История капитализма в России. Куда идем?

Генезис русского буржуазного человека

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Бывший СССР  Православный социализм  Русская цивилизация 
0
528
Время на чтение 9 минут

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21)

Проследим вкратце историю русской буржуазии. Историк М. Погодин писал о наших дореформенных (до 1860-х) предпринимателях: «У нас много толкуют о торговле, не обращая внимания на характер народа. Никогда торговля наша не сравнится с английскою, потому, что она не в духе народа… Купец у нас принаживет капитал, бросает торговлю и отказывается от оборотов, а живет себе спокойно процентами. У англичан напротив…».

Первыми крупными капиталистами XVIII – начала XIX века в России стали, в основном, близкие к царскому двору дворяне-аристократы, которые сколотили огромные состояния, пользуясь государственной поддержкой и «административным ресурсом». Демидовых среди них было немного. Некоторым из этих аристократов, например, удалось за бесценок приватизировать государственные металлургические заводы, заложенные еще Петром I. (Вам это ничего не напоминает?)

Качественный сдвиг в деле построения капитализма в России происходит после «рыночных» реформ Александра II в 1860-х гг., которые стали, по сути, началом русской буржуазной революции, завершившейся крахом Февраля 1917 года. На ее волне, во второй половине XIX века, складывается слой капиталистов уже не из дворян и немцев, а из русских купцов-старообрядцев и крестьян-кулаков. Но их сравнительно немного, и они до конца неоформленные – одной ногой в патриархальной Руси, другой – в новой, «либеральной».

Как писал философ Бердяев, русский купец-миллионер в глубине души все еще считал своё неправедно нажитое богатство грехом и в минуты раскаяния мечтал о монашестве или странничестве. Поэтому и церкви строил и благотворительностью занимался. Но это – лучшие. Наш ранний капиталист, выскочивший «из грязи в князи» был одновременно и разбойником, и кулаком-мироедом, и кающимся грешником. Он являл собой нечто среднее между законченным шулером Чичиковым (прародителем нынешних «либеральных рыночников») и купцом-меценатом Третьяковым. (Пожалуй, единственным исключением стал сибирский миллионер Иннокентий Сибиряков, пожертвовавший почти все деньги на благотворительность и Церковь, и ставший монахом на Афоне.)

Революционная финансовая реформа Александра II проведенная в 1860-64 гг., одним махом перечеркивает весь традиционный хозяйственный уклад. Россия начинает втягиваться в мировую экономику, т. е. в финансовую глобализацию. В 1860 г. учреждается Центробанк, выпускающий деньги. И сразу же «удивительным образом» денег в экономике начинает не хватать. Кредиты становятся дорогими! (Ничего не напоминает?) Банкиры-ростовщики радостно потирают руки: наконец-то настало их время!.. Стараниями близких ко двору «молодых реформаторов» (Штиглиц и др.) экономика России быстрыми темпами превращается в рыночную… Да-да! – все это, до боли знакомое, начиналось у нас более 150 лет назад.

Следующий этапом становится финансовая «реформа» Витте (масона высокой степени, связанного с Фининтерном). В 1897 году Россия переходит на золотой стандарт… и моментально подсаживается «на иглу» золотых кредитов (ротшильды). При действительно бурном развитии экономики: строительстве железных дорог, заводов и т. д. (активы), страна быстро погружается в долговую яму (пассивы – обязательства по долгам). В результате к 1907 году Россия выходит на первое место в мире по государственному долгу. Иностранные инвесторы в большинстве отраслей захватывают более половины уставного капитала!

Таким образом, пятидесятилетний «капиталистический эксперимент» при кажущемся прогрессе доводит страну до экономического тупика, за которым должна последовать потеря государственного суверенитета и превращение страны в полуколонию! Это к вопросу: «какую Россию мы потеряли?».

