Престол Третьего Рима как Божественное установление в русской истории и в русском праве

Утверждение, что Николай II отрёкся от Престола, это ошибочное недоразумение или намеренное введение в заблуждение

Российская Империя  Дискуссия о монархии  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Николай II  Калязинские Чтения Русского Собрания  Русская цивилизация 
0
1376
Время на чтение 16 минут
Фото: коллаж РНЛ

«Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, да не похвалится всяка плоть пред Богом» (1Кор. 1:27,29); «Для сего и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин. 3:8)

Предлагаемая читателям информационного православного портала «Русская народная линия» статья написана по итогам выступления на 12 Калязинских чтениях (12.02.2025 г.), ставших для русских людей, любящих свое Отечество, местом духовного притяжения и надежды.

Поднять вопрос о том, что скрывает в себе понятие Престол русских государей, заставило нас появление на свет ряда новых и активизация старых домыслов относительно обстоятельств узурпации верховной власти масонскими силами в ходе февральского государственного переворота 1917 г. и якобы законного преемства верховной власти Временным правительством с изменением её формы.

Главный тезис в доказательстве правомерности этого предательского процесса состоит из двух частей. Во-первых, в стремлении обосновать факт отречения Государя Николая Александровича от прародительского Престола. Во-вторых, доказать факт его передачи Великому князю Михаилу Александровичу, который таким образом якобы стал Императором Михаилом II. Эти усилия активизировались в связи с тем, что всё большее количество людей осознало фальсификацию документов, связанных с событием насильственного лишения монарха фактической возможности по осуществлению верховной власти. Многие разобрались с тем, что массовый поток намеренно лживой публицистической литераторы, мемуаров лиц, преследовавших цели, далекие от исторической истины и псевдонаучных статей и монографий не является достоверным доказательством реальных событий. Подробное исследование этого вопроса с точки зрения исторической мемуаристики сделал Юрий Кондаков. Часть его работы о роли Алексеева в попытке создать ответственное министерство и роли в лишении Николая Александровича возможности осуществлять верховную власть опубликовано на РНЛ. Его вывод: «Ситуация с отречением Николая II пока не может быть подтверждена документально». Часть 4. (РНЛ: «Генерал М.В.Алексеев в борьбе за ответственное министерство 26 февраля – 2 марта 1917 г.»). Авторы данной статьи, исследовав этот вопрос в монографии: Отречение, которого не было…Останки, которых нет…Где искать наследника Престола?» М. 2018 г., пришли к аналогичному выводу.

Чтобы разобраться в этом вопросе нужно в первую очередь обратиться к христианскому учению о царской власти.

Наше пояснения начнем с того, что Престол русских государей имеет три взаимосвязанных аспекта. Общеизвестный – это его материальное воплощение в виде Трона. Второе – мистическое и сакральное. Это олицетворение Божественного установления по вручению верховной самодержавной власти занявшему Престол наследственному русскому православному государю и коронованному Помазаннику Божьему согласно исторически выработанной многовековой традиции. Третье – это понимание Престола, выраженное в исключительном государственно-каноническом правовом статусе занимающего Престол монарха, который юридически неограничен и безответственен, не имеет юридических обязанностей перед своими подданными, но обладает исключительными правами и прерогативами. Никто другой такого статуса не имеет.

Престол – это выражение установленной Богом верховной самодержавной власти русских монархов. Отречение от него означает отказ от царского служения, от воли Божьей в отношении поставленного Господом на управление Третьим Римом избранного Господом Государя и Помазанника Божьего. По этой причине, когда утверждают, что Николая Александровича лишили Престола, или тем более, Он отрёкся от Престола, это ошибочное недоразумение или намеренное введение в заблуждение. Человеческими силами лишить Царя дарованному Ему Богом Престола невозможно.

Принять мысль о том, что Николай Александрович пошёл на такой шаг, абсолютная нелепость. Она допустима лишь в силу маловерия и/или намеренного уничижения Его самого и Божественного института самодержавия как исторически подтвержденной и юридически установленной, традиционной и Богоданной формы верховной власти, присущей тысячелетней российской государственности.

