В Древней Руси (с 9 века) антисистемных сообществ не было. Если не считать небольшой ереси богумилов, занесенной из Болгарии в 11 в. Проникновение антисистемных учений в Россию началось только со второй половины 14 в. Произошло это в зоне этнического контакта с Европой – в районе Новгорода и Пскова, в полном соответствии с учением Льва Гумилёва об этнических химерах и антисистемах. (Примечание. Антисистема – это группа людей с негативным мироощущением нацеленная на разрушение любой позитивной системы, будь то этнос, церковь или государство; см. две ст. об антисистемах на РНЛ.)
Первой антисистемой в России была «ересь стригольников», распространившаяся из Пскова в Новгород. Это была сравнительно небольшая группа еретиков-гностиков, которую довольно быстро раскрыли. (Гностицизм – негативное, жизнеотрицающее учение.) Руководителей «секты» утопили с жерновами на шее в 1375 г.
Вторая, куда более мощная антисистема появилась в России во второй половине 15 в. и получила название «ереси жидовствующих». Она оказалась гораздо опасней, поскольку из среды новгородских еретиков-священников проникла в правительство и царскую семью. Под ее влияние попал не только митрополит Московский Зосима (глава церкви!) но и сам государь Иван III. Ересь придавили только через тридцать три года (!), с большим трудом. После суда зачинщиков сожгли. Это был первое сожжение еретиков в России.
Интересен вопрос о появлении ереси жидовствующих в Новгороде. Ее распространителем стал иудей Схария (Захария), который в 1471 г. прибыл в Новгород в качестве врача при свите киевского (прозападного) князя Михаила. (В Европе большинство врачей были евреями.) Это была фигура совершенно неприметная, но, видимо, имевшая стратегическую задачу – подготовить почву для переселения гонимых евреев в пределы России.
Здесь надо пояснить, что после разгрома Хазарского Каганата крупнейшим центром мирового еврейства в 10 – 15 вв. стал Кордовский халифат в завоеванной арабами Испании. Евреи приобрели там очень большое финансовое и политическое влияние и чувствовали себя очень хорошо, пока на Пиренеи не стали возвращаться пассионарные испанцы (Реконкиста). При испанцах евреям пришлось плохо, и они двинулись на восток, в основном в Османскую империю и Сев. Европу. Другая часть европейских евреев нашла прибежище в Польше, при Казимире Великом (14 в.), который принял их благожелательно и даже женился вторым браком на крещенной еврейке. Еще одна группа евреев в том же 14 веке поселилась в соседней Литве, при Гедимине.
В 15 веке, в связи с усилением гонений в Испании и начавшимися притеснениями евреев в Литве, стал вопрос о поиске новых территорий для мировой иудейской общины, центр которой к тому времени переместился в Польшу (где евреям стало уже не так вольготно, как в 14 в.).
Технология проникновения иудеев во властные структуры интересующих их государств была отработана с древних времен. Последними странами, где она с успехом применялась, была арабская Испания и, особенно, Хазарский каганат, где иудеи совершили гос. переворот и властвовали более 150 лет, показывая народу тюркского хана раз в год, как куклу (см. ст. «Краткая история Хазарского каганата по Льву Гумилеву…» на РНЛ). Однако с Россией все обстояло куда сложнее, поскольку русские люди уже имели отрицательный опыт отношений с Иудео-Хазарией, до её разгрома князем Святославом в 965 г. А также опыт соседства киевлян с иудейской общиной, до изгнания евреев из Киева Владимиром Мономахом в 1113 г (после Киевского погрома 1113 г.). Видимо, поэтому было решено зайти издалека.
В Новгороде Схария сразу же занялся пропагандой иудаизма (точнее – антихристианства) в образованной, т.е. весьма вольнодумной среде новгородских священников, которые затем сами стали работать с прозападными «элитными группами» – богатыми купцами и боярами. Благо таковых в Новгороде было много, поскольку в течение нескольких веков новгородцы вели активную торговлю с Европой и сильно пропитались торгашеским духом капитализма и «гуманистическим» вольномыслием. Главное, что религиозность новгородцев (к тому времени – этнического осколка Древней Руси!) была гораздо ниже, чем в молодой и пассионарной Московской России, а «толерантность» к иноземцам – выше. Одним словом, новгородские славяне были уже вполне цивилизованные люди. (См. в книге автора гл. «Фаза обскурации» и гл. «Фаза подъема».)
Благодаря стараниям Схарии и двум его помощникам-иудеям, призванным из Литвы, конспирация у жидовствующих была на самом высоком уровне. Здесь так же чувствовался богатый опыт. Вся сеть еретиков была разделена на пятерки, которые между собой не сообщались. Довольно часто в секту привлекались и члены семей «посвященных», которые образовывали свои пятерки.
