Заветы Владимира Николаевича Осипова

Выступление на Осиповских чтениях 25 октября 2025 года

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Вечная память  Герои России  Русская цивилизация 
0
32
Время на чтение 11 минут

Дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы почтить память выдающегося мыслителя и человека, поделиться своими оценками политических и духовных событий в стране и мире.

Хотелось бы, прежде всего, поблагодарить Институт Русской цивилизации, Олега Анатольевича Платонова, Ирину Ивановну Мневу-Осипову за организацию очередных Осиповских чтений.

Миновало уже пять лет, как ушёл из жизни (20 октября 2020 года) выдающийся мыслитель, публицист и общественный деятель, которого по праву называют патриархом русской национальной идеи, Владимир Николаевич Осипов.

Считаю, что мы имеем честь проживать в одно время с человеком-легендой, одним из современных классиков русской мысли. Уверен, что имя и значение В.Н. Осипова в абсолютной степени недооценено современниками, даже в национально-патриотическом кругу. Насчет легенды: достаточно прочесть его книгу-воспоминание «Дубравлаг» и понять, через что пришлось дважды пройти молодому человеку в хрущёвско-андроповских лагерях! Он отбыл за свои убеждения в заточении в общей сложности 15 лет. Многие из великих прошли путём от поиска свобод в юности до консерватизма и охранительства в зрелые годы: сам А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.А. Тихомиров, многие другие... И Осипов.

Владимир Николаевич говорил о себе, что к 1970 году вполне сложился как «русский националист, монархист и православный фундаменталист». И – как черносотенец. Многие вопросы Православия ещё предстояло глубже усвоить, но уже тогда, в начале 1970-х, он был убеждён, что это единственная на земле Вера, в которой заключена Истина. «Эта триада – Вера, Царь, Отечество (и русский народ) – вошла в моё сердце ещё в 1963-1964 годах. И остаётся во мне по сей день», – констатировал В.Н. Осипов.

Так, в одном из интервью Владимир Николаевич говорил: «Как мог я просвещал свой народ… Восемь лет (второго заключения) – нормально, не обижаюсь. Какой опыт вынес? К сожалению, в момент своего первого ареста я не был верующим. А в лагерях стал православным, и как-то так само собой получилось, что стал и русским националистом, и монархистом... Из лагеря я вышел с православными и национально-патриотическими взглядами… Такую идеологию условно называют "черносотенной". Но надо сказать, черносотенную идеологию исповедовало всё население московской Руси до Петра I. Все были черносотенцами. Только потом, с появлением западных влияний, оказалось: взгляды практически всех жители московской Руси "какие-то не такие"… Я стал русским националистом в любом значении этого слова. Главное – мой народ. Я должен жить ради моего дорогого русского народа. В этом я видел свою главную обязанность, свой долг. Потом уже я стал приходить к Православию и монархическим убеждениям».

Владимир Николаевич являл собой пример настоящего русского человека: добрейший и душевный, но стойкий и принципиальный, последовательный и неравнодушный, готовый прийти всегда на помощь. Он был неутомимым практическим защитником интересов русских в целом и в каждом конкретном случае. Организовывал митинги, пикеты, обращался с заявлениями во все инстанции по защите конкретных простых людей. Составлял петиции и собирал под ними подписи патриотов против частной собственности на землю, разрушения здравоохранения и сферы культуры и образования в нашей стране, многим иным животрепещущим проблемам.

Из другого интервью 2002 года: «Мы (Союз «Христианское возрождение») собрали десятки тысяч подписей за канонизацию Царя Николая II. Конечно, не все подписавшиеся – наши сторонники, но все же это говорит о поддержке народом наших идей... Вместе с Союзом Православных Хоругвеносцев... мы собирали на Крестные ходы в Москве по 10-15 тысяч человек. Это было в Царские дни: 19 мая – в день рождения Государя, 17 июля – в день убиения большевиками Царской Семьи, и 15 марта – в день явления Державной иконы Божией Матери. Правда, после канонизации Царской Семьи количество участников в наших акциях уменьшилось. В 1998 году наш Союз провёл много акций протеста против захоронения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга "екатеринбургских останков", которые пытались выдавать за подлинные останки Царской Семьи. К счастью, в этом вопросе Московская Патриархия заняла твёрдую позицию. Возможно, это случилось в том числе и благодаря нашей поддержке».

Слава Богу, что усилиями Института Русской цивилизации книги Владимира Николаевича можно сейчас найти в Интернете, а потому не обязательно даже их иметь в бумажном виде, чтобы с ними ознакомиться.