Умышленная или невольная путаница в осмыслении этого вопроса, с одной стороны, начинается с непонимания природы и связи Божественной воли и прав Самодержца на распоряжение наследственным Престолом, которые из этой Божественной воли вытекают и на ней основаны. С другой стороны, является следствием ошибочной догматической трактовки правовых норм, регулирующих: 1) порядок и условия наследование Престола; 2) право на отказ от восприятия Престола его наследником; 3) право на отказ от престолонаследия.

Это разные по своему существу права. Вольно или невольное стремление неверно их истолковать и/или сделать из них некий микс в целях доказательства своей правоты, является самым распространённым способом манипулирования нормативными положениями Основных Государственных Законов Российской Империи (ОГЗ РИ).

Обладатель русского Престола располагает всей полнотой Царской власти как Самодержец в силу ст. 4 ОГЗ РИ в редакции 1906 г., которая ему предоставляет право занятия Престола. Это не только власть главы государства, как это установлено современной Конституцией РФ. Согласно ОГЗ РИ Царская власть включает:

1. Верховную самодержавную власть;

2. Власть главы государства, которая вмещает: власть верховного и подчиненного управления; законодательную власть; судебную власть. Царь Судия Царству Всероссийскому (ст. 58 прим.2 ОГЗ РИ 1906 г.);

3. Власть главы династии, поскольку монарх возглавляет Императорский Дом и управляет им на основании норм Учреждения о Императорской Фамилии;

4. Власть главы Церкви в целях ст. 64 ОГЗ РИ в редакции 1906 г. «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (Ст. 64 ОГЗ РИ: 1721 Янв. 25 (3718) ч. I, введ. – В сем смысле Император, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5 (17910) именуется Главою Церкви. – 1906 Апр. 23, собр. Узак., 603, ст. 24).

Здесь нужно понимать, что именование Императора Главой Церкви не означает, что Император заменяет Христа, который является Главой Церкви земной и небесной. Дело Императора – создание христианским государством, которое Он возглавляет, благоприятных условий для спасения своих подданных во Иисусе Христе, в том числе, помощью в организации церковной жизни. В этом заключается главная цель христианской государственности нашего Отечества.

С точки зрения христианского учения о Царской власти, которое систематизировал святитель Филарет Московский: «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле царя; по образу Своего небесного Вседержительства устроил на земле царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле царя наследственного».

С точки зрения права наследственный Престол есть совокупность законодательных норм, которые характеризуют перечисленные выше виды Царской власти. Главная среди них – самодержавная власть. Она инициирует и формирует остальные виды власти, поэтому ей придан предикат – верховная.

Кратко разобравшись с понятием Престол, зададимся вопросом о том, что произошло с ним и с Его обладателем 2(15) марта 1917 г.? Царя насильственным образом, пленив Его, лишили фактической возможности осуществлять верховную власть. Не более того. Никто не мог в принципе лишить Его наследственного прародительского Престола и самодержавия даже посмертно. Престол, повторим, это величина мистическая, сакральная, Божественное установление, как и самодержавие, являющееся формой верховной власти. Это не многомятежное человеческое хотение, по словам первого Самодержца Святорусского Царства Государя Ивана Васильевича.

Теперь о юридической стороне этого вопроса. Он достаточно сложный для понимания, требует специальных знаний и пристального внимания. Дело в том, что существует распространенная путаница в понимании термина отречение, который употребляется в ОГЗ РИ. В них прописано право на отречение от престолонаследия, то есть, это юридически установленный отказ от права находиться среди лиц, принадлежащих к царствующему династическому роду. Лица, обладающие этим правом, находятся в родстве с царствующим монархом и при определенных обстоятельствах в силу агнатско-когнатического принципа, устанавливающего очередность наследования Престола среди Императорской Фамилии, могут Престол наследовать и его принять или отказаться от его восприятия. Как это сделала сестра Бориса Годунова Царица Ирина, Великий князь и Цесаревич Константин Павлович, который уступил это право своему брату Великому князю Николаю Павловичу.

ОГЗ РИ содержат и законодательную норму о том, что любой Член Императорской Фамилии, обладающий правом на наследование Престола в силу своей очереди, может отречься от престолонаследия. В этом случае он теряет право на престолонаследие для себя и своих потомков. Так сделала княжна Татьяна Константиновна в 1911 г. и княжна Ирина Александровна в 1914 г. Они вступили в морганатические браки, предварительно отрекшись от престолонаследия.

