Тема кандидатской работы о. Амвросия в МДА была посвящена критическому разбору протестантских постулатов. Будучи послушником Почаевской Лавры на рубеже 1970-80 годов, я нередко общался с батюшкой на эти темы. Общался также, когда после изгнания из Лавры, некоторое время он жил в пос. Струнино на границе Московской и Владимирской областей. Ниже приводится перепись с магнитофонной кассеты одной из бесед на эту тему.
«Как-то я побывал в баптистской общине в г. Джамбуле. Эта община занимала третье место в СССР по численности. Первая – это Московская община, вторая – в г. Фрунзе, а третья – в Джамбуле, а четвертая будет в Ташкенте – огромный молитвенный дом там построен. В Джамбульской общине 1400 человек, молодежи наполовину. Перед собранием пришлось побеседовать с некоторыми представителями этой общины и меня попросили остаться. Остался. Собрание было проведено на высшем уровне: проповеди говорились в таком повышенном тоне, со слезами. Много было пения, стихи звучали. За 15 минут до окончания погас свет, стало темно. Ничего не видно. Думаю: какая причина? И пришла мысль: надо осенить крестом на все четыре стороны, изгнать из этого дома злых духов. Просил Господа, чтобы Он вразумил, что сказать на пользу этим заблудшим людям – ведь как это называется: духовные прелюбодеи – оставили Церковь нашу и с другими прелюбодействуют. Когда кончилось собрание, подходит ко мне один из главных пресвитеров, а их там человек, наверное, пять было, и говорит: «Брат, Вас приглашают на собеседование, желаете?» Я говорю: «Благословите». Зашел к ним туда на возвышенность, где хор, на сцену, так сказать. Там меня человека четыре обступили. Я их спросил: «Мы так вчетвером и будем беседовать?» Они: «А как?» - «Может кто-то хочет еще?» - «Пожалуйста». Надо сказать, что вся молодежь осталась. Так что мне пришлось взять слово. Думаю: лучше всего нападение, чем защита. Пришлось мне сказать о Православии и о Церкви. Сказал: «Что под Церковью мы разумеем? Это собрание верующих на Небе и на земле. На Небе – это Церковь Небесная, Торжествующая. Земная – Воинствующая. Но вместе: Небесная и Земная – это Единая Вселенская Церковь, это Единое Тело Христово. Глава этого Тела – Сам Христос. И мы верим, что Церковь непобедима, и врата ада не одолеют ее. Помним, что Христос говорил: «То, что говорят вам первосвященники, слушайте их, но по делам их не поступайте». Христос не сказал, чтобы отделиться от первосвященников и образовать свою общину. Во Вселенскую Церковь входит кто? Все святые: ветхозаветные патриархи, апостолы, мученики, преподобные, святители, праведные, то есть все святые, которые свято жили на земле и перешли в тот мир, и с Богом радуются и скорбят о нас грешных, и молятся Ему о спасении душ наших. В Церкви невидимой также участвуют: Ангелы, Херувимы и Серафимы, Престолы, Господства, Власти, Начала, Архангелы и во главе Сама Богоматерь.
И тут на земле храм, где собирается народ – это земная Церковь. Но если откроются наши духовные очи, то мы увидим, что здесь участвуют все – вся Небесная Церковь, все святые. И вот, когда мы переступаем через порог храма, мы с земли переступаем на Небо. Так что Церковь – это кусочек, уголок Неба на земле. В храмах совершается Божественная Литургия. Что это такое? Это та же самая Жертва, Которая совершалась две тысячи лет назад вне града Иерусалима, когда Сам Богочеловек принес Себя в Жертву Отцу за грехи всего человечества. Та была жертва кровавая. Сейчас же в храмах совершается не иная какая-нибудь жертва, а та же самая Жертва, только Жертва Безкровная.
