Лично для меня наибольшую обеспокоенность вызывает демографическая проблема в России, в решении которой я выражаю крайнюю заинтересованность. В связи с этим постараюсь сформулировать три, на мой взгляд, важных критических замечания к четвёртому пункту Наказа XXV Всемирного Русского Народного Собора «Настоящее и будущее русского мира». Боюсь, что получится несколько эмоционально, прошу сразу извинить, однако, признаться, сами проблемы обострились настолько, что игнорировать их уже буквально грешно. Если промолчать сегодня, завтра возопиют камни.
1) О демографической проблеме говорится: «Решение данной задачи невозможно без возрождения в России традиционной многодетной семьи, а также традиционных семейных ценностей».
Предлагается сделать упор на укреплении института семьи. При этом ни слова о добрачных, то есть досемейных ценностях. Это страшный недосмотр! Смею предположить, что пункт был написан группой представителей того поколения, когда создать семью было само собой разумеющимся, и это не воспринималось как проблема. Однако в наши дни, даже если искренне хочешь создать семью, то хорошо, если сможешь это сделать, когда уже не молодой, зачастую не с первого раза. Это огромнейшая проблема для верующей православной молодёжи, которая в отдельных самых сознательных своих представителях не хочет быть впустую сексуально использованной секулярным миром, склоняющим её к греху.
Накал не шуточный: ВОЗ постулирует (по крайней мере, у психологов можно встретить утверждение, приписываемое ВОЗ) напрямую антихристианскую ценность, гласящую, что «сексуальность - это стержневой аспект человеческого бытия», включающий «гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие».
Сексуальность обожествляется, что приятно для заблудившегося и склонного к греху человечества, но не приемлемо для христианского миропонимания! К сожалению, хотим мы того или нет, но такой взгляд на ближнего, отнюдь не как на храм Святого Духа, стал, по-видимому, мейнстримным среди молодёжи.
2). В этом же пункте ещё говорится, что нужны «меры для защиты семьи и семейных ценностей от пропаганды абортов, половой разнузданности и распутства, а также содомии и различных сексуальных извращений».
То, что надо семью защищать от этого, понятно. А где тут место защите молодых людей ещё только желающих вступить в брак? Особенно атомизированных, живущих в общежитиях или одиноко на съёмных квартирах.
Про вступающих во взрослую жизнь аллегорически поётся в одной советской песне: «Корабли в открытом море / Как птицы на воле, / В неизвестные просторы / Уносят смелых волны».
Кажется, дальше в тексте документа ВРНС идёт попытка перейти к добрачному вопросу окольными путями через рассуждение о культуре и обществе. Однако делается это слишком плавно и убаюкивающе, а потому не убедительно. Понятно, что было необходимо не обозлить читающих документ по-мирски настроенных читателей. Однако мы выпускаем, очевидно, такие документы не только для настроенных с недоверием мирских людей, но в гораздо большей степени для тех читателей, кто разделяет с нами нашу православную ментальность.
Почему тогда проблему нельзя высветить напрямую? Казалось бы, робкий мостик к проблеме добрачного поведения переброшен в том месте, где говорится о школьном воспитании. Однако добрачное поведение молодёжи имеет гораздо более широкий охват, включающий также студентов университетов, колледжей и техникумов, молодых рабочих и безработных, живущих в родительской семье или одиноких. Пока проблема замалчивается или понимается искажённо, с гнетущей регулярностью будут вновь происходить такие кейсы, как недавно прогремевший в Первоуральске, когда дети, очевидно, предоставленные сами себе в свободное от школы время, получили ненормальное половое самовоспитание от смартфонов и интернета.
3) Почему-то в документе совершенно не упоминается проблема «гражданских браков» без регистрации, словно аки не бывшая. Отсюда не понятно, куда их относят сами составители – к «половой разнузданности», «распутству» или «сексуальным извращениям».
Вспомним знаменитую фразу святителя Василия Великого: «блуд – это не брак и не начало брака». Если предполагается укреплять именно такие «семьи», а вернее бракоподобные партнёрства, то это ещё одна громадная ошибка: невозможно укреплять то, чего нет. Допущена она или нет, сказать нельзя, потому что, повторюсь, в документе не выражено отношение самих составителей к этой наболевшей проблеме.
Таким образом, отсутствие озвученных выше аспектов в принятом документе мне видится угрозой к успешной реализации демографической политики, несмотря на самые искренние чаяния Всемирного русского народного собора.
Дмитрий Николаевич Габышев, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник,эссеист, г. Москва
1. автору
Вопрос: кто должен учить тому, как должно хранить себя до брака, как, кто и на основании чего должен этот брак организовать, наконец, как внутри брака строить семью, кто кому подчинен, у кого какие обязанности? Кто должен этому учить? Государство? На основании чего? Погодите - щасс - соберутся в думе единороссы, КПРФ и ЛДПР и идеологию нам пропишут. Да не будет! Может конечно, когда-нибудь и государство приступит к воспитанию своих граждан, но без Церкви здесь не обойтись. Но тоже тупик - к сожалению, на священство надежды нет. Они просто не могут учить этому. Слишком далеко всё зашло. Начинать нужно даже не с институции брака, а "от печки" - от вековых проблем с совершением самого таинства Священства. Имеется ввиду выведение и Бога, и народа Божия за церковную ограду - суть кооптация.
Сначала восстановление понятия Церкви в значении духовной семьи - экклесии, а потом может будет с кем и о браке, с точки зрения Писания, поговорить.