Право на отречение от престолонаследия установлено ст.ст. 37, 38 ОГЗ РИ 1906г. Зачастую, его ошибочно интерпретируют как право на отречение от Престола царствующего монарха, которое в ОГЗ РИ не предусмотрено.

Чтобы убедиться в этом, приведем их текст в полном объеме:

Ст. 37. При действии правил, выше изображенных о порядке наследия Престола, лицу, имеющему на оный право, предоставляется свобода отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола.

1825 Дек. 12 (1) прил. III; 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 24.

Ст. 38. Отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным.

1825 Дек. 12 (1); 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 24.

Из буквального толкования приведенных законодательных норм видно, что они не имеют отношения к «отречению от Престола». Аналогия закона, как один из способов преодоления пробелов в нормах материального права на основе решения иного юридического дела и примененных правовых норм, регулирующей сходные обстоятельства и отношения, в этом случае не применима. Во-первых, поскольку аналогия закона применима лишь в гражданском праве, но не в государственном. Тем более, что в отношении верховной самодержавной власти в России следует говорить не только и не столько о государственном праве, сколько о Царском праве русских государей. Во-вторых, перед нами слишком разные по своей правовой природе законодательные нормы, за которыми стоит мистическое понимание Царской власти как Божественного установления. Нормы о праве на престолонаследие и о праве на отказ от него регулируют статус родственников Царя, занимающего Престол. Нормы об исключительном государственно-каноническом статусе вступившего на Престол Самодержца относятся к правам и прерогативам Государя Императора. Статус лиц, имеющих право на престолонаследие и отречение от этого права лишь в силу закона и статус Самодержца, коронованного монарха и Помазанника Божьего, не поддаются исключительно юридическому сравнению в отрыве от христианского учения о Царской власти, откуда эти нормы были почерпаны. Понимание исторической и сакральной семантики этих юридических норм не дает нам права прибегать к аналогии закона.

При установлении того факта, что в ОГЗ РИ отсутствуют нормы об отречении от Престола вступившего на него монарха, возникает соблазн признать в этом факте верховенство закона над волей Самодержца. Здесь кроется еще одна ошибка. В чем она? Одним из свойств юридической природы царской власти русских государей является их юридическая неограниченность. Воля самодержца всегда выше закона и/или соответствует действующему закону до его отмены самим монархом. Он устанавливает законы. Он их меняет. Иначе, это конституционная монархия, которой у нас никогда не было, в том числе и после 1906 г. Относительно закона о престолонаследии, в ОГЗ РИ внесено положение о том, что «Император или Императрица, Престол наследующие, при вступлении на оный и миропомазании, обязуются свято наблюдать вышепостановленные законы о наследии Престола» (ст. 39 ОГЗРИ 1906 г.).

Это означает, что Император и Его Супруга подтверждают намерение придерживаться наследственного закона, нормы которого, устанавливающие порядок престолонаследия, были выработаны Актом 1797 г. Павлом I. Это не запрет на принятие Императором решения о передаче Престола в силу норм закона о престолонаследии своему Наследнику, ближайшему к нему агнату.

Иначе говоря, следует разделять понятие отречение от Престола как отказ от царского служения от права Самодержца передать Престол ввиду возникших обстоятельств ближайшему лицу в очередности наследования Престола, Цесаревичу. Пример такого понимания законного права монарха на передачу Престола – это случай, когда Государь Император Николай Александрович предлагал в 1905 г. передать Престол своему сыну при опеке Императрицы, а самому стать патриархом.

Это право Императора Николай Гурьянов пояснил в отношении событий 2(15) марта 1917 г. предельно ясно: «Государь не передавал Престол Михаилу». На вопрос: «А как же акт о передаче Наследия “Нашему Брату”?» он ответил: «Это я ничего не знаю. Не было… Государь передавал Престол Алексею, Наследнику. Законно. И никакому временному правительству Царь не доверял и ничего им не завещал».

