О сектантстве и оккультизме. Импортное, протестантское сектантство появилось в России после того, как в конце 18 века немка Екатерина II пригласила колонистов из Германии, сначала в Поволжье, затем в Новороссию. Вместе с протестантами-лютеранами, прибыли и отпавшие от протестантизма сектанты: меннониты, баптисты, анабаптисты и пр. Это были не просто религиозные отщепенцы, а дважды отщепенцы (первые раскольники и обновленцы – лютеране, с 16 в.).
К середине 19 века, т.е. через два-три поколения, эти иноземные секты потеснили старые секты типа хлыстов и скопцов (см. мои статьи на РНЛ о хлыстах и скопцах) и породили в русском крестьянстве движение получившее название штундизм. К 1870-м годам весь юг России был охвачен этой новой «евангелической» ересью (облегченным, рационалистическим «христианством»), которая продолжала распространяться на восток империи.
Этот массовый уход русских в баптисты и прочие «евангелисты» стал самым крупным после старообрядцев расколом в русском православии. Именно расколом! Особенно это стало заметно после знаменитого указа 1905 г. «о веротерпимости», когда была провозглашена свобода вероисповедания для «всех христиан»… С тех пор баптисты и пятидесятники являются самыми крупными легальными сектами в России. До сего дня.
Кроме импортных сект к началу 20 века в России вырастает целый букет доморощенных сект гностической направленности, ведущих свою линию от иудействующих субботников – последователей жидовствующих (15 в.), а также – хлыстов и радикальных старообрядцев (17 в.) (см. мои статьи на РНЛ о ереси жидовствующих и старообрядцах-самосожженцах). Это были секты: духоборов, молокан, толстовцев, прыгунов, бегунов и прочих «духовных христиан», состоящие, в массе своей, из крестьян и мещан. Всего в дореволюционной России насчитывалось более четырехсот (!) крупных сект, не считая малых групп со своими гуру из мужиков.
Примером чисто русской секты с антисистемным, т. е. жизнеотрицающим подтекстом являлись толстовцы. Это были не только безобидные вегетарианцы, «непротивленцы злу» и защитники животных (да-да, все эти «зеленые повестки» начинались тогда!). Вот их программа для крестьян: «Податей не платить, детей на военную службу не отдавать, землю у землевладельцев отнять… с полицией и судами никакого дела не иметь, никому не кланяться, не повиноваться, никаких законов и правительственных распоряжений не исполнять, быть… полным и самовластным хозяином».
Это к вопросу о «зеркале русской революции»…
Помимо расцвета народного сектантства, происходит бум бытового оккультизма в высших и средних классах. Во второй половине 19 века в России появляется множество спиритических и теософских кружков. Издаётся и распространяется огромное количество книг и журналов оккультной направленности. Пример подают члены императорской семьи. Молодой Александр II накануне крестьянской реформы 1861 г. вызывает дух отца-императора (чтобы посоветоваться); впереди всех – великий князь Константин Николаевич со своей женой Александрой, которая «чуть не сходит с ума» после полугода занятий «магнетизмом»… и еще у неё случается выкидыш.
Спиритизм быстро распространяется по аристократическим салонам и спускается в средние классы – чиновники, буржуа, интеллигенция собираются по ночам в гостиных (убрав перед этим иконы!) – вызывают духов умерших и занимаются «столоверчением» (смотрите!.. он приподнимается! и плывет!). Приглашаются медиумы-прорицатели, которые напрямую общаются с любыми «духами». Можно сделать заказ на какую угодно «потустороннюю» связь – «разговор» гарантированно состоится, правда, могут быть проблемы с расшифровкой. Кроме того, многие «образованные люди» увлечённо гадают, а некоторые, начитавшись книжек по черной магии, подколдовывают в индивидуальном порядке…
В начале 20 века, на фоне нарастания общественного психоза, спиритизм и теософия мадам Блаватской (включающая гностицизм, каббалу, мистический индуизм и пр. эзотерику) приобретают особенную популярность… еще более ускоряя этот «психоз». Все, как будто, сходят с ума! Великолепный Серебряный век проходит под знаком «жуткого мистицизма». Количество алкоголиков, наркоманов, психопатов и бесоодержимых людей в русском обществе заметно увеличивается. Подскакивает процент бытовых убийств и самоубийств.
О православных и неправославных. Интересен вопрос, сколько было православных в Российской империи перед революциями 1905-17 гг.? По переписи населения в 1897 г. в империи проживало 126 млн. человек.
Старообрядцев было приблизительно 10 млн. (официальные цифры занижены). Сектантов по оценке Миссионерского Съезда 1907 г. было около 5 млн., а, возможно, и больше. Итого, по минимуму – 15 млн.
Католики (с Польшей, около 9 млн.), протестанты (с Финляндией), магометане (со Ср. Азией), иудеи (более 5 млн.), армяне-монофизиты, язычники (с Сибирью), буддисты и прочие инородцы* и инославные в сумме составляли около 40 млн. чел. (Тогда тоже была своя «многонационалка»; см. перепись 1897 г.) Таким образом, в сумме мы получаем число неправославных – «тожероссиян» – в 55 млн. чел., что составляет почти половину от населения России (!).
Если добавить к сказанному, что власть в Российской империи принадлежала в основном атеистам (чиновники, интеллигенция, плюс инославные немцы и др.), а экономика и финансы – старообрядцам, иудеям, немцам, армянам и иностранцам (Фининтерн, набирающий силу), то получается, что православные в православной России отнюдь не доминировали. (Ничего не напоминает?..)
Это даже без учета падения авторитета Церкви и разложения части духовенства, а главное – охлаждения веры в самом русском народе!
Возникает вопрос: так куда же двигался этот огромный корабль под названием Российская империя?..
*Примечание. Инородцы в России были разные. Одни входили в Российский суперэтнос, как, например, народы Русского Севера, Поволжья, Сибири. Другие не входили, как народы Кавказа и Средней Азии, присоединенные лишь в 19 веке. Эти инородцы вели себя относительно тихо, пока чувствовали силу «белого царя» и его генералов. Но как только имперская власть слабела, они сразу же начинали проявлять нетерпимость по отношению к русским. Не все, разумеется, но большинство.
Так было при «старом режиме», так было и при советской власти. Последнее массовое гонение на русских в Ср. Азии и на Кавказе мы наблюдали при распаде империи в кон. 1980 – нач. 90-х. (См. у Л. Гумилёва понятие «этническая комплиментарность» и мои ст. по нац. вопросу на РНЛ за 2023 г.)
И если сегодня кто-то из политиков думает, что данные некомплиментарные народы и, главное, их элиты, можно задобрить постоянными уступками и подачками, – тот не знает законов этнической истории и «собирает угли» на свою голову.
О тех же, кто знает эти этнические законы – разговор особый.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск
5. Наталья Сидорина
Монархисты были православными,а вот либерастам данные той переписи до сих пор во страшном сне мерещатся.
4. НАДО ЗНАТЬ
3. Ответ на 2, Наталья Сидорина:
Перестроечный миф, измышленный либерастами и монархистами. Не было тогда ни в одном документе графы "вероисповедание".
2. ОТВЕТ
1.