Вот одна из них – книга «Отбоя не было, борьба продолжается». Я специально взял, как реликвию для себя.

Уже после ухода В.Н. Осипова мне её передала уважаемая Ирина Ивановна с дарственной надписью в мой адрес от Владимира Николаевича. Это его последняя книга. Здесь не только вопросы идеологии и политики, но и характеристики многим видным деятелям русского патриотического движения – статьи о Сергее Бабурине, Олеге Платонове, игумене Кирилле (Сахарове). Также материалы, посвящённые ушедшим светочам памяти Игоря Шафаревича, памяти Валентина Распутина, памяти Геннадия Шиманова, памяти Сергея Шатохина, многих иных. Здесь и статья, посвящённая протоиерею Георгию Вахромееву, настоятелю храма Троицы Живоначальной на Шаболовке, который также много сделал для канонизации Царя Николая II, его не стало в октябре прошлого года.

Всех этих людей, здравствующих (дай Бог им здравия) и, к сожалению, ушедших, в известной степени Владимир Николаевич объединял и направлял. В этой книге в полной мере раскрывается ещё один дар Осипова, часто он пишет о значимых для нас людях, но тут же в одной статье раскрывается вся глубина и многогранность русской идеи.

А начинается эта книга статьёй «Мысли о наболевшем». Здесь его выводы по государственной идеологии.

В статье он пишет, что проект национальной идеологии ему передал именно я. В 2002-2005 годах существовала Национально-консервативная партия России (НКПР), которую возглавлял заместитель председателя Союза писателей России Сергей Артамонович Лыкошин, ушедший от нас в январе 2006 года. Эта партия имела программу, больше сходную с проектом национальной идеи России. К её разработке имели отношение Сергей Вячеславович Перевезенцев, разумеется, С.А. Лыкошин, в разработке участвовал и я. На стадии обсуждения основ программы участвовал и Сергей Антонович Шатохин.

В.Н. Осипов пишет, что на одном из патриотических мероприятий 2012 года зачитал проект программы, воспользовавшись наработками НКПР. «Что-то к этому тексту добавил и я», – пишет Владимир Николаевич.

Очень схематично по структуре этого документа:

- О значении Православия для России и мира. Идеология русского национального консерватизма опирается на Святое Православное учение Спасителя нашего Иисуса Христа, продолженное в Святоотеческом Предании. В соединении с Православием государство должно нести мистическую функцию Удерживающего, препятствующую «тайне беззакония» в мире;

- Значение трудов Отцов Церкви, славянофилов, Ивана Ильина, Фёдора Достоевского, других консервативных светочей;

- Русский народ – духовно- и государствообразующая нация среди других российских народов, объединяющая все народы России в единое целое. Русский традиционно православный народ исповедует идею всеобщего, соборного спасения, как цель исторического развития человечества;

- Под понятием «русские» подразумевается вся историческая общность людей, объединенных Национальной Идеей. Великороссы, малороссы, белорусы – единый русский народ. Мы обращаем внимание на абсолютно верное определение русской идентичности, данное 18-м съездом Всемирного Русского Народного Собора;

- Сегодня Россия нуждается в стабилизационном периоде, во время которого необходимо утверждение прежде всего сильной центральной власти, вплоть до автократии. В переходный период должна осуществляться политика государственных интересов России, исходя из исторической миссии России. Форма осуществления власти может быть различна, главное, чтобы власть была национально ориентированной, ставила перед собой цели национального возрождения России;

- В идеале – православное Самодержавие. Но путь к этому должен быть объективным и ненавязчивым;

- «Православие, Самодержавие, Народность». Мало кто догадывается, что изначально в уваровской триаде было не «народность», а «национализм». В те времена это были синонимы;

- Неизменность и нетленность во времени знаменитой формулы: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать»;

- Геополитические основы Русского мира. Россия объективно стремится к своему естественному имперскому состоянию;

- Императивы современных «теоретиков права», что «империя» и «унитарное государство» противоречат друг другу – неверные. Россия в этом смысле – и империя, и русское государство, потому что русских в союзе народов России – подавляющее большинство, потому что определяющей и объединяющей является русская культура;

- Пресечение западных глобалистских и либеральных устремлений, идей «электронного концлагеря».

Далее по сферам:

- Принципы русской организации жизни;

- Духовная, культурная сфера, отношение к земле, сферы образования, здравоохранения, иные;

- Русское отношение к экономике. Не удовлетворение возможных и множащихся потребностей индивидуумов, а самодостаточность, достижение необходимого для поступательного развития уровня жизни. Автаркия, ориентирование на собственные силы, многоукладность, контроль государства в стратегических сферах экономики.