Такой вариант заговорщиков не устраивал. Ломалась схема псевдолегитимной передачи законной Царской власти незаконному Временному правительству. К сожалению, есть исследователи, которые не учитывают весь комплекс перечисленных факторов. В результате на свет появляются юридические химеры вроде утверждения об императоре Михаиле II, который якобы воспринял Престол и получил право менять установленную Богом форму верховной власти – самодержавие – на другую. За такими размышлениями скрывается, похоже, неосознанное святотатственное отношение к Царскому Престолу как Божественному установлению. По недомыслию придуман юридически ничтожный довод для фиктивной легитимации преемства верховной власти от Царственного Самодержца к масонскому Временному правительству и якобы правомерной смене формы верховной самодержавной власти на неизвестную форму власти. Лишь бы доказать передачу власти и её легализовать.

Зачем так настойчиво, без зазрения совести и пренебрежительно к христианской вере добиваются признания выдуманного факта отречения от Престола? Потому, что это не только доказательство того, что «ваш царь вас предал» и нечего думать о восстановлении Царской власти. Это еще и доказательство прекращения права русских государей на наследственное самодержавие как традиционную форму верховной власти.

В чем здесь особенность? В том понимании смысла самодержавия, которое постоянно упускается из вида. Кроме всего прочего, самодержавие есть наследственное династическое право рода Романовых на обладание всей государственной территорией России. Оно восходит к древнему земельному праву на наследственное преемство княжеских вотчин по праву «отчины и дедины», которые были объединены в Московское Царство, Иваном III и его сыном Василиев Ивановичем. Их внук и сын Иван Васильевич окончательно оформил право родового земельного держания Рюриковичей государственной территории России в результате государственных реформ 50-60 гг. XVI в., включая опричнину.

Право обладания Русской землей царствующим монархом впрямую зафиксировано в Императорском титуле. Это право родового обладания государственной территорией России, которое по своей юридической силе выше понятия собственности на землю, в том виде, в котором оно сейчас существует в действующем законодательстве. Это право – явное выражение цивилизационно-культурной самобытности отечественной государственности.

Отречение от Престола, доказать которое пытаются столь активно многочисленные заинтересанты, означает и отказ от права обладания государственной территорией России. В этом случае открываются юридически неограниченные возможности распоряжаться всеми земельными богатствами и полезными ископаемыми России на легальной основе, без оглядки на их династического обладателя, да еще в мнимой уверенности о попрании воли Божьей относительно судьбы дорогого нам Отечества.

Для доказательства факта отречения Николая Александровича от Престола используются любые способы, самые немыслимые. Например, никаких оснований полагать, что явление иконы Божьей Матери «Державная» было связано с преемством наследственного прародительского Престола русских самодержцев у Государя Императора Николая II, не имеется. Однако, и тут мы видим тот же способ доказать факт отречение от Престола, да еще с привлечением непререкаемого для христиан авторитета Божьей Матери.

Откуда взялась эта столь распространенная сегодня мысль? Из того же ящика бесовской Пандоры. Чем эту мысль пытаются обосновать. Как обычно, подменой понятий. Наличием Скипетра и Державы в руках Царицы Небесной. На каком основании можно полагать, что это Скипетр и Держава русских государей? Таких подтверждений не представлено.

То, что Божья Матерь на иконе держит Скипетр и Державу, над которой простер свою руку сидящий на ее коленях младенец Христос, который указывает на благословение Ее власти на всем мiром, разумеется, включая и Россию – Третий Рим.

Пояснение этому вопросу дал старец Николай Гурьянов: «КОГДА ДЕРЖАВА БЫЛА В ГРОБУ, ЯВИЛАСЬ МАТЕРЬ БОЖИЯ "ДЕРЖАВНАЯ", СВИДЕТЕЛЬСТВУЯ ИМЕННО О ТОМ, ЧТО ГОСУДАРЬ НЕ ОТРЕКАЛСЯ».