Учение «чернокнижника» и «чародея» Схариии состояло, во-первых, в отрицании Божественной природы Христа, который признавался только способным проповедником, а затем – и всей Церкви с богослужением, иконами, почитанием святых, праздниками и обрядами. Вместо православных праздников предлагалось праздновать иудейские.
В пропаганде использовался чисто сектантский метод «постепенного погружения» – от критики церковных порядков на первом этапе, до хулы на Святого Духа и применения сатанинских практик – на последнем. Например, впоследствии был раскрыт случай, когда поп-еретик бросил в печку Святые Дары (потом его самого сожгли). «Погруженные» сектанты рубили и топтали иконы, плевали на крест, совершали иные («неописуемые») кощунства!
Первые обращенные Схарией в «жидовство» попы Алексей и Денис так прониклись новым учением, что даже попросили Схарию сделать им обрезание. Однако, тот отговорил. Цели обращать русских людей в иудаизм у организаторов не было. Задача была другая – расшатать религиозную и политическую основу государства!
Чем жидовствующие привлекали новых людей? На начальном этапе, – упрощенным рационализмом, когда «все понятно»: Христос – это не Бог, а просто незаурядный человек, Троицы не существует («это даже представить трудно!»), Бог-творец – один. Главная книга – «Ветхий Завет», где нет «подставь другую щеку», а есть понятное: «Око за око…»; при этом нравственность (10 заповедей) – сохраняется. А поскольку полного перевода Ветхого Завета тогда на Руси не было, неофитам предлагался искаженный, масоретский текст и специально изготовленная, фальшивая Псалтирь.
Во-вторых, неофитов привлекали «свободой» и вольномыслием, так любимыми горделивой «интеллигенцией». Причем, эта свобода в крайней своей степени – «все позволено!» – доходила до поощрения блуда, пьянства и содомии, к коей многие антисистемщики были охочи. В-третьих, – магией и астрологией, которая тогда была в большой моде в Европе. Ну и, наконец, завлекали иудейско-оккультным учением («каббалой»), которое поднимало «посвященных» на недоступный профанам эзотерический уровень познания. Всякому антисистемщику хочется почувствовать себя «сверхчеловеком»!
Этот идейный набор не нов: в древности он использовался в жизнеотрицающих гностических сектах (иногда с добавлением жесткого «аскетизма»), а сегодня используется во многих деструктивных сектах. Например, в саентологии.
Посеяв семена ереси Схария благоразумно уехал за границу. Оттуда он и руководил всем процессом, сначала из Литвы, затем из Крыма. Успехи жидовствующих в Новгороде были внушительны – в ересь было обращено множество священников (в т.ч. протопоп Софийского собора) и немало влиятельных горожан.
В 1578 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству, и ересь перебралась в Москву. Ее разносчиками стали все те же новгородские попы Алексей и Денис, которых Иван Третий, очарованный их образованностью и красноречием, привез в Москву и поставил настоятелями (!) двух главных соборов – Успенского и Архангельского.
И началась работа «по элитам», в которых всегда можно найти слабое звено! В секту жидовствующих была втянуты члены великокняжеской семьи – жена наследника Ивана Молодого Елена Волошанка, любившая поколдовать, а со временем и ее сын – царевич Дмитрий Внук (Иван Молодой умер в 1490 г.). В 1580-е гг. ересь проникла в правительство, боярскую и отчасти купеческую среду. Главным «смотрящим» еретиком стал, завербованный Схарией в Крыму, дьяк Федор Курицын (министр иностранных дел), который был фактически правой рукой государя!
Распространению ереси в Москве способствовало то обстоятельство, что во второй половине 15 в. в столицу «понаехало» довольно много итальянцев и др. иностранных специалистов (архитекторов, инженеров и пр.), которые успели продемонстрировать москвичам, что такое европейский «ренессанс», с его развратом и свободой нравов!
Сыграло свою роль и то обстоятельство, что в молодой российской элите еще не закончился процесс «переваривания» переехавших на службу к Московскому князю в 14 – 15 веках представителей иных этносов (суперэтносов) из Литвы, Золотой Орды и др. Что способствовало появлению (вкраплению) локальных этнических химер, которые, по Гумилёву, являются питательной средой для антисистем. (Примечание. Локальные антисистемы характерны для бурных фаз пассионарного подъема и перегрева, но, не фатальны, поскольку высокая пассионарность не дает им размножаться. Проблемы возникают позже – в фазе надлома (в России с 19 в.) и, особенно, в обскурации (совр. Европа). Напомним, что суть антисистемности – в какофонии мировоззрений (архетипов, кодов!) на индивидуальном уровне.)
