«Мужа и жену сотвори ихъ» (Быт. 1:27)

Семья 
0
211
Время на чтение 22 минут

Семь записок с размышлениями о брачной жизни вообще и по отношению её к безбрачию в помощь растерянным и недоумевающим по вопросам допустимого и греховного в супружеской жизни, о которых приходится ныне высказыватся потому, что софистика вокруг интимной сферы в устах любящих споры, но избегающих истины (либо не решающихся дознаться до неё), опять набирает обороты внутри церковной ограды, и необходимо максимально непредвзятое рассуждение, основанное, по возможности, на памятовании о священной традиции.

23 февраля 2022, г. Тюмень, 22:48­-00:07, среда, память священномученика Харалампия, –2°C, облачно.

В какой степени допустима супружеская жизнь супругов, чтобы она не доходила до греха? Или лучше и проще сказать, в каком случае вменяется во грех супружеская близость? Этот вопрос нередко беспокоит молодых православных христиан, начинающих познавать взрослую жизнь и не имеющих о супружеской жизни достаточно понятий, в то время как интер-содом навязывает тиранию своих стандартов распущенности, даже внутри законного брака, а посоветоваться как бы и не с кем: лукавый старается представить церковный взгляд на брачную жизнь в таком свете, чтобы ввергнуть молодых в отчаяние. Тут уместно перефразировать исследователя старообрядчества Мишу Шпаковского, который, помнится, при мне говорил: «похоже, все старообрядческие расколы и согласия возникли по вопросу брака» — и сказать, «похоже, что все современные уходы молодёжи из Церкви случились по вопросу интимной близости». По крайней мере, очень многие. Причём, даже женатых, у которых нет угрозы целостности брака. Многие сейчас ошибаются, считая, что Церковь не разрешает вообще ничего, и предпочитают вставать на путь согласия внутри себя с грехом и оправдания его, чтобы жить дальше по лозунгу — без Бога, но в сластолюбии, нежели с Богом, но без удовольствия (ср. 2 Тим. 3:2-4). Но существует, на самом деле, иное решение. Чтобы примирить сложное противоречие, которое нередко формируется в душах молодых, укажем, по крайней мере, на два простых принципа, видимых на поверхности.

Первый состоит в том, что в то время и в том месте, о котором все мы понимаем, не должно присутствовать кого-то третьего: ни как, простите, наблюдателя, ни как наблюдаемого (то есть, какие-то эротические или, даже, порнографические дела запрещены), ни, тем более, в качестве блудного соучастника, о чём есть срамно и глаголати.

Второй принцип — нельзя быть рабом своей похоти (похоть есть хотение плоти). Это значит, что, давая ей выход в определённые ей дни, нельзя делать этого вегда, «на вся дни светло» (Лк. 16:19), без разбору постных дней, праздников и литургических постов, дней скорби или сугубой молитвы. Не похоть диктует человеку, а человек диктует определённые ей дни и часы, когда она может быть реализована. Каким бы сильным потрясением она ни являлась в минуты своего прихода, человек как господин ей должен решать, в каком случае следует загасить её, а в каком случае дать ей выход возможно. И тогда свидетельством о подконтрольности похоти является соблюдение постов, постных дней недели, крупных христианских праздников и постов литургических при подготовке к причастию (как за себя, так и за супругу).

Спрашивается, а если человек как-то слишком был ретив в обычные дни в супружеской близости и, как бы интуитивно, чувствует, что, хотя и не было никого третьего, и постные/праздничные дни сейчас не идут, но есть ощущение, что как-то излишне предался своей похоти, и теперь такая мысль смущает? Надо ли исповедоваться в этом, чтобы, анализируя ситуацию, поставить точный диагноз? Поскольку вопрос касается глубоко интимной сферы, интимнейшей сферы, где двумя образуется Малая Церковь с её уставом, то такой вопрос должен решаться загодя «на бережку», а не уже в море. Каждый из вступающих в брак может обсудить этот вопрос наедине со священником до свадьбы, без присутствия будущей супруги/супруга, а потом после часа женитьбы, когда приносятся брачные обеты, и до часа непосредственной близости, уже муж и жена могут обсудить это непосредственно друг с другом. То есть до свадьбы это обсуждать супругам друг с другом не нужно, нельзя и не полезно, но от момента вступления в брак до первой близости об этом можно поговорить друг с другом. И поскольку таинственность события предполагает, что его нет возможности выносить на внешнюю дискуссию, то тут надо смотреть по плодам, был ли грех по итогам первого обладания друг другом.

