О сектантстве и оккультизме. Импортное, протестантское сектантство появилось в России после того, как в конце 18 века немка Екатерина II пригласила колонистов из Германии, сначала в Поволжье, затем в Новороссию. Вместе с протестантами-лютеранами, прибыли и отпавшие от протестантизма сектанты: меннониты, баптисты, анабаптисты и пр. Это были не просто религиозные отщепенцы, а дважды отщепенцы (первые раскольники и обновленцы – лютеране, с 16 в.).
К середине 19 века, т.е. через два-три поколения, эти иноземные секты потеснили старые секты типа хлыстов и скопцов (см. мои статьи на РНЛ о хлыстах и скопцах) и породили в русском крестьянстве движение получившее название штундизм. К 1870-м годам весь юг России был охвачен этой новой «евангелической» ересью (облегченным, рационалистическим «христианством»), которая продолжала распространяться на восток империи.
Этот массовый уход русских в баптисты и прочие «евангелисты» стал самым крупным после старообрядцев расколом в русском православии. Именно расколом! Особенно это стало заметно после знаменитого указа 1905 г. «о веротерпимости», когда была провозглашена свобода вероисповедания для «всех христиан»… С тех пор баптисты и пятидесятники являются самыми крупными легальными сектами в России. До сего дня.
Кроме импортных сект к началу 20 века в России вырастает целый букет доморощенных сект гностической направленности, ведущих свою линию от иудействующих субботников – последователей жидовствующих (15 в.), а также – хлыстов и радикальных старообрядцев (17 в.) (см. мои статьи на РНЛ о ереси жидовствующих и старообрядцах-самосожженцах). Это были секты: духоборов, молокан, толстовцев, прыгунов, бегунов и прочих «духовных христиан», состоящие, в массе своей, из крестьян и мещан. Всего в дореволюционной России насчитывалось более четырехсот (!) крупных сект, не считая малых групп со своими гуру из мужиков.
Примером чисто русской секты с антисистемным, т. е. жизнеотрицающим подтекстом являлись толстовцы. Это были не только безобидные вегетарианцы, «непротивленцы злу» и защитники животных (да-да, все эти «зеленые повестки» начинались тогда!). Вот их программа для крестьян: «Податей не платить, детей на военную службу не отдавать, землю у землевладельцев отнять… с полицией и судами никакого дела не иметь, никому не кланяться, не повиноваться, никаких законов и правительственных распоряжений не исполнять, быть… полным и самовластным хозяином».
Это к вопросу о «зеркале русской революции»…
Помимо расцвета народного сектантства, происходит бум бытового оккультизма в высших и средних классах. Во второй половине 19 века в России появляется множество спиритических и теософских кружков. Издаётся и распространяется огромное количество книг и журналов оккультной направленности. Пример подают члены императорской семьи. Молодой Александр II накануне крестьянской реформы 1861 г. вызывает дух отца-императора (чтобы посоветоваться); впереди всех – великий князь Константин Николаевич со своей женой Александрой, которая «чуть не сходит с ума» после полугода занятий «магнетизмом»… и еще у неё случается выкидыш.
Спиритизм быстро распространяется по аристократическим салонам и спускается в средние классы – чиновники, буржуа, интеллигенция собираются по ночам в гостиных (убрав перед этим иконы!) – вызывают духов умерших и занимаются «столоверчением» (смотрите!.. он приподнимается! и плывет!). Приглашаются медиумы-прорицатели, которые напрямую общаются с любыми «духами». Можно сделать заказ на какую угодно «потустороннюю» связь – «разговор» гарантированно состоится, правда, могут быть проблемы с расшифровкой. Кроме того, многие «образованные люди» увлечённо гадают, а некоторые, начитавшись книжек по черной магии, подколдовывают в индивидуальном порядке…
В начале 20 века, на фоне нарастания общественного психоза, спиритизм и теософия мадам Блаватской (включающая гностицизм, каббалу, мистический индуизм и пр. эзотерику) приобретают особенную популярность… еще более ускоряя этот «психоз». Все, как будто, сходят с ума! Великолепный Серебряный век проходит под знаком «жуткого мистицизма». Количество алкоголиков, наркоманов, психопатов и бесоодержимых людей в русском обществе заметно увеличивается. Подскакивает процент бытовых убийств и самоубийств.
О православных и неправославных. Интересен вопрос, сколько было православных в Российской империи перед революциями 1905-17 гг.? По переписи населения в 1897 г. в империи проживало 126 млн. человек.
Старообрядцев было приблизительно 10 млн. (официальные цифры занижены). Сектантов по оценке Миссионерского Съезда 1907 г. было около 5 млн., а, возможно, и больше. Итого, по минимуму – 15 млн.
Католики (с Польшей, около 9 млн.), протестанты (с Финляндией), магометане (со Ср. Азией), иудеи (более 5 млн.), армяне-монофизиты, язычники (с Сибирью), буддисты и прочие инородцы* и инославные в сумме составляли около 40 млн. чел. (Тогда тоже была своя «многонационалка»; см. перепись 1897 г.) Таким образом, в сумме мы получаем число неправославных – «тожероссиян» – в 55 млн. чел., что составляет почти половину от населения России (!).
Если добавить к сказанному, что власть в Российской империи принадлежала в основном атеистам (чиновники, интеллигенция, плюс инославные немцы и др.), а экономика и финансы – старообрядцам, иудеям, немцам, армянам и иностранцам (Фининтерн, набирающий силу), то получается, что православные в православной России отнюдь не доминировали. (Ничего не напоминает?..)
Это даже без учета падения авторитета Церкви и разложения части духовенства, а главное – охлаждения веры в самом русском народе!
Возникает вопрос: так куда же двигался этот огромный корабль под названием Российская империя?..
*Примечание. Инородцы в России были разные. Одни входили в Российский суперэтнос, как, например, народы Русского Севера, Поволжья, Сибири. Другие не входили, как народы Кавказа и Средней Азии, присоединенные лишь в 19 веке. Эти инородцы вели себя относительно тихо, пока чувствовали силу «белого царя» и его генералов. Но как только имперская власть слабела, они сразу же начинали проявлять нетерпимость по отношению к русским. Не все, разумеется, но большинство.
Так было при «старом режиме», так было и при советской власти. Последнее массовое гонение на русских в Ср. Азии и на Кавказе мы наблюдали при распаде империи в кон. 1980 – нач. 90-х. (См. у Л. Гумилёва понятие «этническая комплиментарность» и мои ст. по нац. вопросу на РНЛ за 2023 г.)
И если сегодня кто-то из политиков думает, что данные некомплиментарные народы и, главное, их элиты, можно задобрить постоянными уступками и подачками, – тот не знает законов этнической истории и «собирает угли» на свою голову.
О тех же, кто знает эти этнические законы – разговор особый.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск