и следовательно опору монархии, именно эта сила должна была противостоять корпоративному эгоизму дворянства».
Такой государственный подход, специфические социальные и природные условия Сибири, а также крепкая православная вера, сыграли ключевую роль в формировании особого характера сибиряков, ставших надежной опорой в деле защиты и строительства государства. Кратко, это можно выразить так: Сибирский характер сформировали – природа, свобода и вера.
Не раз в истории Сибиряки доказывали это на деле, проявляя свою стойкость и мужество в деле защиты Отечества и своей веры.
О стойкости и крепости сибирского характера свидетельствует подвиг сибирских воинов во время I-й Мировой войны, когда они часто, по-Суворовски, ходили в штыковые атаки, повергая в бегство своих врагов. Один из немецких офицеров, впоследствии ставший гитлеровским генералом, охарактеризовал Сибиряков так: «Сибиряк ещё выносливей и сильнее, чем его европейский соотечественник. Мы уже испытывали это на себе во время первой мировой войны, когда нам пришлось столкнуться с сибирский армейским корпусом».
Вот что писали офицеры и генералы царской армии, в своих воспоминаниях о сибиряках участвующих в Первой мировой войне: «Сибирские полки принесли с собой силу и мощный дух необъятной Сибири. Они несли крепость сибирского крестьянина, его положительность, и опыт Японской войны»… «Я помню, как эти остроглазые и гордые бородачи ходили в атаку с почерневшими дедовскими иконами поверх шинели...». Уместно привести ещё одно воспоминание, офицера австрийской армии: «Мы узнавали сибиряков по их песням – перед боем сибиряки пели молитвы, и потом спокойно и уверенно поднимались в атаку…».
Конечно же, мы помним и подвиг воинов-сибиряков в годы Великой Отечественной Войны, путь Сибирских полков, сыгравших важную роль в деле защиты столицы – города-героя Москвы.
Всё это прекрасные, живые примеры характеризующие характер наших предков, которым стоит гордиться и на который стоит равняться молодежи.
Можно отметить, что именно здесь в Сибири, в Ново-Николаевске, началось вооруженное сопротивление русского народа безбожной власти большевиков. Отсюда начала набирать обороты гражданская война в России, как организованное противостояние незаконно сформированному политическому режиму, начавшему тотальное разрушение традиционных государственных и религиозных устоев Российской Империи. Корни этого отношения к происходящему кроются в той самой истории формирования уникального характера Сибиряков со стороны имперской власти, в основе которого всегда лежала крепкая духовная вера.
Давайте теперь рассмотрим, какую сакральную тайну хранит в себе столица Сибири, город Ново-Николаевск-Новосибирск?
История Ново-Николаевска началась задолго до строительства ЖД моста – с поселения Кривощеково, о котором во время своего посещения Сибири в 1734 году упоминал историк Г.Ф.Миллер: «Кривощеково Большая или Никольское село», поскольку в центре его стояла большая Никольская церковь.
Безусловно, само строительство моста и железной дороги, сыграло очень важную политическую, экономическую, военно-стратегическую и духовно-просветительскую роль, стало локомотивом развития всей Сибири – что и было определено главной целью мегапроекта императора Александра III.
Построенный в самом центре Российской империи, в центре Ново-Николаевска, мост через Обь сакрально объединил всю Россию, соединив её азиатскую и европейскую части.
В связи с этим предлагается ещё одна Инициатива: предлагаю нашей конференции поддержать ранее выдвинутую инициативу Общественной палаты Новосибирской области и ходатайствовать перед мэрией г. Новосибирска и Правительством НСО – о присвоении названия новому мосту, стоящему на историческом месте, имени НОВО-НИКОЛАЕВСКИЙ, в честь исторического названия нашего города, которое он носил более четверти века. Тем более что и вид самого моста имеет ярко выраженную букву «Н».
Вообще наш город хранит в себе много сакральных тайн, связанных с его настоящим и будущим. Ещё одна уникальность истории Ново-Николаевска-Новосибирска состоит в том, что до революции, земля, на которой расположен город, была личной собственностью Императорской Семьи Романовых и потому история образования города Новосибирска – это история передачи фамильной царской земли в дар жителям поселения Ново-Николаевска от Императора Николая II. Передача основной части земли для создания города была безвозмездной – что стало настоящим царским подарком Императора Николая II жителям поселения. Потому с того времени и на века: Новосибирск – это город на царской земле. Рожден стремлением народа и попечением Царя – так точно и кратко можно охарактеризовать историю создания Новосибирска.
Уникальным является и то, что строительство самого города, который, по сути, являлся географическим центром Российской Империи, началось со строительства самого большого храма на протяжении всей ЖД – храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Строительство и освящение храма, несомненно, освятило всё пространство будущего города.
Интересно, что ширина закладываемых улиц центрального проспекта Ново-Николаевска, находящегося за 4-х тысячи км от столицы Империи – в глуши, в глубине страны, или равна, или часто больше ширины Невского проспекта.
В 1914 году в честь 300-летия Дома Романовых на главном Николаевском проспекте в центре города была построена и освящена часовня Святителя Николая Чудотворца – небесного покровителя города Ново-Николаевска и Царя Николая II. Она и стала тем самым символическим географическим центром Российской Империи.
Ново-Николаевск-Новосибирск – это город с неповторимой историей, возведённый на земле последнего Российского Императора. Единственный город в России названный в честь Русского Православного Царя, прославленного в лике святых и потому, несомненно, наш город несёт особую ответственность и миссию в деле духовного возрождения России.
Но для раскрытия этого потенциала необходимо полноценное восстановление традиционной веры, скрытой в традиционных ценностях, поскольку именно вера Русского народа является источником его жизненной силы.
Соответственно, восстановить утраченную традиционную веру можно через привитие традиционных духовно-нравственных ценностей, чему сейчас посвящен масштабный проект реализуемый силами Всемирного Русского Народного Собора, Новосибирской митрополии и Правительства НСО, именуемый: «Традиционные ценности – основа российского общества и государства».
В рамках проекта, со студенческой молодежью ВУЗов и ССУЗов Новосибирской области, о традиционных ценностях беседуют священники, а также духовно опытные педагоги. На сегодня проект уже охватил более 10 тысяч студентов и эта работа продолжается.
В завершение своего доклада хочу сказать следующее: говорят, что Сибирь – это кладовая природных богатств России, но в ещё большей степени – это кладовая духовной силы русского человека до сих пор не в полной мере раскрытой. Потому, в преддверие грозных событий, мы должны приложить все усилия, чтобы этот неиссякаемый источник духовной энергии стал работать на полную мощность. Само духовное устроение России говорит нам о том, что не так важно место, где хранятся богатства и деньги в нашей стране, как то место - где хранится душа…
Евгений Александрович Цыбизов, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, Сопредседатель Правления Новосибирского отделения и эксперт Изборского Клуба