Если супруги предались, как им кажется, похоти излишне, и случилось это у них в один день, в другой, в третий и т.д., и почему-то испытывают стыд (а это возможно у благочестиво настроенных) и не знают, как расценивать свою приключившуюся слабость, то, полагаю, им можно не смущаться до наступления того дня, когда близкое общение не дозволяется или не уместно, то есть до поста или праздника. Если человек находится в рабстве у своей похоти, то он не сможет перенести эти дни. Да, он может выдержать один раз, два, три, месяц. Но однажды, если он явный или скрытый раб похоти, он сорвётся и не сможет соблюдать дни. Обнаружив это, он уже может и, по сути, должен каяться в том, что находился в рабстве своей похоти. В дальнейшем, приобретя такой опыт, он скорректирует своё поведение, чтобы не быть рабом похоти и не переживать снова то ощущение рабства, которое, безусловно, запечатлеется в нравственном камертоне его души для сравнения и сопоставления с собою в дальнейшей жизни. Однако, если падений не происходит, духовная жизнь идёт ровно, за исключением редких смущений в дни «избыточной» близости, когда она законно дозволяется, тогда надо отбросить смущения и ложный стыд друг перед другом. На здоровье — любите друг друга, плодитесь и размножайтесь. Исполняйте заповеди и будьте непорочны, а смущения, воспринятые за укоры совести, происходят либо от своей бдительности и осторожности, либо от стрел лукавого. В таком случае надо отложить смущение и уверенно принять свою сексуальность.

Единственно только надо спросить себя о двух вещах: не употреблял ли противоестественно предметы быта при телесном общении с супругой? И ещё — не терял ли уважения к супруге, не унижал ли ее в какой-то момент? Во втором вопросе за критерий надо брать своё намерение — помрачало ли это намерение твой разум надменностью, жестокостью и прочими страстями? Вспомни, проанализируй и найдёшь ответ.

Такой анализ поможет, с одной стороны, избежать крайности, как теперь принято говорить «подробного перечисления» интимных подробностей (при этом никто не говорит толком, а как очистить совесть, которая может болеть при неподробной исповеди), а с другой стороны, быть честным с Богом при исповедании грехов. Собственно говоря, поиск решения этой дихотомии и послужил мотивацией, чтобы состоялось данное рассуждение. Ведь, с одной стороны много предупреждают об опасности «подробной исповеди», а с другой стороны есть совесть и интуитивное сознание мысли: «если мы очистим нашу душу, то Бог наполнит её настолько, насколько она сможет вместить; если ты принесёшь Богу своё сердце, то он наполнит его, подобно тому, как сосуд наполняется водой; если ты принесёшь Ему чашу большего размера, то Он наполнит и её, и от чистоты сердца зависит обилие благодати Духа Святого, которую получает каждый человек» (по слову одного афонского старца).

Таким вот представляется возможное решение этой трудной проблемы попытаться пройти по узкому пути между подробностью и достаточностью исповеди человека, состоящего в супружестве. Скажем ещё только, что Апостол Павел упоминает о «злой похоти» в послании Колоссянам (гл. 3). Этим он как бы намекает, что существует и добрая, законная, противопоставляемая злой. Где грань в супружеской жизни, когда законная переходит в беззаконную? В этом мы только что попытались разобраться.

2 марта 2022, г. Тюмень, 16:46-17:33, –2°C, среда масленичной седмицы.

Говоря о телесной стороне брака (а лучше делать это как можно реже), надо предельно избегать измышления «нового богословия». Последнего рода попытки «освободить» человека, «раскрепостить», на самом деле ведут к растлению и развращению последней неиспорченной аудитории — православной молодёжи. Молодёжь надо оберегать от разговоров о близости. «Продвинутые» люди даже считают, что необходимо ввести уроки полового просвещения (по факту — развращения) со школы, причём с самых первых классов, но они в своём богоборчестве крайне заблуждаются и забывают, что Бог наставит человека тогда, когда придёт час, а до того пагубное любопытство вредит всему его существу.