Но главное – эти экономические противоречия накладываются на более серьезные противоречия ментального характера: большинство русского народа категорически не желает встраиваться «в такую» рыночную экономику! Согласно православному взгляду на мир – все, что связанно с банковским процентом, т. е. деланием денег «из ничего», – это грех. Причем такой, за который полагается отлучение от церкви.

Именно поэтому буксует столыпинская «фермерская» реформа, поэтому государство насаждает капитализм сверху (в тяжелой промышленности), поэтому привлекаются европейские «инвесторы». И поэтому же, подчеркнем, среди собственно российских капиталистов мы видим много нерусских: евреев, немцев, армян и других инородцев – за ними многовековой опыт банковского дела, предпринимательства и торговли. Они буржуазнее наших «буржуазных человеков».

В. Розанов писал по этому поводу: «…право, русские напоминают собою каких-то арабов, странствующих по своей земле… И «при свете звезд поющих песни» (литература). Дело все не в русских руках». А если какой-нибудь русский вдруг бросает свои кочевья и решается взяться за «дело», то он тут же наталкивается на серьезную проблему: «Все работы и службы, уже заняты евреями или немцами; все практическое – расхватано ими. « Русского человека просто никуда не пускают» – аксиома улиц, контор, торговли»…

Это – первый этап развития капитализма в России, который закономерно заканчивается антибуржуазной революцией Октября 1917 года и возвращением к привычному общинно-монархическому (советскому) укладу жизни. Но!.. Но начало капитализации положено и процесс буржуазного накопления людей пошел. Обратим внимание на эту динамику.

Следующий этап развития капитализма в России приходится на советское время. Да-да, именно на советское. Как только жесткая мобилизационная система (1930-40-х гг.) уступила место мягкой системе (1960-80-х гг.), буржуазный человек – уже городской кулак – быстро пришел в себя и стал набирать силу. Он пробился, как трава через старый асфальт! И социалистическое воспитание ничего не могло с этим поделать. Старшее поколение все это помнит.

Важно подчеркнуть, что согласно пассионарной теории массовый буржуазный человек не воспитывается – он таким рождается. И чем дальше, тем больше – от фазы надлома до конца фазы инерции, по нарастающей (400-500 лет после пассионарного пика акматической фазы). И только в конце этногенеза, в фазе обскурации, его вытесняет «последний герой» – паразит-субпасссионарий (см. фазы этногенеза).

Таким образом, получается, что период позднего «развитого социализма» 1970-80-х гг. стал просто переходным этапом к «капитализму»! Что с точки зрения цивилизационного подхода было вполне закономерно.

В это время в советском обществе происходит своего рода мелкобуржуазный ренессанс. Трудовой народ, настрадавшийся в мобилизационный сталинский период, наконец-то начинает жить «для себя», руководствуясь императивом будущей фазы инерции: «Ну, сколько можно! Дайте пожить спокойно».

И весьма примечательно, что над слоем рядовых обывателей, которые становятся питательной почвой для будущего капиталистического уклада, вновь появляется буржуазный авангард – оборотистые дельцы. Эти люди на одну зарплату уже не живут и занимаются добыванием «нетрудовых доходов». В вечно нищей Центральной России их сравнительно немного, однако в крупных городах, особенно в столицах, и на юге РСФСР – уже немало. В национальных республиках, особенно на Кавказе – еще больше. Это работники торговли, общепита, снабжения, сферы обслуживания, транспорта и др.

Спецслужбы Запада, в это время, конечно, работают, и неплохо работают, но дело в том, что ядовитые семена информационной войны падают на благодатную, уже подготовленную почву. Среди молодежи в это время все меньше встречается тех, кто хочет стать инженером или учителем, и все больше тех, кто мечтает о карьере завмага или снабженца. Конкурсы в торговые институты подскакивают до максимального предела. А работа за границей рассматривается, как счастливая возможность обогатиться за счет импортного «дефицита». Это называется «умением жить».

К концу советской эпохи происходит смена вех: «романтики» уступают место «прагматикам». С точки зрения этнологии это означает, что в конце фазы надлома уже видны проблески буржуазной фазы инерции...