Владимир Николаевич по вопросу национальной идеи заключает в своей статье: «Надеюсь, что при дальнейшем обсуждении программы русских консервативных почвенников она обрастет дополнительными идеями и доводами и сможет стать ОБЪЕДИНЯЮЩИМ МАНИФЕСТОМ православных державников».

Эти слова нужно расценивать как завет нам Владимира Николаевича Осипова.

И такой документ, о котором В.Н. Осипов говорил в 2012 году как об «объединяющем Манифесте», – имеется! «РУССКИЙ МАНИФЕСТ», называется. Документ краткий, читабелен для всех: и академического уровня людьми, и чиновниками, и всеми заинтересованными лицами.

Главный принцип при разработке документа – чистота Русской Идеи. Именно этим руководствовался и Владимир Николаевич. Никаких «инноваций» и спорных теорий. Только – наследие традиционной консервативной мысли.

Владимир Николаевич всемерно поддержал в 2018 году документ «Русский Манифест», который был опубликован в ноябрьском выпуске (№ 24) газеты «Русский Вестник» за 2018 год. Подчёркиваю, В.Н. Осипов полностью поддержал «Русский Манифест».

Но по процедуре – уже больше 7 лет «Русский Манифест» не может быть официально представлен от имени русистики, русской консервативной мысли на уровень органов государственной власти. Это – отдельная проблема, о которой говорил на прошлых Осиповских чтениях. Налицо кризис настоящего русского державного православного движения, если патриотические организации не способны даже на первый шаг…

А вопросам национальной идеологии Владимиром Николаевичем посвящена отдельная его книга «Возрождение русской идеологии», изданная в 2012 году Институтом Русской цивилизации.

Книга представляет из себя также сборник статей, но тематических, выстроенной в ряд с точки зрения основ русской идеологии. Все вещи, о которых говорилось выше, в ней отражены.

Серьёзное внимание уделено В.Н. Осиповым в книге «Возрождение русской идеологии» Илье Сергеевичу Глазунову. Глазунов предстаёт не только как великий живописец и деятель культуры, но, если угодно, как государственный мыслитель, русский идеолог, разоблачитель корня всех бед – масонства.

Ему посвящены 5 статей в книге. Важно не только художественное, но и писательское, публицистическое, идеологическое наследие Глазунова, считает Осипов. Часто ссылается на мысли из книги Глазунова «Россия распятая».

Вот, например, относительно небольшая статья «Подвиг Глазунова». На 10 книжных страницах. Но в ней и о Глазунове, и новейшей истории русского движения в советские годы, и о русской идеологии. О великой живописи Ильи Глазунова тоже, но в совокупности с другими его великими делами.

Странным образом всё это выстраивается в логическую и последовательную мысль, когда особых пояснений и не требуется. Осипов излагает мысли так, что читатель, неважно, будь он академиком или человеком с простым советским образованием сразу понимает все затронутые проблемы во всех их хитросплетениях. В этом особенность Осипова – писать и говорить о сложном просто и понятно, не запутывая вопросы.

Хотя есть и иной жанр у Осипова. Это – подробнейшее и пристальное изучения предмета рассмотрения. Например, его статья «Андропов и журнал "Вече"». Здесь он об Андропове говорит весьма подробно, расписывая все «прелести» этого деятеля.

В другой статье он говорит, что будущий опекун Горбачёва, Андропов, явившись в КГБ в 1967 году, начал с ликвидации отдела, занимавшегося расследованием деятельности масонских лож в Советском Союзе. Всё отсюда становится ясным по Андропову и Горбачёву.

Через призму Глазунова, показывая его роль, Осипов тут даёт краткую характеристику и Хрущёву, который не допустил создания ВООПИК, когда с ним на эту тему говорил Сергей Михалков по просьбе Глазунова. Но через несколько лет Брежнев разрешил создание, по сути, исконно русской организации – Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Упоминаются и труды Олега Платонова в связи с доказательной базой, например, по сталинским репрессиям, которые являются лишь эпизодом общих ленинских репрессий. «О.А. Платонов считает самым жутким периодом первые 5 лет интернациональной революции, когда Ленин, Троцкий, Зиновьев, Дзержинский и их сообщники планомерно уничтожили около 18 миллионов человек, или 12% населения России», – пишет В.Н. Осипов.