Пришло такое время, когда то, что раньше само собой разумелось, теперь приходится проговаривать вслух. Например, далеко не очевидно стало многим, зачем жениться или зачем не жениться. Иерей Даниил Сысоев коротко и просто формулирует основные цели брака в своей работе «Жениться или не жениться?», причём в опоре на Священное Предание, чего не делают многие современные спикеры, не иначе как паразитирующие на теме, вгоняя в истому молодую аудиторию и выдавая им истину малыми порциями, разбавляя её своими далеко не беспорочными идеями. Итак, иерей Даниил Сысоев говорит: «Вообще Писание описывает несколько целей брака: это и совместное участие в молитвах, и участие в деторождении, и взаимопомощь. Как говорит Писание, если один человек упал, то другой его поднимет, и двум легче. Это и наслаждение друг другом, о котором говорит царь Соломон».

Таким образом, перечисляя вехи брака, отец Даниил не отрицает, что телесная сторона может иметь одно из решающих значений. Это даёт облегчение всем тем, кто в нынешнем информационном шуме не нашёл внятного ответа, каково соотношение брака и эроса в православной традиции. Отец Даниил показывает, что есть хорошие цели брака, а именно избегание блуда через законную близость супругов, а есть совершенные, связанные с духовной жизнью.

Никакого нового богословия об интимной сфере не должно измышлять. Нужно подновлять красные границы, стёртые в эпоху нынешнего необузданного разврата, причём подновлять границы надо именно на тех местах, где они исконно стояли. Почерпнуть кое-что лучшее можно в общностях и народностях, сохранивших традиционный уклад, которые бережно сохраняют женскую часть дома, куда мужчины не заходят. Мужу следует соблюдать её границы, как это ни странно звучит. Соблюдение границ служит гарантом и профилактикой перегибов (сюда же можно отнести известную концепцию раздельного обучения). Если жена готовит пищу на кухне, значит не надо её втягивать там в известное дело, не надо мешать ей делать своё дело (хотя заигрывать, пожалуй, можно, как то делал праотец Исаак со своей супругой, когда фараон их заметил, о чём сказано в книге Бытия). То же самое и процесс омовения — это только процесс омовения водой, той стихией, которую Христос Бог назначил для осуществления Крещения людей. Потому близости ну никак не должно случиться при мытье супругов, хотя любовь между ними являть через Исааково заигрывание кажется весьма возможным. Однако, если ни на кухне, ни в ванной муж не мешает жене, то так получится лучше и удобнее для воздержания, чтобы оно легче работало, когда придут дни поста (как побочное — чтобы человеку лучше ценить то, что есть, когда оно дозволяется). Чувствуете разницу благодати в таком подходе по сравнению со светскими «законами о домашнем насилии», навеянными маргинальными антисемейными идеологиями?

Говорю об этом потому, что лукавый и прелюбодейный мир превратил все части дома в блудилища и не может соблюдать никаких границ уже и в календарном году. Если же кто начнёт пробовать следовать написанному совету, то, уверен, ему станет гораздо проще жить, соблюдая церковные уставы.

17 марта 2021, г. Тюмень, 23:20–00:07, преимущественно пасмурно (хотя днём было солнечно), –5°C, среда первой седмицы Великого поста.

В православном богослужении повсеместно и многократно повторяется, что Христос Бог обновил и освятил человеческое естество. Вот и в Великом покаянном каноне Андрея Критского на 9 песни читаем: «Беземеннаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества».

Многократно в Священном Предании говорится о том, что всё, принятое Господом нашим Иисусом Христом, освятилось. Господь постился сорок дней и ночей — и Собою довёл до совершенства и освятил пост. Господь ступал по земле — и освятил землю Своими ногами. Господь вкушал пищу — дал и нам благословенно вкушать вместе с ним. Говорил — и освятил человеческое слово. Спал — и сон не только не отринул, но и благословил Собою. Слушал страждущих — и слух, способность человека слушать и слышать — благословил. Имел вселюбящее сердце — и сердце человеческое в Себе освятил.