В конце концов, под влияние жидовствующих попал сам Великий князь Иван Третий, которого Курицын подловил на страсти к астрологии. Это был большой успех антисистемщиков, ибо все последующие трудности борьбы с ересью были связаны с тем, что на самом верху еретиков если не покрывал, то закрывал на них глаза сам государь!
Вообще, по своему характеру и мировоззрению Иван Третий был удобен для жидовствующих. Во-первых, он являлся западником по убеждениям (!) и религиозностью вовсе не отличался – этакий умеренный либерал своего времени. При этом государь был чрезмерно осторожен, «дипломатичен» с противниками, а порой нерешителен и даже трусоват. Например, во время знаменитого стояния ну реке Угре в 1480 г. был момент, когда Иван Третий готов был пойти на уступки татарам. И если бы не грозные письма Московского митрополита, который убеждал его стоять до конца, дело могло кончиться поражением.
Другой пример. Когда в 1472 г. Софья Палеолог подъезжала к Москве, перед сопровождавшим ее кардиналом, по традиции, несли католический крест. Иван Третий, опасаясь международного скандала, был готов согласится с эти безобразием, но митрополит Филипп сказал: «Если кардинал с латинским крестом войдет в одни ворота Москвы, то я с православным крестом выйду в другие, и больше в Москву не вернусь!». Великий князь испугался, и «латинский крыж» было велено убрать. Все-таки это был героический и сакральный 15 век! Время перенесения центра мирового Православия (Катехона) из Константинополя в Москву – Третий Рим…
В 1487 году, через 17 лет (!), ересь была случайно раскрыта в Новгороде. Жидовствующие банально проболтались по пьяному делу. Их арестовали. Архиепископ Новгородский Геннадий начал следствие и написал донесение в Москву, но по известным причинам поддержки не получил. Только на Соборе 1490 года новгородские еретики были осуждены. Но не очень строго, и далеко не все. Преступники дружно принесли ложное «покаяние», были разосланы по монастырям; а затем благополучно убежали в Литву. Московские же «сектанты» остались нераскрытыми. Произошло то, на что рассчитывали организаторы – антисистема успела пустить глубокие корн и стала воспроизводить саму себя.
Ситуация осложнилась тем, что в 1489 г. умер престарелый Московский митрополит Геронтий, и в 1490 г. жидовствующие во главе с Курицыным провели в предстоятели Русской Церкви своего человека – архимандрита Зосиму. Это был совершенно неверующий человек (!) и к тому же дегенерат – пьяница и содомит! Иван Третий и на этот раз закрыл глаза…
Казалось бы ситуация дошла до края. Еще немного и антисистемщики захватят власть в государстве и Церкви. Но!.. Но тут поднялись здоровые силы духовенства и народа! Архиепископ Геннадий Новгородский, а за ним великий подвижник Иосиф Волоцкий, пользуясь поддержкой народного большинства, начали непримиримую борьбу с жидовствующими еретиками. Все перипетии этой борьбы мы здесь описывать не будем, но продолжалась она еще долгих 14 лет, велась с ожесточением, и закончилась поражением партии жидовствующих, которые, надо это подчеркнуть, остервенело сопротивлялись до последнего!
Митрополит Зосима в 1494 г. был разжалован и отправлен в ссылку. Главарь антисистемщиков Федор Курицын, не дожив до суда, умер своей смертью в 1497 г. Новый митрополит Московский Симон, вышедший из Троице-Сергиевого монастыря, начал постепенно наводить порядок среди духовенства. В конце концов, на Соборе 1504 года пятнадцать самых злостных еретиков, в том числе, брат Федора Курицына Иван-Волк, были приговорены к сожжению (против выступили только нестяжатели), остальные – к тюремному заключению. Нескольким преступникам отрезали языки. Елена Волошанка и Дмитрий Внук умерли в заточении.
Иван Третий в 1503 году, незадолго до смерти, обратился к преподобному Иосифу Волоцкому и покаялся... Третий Рим устоял.
Приложение. Краткий перечень антисистем в России: ересь стригольников (14в.); ересь жидовствующих (15 в.); униаты (с кон. 16 в.); хлысты (с 17 в.); радикальные раскольники (капитоны, самосожженцы с 17 в.); масоны, при Екатерине II (18 в.); декабристы, оккультисты и др. «тайные общества» при Александре I (нач. 19 в.); петрашевцы при Николае I (1840-е гг.); нигилисты, народовольцы и пр. при Александре II (1860 – 80-е гг.); революционеры, масоны, религиозные сектанты при Николае II (кон. 19 – нач. 20 в.); троцкисты-космополиты, обновленцы в РПЦ (1917 – 1938 гг.); «пятая колонна» в руководстве КПСС, сов. диссиденты (1950 – 80-е гг.); либералы-космополиты (проглобалисты), религиозные сектанты, филокатолики и неообновленцы в РПЦ (1991 г. – по сей день). На современной Украине – либералы-космополиты, униаты-бандеровцы, нацисты, религиозные сектанты, раскольники ПЦУ.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск
17. Ересь жидовствующих: что это было?
