Кто бы сомневался, что Россия великая страна. Разве что те, сбежавшие, так и не успевшие разглядеть этой мощи, которая в России заложена, – так их меньшинство. Тем не менее, её величие можно утратить, если наша традиция, о которой мы постоянно говорим, вновь не станет основой нашей жизни.
Однако у любой традиции есть свой носитель. Для России, это, прежде всего, русский народ. А вот с этим положением постоянно возникают какие-то недомолвки. Причем исходят они, очень часто, от самых что ни есть патриотически настроенных людей.
Несколько дней назад вспомнился мне один пространный текст метра советской и российской литературы Александра Андреевича Проханова, его «Псалом победы», опубликованный в книге «Глобальные элиты в схватке с Россией» (2017 год). Всё бы ничего, но читая написанное, я так и не поняла тогда, с какого момента нашей истории Россия становится великой страной. Пытаюсь разобраться в этом хитросплетении мыслей автора и понимаю, что в его «псалме» есть фальшивые ноты.
Есть эта фальшь не только в «псалме», она и в контексте всей проводимой национальной политики России, особенно в её связке с миграционными процессами, отмеченными как явление негативное по отношению к самому многочисленному коренному народу нашей страны – русским.
Когда наш замечательный писатель-романист и даже мета-философ и фантаст, проводил свою лекцию с молодежью во Владимирской губернии на берегах «студёных озер и рек, – для того, чтобы открыть новые смыслы жизни», он писал так:
- Я говорил им о державе как о той форме, в которой всегда существовало и существует государство российское, где каждый народ, каждый язык, каждая культура, каждая религия драгоценны. Без них немыслима держава, и держава эта – симфония всех культур, народов и представлений.
В этом весь слог и пафос писателя-государственника. Ведь эти чеканные слова записаны и в нашей Конституции. Россия многонациональное и многоконфессиональное государство, величие которого не прерывается, несмотря на все козни её врагов. В этих словах и попытка отразить ту симфонию, к которой возносит нас мысль автора «псалма». Но мелодия вдруг прерывается. Ведь буквально в этом же «псалме», когда речь заходит о победе в Великой Отечественной войне, мы видим совсем другой текст, другое отношение к нашей истории и величию страны. Совершенно открыто заявляется, что наше величие начинается с того времени, когда страну возглавил И.В.Сталин.
- До войны существовало множество наций, укладов, языков, культур, поведений, которые не сочетались друг с другом, представляя собой хаотичное турбулентное общество. Это общество пыталось соединить несоединимые идеологии, религии и культуры. После Победы, после того как красное знамя вознеслось над рейхстагом, возник новый народ, в котором через Победу, через это сверхплотное огненное действо всё сочеталось в одну великую симфонию советского народа.
Что же можно на это сказать? Александр Андреевич жонглирует духовными смыслами русской истории, как ребенок мячиком, надеясь забить свой победный гол. Но ведь так нельзя. Нужно всё же как-то определиться, была симфония между народами России, или нет, а то какой-то казус с этими смыслами получается. С одной стороны симфония, а с другой – турбулентность. Хотя в чём-то автор и прав, нужно только переставить местами временные рамки истории, вот тогда и становится что-то понятным.
До революции никакой турбулентности не было, да и не могло быть. В Российской империи народ по национальности не определяли, потому что все были русскими. Это были великороссы, белорусы и малороссы, все – русские. А в паспортных книжках, которые постепенно появлялись, отмечалось вероисповедание, а не национальность. Другие народы были, но их было меньшинство по отношению к русским, так что о многонациональности даже не говорилось. Была титульная нация и её культура. Так что исторически, именно русские заложили мощное духовно - этническое и культурное ядро Российской империи, скрепив его Православной верой.
Православным мог стать человек любой национальности и, если такое происходило, он становился участником русской истории и русской культуры. Воспитывался в ней и усиливал мощь империи. Немец, принявший православие, становился русским. Правда, казусы были. Евреев, принимавших православие, называли выкрестами, потому что гораздо чаще, чем хотелось бы, они просто маскировались под титульную нацию, чтобы избежать неприязненного отношения к себе власти и народа. Слишком велики были вероисповедные различия, поэтому русская культура им давалась с трудом.
