Только в трех из 89 регионов РФ – Самарской, Тверской и Херсонской областях – во всех школах преподается семьеведение, в некоторых субъектах курс называется «Нравственные основы семейной жизни» (НОСЖ). Об этом говорится в буклете, подготовленном комиссией по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты (ОП). Его копия есть в распоряжении «Ведомостей».
Всего в трех этих регионах он охватывает 23 122 десятиклассников, а в Самарской области – еще и 8163 студентов колледжей, тоже сказано в буклете. Хотя в основном курс семьеведения преподается школьникам 10-х классов. В буклете ОП еще говорится, что преподавание курса НОСЖ в 43 субъектах ведется уже более 10 лет – правда, только в отдельных школах. Всего он охватывает там 200 учащихся 10-х классов.
Помимо этого в 13 регионах в 2024 г. точечно внедрили курс в отдельных школах (9500 учащихся). Еще семь регионов готовятся запустить семьеведение во всех школах в 2025/26 учебном году, 13 субъектов только ведут переговоры о его запуске. Оставшиеся 10 регионов – часть республик Северо-Кавказского федерального округа (Чечня, Дагестан, Ингушетия и др.), а также Тува, Бурятия, Якутия, Адыгея – не проводят курс НОСЖ, но, как отмечают авторы брошюры, традиционно отличаются высокой рождаемостью.
Совокупно по стране, как следует из буклета ОП, курс охватил 50 000 учащихся в 89 регионах. Официальная статистика с разбивкой по количеству школьников по классам, в частности десятиклассников, не публикуется. Но для понимания примерного порядка чисел можно обратиться к количеству зарегистрировавшихся на ОГЭ девятиклассников в 2023 г. – более 1,4 млн. При этом надо учитывать, что не все они перешли в 10-й класс. Всего же в 2024 г. в российских школах обучалось около 18 млн учеников, следует из данных Росстата.
Начало преподавания курса семьеведения во внеурочном формате с сентября 2024 г. анонсировала весной того же года вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Запуск семьеведения также был внесен в план мероприятий к Году семьи (2024 г.), писали «Ведомости» 9 января прошлого года. Мероприятия в школах было поручено организовать Министерству просвещения.
Ситуацию прокомментировал в программе «Железная логика» на радиостанции «Вести.ФМ» известный политолог Сергей Александрович Михеев. Материал под заголовком «Это такая вещь, которая требует нравственного отношения и личного примера» опубликован в блоге политолога.
«Всё очевидно. Здесь речь идет о нематериальном факторе, который влияет на демографическую ситуацию, как и на любую другую. Странное дело: в других сферах все признают влияние нематериального фактора. Например, берем бизнес, торговлю: реклама везде и во всём. Что такое реклама? Это пропаганда, продвижение вашего товара, чтобы его купили. Здесь ни у кого не вызывает вопросов…», - отметил политолог.
«Первое: если вы меняете предпочтения людей, значит, вы получаете пользу. Второе: благородный повод – патриотизм, любовь к родине. Ни у кого сейчас не вызывает сомнения (раньше вызывало), что нужна пропаганда патриотических ценностей (фильмы, песни). Поняли, что нематериальное воздействие на убеждения, идеалы и ценности важно и потом будет иметь материальные последствия. А здесь разговоры только про одно: "Какой размер пособий" и т.п. Размер пособий важен, но если вы с головой не работаете, то никакие пособия не помогут. Если молодой человек (девушка) считает, что семья – это обуза и об этом лучше не думать, вы никакими пособиями их не заманите», - добавил он.
«Поэтому: а. пример в самой семье; б. воспитание дома; в. учитывая, что дома и в семье бывает по-разному, то это вопрос общества, массовой культуры, образования. Всё это очевидно, но в качестве доброго пожелания не срабатывает или срабатывает только в случае прямого указания (разработки, методики, снабжение соответствующими материалами, выделение учебных часов и т.д.). Видите: в качестве доброго пожелания из 89 субъектов сработало только в трех. Если не будет прямого указания на уровне государственной политики, наверное, никто шевелиться не будет. Видимо, есть еще и материальный момент: как это будет оплачиваться? Кто этим будет заниматься? Как человек подготовлен и может ли он обо всём этом говорить, учитывая его собственное состояние? Это такая вещь, которая требует нравственного отношения и личного примера, и в этом смысле физику, математику и химию преподавать легче; с литературой и историей уже сложнее; а здесь ещё сложнее, и далеко не все на это способны. С одной стороны, это надо; а с другой стороны, есть объективные трудности», - подчеркнул эксперт.