Благоволил алкать — и алкал. Страдать — и страдал, и Собою мученичество как совершеннейший путь указал нам и Собою освятил. Даже крест — орудие казни — освятил Собою и сделал Животворящим Крестом. Принял человеческое тело, душу, дух — и всех их освятил Собою и не единожды, а (подумать только!) навечно! Мужчиною родился в мир — и освятил в Себе Собою мужское естество. Плотью и Кровью Девы Марии облёкся и освятил Собою всё женское естество. Утробу, ложесна, даже роды в Ней и Материнство Ея благословил и освятил Собою. Почтил брак в Кане Галилейской Своим присутствием и чудом и тем показал Своё благоволение к нему.

Всё, с чем Господь благоволил соприкоснуться и иметь дело, Он освятил Собою, потому что имел святость в Себе Самом. По этой же причине на Него не распространялись в сущности своей предписания Закона об очищении, потому что какое очищение требуется Богу, ведь Он имеет святость и чистоту в Самом Себе? Он мог прикасаться, воскрешая, умерших и позволил кровоточивой женщине коснуться краёв Своей одежды всё по той же причине — потому что имел святость в Себе.

Но как-то я не задумывался, а ведь раз Господь (что догматизируется и многократно напоминается христианством) безсеменно родился, то есть по Своему Промыслу решил не рождаться, так сказать, семенно, то не значит ли это, что семенный путь не получил того же освящения, что и всё остальное? Заметим, что по Преданию именно при зачатии передаётся Первородный грех со времён праотцев Адама и Евы и так происходит до сих пор. Господь родился безсеменно, чтобы разорвать цепь Первороодного греха (более грамотные люди пусть меня поправят).

Неужели потому, что Господь не благоволил прямо освятить семенный путь, то это, по сути, значит, что монашеский путь, равноангельное житие, совершеннее семейного пути? Господь освятил брак в Кане Галилейской, но при этом нигде в Евангелии и Апостоле нет повеления кому-то жениться (только у Апостола Павла это звучит, но как снисхождение к немощным). Правильно ли я понимаю, что девственный путь совершеннее семейного? И даже муж и жена, будучи в законном и благословлённом браке, достигнут совершенства, когда будут жить как брат и сестра в духе, а не по повелению плоти, как показал в 19-м веке пример святой праведный Иоанн Кронштадтский, живший с супругой в пожизненном воздержании [вспомним и других святых: княгиня Елисавета Фёдоровна, Конон Исаврийский, Феофан Исповедник, Аммун Египетский].

Здесь скрывается что-то фундаментальное, что-то «топологическое», что устроил Господь Домостроитель и о чём я раньше не задумывался. Не знаю, прав ли я в своём рассуждении.

9 июня 2023, г. Тюмень, 22:01-22:51, ясно, воскресенье.

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «изречение [Божье]: раститеся и множитеся не обозначает непременно умножения через брачное соединение. Ибо Бог мог умножить род людей и другим способом, если бы они сохранили заповедь [о древе познания] до конца неповреждённою».

Святитель Григорий Палама пишет: «... плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа, – хотя у целомудренных, путём силы воли, и держится в рабстве и послабляется только в целях деторождения, – как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и называемо так, и рождает, конечно, для истления, и является страстным движением человека, не сознающего чести, которую наше естество прияло от Бога, но потом уподобилось животным».

В наши дни протоиерей Борис Прокофьев пишет: «Вот, Святые Отцы говорят, что даже целомудренные супружеские отношения ниже девства».

Некоторые, если пытаешься говорить в защиту высоты целомудрия и девства, не к месту вспоминают правила о том, что если кто гнушается браком, хулит брак, клевещет на него или брезгует им, тот подпадает под наказание. Однако возвышение девства — это ни в коей мере не против брака. Это отдание должного идеалу. Никодим Святогорец критикует тех, кто избегает брака не ради аскетического подвига и воздержания плоти. А значит, всё же именно в целомудренном безбрачии достигаются вершины аскетического подвига.

В вопросе о брачной жизни есть трудный богословский вопрос о передаче первородного греха от родителей к детям, о котором лучше почитать соответствующую литературу. Получается, брак — истинно честен, и супружеское ложе — истинно нескверно. Однако через чувственную похоть и семенный путь зачатия, присущие фактически нижеестественному акту зачатия, происходит передача первородного греха. Это не значит, что теперь вообще нельзя размножаться — ведь повеление Божье было человеку раститься и множиться, а Бог не может противоречить Сам Себе. Апостол Павел в Послании к Колоссянам упоминает про «злую похоть». Логично предположить, что кроме злой и беззаконной бывает похоть и законная. Именно такая законная похоть и реализуется в законном браке.