На рассуждение о том, что Царица Небесная взяла Скипетр и Державу в Свои Пречистые Руки и что Государь мистически ПЕРЕДАЛ Ей Царские Регалии, Батюшка Николай ответил: «Нет! Это не так! Владычица имела и имеет попечение о всем мире. Она Царица Небесная, не земная. А явилась, чтобы, напротив, указать, что никакого “отречения” не было. Царь не отрекался. А вот мы лишились Благодатного Царя, Помазанника Божия… Потому Владычица и повелела молиться: “Пусть молятся”, – сказала. Вот и стали просить Ее, сокрушаться, каяться… Образ назвали “Державная”… ПОТОМУ ЧТО ПОТЕРЯЛИ ДЕРЖАВУ… Опасное заблуждение думать, что “Державная” Икона Пресвятой Богородицы – “Местоблюстительница” Русского Престола… Образ нам явлен для сугубой молитвы перед Ним и для слезного и искреннего покаяния в содеянном противлении Христу и Царю… Царица Небесная сказала: ПУСТЬ МОЛЯТСЯ».

Кто придумал, что Царский Престол приняла Царица Небесная? Те, кто всеми силами желает доказать, что Престола у Николая Александровича нет. Тогда руки развязаны юридически и мистически. Делай с Россией без Царского надзора, что за злорассудится. Именно поэтому нам всеми силами внушают мысль о том, что Николай Александрович, Помазанник Божий отрекся от Престола, Он клятвопреступник, поскольку нарушил обеты, данные им при венчании на Царство, когда читал Символ веры и просил у Господа помощи в управлении Россией.

Вот как определяет этот момент венчания русских государей на Царство Всероссийское ОГЗ РИ (ст.57 прим. 2):

«Император, пред совершением сего священнаго обряда, по обычаю древних Христианских Государей и Боговенчанных Его предков, произносит в слух верных Его подданных Символ Православно-Кафолическия веры и потом, по облечении в порфиру, по возложении на Себя короны и по восприятии скипетра и державы, призывает Царя Царствующих в установленной для сего молитве, с коленопреклонением: да наставит Его, вразумит и управит, в великом служении, яко Царя и Судию Царству Всероссийскому, да будет с Ним приседящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце Его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе врученных Ему людей и к славе Божией, яко да и в день суда Его непостыдно воздаст Ему слово».

Все попытки доказать отречение Николая II от Престола направлены на то, чтобы разрушить в наших головах и сердцах идею Катехона, заставить сомневаться в том, что Москва – это Третий Рим. С этой целью всеми силами порочат Удерживающего, каким был Николай II. Добившись этой цели, будет легко продолжать и дальше намеренно искажать Православную веру наших отцов и дедов, тысячелетнюю самобытную историю отечественной государственности, калечить нашу культуру и наше христианское русское миросозерцания.

Ничего из этого не выйдет. Мы русские, с нами Бог!

Кузнецов Михаил Николаевич, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования; Шайрян Георгий Павлович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор АНО ВО «Международная академия бизнеса и управления», член Императорского Православного Палестинского общества

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

67. Священная История протекает через Святых

Настоящая История -это всегда испытание Веры. Подвиг Николая II подобен подвигу человека, который с терпением переносит свои страдания во имя долга. Это высокий градус Веры, когда человек  настолько доверяет Богу, что даже страдая, не ропщет, понимая, что в этом есть свой смысл. Господь зрит на сердце человека; очевидно, что Николай II до конца выполнил свой долг перед Богом. А долг его был – быть царем убиваемой и преданной Монархии..«Прощай, Россия, встретимся в Раю..» Господь определяет рамки, в которых только и может действовать сатана. В 1917 году Матерь Божия вновь умолила за Россию - и эти рамки Господь сузил, не до конца прогневался. Российская, славянская,Православная Цивилизация никуда и не пропадала, она обрела своего Святого Царя.. решение проблемы Царь «зрил» в том, чтобы смирить всех в Любовь! ОН стал ходатаем за весь свой народ, от которого не отрекся…Государь не стал никаким искупителем, как говорят о нем те, кто от большой любви примешивают к истине собственные фантазии. И он не взял на себя грехи всего народа. Последующие события показали, что каждая овечка была повешена за свой хвостик – каждый пил личную горькую чашу и все сообща – общую. Правовыми и политическими последствиями государственного переворота 2(15) марта 1917 г. и дальнейшего установления диктатуры пролетариата стал их открытый и скрытый геноцид. Законодательным результатом узурпации верховной власти стало: принятие «Декрета об отделении Церкви от государства и Церкви от школы» 1918г с целью ликвидации «симфонии властей» и массового насаждения атеизма, марксистко-ленинского культа и пришедшего ему на смену либерализма, неприемлемого для естественного развития российской государственности, для восстановления и умножения многовековой традиции монархического властвования, присущего русскому народному правосознанию и христианскому правопониманию..Господь и зло на доброе устрояет. Наш Святой Царь — это слово живое, привлекающее ко Христу. По слову Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).
Очевидец / 28.04.2025, 20:23

