В завершение третьего года СВО выходит на новый уровень, чему способствуют изменившиеся, как внешние, так и внутренние факторы. Но это по большому счёту не сменило ни целей, ни политической концепции её ведения. Постепенно набравшая ход наша пропагандистская машина продолжает работать в ракурсе намеченных Верховным главнокомандующем еще три года назад задач: денацификации и демилитаризации Украины. А исторической и идеологической базой для неё справедливо выбрана Великая Отечественная война, 80-летие Победы, в которой мы обязательно отметим 9 мая 2025 года. Но, как в любом благом деле, и здесь скрываются детали-нюансы, способные если не погубить хорошую идею, то завести в тупик или ещё хуже – дать обратный результат. О них и поговорим.
Никто не забыт? Они нам видятся, например, в том, что Победа, как принято считать по идеологическим установкам со времён КПСС, была одержана всем советским народом и поэтому делить её справедливо на всех – т.е. на все народы тогдашнего Советского Союза и даже стран мало-мальски союзничавших с нами. Так, побывав прошлой осенью в парке «Патриот», мы с удивлением обнаружили на «Аллее союзников» памятники таким нашим экзотическим соратникам в борьбе с нацизмом, как, например, Китай, Монголия, Вьетнам или Бирма, при том, что последние две были колониями Франции и Британии.
Про официальных союзников, которые делили с нами Победу в Ялте, Карлсхорсте и Западном Берлине и говорить нечего. На днях президент одной из них, Дональд Трамп, так прямо и заявил, что Россия помогала Америке победить германский нацизм. И никто в Москве особенно не возмутился таким грубым передёргиванием фактов, надо думать не только по дипломатическим соображениям, но и по вполне присущему в верхах интернационалистскому – сиречь советскому мировоззрению.
По этой же причине нашими союзниками по Великой Отечественной войне считаются оптом все государства и народы бывшего СССР и почти половины стран бывшего соцлагеря (а ныне членов НАТО) – Польши, Чехии и тех же Болгарии с Румынией, успевших вскочить на ступеньку последнего вагона уходящего на Берлин поезда победы. Поиск таких наших союзничков может привести к расширению этого списка за счёт тех же бывших англо-французских колоний или сочувствующих нам тогда стран Латинской Америки, Азии и Океании. Только зачем? Чтобы заполнить гостевые трибуны на Красной площади экзотическими посланцами заморских стран, потрафить их самолюбию и показать всему миру, какие мы, дескать, молодцы и «никто у нас не забыт – ничто не забыто»?
Наиболее опасно на наш взгляд раздувание наших союзнических чувств в отношении стран, как принято их называть, ближнего зарубежья. Это и полностью НАТОвская Прибалтика, и дрейфующие в ту же сторону Молдавия с Арменией и Азербайджаном и такие наши сомнительные друзья, как государства Средней Азии, наиболее активно помогающие нам в освоении наших же просторов, рабочих мест и социальных статей бюджета. Совершенно отдельно стоит тут союзник – Украина, с которой мы фактически и воюем. Получается какой-то оксюморон и горячечный бред…
Нам видится, что это ложный путь, ведь согласно русской же поговорке: настоящий друг познается в беде, с которой мы фактически столкнулись три года назад. Но даже действительно исторически и по-родственному близкая нам Белоруссия, больше других пострадавшая в Великой Отечественной войне от нацизма, в т.ч. украинского, не спешит оказывать нам по-настоящему братскую помощь, в т.ч. своими войсками, получив от нас абсолютно все гарантии безопасности. Гораздо ближе нам оказались забытые увековечиться на Аллее союзников северокорейцы и персы, хорошо нас выручившие со своими «Шахедами» в самом начале СВО. Хитрых китайцев, делающих на всех и всём свой коммунистический бизнес и ждущих своего звёздно-поднебесного часа, мы не спешили бы заносить в списки союзников.
Проблема эта связана, как мы уже обозначили выше, со стигматами советского, ленинского интернационализма, въевшегося в мозги нашего руководства, принявшего этот принцип за матрицу, который уже привёл к развалу собственно СССР. Повторяя как мантру, что «победу в Великой Отечественной войне одержал весь советский народ», они лишают нас шансов, перспективы на саму победы в СВО, подсекая под корень главный источник всех наших побед – русский, патриотический боевой дух!