Но она — всё же, признак несовершенства, напоминание об изменении, произошедшем в человеческой природе в результате грехопадения и перехода из естественного состояние в нижеестественное. Научимся у цветов и плодовых деревьев тому, как Бог мог устроить. Как прекрасно цветение цветов! Даже самое чёрствое сердце отмякает при взгляде на эту красоту. Пчёлы купаются в пыльце, и прекрасное благоухание разливается по садам в коротенькую весеннюю неделю. Белые лепестки яблонь напоминают о красоте потерянного райского сада, и в эту неделю, пока они цветут, словно снова возвращаешься в Эдем и не чувствуешь прежних печалей, разве только о том, что яблони скоро отцветут. Между тем, цветение — это способ размножения у растений. Подобно ему прекрасным мог быть и, по-видимому, должен был быть и процесс размножения у человеков.

Мог быть процесс размножения человеков быть устроен без прямого участия мужчины, подобно почкованию. То есть, всё в силах Божьих было устроить иначе, чем принято теперь.

Христос изволил воплотиться и вочеловечиться от Богородицы и Приснодевы Марии именно безсеменным путём, а не семенным, хотя в Его власти было бы выбрать и второй, но Он выбрал первый. А поскольку Христос зовётся Новым Адамом, то, по-видимому, такого способа рождения Он изначально и хотел людям, но грехопадение лишило человека этого совершенного способа воспроизводства.

Дети были бы плодом чистой любви, и зачатие их могло бы быть, например, от объятий мужа и жены или от их поцелуя, который бы вызывал в женском организме такой гормональный фон, что благоприятствовал бы созданию нового человека, и осенялось бы её, женщины, чрево Духом Святым, и возникал бы новый человечек.

И подумалось мне сегодня ещё вот что. У животноводов крольчиха с крольчатами ценится больше, чем просто не рожавшая крольчиха. Так же и корова с телёнком, и курица с цыплятами ценится больше. Так могло быть и в первозданном мире: женщина, имеющая больше детей, больше бы ценилась. А сейчас мужчина, в падшем тленном мире, избегает такой женщины с чужими по отношению к нему детьми. Впрочем, Писание не позволяет предположить многомужество женщины в первозданном мире, ведь смерти мужа не предполагалось, и разводов быть не должно, потому что «прилепится муж к жене своей» (Мф. 19:6) — именно к своей, а не чужой. Тем не менее, думается, многочадство каким-то образом возвышало бы женщину, оказывало ей честь. Теперь же женщина со множеством чад становится объектом язвительных насмешек.

16 августа 2020, г. Тюмень, 16:02-17:14, переменная облачность, преимущественно облачно, +19°С, первое воскресенье Успенского поста.

У святого Апостола Павла есть слова о том, что лучше человеку оставаться как есть, а если не может, то тогда жениться. Обычно много говорят о второй части этих слов, в то время как первая часть оттеняется, и на неё практически не обращают внимания: «оставаться как есть – это не для нас» — думают они.

Слова же Апостола Павла — это прямое следствие того, как Бог выбирает каждого из нас в веру, как Он призывает нас. Каждого Бог призывает в своём возрасте. Поэтому же в Церкви мало молодых теперь — это какая-то тайна выбора Бога, что Он не всех нас в одно время призвал, например, в отрочестве. Но и день, когда Бог призывает каждого из нас, стучась благодатью в сердце — не случаен. Есть определённый порядок в том, когда кто призван. Есть люди, призванные будучи уже семейными — отцами и матерями семейств. Для них у Апостола Павла есть своё указание. Он им рекомендует оставаться в браке, даже если супруг язычник — тот, говорит Апостол, освящается верующим супругом (по-видимому, чтобы верующий человек не опасался быть осквернённым от общения с супругом-язычником).