66. Ответ на 62 и 63, учитель:

Учитель, с Демидушкой эпизод действительно страшный и реальный, свинья может загрызть ребенка. Но мы говорили о цифрах, которые Вы привели. Ваши "80%" не коррелируют со статистикой по РИ, в т.ч. изданной в советское время.
Сергей из НН / 25.02.2025, 13:44

65. Ответ на 60, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Надо же. "Высоколобые" мыслители опомнились и через столько лет "мудро" изрекли: "Отречения Николая II не было".
А вы, ..., не пытались читать исторические документы?
Не лучше ли вам заняться годами Горбачева-Гарбера, Яковлева-Эпштейна, Бакатина, Бени Эльцина и пр. Чубайсов?

Исторические документы за 70 лет зачищены краснокоммунарией так, что если бы не, свидетельствовавшие об истине, русские люди за рубежом, мы бы до сих пор блуждали, с эйфорическим блеском в глазах, в сказочном липовом лесу советского идеологического "рая". Не лучше ли вам заняться годами Ленина-Бланка, Троцкого- Бронштейна, Апфельбаума -Зиновьева, Каменева- Резинфельда, Мандельштампа, Губельмана -Ярословского и прочим совнаркомовским синедрионом Яшек Цукерштейнов, праотцов Горбачева-Гарбера, Яковлева-Эпштейна, Бакатина, Бени Эльцина и пр. Чубайсов?!
Апографъ / 25.02.2025, 12:35

64. Ответ на 57, kuzanez:

Вы откуда берете свои сведения о монархии? Из "Краткого курса истории ВКП(б)"?
Почему жить невозможно? До 1917 г. Русская Империя жила, прирастала территорией, народонаселением, богатством, промышленностью, культурой. не было ни голодомора, ни миллионных репрессий, ни геноцида русского народа, ни барства парт. номенклатуры. Было и местное самоуправление, и в большинстве своем крестьяне владели землей, оружием, имели мнгодетные крепкие семьи, были верующими людьми, христианами. Вы считаете что это - не жизнь?
Что жизнь - это без земли и без паспортов в колхозах? В много-часовых очередях за туалетной бумагой, маслом, сахаром, и пр. деифицитом в городах, без собственных домов - в жалких коммуналках или хрущебах, без собственной скотины в деревне - поскольку при Хрущеве отобрали, зато и без веры и без царя в голове, зато в интеранциональной многонациональности?
Ну и Вы лично, если хотите, то живите такой жизнью. Ей жил советский народ. А русский народ, даст Бог, вернется к своим традиционным корням и начнет жить так, как его душе полезно. И наконец перестанет вымирать.

ГРЯДУЩЕЕ. Автор Сергей Бехтеев.
Гляжу спокойно в даль веков,
Без сожаленья и боязни -
Что для меня мятеж рабов,
Насилья, стоны, кровь и казни,
Ничто не ново под луной -
Гроза пройдет, покой настанет,
И над смирившейся волной
Сиять, как прежде, солнце станет.
Всему свой срок, своя пора,
Пургу зимы весна сменяет,
И сплав льдяного серебра
Улыбкой знойной расплавляет...
Ударит час - родной слепец
От красных бельм своих прозреет,
И все постигнет наконец,
И козни вражий рассеет.
Крестом саженным осенясь,
Спокойно, вдумчиво и кротко,
Он с правдой установит связь,
И истину запишет четко.
К Европе подлой став спиной,
И углубясь во мглу преданий,
Он вынет гордо быт родной
Из погребов воспоминаний.
Пройдя сквозь грозный строй невзгод
И раскусив нутром обманы,
Начнет зализывать народ
Свои дымящиеся раны.
Он вспомнит набожных Царей,
Их правду, милость и смиренье,
И проклянет поводырей
Богопротивного движенья.
Пройдет неистовый угар,
И жажда зверств и дикой воли,
И то, что буйный сжег пожар,
Отстроит горб покорной голи.
Опять возьмется Божий люд
За ржавый заступ и лопату,
Проснутся знанья, долг и труд,
И брат протянет руку брату.
И будет мир, и будет лад,
Хлеба оденут гладь пустыни,
И чернь найдет зарытый клад
В обломках попранной святыни...
Гляжу спокойно в даль веков,
Без опасений и без страха -
И зрю Россию без оков
В державной шапке Мономаха.
Старый Футог (Сербия) 1927 г.
Апографъ / 25.02.2025, 12:00