16. На 13 комментарий
15. Ответ на 14, учитель:
И всё-таки: ЧЕЙ КРЫМ?
14. Ответ на 12, Александр А.Б.:
Странная логика! И причём здесь Царь?!
Следуя такой логике, можно предположить: а может всё началось ещё раньше?
Когда Святослав, сын равноапостольной княгини Ольги тихо и мирно окончил свою жизнь язычником, внук Ольги, Владимир не только сам принял Православие, но и стал Просветителем Руси! А кончилось это... катастрофой 1917 года! ;)) "А ежели бы не дёргались, давно бы пили баварское?" Так?!
А может всё это началось ещё раньше? Когда Адам и Ева согрешили? Кончилось всемирным потопом, а затем... катастрофой 1917 года!Когда вы в школе будете преподавать детям ОПК, то будете говорить так : Церковный раскол и гонение на старообрядцев это было важное и нужное для государства дело , которое проводило самодержавие. Основы православной культуры.
13. Ответ на 12, Александр А.Б.:
Странная логика! И причём здесь Царь?!
Следуя такой логике, можно предположить: а может всё началось ещё раньше?
Когда Святослав, сын равноапостольной княгини Ольги тихо и мирно окончил свою жизнь язычником, внук Ольги, Владимир не только сам принял Православие, но и стал Просветителем Руси! А кончилось это... катастрофой 1917 года! ;)) "А ежели бы не дёргались, давно бы пили баварское?" Так?!
А может всё это началось ещё раньше? Когда Адам и Ева согрешили? Кончилось всемирным потопом, а затем... катастрофой 1917 года!
Святослав Храбрый в 972 г. был подло убит печенегами.
12. Ответ на 9, учитель:
Странная логика! И причём здесь Царь?!
Следуя такой логике, можно предположить: а может всё началось ещё раньше?
Когда Святослав, сын равноапостольной княгини Ольги тихо и мирно окончил свою жизнь язычником, внук Ольги, Владимир не только сам принял Православие, но и стал Просветителем Руси! А кончилось это... катастрофой 1917 года! ;)) "А ежели бы не дёргались, давно бы пили баварское?" Так?!
А может всё это началось ещё раньше? Когда Адам и Ева согрешили? Кончилось всемирным потопом, а затем... катастрофой 1917 года!
11. Ответ на 10
10. Ответ на 4, учитель:
...опричникам пришлось ликвидировать до 70 % населения.
Врёшь ты всё и клевещешь, лжеучитель лжеправды! Всё повторяешь злобную клевету папского легата Поссевино, чёрные мифы которого о Иоанне IV Грозном кочуют до сих в таких вот головах как твоя - недругов Руси. Масон Карамзин вслед за Поссевино клеветал, что в Новгороде Царь пустил под лёд Волхова 5000 человек - больше, чем там жило! И что он ел на завтрак маленьких детей, травил людей медведями, а неугодных бояр жарил на костре.
А какими же тогда силами Грозный вёл войну с Ливонией? Взял Казань и Астрахань? Территория Русского государства при нём увеличилась с 2800 тыс.км до 5400 тыс.км, население УВЕЛИЧИЛОСЬ с 6 млн человек до 8!
Митрополит Иоанн (Снычев), в книге «Самодержавие духа» так писал о Иоанне IV Грозном:
Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью жидовствующих, которая пережила все гонения...
Дело жизни царя было сделано – Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества – осознан.
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2024/03/31/den_pamyati_ioanna_iv_vasilevicha_groznogo
Ты, лжеучитель, скорее всего, из украинствующих, потому тебе простейший тест: ЧЕЙ КРЫМ? Как силы преисподней не переносят света, так и укропы не переносят слова правды.
Смотрите фильм Бориса Лизнева "Царское Дело" (2008 год) https://www.youtube.com/watch?v=a4OrrU-qaZ0
9. Ответ на 8, С. Югов:
История строится на источниках, которые всегда следует указывать и точно цитировать.Какие источники приводит автор , в доказательство своих антисистем? Реформы Никона продержались всего 263 года и окончились катастрофой 1917 года и современными гонениями на православие и окатоличиванием Украины.
8.
История строится на источниках, которые всегда следует указывать и точно цитировать.