А вот тем, кто уверовал, ещё не вступив в брак, видимо, даже ещё не имея невесты или жениха, тем Апостол неложно и честно открывает лучший путь — оставаться как есть, то есть пребывать в целомудренном безбрачном воздержании. А про тех, кто вступает в брак, Апостол искренне говорит, что таковых ему жаль. Мне раньше казалось, что, наоборот, надо пожалеть Апостола Павла, потому что никого рядом с ним нет из близких людей. Вот прямо так я думал! И не понимал Апостола, и с жалостью читал его слова. Однако только теперь, на тридцатом году жизни, я понял и почувствовал, что Апостол был прав. Не значит, что я не доверял Апостолу Павлу. Я принимал его слова на веру и доверял им, но моё нутро само собою реагировало жалостью к Апостолу Павлу. И только теперь я понял, почувствовал и пережил эти слова в той мере, чтобы согласиться с ними не колебаясь. Апостол был прав. Почему? Он говорит, что вступающие в брак претерпят скорби по плоти. Что это за такие скорби, я пока не вполне понимаю, лишь интуитивно догадываюсь, а вот те заботы, которые предстоят в семейной жизни — это действительно скорби.

Вижу эти скорби по родным и близким, по близким и дальним знакомым. Понимаю, что сам так не смогу. С 17 до 29 лет казалось, что всё ерунда, была бы только любовь, взаимность. А теперь словно как пелена стала спадать с глаз, и обнаружил себя не способным браку. Или, чтобы не кокетничать с читателем, какой я напоказ плохой и грешный, лучше скажу — обнаружил, что мне было бы полезно поступать по слову Апостол Павла.

Я очень постепенно подходил к этой мысли, Бог вёл меня через долгую череду обломов и разочарований в людях. А теперь вижу, что для меня так было лучше. Того, кто влюблён, или хочет влюбиться, или надеется влюбиться, мои слова, пожалуй, не убедят. Убедит только личное переживание благодати по благодати. Я ещё далёк от того идеала, когда слова Апостола переживаются настолько, что льются из твоего сердца как родные. Но я пережил уже настолько, что уже согласен с ними, не колебаясь.

Это не похоже на те 2, 3 или 4 периода моей жизни, когда мысли о монашестве были чем-то внешним по отношению ко мне, но всё же желанным. Такие волны стремления к монашеству испытывают все воцерковлющиеся, даже женатые или замужние. Здесь одиночество мне приоткрылось как желанная необходимость. Даже слово «необходимость» тут смотрится как нечто вынужденное. Но я говорю о такой необходимости, как когда говорят о необходимости человеком всегда выбирать добро и следовать добру. Человеку необходимо делать добро, хотя он волен и избегать добра, но тогда придётся понести и последствия избегания добра. Вот в таком смысле «необходимость».

Спрашивается, если бы все не женились, а оставались бы в целомудренном безбрачии, то как бы тогда пополнялась Церковь? Во-первых, потому-то нас Бог и призывает в разное время, так что многим (действительно, многим!) позволяет создать семью и родить детей и лишь затем призывает их к совершенству. Других же Господь призывает раньше, чем они создадут семью и тем самым как бы показывает не-необходимость семейного пути. Между тем, чтобы это делалось свободно, оставляется и возможность вступить в брак, которую и упоминает Апостол Павел — если не можешь держаться, то тогда вступай в брак. Кажется только, что в словах Павла брак уверовавшего смотрится как дозволение, как, если можно так выразиться, исключение из правил. А основной путь, основное правило, всё же, «оставаться как есть», то есть в целомудренном безбрачном воздержании. Это же мы видим по множеству мучеников первых веков, которые, раз уверовав, уже не собирались жениться ни под каким предлогом. То же самое — уклонение от брака — видим в житиях великих русских святых. А к святости мы все призваны.

Но пусть все станут следовать доброму совету Апостола Павла и будут избегать брака. Как же, спрашивается, тогда будет пополняться Церковь да ещё и устоит до конца времён, так что и врата ада не одолеют её? Ответ: в таком случае Церковь будет пополняться силою проповеди. Она и в обычные-то времена пополняется, в основном, не за счёт того, что дети рождаются у воцерковлённых родителей, крестятся, а затем неотлучно пребывают в Церкви. Церковь всё же пополняется, зачастую, уверовавшими в сознательном возрасте людьми. Хорошо это видно в зарубежной миссии. Церковь будет пополняться до тех пор, пока не исполнится число, известное лишь Богу. Даже если не останется целомудренных людей, Церковь будет пополняться кающимися блудниками, которые возьмут на себя подвиг дальнейшего целомудренного жития, а свещенниками будут становиться те из блудных язычников, кто примет Святое Крещение в сознательном возрасте и отвергнет прежнее нечестие. Так что Церковь будет пополняться. А вот нам бы никого не оттолкнуть от неё — словом, делом или безделием.