63. Ответ на 61, Сергей из НН:

До 1917 года 80 % население было неграмотно.

Александр, а в самом деле - откуда Вы берёте сведения, категорически противоречащие как современной, так и советской исторической науке?

Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
Один из самых страшных эпизодов поэмы – гибель сына Матрены Тимофеевны, Демушки, которого по недосмотру Савелия съели свиньи.
Казалось бы, если по сюжету Демушка, правнук Савелия, должен был умереть, то почему он не умер от какой-нибудь болезни? Но ведь это было бы так буднично. Желая еще раз показать великую скорбь народную, которой переполнилась наша земля, Некрасов обрёк маленького ребенка на страшную смерть. Вероятно, подобный случай – редчайший, чрезвычайный – не выдуман, а взят из жизни, но поэт, как и всегда, придаёт ему обобщающий характер. Безусловно, что для Некрасова свиньи, съевшие Демушку, – что-то вроде образа самодержавия и его слуг.

учитель / 24.02.2025, 16:34

62. Ответ на 61, Сергей из НН:

До 1917 года 80 % население было неграмотно.

Александр, а в самом деле - откуда Вы берёте сведения, категорически противоречащие как современной, так и советской исторической науке?

Барин высекает крепостных мужиков по первое число, а потом пошлет их в сельскую библиотеку учиться уму- разуму. Простая дедукция в этом случае.
учитель / 24.02.2025, 16:20

61. Ответ на 58, учитель:

До 1917 года 80 % население было неграмотно.

Александр, а в самом деле - откуда Вы берёте сведения, категорически противоречащие как современной, так и советской исторической науке?
Сергей из НН / 24.02.2025, 13:32

60.

Надо же. "Высоколобые" мыслители опомнились и через столько лет "мудро" изрекли: "Отречения Николая II не было".
А вы, ..., не пытались читать исторические документы?
Не лучше ли вам заняться годами Горбачева-Гарбера, Яковлева-Эпштейна, Бакатина, Бени Эльцина и пр. Чубайсов?
Так и хочется употребить в данном случае словечко из нашего счастливого советского детства: "Сс..."

59. Ответ на 57

Уже вполне сформировался тот образ жизни, который вы предлагаете русскому народу. Простому мужику учиться ничему, кроме Закона Божиего не надо, да и ходить никуда дальше церкви тоже не к чему. Там царь и бояре сами управят. Чего удивляться , что жить такой жизнь в России хочет всего 1% народа.
учитель / 23.02.2025, 23:39

58. Ответ на 57, kuzanez:

Вы откуда берете свои сведения о монархии? Из "Краткого курса истории ВКП(б)"?
Почему жить невозможно? До 1917 г. Русская Империя жила, прирастала территорией, народонаселением, богатством, промышленностью, культурой. не было ни голодомора, ни миллионных репрессий, ни геноцида русского народа, ни барства парт. номенклатуры. Было и местное самоуправление, и в большинстве своем крестьяне владели землей, оружием, имели мнгодетные крепкие семьи, были верующими людьми, христианами. Вы считаете что это - не жизнь?
Что жизнь - это без земли и без паспортов в колхозах? В много-часовых очередях за туалетной бумагой, маслом, сахаром, и пр. деифицитом в городах, без собственных домов - в жалких коммуналках или хрущебах, без собственной скотины в деревне - поскольку при Хрущеве отобрали, зато и без веры и без царя в голове, зато в интеранциональной многонациональности?
Ну и Вы лично, если хотите, то живите такой жизнью. Ей жил советский народ. А русский народ, даст Бог, вернется к своим традиционным корням и начнет жить так, как его душе полезно. И наконец перестанет вымирать.