К началу 80-х годов в СССР складывается высший слой подпольной буржуазии – цеховики, валютчики, крупные фарцовщики. Параллельно с этим, даже раньше, обуржуазивается большая часть партийной и хозяйственной номенклатуры, а так же верхний слой «интеллигенции». При этом «верхи», и в первую очередь их прозападная часть, искусственно подстегивают естественно идущий процесс буржуазного накопления. Им не терпится. Будущие «перестройщики» и «реформаторы» почуяв добычу, уже сбились в стаю.

Вся эта новая советская буржуазия, мелкая и крупная, по-прежнему не составляет решительного большинства в русском этносе – многие русские традиционно работает на заводах, в колхозах, в конструкторских бюро; служит в армии и на других «государевых службах». Торгуют на базарах, в шашлычных, делают подпольный бизнес и занимаются фарцовкой, в соответствии с наблюдением Гумилёва, в основном нерусские, или русские с «высокой степенью метисации» – плоды этнических контактов с «народами-торгашами» (Подробнее см. ст. «Почему мы никак не построим правильный капитализм»). Больше всего таких торгашей наблюдается в столице, на юге России, и, особенно, на Украине, которая с XV вв. являлась зоной некомплиментарных этнических контактов с несколькими суперэтносами сразу.

Но!.. Но если сравнить русские «буржуазные показатели» 1980-х гг. с началом XX века (тогда в России 70 % - бедные и средние крестьяне), то количество буржуазных людей «на душу населения» в русских регионах заметно увеличивается. Особенно в крупных городах. Причем географически это четко просматривается не только по направлению с севера на юг России, но и с востока на запад. От самого небуржуазного города на Транссибе – Читы, до сверхбуржуазной Москвы – по нарастающей.

В этот период советская буржуазия очень активна; в первую очередь – теневая. К концу 80-х гг. она уже представляет собой реальную силу. Опираясь на этот социальный слой так называемые «демократы» захватывают власть в августе 1991 года. Получается, что, если большевики в 1917 г. сыграли на недовольстве бедных, то «демократы» – на недовольстве небедных.

Это – второй этап развития капитализма в России; преждевременно (именно преждевременно!) оборванный «либеральным» переворотом 1991 г.

Возникает вопрос: побеждает ли после переворота 1991 г. русский буржуазный человек человека небуржуазного? Нет. Он заметно усиливается и в мегаполисах начинает преобладать, но до конца не побеждает. Второй вопрос: получает наш буржуазный человек (именно – наш) то, на что он рассчитывал на заре «перестройки»? Нет. Вместо «цивилизованного рынка», который наконец-то даст заработать энергичному индивиду (не «совку»), он получает «недоделанный» олигархический капитализм. В итоге, «тридцать сортов колбасы» и голубая мечта советского мещанина – личный автомобиль, достаются слишком дорогой ценой. И для страны, и для него самого. (И не важно, что не все «участники рынка» это осознают).

Таким образом, получается, что нашего подросшего, но наивного буржуазного человека просто умело использовали в своих целях люди совсем другого типа – «либеральные человеки», для которых Россия – чужая страна, объект для грабежа и насилия. С точки зрения этногенеза, «реформаторы» 90-х – это типичные антисистемщики, которые, воспользовавшись обострением нашей внутренней болезни, грубо вмешались в ход истории и устроили России почти смертельный зигзаг.

Выберемся ли мы из этой ямы? Да, собственно, уже выбираемся... И надежду внушает тот факт, что в составе нашего этноса сохранил свои позиции человек традиционного типа – до-буржуазный, коллективистский. Особенно в коренной, провинциальной России. Он, конечно, ужался после переворота 1991 года, и мало заметен, но он никуда не делся. Хотя жителям столиц и может казаться, что буржуазный человек победил окончательно и коллективист обречен на вымирание. Но это – аберрация близости. Сытой и химерной близости.