Как-то мне пришлось беседовать с одной женщиной, профессором-психиатром, богословски эрудированной. Прочитала она все творения св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, Добротолюбие, Священное Писание. Она дева, ей уже 80 лет. Ножки у нее слабенькие, болеет, но в храм ходит постоянно. И вот однажды, во время Божественной Литургии, когда пропели Символ Веры и диакон сказал: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите». «И я увидела, - рассказывала она, – свое тело, сидящее на лавке, и мигом оказалась в алтаре. Что я там увидела: вокруг Престола Ангелы распростерли крылья, склонили свои головы, в страхе Божьем молились, священник весь в благодати молился перед Престолом. И когда настал самый главный момент, священник поднял дискос и Чашу, и возгласил: «Твоя от Твоих …», и стал молиться, призывать Духа Святаго, трижды, то в это время с Неба сошел огонь, так что весь Алтарь был в огне, и Ангелов не было видно и священника еле-еле было видно. Ибо в это время, когда он осенил рукой крестообразно хлеб и вино, то совершилось преложение, претворение – на Престоле явился Сам Христос Младенец. Священник упал перед Престолом, кланялся Живому Богу. Потом брал копие и рубил Его Тело на части, сам принимал и в Чашу частицы высыпал. Чаша вся огнем горела, и когда вышел к народу и сказал: «со страхом Божиим и верою приступите», то из Чаши огонь летел искрами, и только на некоторых, кто в это время со страхом и трепетом молился. И через руку священника Сам Христос давал не часть Своего Тела, а в каждую часть входил Христос. Когда священник пошел с Чашей в алтарь и хор запел «Аллилуия», то я мигом оказалась на лавке». Мы видим, что Господь частично приоткрывает некоторым завесу тайны Святой Евхаристии. О Евхаристии мы читаем в Евангелии 26 глава Матфея 6 стих, когда Господь был на Тайной Вечере, то благословил хлеб, преломил и дал ученикам и сказал: «Примите и ядите, сие есть Тело Мое за вас ломимое во оставление грехов». Потом Чашу взял: «Пийте от нея вси сия есть Кровь Моя Новаго Завета за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». Вот мне пришлось сказать такие слова. Открыл Евангелие 6 главу Иоанна и прочитал такие слова, где Христос говорит: «Я Хлеб живой, сшедый с Небес, ядущий Хлеб этот будет жить во век. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Тогда иудеи стали говорить между собою: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» Исус же сказал им: «Истинно, истинно, говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя – Истинная есть пища, и Кровь Моя – Истинное есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь жить будет Мною. Многие из учеников Его слыша то, говорили: «Какие странные слова, кто может это слышать». Исус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут, сказал им: «Это ли соблазняет вас?» С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с ним. Тогда Он сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» Так вот, в общине баптистской сомнение, подобно как у тех учеников Христовых: как Христос может давать Свою Плоть есть и Кровь пить – это странно. Конечно, мы можем также думать: вот Христос, когда был на земле, Его видели, как человека люди, но это был ведь Богочеловек. И кто с верой прикасался к Его одежде, тот получал исцеление, и к кому Христос прикасался, получал исцеление. Мы видим – Господу все возможно, Он чудеса творит: видим, что пятью хлебами Он напитал пять тысяч. Разве Богу это невозможно? Мы видим, что Христос из воды в Кане Галилейской сделал вино. Неужели Христос не может из хлеба претворить Тело Свое, из вина Кровь Свою. Что для людей невозможно, для Бога все возможно. Если Он сказал, чтобы это творили в Его воспоминание, то мы продолжаем это дело, дело Евхаристии». Мы на эту тему беседовали, приводили слова ап. Павла к Коринфянам 2 глава, 17 стих. Там сказано, как апостолы говорят: «Ибо мы не повреждаем Слово Божие, как многие, но проповедуем искренне, как от Бога пред Богом во Христе». И глава 4, 2 стих, где сказано: «Не прибегай к хитрости и не искажай Слова Божия, и не повреждай его».
Конечно, мы знаем, что баптисты тоже делают преломление, но они не принимают хлеб как Тело Христово, они принимают в прямом смысле хлеб. Когда они принимают хлеб, они вспоминают в это время, как Христос плотью страдал на Кресте. И когда принимают чашу, вспоминают как Тело Христово страдало и текла кровь. Но хлеб, который они дают, они называют простым хлебом — это хлеб воспоминания, хлеб и вино – это видимые знаки. Но смотрите, какие слова сказал Христос: «Кто будет есть Плоть и пить Кровь, тот во Мне пребывает и Я в нем, и воскрешу его в последний день». Здесь Господь не говорит о знаках, это прямые слова. Где Он говорил притчами, то эти притчи изъяснял. Допустим, о Крещении: «Кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Божие». А все сектанты говорят, что под «водой» надо разуметь Слово Божие. Видите, как странно, я им говорю: смотрите, это уже не притча, а прямые слова, говорится о возрождении человека, здесь разумеется слово Божие. Но надо родиться не только от слова Божия, надо родиться и от воды. Мы читаем в Деяниях, когда около ап. Петра собралось более ста человек, он сказал: «Покайтесь и да крестится каждый из вас для прощения грехов и получите благодать Духа Святаго». А у вас как? Прежде чем принять крещение, надо возродиться свыше, принять Духа Святаго, а потом креститься. Это и понятно, потому что это у вас не Таинство, а только обряд.