А вы откуда берете сведения ? До 1917 года 80 % население было неграмотно, для крестьян применялись физические меры наказания, когда взрослого человека могли при всех высечь. Большая часть населения всю жизнь жила в своей деревне, да и куда они могли поехать.
учитель / 23.02.2025, 23:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Николаевич Кузнецов
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
К 106-й годовщине убийства Царской Семьи. Часть 3-я
16.07.2024
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
К 106-й годовщине убийства Царской Семьи. Часть 2-я
15.07.2024
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
К 106-й годовщине убийства Царской Семьи. Часть 1-я
14.07.2024
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
Все статьи Михаил Николаевич Кузнецов
Георгий Павлович Шайрян
Воссоздание русской державности в условиях современного конституционализма
Монархия для России в ее конституционном варианте будет лишь профанацией, входящей в непреодолимое противоречие с русским генетически православным правосознанием, с русской идеей
03.05.2025
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
К 106-й годовщине убийства Царской Семьи. Часть 3-я
16.07.2024
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
К 106-й годовщине убийства Царской Семьи. Часть 2-я
15.07.2024
Все статьи Георгий Павлович Шайрян
Российская Империя
День памяти государственного деятеля Кочубея
Сегодня мы также вспоминаем профессора И.Д.Чистякова, академика А.Д.Архангельского, генерала Н.Э.Берзарина, старшину эсминца «Гром» Ф.Е.Самончука, академика В.И.Смирнова, историка и музейного работника Л.И.Соколову; также, в день рождения Всероссийского Национального Союза, мы отмечаем очередную годовщину выхода первого номера русской монархической газеты «Земщина»
16.06.2025
«Верь в силу творчества живую, во всё несбыточное верь!»
К 110-летию со дня кончины Великого князя Константина Константиновича
15.06.2025
День памяти Великого Князя Константина Константиновича
Сегодня мы также вспоминаем князя Б.М.Лыкова-Оболенского, генерала Н.Н.Мазовского, драматурга А.Н.Островского и ученого Л.Н.Гумилёва
15.06.2025
День памяти учёного-монархиста Бориса Никольского
Сегодня мы также вспоминаем генерал-майора В.М.Русанова, кораблестроителя И.А.Амосова, художников В.В.Пукирева и Н.Н.Ге, поэта В.Ф.Ходасевича, летчика Б.А.Туржанского, конструктора А.А.Морозова и поэта А.А.Суркова
14.06.2025
День памяти русских воинов, павших в битве на Калке
Сегодня мы также вспоминаем адмирала Г.И.Бутакова и просветителя П.И.Макушина
13.06.2025
Все статьи темы
Дискуссия о монархии
Споры о Революции – это споры о будущем России
Перед нами стоит грандиозная задача – соединить времена, соединить эпохи
05.06.2025
Богоизбранный народ, Русский народ, Имперский народ
Как соотносятся эти понятия?
21.05.2025
Кто убил Царя?
Горькие размышления в день рождения Государя-Мученика Николая
19.05.2025
Как нам восстановить мир с Богом
О миссии Русского Богоизбранного народа
12.05.2025
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Отменить фестивали «ВК-фест»!
Обращение к Сергею Кириенко
14.06.2025
14 июня — Отдание праздника Пятидесятницы.
35-летие со дня прославления св. прав. Иоанна Кронштадтского
14.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Театр призван воспитывать и возвышать человеческую душу»
Новый комментарий от Константин В.
15.06.2025 21:33
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Zakatov
15.06.2025 21:12
Шоу «Маски» – последний сезон
Новый комментарий от Владимир С.М.
15.06.2025 20:34
Православный социализм – наша судьба
Новый комментарий от Советский недобиток
15.06.2025 17:04
О нашей склонности верить лжи и не верить истине
Новый комментарий от Виктор Фролов
15.06.2025 15:51
Чем вызвано отстранение схиигумена Гавриила?
Новый комментарий от Кирилл Д.
15.06.2025 15:46
Это ответ на неспровоцированную агрессию еврейского государства
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.06.2025 10:11