Как раз такой традиционный русский человек и спас страну от распада, на грани которого она находилась в конце 90-х годов. Каждый – на своем месте. Такой пример: когда заезжие американцы спрашивали у наших людей в 90-е годы: зачем вы, вообще, работаете, если вам месяцами не платят зарплаты?! – Те не знали, что им ответить… Ну, кому-то надо…

Это к вопросу о глубинном народе.

А теперь пришло время ответить на вопрос – куда мы идем? И возможен ли в России развитый капитализм, «как на Западе»?

Ну, во-первых, «как на Западе» не получится. Россия – это не Европа, а Евразия, т. е. совсем другая цивилизация. Поэтому, даже окончательно сформировавшийся буржуазный человек у нас не будет похож на европейский образец.

Во-вторых, даже свой собственный, евразийский капитализм (а скорее не совсем капитализм) мы построим не скоро. Впереди еще – последний, третий этап строительства.

Надо будет пожить какое-то время в фазе инерции и подождать пока, по мере срабатывания «Закона буржуазного накопления», количество пассионариев-идеалистов у нас сократится до минимума и в составе российского суперэтноса размножится и станет доминировать русский буржуазный человек.

Пока же у нас продолжают доминировать нерусские «буржуазные человеки». Олигархический зигзаг 90-х не завершен.

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 10, Русский Иван:

Какое отношение к Социализму имею я и в целом русский народ?Большевики шарили по карманам,отбирали последнее,ввели аборты,выпустили "Декрет о духовном геноциде русского народа"где то в 1921 или в 1922 году.

А при чем тут социализм? В СССР его не было.

16. Ответ на 11, Русский Сталинист:

Грузинская кухня одна из лучших в мире. Сациви, чахохбили, гозинаки, чурчхелы, мацони, лобио, шотеспури... ...

Новомоднее блюдо для элиты - галстукоури )

15. Ответ на 12, Русский Сталинист:

Да нет, я критикую не время, не страну, а только тайну беззакония того времени. Страна у нас богохранимая и время всегда хорошее. Но в любой период времени воткните карандашом, в любой -и в нём будет тайна праведности и тайна беззакония. И православный христианин должен это понять, осознать и отделить зло от добра, веру от неверия, благочестие от нечестия, праведность от безбожия. Язычники же как рассуждали -это вера наших дедов и отцов, значит она свята, в нашем случае это значит там в дали за рекой загорались огни, мы пионеры -дети рабочих, комсомольское сердце пробито и пр. и пр. и конечно же Бога нет
Vladislav / 27.04.2024, 02:59

14. Ответ на 11, Русский Сталинист:

Владимир Леонидович, не обижайте лобио такими сравнениями! Грузинская кухня одна из лучших в мире. Сациви, чахохбили, гозинаки, чурчхелы, мацони, лобио, шотеспури... Ностальгия! Сразу вспоминаю одну из своих давно прожитых жизней, как в далëкие 90-е годы каждое лето отдыхал у бабушки с дедушкой в Кахетии. Жаркий полдень, воздух плавится, где-то кудахчут куры, берёшь ковш чистой холодной колодезной воды, поднимаешься на второй этаж, открываешь очередной том романа-эпопеи Анны Антоновской "Великий Моурави" и вот ты уже переносишься на несколько столетий назад в чарующий мир средневековой феодальной Грузии с её царями, князьями, католикосами, крестьянами-глехами, шахом Аббасом... А из окна видны далёкие горы со снежными вершинами...


Я в детстве тоже с огромным удовольствием прочитал "Великого Моурави". Причём незадолго до этого читал Уиараго Мамлюк. Лобио пострадало исключительно из-за созвучия со словом лоб. Наш бело-коричневый герой заговорил о челе Горбачёва, физиологическая реакция на это естественная, особенно с учётом того, что Горбачёв и дал бело-коричневым свободу от совка.

13. На 6 комментарий:"Ты любишь социализм?"