Он прокомментировал данные опроса общественного мнения, согласно которым лишь каждый третий россиянин поддерживает предложение сделать курс «Семьеведение» обязательным для учеников 5-9 классов; каждый четвертый считает, что это приведет к дополнительной нагрузке на детей: «И так много занимаются! А еще будете учить, как семью строить. Не нужно это!» «Да, конечно: "Не нужно! Я три раза развелся, и он пусть не женится". Я считаю, что на родителей в этом смысле не надо ориентироваться, потому что, к сожалению, многие из них такие же шалопаи, как и их дети, особенно современные. Кто родители сегодняшних школьников? Люди из конца 1980-х - 1990-х годов. Они сами серьезно травмированы, и, чтобы это признать, нужны мужество, мудрость, а это такие качества, которые не так часто встречаются. Если выстраивать учебную программу исключительно из пожеланий родителей и, не дай Бог, из пожеланий учеников, то всё образование полностью развалится. Потому что это будет: "кто в лес, кто по дрова"; каждый "сам себе академик по педагогике"; каждый будет говорить, что "моему ребенку нужна только химия", "а моему – только физика", "а моему ничего не нужно", "а на моего мне наплевать – пусть в школу не ходит"», - заметил Михеев.
По его словам, это американский подход. «А посмотрите, какие у них проблемы: они со всего мира вытягивают образованных людей! У них добиваются успехов мигранты, которых они вытягивают по всевозможным программам из разных стран мира, но в итоге это ведет к деградации. Может быть, у кого-то нет проблем с демографией, но исходить надо из реальной ситуации. У нас сейчас ситуация такая; несколько лет назад была другая; может быть, через какое-то время будет третья – тогда и будем корректировать эти вещи. Когда не будет проблем, тогда не надо будет никого этому учить, а сейчас, на данном историческом этапе, надо. Если бы мы исходили из приоритетов родителей, то в стране остались бы только экономические и юридические вузы! Почему? Потому что "большинство так считает", "опрос показал". Это недостаточный инструмент для формирования стратегии», - подчеркнул аналитик.
Затем он прокомментировал мнение одной многодетной матери, сторонника традиционных ценностей, и она выступает категорически против «Семьеведения»: «В текущих условиях этот предмет будет скрытым внедрением секспросвета, что нехорошо; традиционным ценностям надо учить через предметное учение, в первую очередь – гумманитарного цикла, классической литературы. В каждой благополучной семье по-своему устроено решение бытовых вопросов, и навязывание в школах всегда воспринимается в штыки. И школьная нагрузка сейчас реально бешеная».
«Бешеная или не бешеная нагрузка, но на данном этапе стоит демографическая проблема и её надо решать разными способами, в том числе в школе. По-другому не получится. Если в школе (и вообще нигде) про это никто ничего не будет говорить, то надежды на благополучные семьи будут совершенно беспочвенными. Уважаемой многодетной маме, которая говорит, что в каждой благополучной семье это решается по-своему, отвечаю. Во-первых: у нас большинство семей неблагополучные», - сказал политолог.
«Да, неблагополучные по целому ряду вопросов. Второе: может быть, у Вас всё идеально, но и в благополучных семьях с этим не всё благополучно. Каждый, кто живет реальной жизнью, это прекрасно знает. Даже в многодетных семьях один думает так, другой по-другому, а третий как-то еще. Особенно это важно говорить на раннем этапе. Что касается секспросвета: да, есть такая опасность, но она легко устраняется через контроль методических материалов, а так секспросвет можно сделать из уроков биологии», - подчеркнул он.
В заключение Сергей Михеев отметил, что у учеников «любые предметы вызывают тошнотворную реакцию, поэтому с нагрузкой что-то надо поделать», но полностью отвергать такую идею не следует.