7 августа (по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга состоялось открытие памятника основателю города императору Петру I. Позднее, благодаря знаменитой поэме А. С. Пушкина, скульптура получила название «Медный всадник», хотя на самом деле изготовлена из бронзы, сообщается в информационном письме, поступившем в редакцию «Русской народной линии».
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с уникальными материалами, раскрывающими историю создания памятника Петру I – одного из главных символов города на Неве. Среди них 17-й том «Сборника Императорского Русского исторического общества» (1876), который включает переписку императрицы Екатерины II с автором памятника Этьеном Морисом Фальконе и другие раритетные документы.
Екатерина II с огромным уважением относилась к Петру Великому и говорила, что главная её задача – продолжить строительство задуманной им «храмины» – Российской империи.
Для создания памятника своему великому предшественнику Екатерина Алексеевна по совету философа Дени Дидро выбрала пусть и известного, но не самого модного французского ваятеля. Чувствуя всю меру своей ответственности перед российской императрицей, Дидро напутствовал друга: «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое».
Скульптору, «человеку сложного характера, экспрессивному и легко ранимому» необходимо было выполнить эскизы памятника, отлить его в бронзе и установить на пьедестал. Каждый из этих этапов был сопряжён с большими трудностями.
Во-первых, не было единого мнения, как должен выглядеть монумент. Некоторые советовали изваять Петра I в образе римского императора, другие – соорудить памятник в виде фонтана, окружённого аллегорическими фигурами. Были и курьёзные предложения: изобразить Петра так, чтобы его правый глаз смотрел на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий. Фальконе пришлось настаивать, чтобы государь был на коне и чтобы его человеческие качества сочетались в скульптуре с заступничеством воина и императорской властью.
Возникли трудности и с отливкой скульптуры – таких больших памятников в России прежде никогда не делали. Фальконе отливал его сам, в процессе треснула глиняная форма, и верхняя часть статуи была испорчена. Скульптор удалил её, и при второй отливке прежняя часть была удачно соединена с новой верхней.
В-третьих, встал вопрос о постаменте, который был бы способен удержать такую массивную скульптуру. Недалеко в Конной Лахте (теперь район на севере Санкт-Петербурга) был найден гигантский валун весом 1600 тонн, получивший название Гром-камень. Для его перевозки было построено устройство из брусьев и шаров, перекатываемых по желобам. Ежедневно 400 человек двигали их примерно на 200 метров. Дотащив гранитный гигант до берега, его погрузили на специальное судно. Об истории доставки Гром-камня на Сенатскую площадь подробно рассказывается в аудиофайле «Санкт-Петербург. Императрица Екатерина II. Медный всадник» (2012).
Екатерина благосклонно приняла предложение Фальконе по поводу надписи на пьедестале: «На подножии статуи я поместил бы эту краткую надпись: Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая. Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не писать ничего более». В итоге была выбита надпись на русском языке и латыни, которая гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.» с одной стороны монумента и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.» – с другой, подчёркивая замысел императрицы: установить линию преемственности с деяниями Петра Великого.
Торжественное открытие памятника Петру I на Сенатской площади состоялось 7 августа (ст.ст.) 1782 года. Вся площадь, окна и даже крыши соседних домов были заполнены народом. «По воспоследовании сигнала мгновенно слетели полотняные занавесы, скрывавшие памятник. Победоносные знамёна преклонились, звуки военной музыки, ружейная и пушечная пальба слились в один радостной шум. Обязанные своим существованием Петру Петербург, русское войско, флот, Сенат приветствовали представшее пред ними величественное изображение основателя их», – писал государственный и общественный деятель, историк и меценат Александр Половцов во вступительной статье к «Сборнику Императорского Русского исторического общества» (1876).
Император в лавровом венке, усмиряющий коня на вершине скалы, олицетворял сопротивление стихии и утверждение державной воли.
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с многочисленными изображениями Медного всадника, сделанными в разные эпохи и вошедшими в раздел «Сенатская площадь в открытках» коллекции «Санкт-Петербург», а также с материалами, раскрывающими историю его создания, в том числе исследованиями, входящими в коллекцию «Екатерина II (1729–1796)».