ВНИМАНИЕ: Написав так, мы естественно не отрицаем вклада в победу представителей других народов России, СССР и даже мира, но обращаем внимание, на её основную движущую силу, что признал Верховный главнокомандующий той войны Иосиф Сталин в своём знаменитом тосте в Кремле. Еще раз отдельно повторим: слава всем народам, ПОМОГАВШМ русскому народу в борьбе с нацизмом!
Вспомнить Главных! Если уж наша власть не хочет свернуть с ржавых советских рельс, ведущих, как и прежде в туманное «светлое будущее», продолжает верить в почивший в бозе «всепобеждающий советский народ, руководимый ленинской компартией», то пусть обратиться к фактам, а не лозунгам! Сам же И.В.Сталин уже осенью 1941 года в частной беседе с представителем президента США А.Гарриманом, будущим послом в СССР, сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию; не будет он сражаться и за советскую власть… Может быть, будет сражаться за Россию». И это не домыслы злопыхателей: православных антисоветчиков и иже с ними прочих антисталинистов, а отражение реального положения дел, т.к. вскоре по указанию Сталина поменялся сам курс советской пропагандистской машины с безбашенного пролетарского интернационализма – на совершенно внятную, вменяемую национально-ориентированную политику, понятную большинству населения СССР, что враг напал на Родину и её нужно защищать. И поскольку большинство населения страны составляли всё-таки этнические русские, то в момент ока они превратились и в «великих», и в «старших».
«Только за русскими, – пишет кандидат исторических наук Фёдор Синицын, автор книги «За русский народ. Национальный вопрос в Великой Отечественной войне» (М., 2010, с.15) – была признана особая, священная роль нации, принявшей на себя главный удар врага и закрывшей своей грудью другие народы. Пропаганда присвоила русскому народу исключительные отличия: "великий строитель", "многосторонний развитый художник", "смелый преобразователь" и "новатор" …, "терпеливый, выносливый, упорный народ". Подчёркивалась "великая освободительная роль" русского народа, его "великие социальные преобразования", "научные открытия", "культурные достижения". Чем серьёзнее была ситуация на фронте, тем сильнее советская пропаганда била на национальные и патриотические чувства русского народа (выделено нами – Авт.)».
И русский народ не подкачал. О его вкладе в Победу говорит и статистика. В таблице, приведённой в книге автором, есть такие цифры: русские в общей доле потерь военнослужащих дали 66,4%, украинцы, к слову, – 15,9%. А, к примеру, все вместе наши среднеазиатские братья-союзники – 3,4%. А вот соотношение награждённых: русских – 66,5%, украинцев – 18,4%, а тех же среднеазиатов – 2,2%. Почему бы эти цифры не прятать «под сукно», а публиковать, взяв их за основу трезвой национально-ориентированной информационно-пропагандисткой политики! Ведь и большинство наших нынешних сограждан в лице представителей коренных народов России, как и сейчас, не струсили, не предали, дав в целом по армии потерь среди военнослужащих – около 6-7% и 5-6% награжденных, чем им вполне заслуженно можно и гордиться.
Большинство же наших т.н. братьев-союзничков в своём большинстве оказались не достойными Победы, не хранят памяти о ней, а то и откровенно гнушаются, так зачем же нам пытаться буквально навязывать её тем, кто не считает себя потомками победителей?
Очевидно, в России есть проблемы с мобресурсами, что трудно скрыть и власти пытаются решать этот вопрос в основном материальной стимуляцией добровольцев, что имеет очень важное значение. Но при этом они практически не используют именно национально-патриотический и духовный фактор. Предложений тут может быть озвучено много, но прежде с Кремлёвских башен должна начаться трансляция традиционной повестки под стать тревожному военному времени, когда «Вставай страна огромная!» и «Родина-Мать снова зовёт!», которую услышат русские люди, признанные на самом высоком уровне не просто государствообразующим народом, но главной опорой и защитниками Отечества со всеми вытекающими для него последствиями, что потребует изменений в действующем чересчур мигрантолюбивом (дружбонародном) и по своей сути интернациональном законодательстве.
Даже в условиях ожидаемой и неизбежной, по нашему мнению, мобилизации, это обязательно сработает, особенно учесть ошибки советской власти, загнавшей вскоре после Победы «русского джина» – русский дух, обратно «в бутылку» – прокрустово ложе интернационализма (пример – печально известное «Ленинградское дело»), что и привело в итоге страну к краху, чего нельзя повторить!
Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник в отставке, ветеран военной разведки, член Лиги военных дипломатов, религиовед; Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед