Первые русские секты: капитоны, хлысты

Из истории антисистем в России

Российская Империя  Секты 
0
236
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Капитоны. В 1630-х гг. в глухих лесах Заволжья обосновался некий «отшельник» – беглый монах Капитон, который привлекал людей крайне аскетическим образом жизни. Он буквально «сидел на хлебе и воде», даже христосовался на Пасху не яйцами, а луком.

Как и все сектанты, этот «отшельник» отрицал Церковь, отвергал Святое Причастие (под предлогом запрета на винопитие), а священников и архиереев обвинял в сребролюбии, чревоугодии и прочих грехах. Еще он, как это водится, предрекал конец света и учил, что жениться и рожать детей не надо, поскольку скоро все погибнут.

В учении Капитона мы наблюдаем весь гностико-манихейский набор: отказ от супружества, мяса, вина, праздников и прочих «плотских соблазнов» (от которых все беды!); и главное – разделение мира на две части: избранных «людей божьих», живущих «в духе», и всех остальных – грешников-материалистов. При этом избранным следует строго хранить тайну учения и быть как все: ходить в церковь, исповедоваться, причащаться и соблюдать все церковные и гражданские законы.

Надо пояснить, что в это время лесное Заволжье – от Казани до Костромы – было весьма благоприятным местом для развития сектантства, поскольку отличалось сохранением пережитков финно-угорского язычества (волхование, колдовство и пр.) и этно-религиозной пестротой (татары-мусульмане, пленные немцы-поселенцы). Но главное – здесь пустили корни иудействовавшие субботники – последователи жидовствующих еретиков, а так же, радикальные последователи нестяжателей, отошедшие к тому времени от заветов Нила Сорского и больше похожие на религиозных диссидентов (см. ст. «Ересь жидовствующих…»).

К этому следует добавить, что после церковной реформы Никона (сер. 17 века) в лесном Заволжье нашли убежище старообрядцы, бежавшие от «отступников-никониан». Они делились на поповцев и беспоповцев. Поповцы, как правило, происходили из более умеренных мирян и семей белого духовенства. Беспоповцы же – из непримиримых «ревнителей» и беглых монахов. Они-то и составили «группу риска».

Капитоны наладили связи с субботниками, а затем и раскольниками-беспоповцами, оказав на них свое негативное влияние (см. ст. «Старообрядцы-самосожженцы…»). Со временем след капитонов теряется. Вероятно, часть из них слилась с беспоповцами, другая, более радикальная, присоединилась к экзальтированным хлыстам.

Таким образом, почва для распространения жизнеотрицающих гностических идей на Русской земле была подготовлена. Что и показал последующий рост тайного сектантства в 18–19 веках. (Примечание. В начале 20 века число разнообразных сектантов в России, по оценкам Миссионерского съезда 1907 г. превысило пять миллионов (!) человек).

Хлысты. О хлыстах сохранилось больше сведений, чем о капитонах. Основателем хлыстовства был костромской крестьянин Данила Филиппов, беглый солдат (опять – беглый!). Он знал грамоту и имел много старообрядческих книг. Однажды, в 1645 г. на Данилу сошло «просветление»: он собрал все книги в мешок и бросил в Волгу, объяснив это тем, что «к спасению ни новые, ни старые книги не ведут».

После этого Данила объявил себя… «богом»! Не больше,  не меньше! Через четыре года, в 1649 г. он признал другого крестьянина (своего помощника) «сыном Иисусом Христом». Затем объявил свою жену Акулину «богородицей», и призвал 12 «апостолов» из мужиков… Можно было начинать.

Учение хлыстов было вполне доходчивым: Христос не покинул землю, он среди людей и продолжает вселяться в другие тела. Так же как и Богородица продолжает вселяться в тела женщин. Поэтому одновременно может быть несколько «христов» и «богородиц». Они составляют высший круг. На рядовых хлыстов сходит (накатывает) «святой дух». Чтобы его получить и превратиться в «избранного», надо стать на путь аскетизма: отказаться от мяса, вина, табака, развлечений и главное – от супружества! Эта строгая «духовная» логика подкупала. Действительно, если люди будут отвлекаться на мирские удовольствия и семейную жизнь, то окажутся в «плену плоти» и, следовательно, не получат «духа» и не спасутся при скором конце света.

При этом любой человек мог достичь высшей духовности и принять в себя «христа», то есть стать «богом-христом». Путь открыт! Поэтому сами себя сектанты называли «христами», «христоверами», «божьими людьми», а не «хлыстами». Это название закрепилось за ними позже.

Главным средством достижения этого «божественного» состояния были «радения». Во время радений сектанты, одетые в длинные белые рубахи, хлестали себя ветками или жгутами –  «умершвляли плоть и возбуждали дух». Потом начинали подскакивать поодиночке или парами – по прямой. А затем скакать по кругу – друг за другом, в быстром, зажигательном темпе доводя себя до состояния транса. (В этот момент они получали удовольствие при выбросе внутренних «наркотиков» – эндорфинов!). При этом хлысты выкрикивали какие-то нечленораздельные звуки, которые позже расшифровывались руководителями секты – кормщиками «корабля». Заметим, что сегодня, нечто похожее можно наблюдать на собраниях неопятидесятников-харизматиков.

Иногда в центре помещения, где проходили радения, ставился большой чан с водой, в который хлысты после скачек смотрели и «видели христа». В отдельных общинах (не во всех) после радений свечи тушились, и устраивался свальный грех, т. е. коллективный секс. При этом желательно, чтобы «партнеры» менялись, иначе возникала опасность появления любовной привязанности. Помимо того, сектантами, практиковались и другие варианты блудного сожительства. В этих делах аскетизм был не обязателен.

Здесь мы вновь наблюдаем связь с идеологией гностицизма: спастись можно или умерщвляя плоть, желательно до самоуморения, или же ввергая себя в необузданный разврат и другие пороки, разрушающие тело (дойти до дна, чтобы очиститься).

При беременности плод травили смесью из селитры, ртути и пороха. Дети хлыстам были не нужны. Свои ряды они пополняли за счет новообращенных. Имущество (или его часть) после смерти сектанта отходило руководству общины. В случае болезни или бедности секта помогала своим членам материально. Это тоже привлекало при вербовке. Во многих общинах кормщики (иногда кормщицы) ворочали большими деньгами и пускали их в оборот. В этих вопросах аскетизм, так же, не поощрался.

Сам кормщик обычно избирался активом общины, или же получал место «по наследству», от старших родственников. Он имел абсолютную власть и весь «корабль» должен был беспрекословно выполнять его приказания. В некоторых общинах рядовые сектанты молились на своего «гуру», как на Бога.

Вступивший в секту давал расписку-клятву: «Клянусь соблюдать тайну в том, что увижу и услышу в собраниях, не жалея себя, не страшась ни кнута, ни огня, ни всякого начальства». Здесь тоже прослеживается древняя манихейская традиция.

Конспирация у хлыстов была на высоком уровне, даже в сельской местности, где скрыться от посторонних глаз было труднее, чем в городе. (см. Мельников-Печерский, «На горах», книга 2-я.) Хлысты, среди которых имелись и представители духовенства, хорошо маскировались – ходили в церковь, причащались, изображали из себя ревностных православных. Многие люди и не догадывались, что рядом с ними живут тайные сектанты. Даже те, кто оставлял секту не выдавали ее тайн.

С конца 19 века, по мере нарастания социального кризиса и усиления общественного психоза, наблюдается рост хлыстовских общин. Перед революциями 1905–17 гг. они разделяются на несколько толков и течений тоталитарного типа: малеванцев, мурашковцев («святые сионисты»), лубковцев («новый Израиль»), иннокентьевцев и пр. со своими «гуру-богами» и «гуру-христами».

В целом в хлыстовских и, особенно, в неохлыстовских общинах прослеживается четкая связь с последователями ереси жидовствующих (15 в.), которых позже стали называть субботниками или иудействующими.

После революции 1917 г. хлыстовское движение сокращается, а в 1930-е гг. сходит на нет.

Приложение. Краткий перечень антисистем в России на кон. 19 – нач. 20 века: радикальные раскольники (с 17 в.); масоны (с 18 в.); оккультисты, спириты, теософы (с нач. 19 в.); нигилисты, народовольцы, либералы, сектанты при Александре II (1860 – 80-е гг.); революционеры, радикал-либералы, сектанты, декаденты-авангардисты, либералы в РПЦ (будущие обновленцы) при Николае II.

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Всегда очень интересные статьи, я узнала многое об истории своего края.
Ленчик / 30.10.2024, 15:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Из истории антисистем в России
18.11.2024
Изуверская секта скопцов-ростовщиков
Из истории антисистем в России
09.11.2024
К вопросу о «тёмном Средневековье»
Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного
18.10.2024
Антисистемы в России
Униаты. История предательства
03.10.2024
Что содержала «папка Пригожина»?
Размышления о феномене главы ЧВК «Вагнер»
18.09.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Российская Империя
День памяти выдающего русского мыслителя Данилевского
Сегодня мы также чтим память жертв петербургского наводнения 1824 года и иерея Даниила Сысоева
20.11.2024
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
День памяти Императрицы Екатерины Великой
Сегодня мы также вспоминаем генерал-фельдмаршала М.С.Воронцова
19.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Секты
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 19:24
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 14:33