В книге «Возрождение русской идеологии» и о роли искусства, о традиционных русских ценностях, и об истории, и о монархии и самодержавии.

Здесь же о проблемах демографии русского народа, о грехе убийств во чреве, т.е. – абортах, о православном образовании, вопросах электронной карточки и управления и контроля за личностью. Это те проблемы и угрозы, с которыми в практической плоскости боролся Владимир Николаевич, возглавляя общественные объединения Союз «Христианское возрождение» и «Сопротивление Новому мировому порядку».

В главе книги «Христианский национализм Ивана Ильина» В.Н. Осипов пишет: «Сложность современной эпохи заключается в том, что русский националист обязан взять на себя разом 2 задачи: противостояние мировому антихристианскому напору последних веков и сопротивление денационализации русского народа. Мы живем в страшное время. Нация гибнет биологически. Но самое главное – слабеют духовные и нравственные скрепы нации. Только в христианском национализме – выход из тупика, духовное и биологическое спасение народа. Возрождение волевого начала в Православии и восстановление одухотворенного Евангелием национального инстинкта – в этом, учит Ильин, – залог возрождения русской нации».

Да, это ещё один завет В.Н. Осипова.

Повторю, все труды и выступления, мероприятия и действия Владимира Николаевича были основаны на святоотеческом наследии, русском понимании дела. И в этом смысле национальная идея понятие метафизическое, не способное ни устареть, ни видоизмениться. Давайте и мы призовём наших граждан читать, изучать и основываться на трудах Владимира Николаевича Осипова.

Закончить хочу, как заканчивал свои труды Владимир Николаевич: «Господи, спаси и сохрани Россию! Мы – русские! С нами – Бог!».

Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель

Впервые опубликовано в газете «Русский Вестник» № 24, 2025

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Витальевич Сошенко
Приговор суда – убийство православного человека!
В.В.Бойко-Великого целенаправленно уничтожают
21.11.2025
Какого пошиба подонки глумятся над патриотом?
Пока ветеран служит, какие-то «бдительные анонимы» портят его имущество
20.11.2025
Лукашенко заботится о благосостоянии белорусов…
Вот с кого надо брать пример российской власти
19.11.2025
«Медленно, медленно двигаетесь, генералы!»
Время на т.н. Украине работает против России
17.11.2025
«Шахматист» вооружает киевскую хунту
Вновь о двурушничестве президента Сербии Вучича
14.11.2025
Все статьи Андрей Витальевич Сошенко
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Порвать сеть и передавить пауков
Их называют «пятой колонной», но где вы видели, чтобы они строем ходили, это сеть, а не колонна…
27.11.2025
«Суворов — имя Победы»
В Александро-Невской лавре состоялась VIII Всероссийская Суворовская конференция, посвящённая вопросам освоения наследия и прославления А.В.Суворова
26.11.2025
«Патриотизм есть нечто большее, чем просто любовь к Отечеству»
Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия V съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Слово исторической правды»
25.11.2025
Онтология и эсхатология мирового порядка
Россия, выступая Удерживающим, принимает на себя функцию мирового стабилизатора
25.11.2025
Навстречу Съезду
Главная задача русского писателя – служить Богу, любить Россию и заражать этой любовью читателей
24.11.2025
Все статьи темы
Вечная память
Все статьи темы
Герои России
«Атака века»
Памяти А.И.Маринеско
24.11.2025
«Мы должны хранить Морское наследие наших народов»
В Витебске установлен памятный знак в честь Западно-Двинской флотилии
24.11.2025
От редутов к святыням: Суворов и кубанская миссия
Кубань должна стать экспериментальной площадкой по подготовке к 300-летию Суворова в 2030 году
24.11.2025
Святейший сказал не о «Мумии», а о русском чуде!
Впечатления и размышления участника Всемирного русского народного собора
20.11.2025
О наших героях
Ещё один пример подвига русского воина!
20.11.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
А был ли мальчик?
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2025 17:05
В МИФИ разрабатывают гибрид самолета и дирижабля
Новый комментарий от Тюменец
26.11.2025 17:01
Захар Прилепин путает «Божий дар с яичницей»
Новый комментарий от Василий В.В.
26.11.2025 16:56
Похабный мир
Новый комментарий от Алекс
26.11.2025 15:23
Необходимо заняться лесовосстановлением
Новый комментарий от Тюменец
26.11.2025 13:56
«Попытка США объявить свою гегемонию незыблемой»
Новый комментарий от Кожухевич
26.11.2025 13:05
Приговор суда – убийство православного человека!
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.11.2025 11:17