И так Господь дал, что много пришлось сказать, и пресвитеры все молчали. Потом старший пресвитер встал и сказал, что, мол, мы дискутировать с Вами не будем, у нас время не позволяет, ну спасибо Вам, мы много не знали из Православия, Вы нам много объяснили. И так мы расстались, то есть все ушли. Тут я с одним немножечко поговорил, смотрю, вся молодежь сидит, ждет, с ними пресвитер другой уже занимается. К Рождеству Христову готовятся, репетируют песнопения и обсуждают как праздник проводить. И вдруг посыпались опять вопросы, когда ушли все пресвитеры. И мне пришлось около часа стоять и еще беседовать. То, что я хотел сказать одному человеку, мне пришлось сказать более ста человекам. То, что я хотел. И все, конечно, симпатизировали мне, были очень рады, довольны, и говорили: «А Вы еще к нам придете?» Спрашивала одна девушка: «А это правда, что у вас все священники коммунисты?» Я говорю: «Откуда Вы это знаете?» - «А вот говорят, что кончают семинарию и все в партию вступают». Я ей: «Говорят в Москве кур доят и коровы несутся — это несовместимо, Церковь отделена от государства». То есть их всех настраивают против Церкви, против священников. Вот в дружбе беседовали долго, довольны остались. Эта беседа у меня получилась в первый раз в жизни, то есть то, что я хотел сказать, я сказал, препятствий никаких не было. Вопросов, конечно, много задавали и о монашестве, о Православии, лично о моей жизни. Я им говорил, что также приходится с молодежью работать, проводить общие исповеди. Я говорил, что вы такие же люди и как все люди порой обольщаемся, что если веровать будем, то спасемся. Например, если каждого из нас тряхнуть, то посмотрите, сколько у каждого грехов. А ведь вам говорят, что кто пришел ко Христу, тот уже не грешит. Из вас 90% имеют смертные грехи. А почему это сказал, потому что сейчас у баптистов в Одессе, в общине, которая не зарегистрирована, у них появилась исповедь, исповедаются девушки и ребята пресвитеру. Он им кладет руки на голову и читает свою молитву экспромтом, чтобы Господь простил. И поскольку вера у них живая, деятельная, они стараются все погрешности говорить. Но я сам из опыта скажу, все-таки там многие приходят, те, кто не знали Бога, исповедуют грехи. Так что приходилось и баптистов исповедовать. Эти же самые грехи у них творятся, то есть, которые в миру, хотя и они верят в Бога, а страсти остались. Конечно, стремятся исправиться, но бывают падения. После собрания один парень подошел и говорит: «Вы знаете, я сейчас на распутье стою, хожу и к пятидесятникам, и к баптистам, мне хочется получить Духа Святаго». И так он продолжал говорить до дома, минут двадцать мы шли. Я ему сказал, что прежде, чем получить Духа Святаго, надо очистить свою душу. Допустим так – хозяину понадобился какой-то сосуд, ну, к примеру, пришел сосед и принес драгоценное миро и говорит: «Брат, давай я с тобой поделюсь». А у него нет чистой банки. Достал ее из кладовки, может быть, лет десять-пятнадцать она не была использована, там пыли много. Что делает человек? Он туда воды теплой наливает, золы или соли и веточкой жесткой начинает оттирать то, что там накопилось за много лет. Потом кипятку наливает, потом теплой водой промывает, да еще посмотрит на свет, чтобы ни одного пятнышка не было. Вот только тогда добрый сосед наш нальет это благоухающее миро. Но если наш сосуд грязный, никогда он не нальет туда. Также Господь никогда нам не даст Духа Святаго, пока мы во всех грехах не раскаемся, но еще мало покаемся, потому что мы опять грешим, а надо не искоренять верхушки, а с корнями вырвать, выбросить и больше никогда к ним не возвращаться. Вот тогда успокоятся эти страсти, их у нас не будет, погасим, успокоимся, когда мы не будем раздражаться, ругаться, осуждать, пустословить, а когда будем пребывать в молитве, Господь нам даст Духа Святаго.
А у баптистов сразу, с первого дня, как только пришел, то давай Духа Святаго и молятся до упада, и, конечно, там уже приходит не Дух Святой, а нечистый дух, и они находятся в обольщении, в прелести. Хотя один среднеазиатский, самый старший пресвитер сказал: «Мы не грешим, а мы только согрешаем». Но это была натяжка, какая-то странность… Я сказал, что в «Братском Вестнике» написано так, что Церковь не спасает, а нас спасает Христос. Я говорю: «Дорогие, вот смотрите, ведь что такое Церковь? Это Тело Христово, Церковь – Сам Христос. Если мы будем так разуметь, что спасает не Церковь, а спасает Христос, то берем голову, отделяем от туловища и хотим с головой спастись без Церкви. А Церковь это кто? Это все святые. Если мы святых не признаем, значит, мы не признаем главу. А ведь Ходатай и Посредник между Богом и человеком – Христос. Вот, допустим, в день праздника Святителя Николая мы входим в храм и молимся ему и верим, что он с нами здесь присутствует. Вот смотрите, на земле сколько храмов много, и каждый верит, что в этом храме есть Святитель Николай и все молятся ему.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России