Пятая графа в паспорте появилась в советской России лишь в 1932 году. Ну, а дальше пошло и поехало: национальные автономии, социалистические республики, размежёванные по национальному признаку, советский народ. Из русского государствообразующего ядра, для укрепления силы братских республик, стали вытягивать все соки, сопровождая этот процесс уничтожением духовной силы, которую давала людям Православная Церковь. Идеология советского безбожного строя была и рассчитана именно на то, чтобы уничтожить русское ядро. И только небольшой период Великой Отечественной внёс некоторые коррективы в этот процесс. И.В. Сталин понял, что без силы русского духа страну не отстоять, это нас и спасло. Но после победы и ухода вождя в мир иной, процесс продолжился.
По-другому и не могло быть. Во время смены экономической формации в перестроечный период эта цель высветилась окончательно. В 1992 году (как по команде) убирается графа национальность из паспортов советских граждан. А в итоге – полная потеря русскими своего имени, а значит и государствообразующего статуса.
Даже Русская Православная Церковь, которой вернули все её права, оказалась в числе униженных, поскольку статус этого духовного института поставили на один уровень с другими вероисповедными учениями (естественно, по требованию либерального Запада, с его правами и свободами), в результате чего мы потеряли не только свой суверенитет, но и право на полное его восстановление.
В своё время (после крещения Руси князем Владимиром), именно Русская Церковь дала молодому государству те силы, благодаря которым возрастали её величие и мощь. Россия стала страной, в которой могли свободно жить и развиваться сотни народов и народностей, со свойственной им духовной культурой. Они и живы то были, лишь благодаря терпимости и благородству русского человека, воспитанного в православии. Не смогут малые народы удерживаться на своих орбитах без объединившего их вокруг себя русского ядра, они просто пойдут в разнос. Сегодняшняя Украина уже явила нам издержки именно такой национальной политики, а о миграционных процессах даже говорить уже не хочется, слишком явно отражен в них разрушающий курс, направленный на уничтожение русского объединяющего начала.
Есть и ещё один, весьма странный эпизод в «Псалме Победы», который в совокупности лишь усиливает разрушающий эффект, направленный на ослабление русского мира. Мы почему-то должны радоваться возложенной на наш народ миссии, быть питательной почвой, ради возникновения какой-то новой расы солнечного бессмертного человечества.
«Священная война и Победа окончательно определили миссию русских людей. Миссия русского народа – непрерывно нести огромные жертвы, принимая на себя удары мирового зла и мировой тьмы. Эти страшные удары уносят из народных рядов лучшие жизни, влекут за собой неведомые остальному миру траты. Но ценой этих трат, этой жертвы, этого великого распятия добывается свет. Россия – это территория, где самые страшные и гнилостные отходы мировой истории превращаются в животворные энергии и силы солнца».
Как же ошибается уважаемый писатель. Россия, это не территория, а пространство (земное и небесное) жизни людей, родившихся и выросших в нём. И как только это пространство заваливают гнилью Запада, мы начинали гнить вместе с теми, кто эту гниль вырабатывает. В такие минуты нам действительно требуется очищение. Господь попускает нам войны, но только для того, чтобы очистить наши души и освободить их от беспамятства. Нужно возвращать нашу память к Тому, Кто является средоточием всей нашей жизни.
Если русские люди живут с Богом, у них всегда в руках щит веры и меч победы над смертью. Сломать нас при таких условиях невозможно. Но как только щит пылится на полке, а меч вложен в ножны, мы полностью открыты врагу и нас можно брать голыми руками. Такое происходило не раз в нашей истории, но память ещё жива. Мы вовремя спохватываемся и поднимаем красный воинский стяг с ликом Спасителя, как символ Победы.
Когда с нами Христос, то и Победа будет за нами!
Надежда Ивановна Юдина, главный редактор интернет-портала «Национальный медиа-союз»