Он любит НАЦИОНАЛ-социализм (нацизм), как и его кумир Краснов. Хотя, если верить Швецову, Гитлер тоже был "леваком", который то ли вёл, то ли не вёл идеологическую борьбу с "леваком" Сталиным. "Леваки, леваки, кругом одни леваки!" Гитлер-левак, Сталин-левак (но, как недавно выяснилось, это не точно, Швецов что-то знает, но темнит и юлит). Куды бедному праваку податься?!

12. А что касается оценки Советского периода Отечественной истории

То, как известно, пчела всегда найдёт нектар, а муха- навоз.

Один скажет, что Советская Россия/СССР- это победа в Отечественной войне 1918-1922гг. над белыми мятежниками и иностранными интервентами, ликбез, ГОЭЛРО, индустриализация, дружба народов, герои-папанинцы, герои-челюскинцы, уникальные перелёты Чкалова, Громова, Байдукова, Коккинаки, Леваневского, Гризодубовой, Осипенко, Великая Победа на Красную Пасху Христову, ликвидация Брестской унии, обретение Россией статуса великой ядерной сверхдержавы с правом вето в Совете Безопасности ООН, запуск Спутника, полёт Гагарина, непобедимая хоккейная "Красная машина", Островский, Гайдар, Шолохов, Симонов, Бондарев, Бондарчук-старший, Озеров, Герасимов...

А другой скажет- "красный террор", "Русский Холокост", "сталинские репрессии", "победили вопреки", "трупами завалили", "урановые рудники", "колхозное рабство", "совок", "Совдепия"... От избытка сердца глаголят уста.

11. На 9 комментарий

Владимир Леонидович, не обижайте лобио такими сравнениями! Грузинская кухня одна из лучших в мире. Сациви, чахохбили, гозинаки, чурчхелы, мацони, лобио, шотеспури... Ностальгия! Сразу вспоминаю одну из своих давно прожитых жизней, как в далëкие 90-е годы каждое лето отдыхал у бабушки с дедушкой в Кахетии. Жаркий полдень, воздух плавится, где-то кудахчут куры, берёшь ковш чистой холодной колодезной воды, поднимаешься на второй этаж, открываешь очередной том романа-эпопеи Анны Антоновской "Великий Моурави" и вот ты уже переносишься на несколько столетий назад в чарующий мир средневековой феодальной Грузии с её царями, князьями, католикосами, крестьянами-глехами, шахом Аббасом... А из окна видны далёкие горы со снежными вершинами...

10. Ты любишь социализм?

Какое отношение к Социализму имею я и в целом русский народ?Большевики шарили по карманам,отбирали последнее,ввели аборты,выпустили "Декрет о духовном геноциде русского народа"где то в 1921 или в 1922 году.
Русский Иван / 26.04.2024, 19:21

9. Ответ на 7, Vladislav:

Дураков ищешь,так поищи в другом месте.

Я умных ищу. Ты не любишь СССР потому, что в нем не было социализма? Ты любишь социализм?

CCCР -это богоборческое государство, проповедующее и пропагандирующее безбожие и нечестие, воспитавшее народ самоубийцу с клеймом Каина на челе


Человека тянет на лобио. До тошноты.

8. Ответ на 7, Vladislav: Ну что тут можно сказать? Только это -

https://clck.ru/3AKXYZ
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Изуверская секта скопцов-ростовщиков
Из истории антисистем в России
09.11.2024
Первые русские секты: капитоны, хлысты
Из истории антисистем в России
26.10.2024
К вопросу о «тёмном Средневековье»
Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного
18.10.2024
Антисистемы в России
Униаты. История предательства
03.10.2024
Что содержала «папка Пригожина»?
Размышления о феномене главы ЧВК «Вагнер»
18.09.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
16.11.2024
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
В Петрозаводске прошел региональный этап Рождественских чтений
15.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Все статьи темы
Православный социализм
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
В новой реальности наши союзники – левые режимы, значит, пора прекращать православный антисоветизм
19.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47