17 августа 2019, г. Тюмень, 14:37-14:59, преимущественно солнечно, жарко, +27°С, суббота, Успенский пост.

О требовании супружеского воздержания в пост можно поразмыслить так. С одной стороны, оно необходимо по причине сокращения и ограничения всяких удовольствий, отвлекающих от Бога, от духовной жизни, а тем более потребно в таком случае ограничение и в этом, самом, пожалуй, сильном земном удовольствии, как ещё кто-то из святых писал, «кожном удовольствии», ибо оно имеет начало в осязательной силе человека. Потрясение, испытываемое организмом в его время чрезвычайно. А потому в тренировке терпения, которую предлагает пост, необходимо воздерживаться от самых сильных удовольствий. Тогда и малые утешения вроде растительного масла или рыбы научимся принимать с благодарностью Богу.

Тут я упомянул слово «утешение». Если вспомнить, что сын Авраама, сорокалетний Исаак, утешился от своей печали по усопшей матери Сарре только тогда, когда обрёл супругу Ревекку, то мы получаем ещё один ключ к пониманию супружеского воздержания в пост.

Отказ от супружеских «утех» необходим, потому как сами эти утехи так сильны, что исключают напрочь покаянный настрой. Они не совместимы с покаянием, к которому призывает пост, не совместимы со скорбью и печалью. Кто же избирает земную супружескую утеху в такой момент, тот уже имеет себе утешение, а потому не получает высшего утешения — Божественного, духовного.

В надлежащем посте плоть человека удобопреклоняется к тому, чтобы полнее принять благодать Святого Духа — единственного Уте́шителя, дающего нетленное утешение и нетленную радость. Поэтому те, кто радеют о сугубых послаблениях в пост, вплоть до супружеских «утех», вероятно, ещё не познали плодов настоящего поста или слишком немощны душой. В последнем случае пост и является лекарством! Отказ от поста по причине личного хотения, произволения — иррационален. Надо, надо всем нам стремиться к взращиванию плодов истинного поста. Иначе ничего не поймём в духовной жизни.

30 ноября 2019, г. Тюмень, 20:04-21:12, –10°С, суббота, память прп. Никона Радонежского и свт. Григория Неокесарийского.

Недавно стало известно, что в России 7.78% имели, как говорят, «сексуальный дебют» в браке, то есть 7-8 человек из ста первый раз познают противоположный пол в браке. Если подходить к этой цифре с позиции математики, то тут должно работать условие сшивки функции, а именно, если столько людей пронесли верность до брака, то, следовательно, они же имели эту верность и прежде брака. То есть можно сказать, что столько человек хранят себя до брака.

Казалось бы, весьма немало: из 100-тысячного городка 7780 человек не поклоняются идолу блуда. Однако, скорее всего, в статистическом исследовании принимали участие люди разных возрастов, и разные возрастные группы должны быть для объективности равновеликими. А это значит, что в тех группах, где старше 50-60 лет, процент сохранивших верность побольше, потому что в годы их молодости нравы были покрепче. По тем же, кому 30 лет и младше, напротив, истинный процент должен быть меньше 7.78%, потому что нравы упали, о чём можно судить хотя бы по числу разводов.

Наберётся ли среди тех, кому сейчас 20 лет, хотя бы 1% тех, кто хранит и будет хранить верность до брака? Учитывая, что в деревнях с нравственностью, как мне представляется, получше, потому что тяжёлый физический труд ограждает от лишних грехов, то в прослойке городских молодых возрастом лет до 25 может статьcя, что и менее 1% сохраняет верность.

Вот уж, действительно, последствия бомбёжек! Полдня езжай на поезде, чтобы увидеть незамаранного человека. А чтобы увидеть истинное покаяние, помножь этот 1% ещё на столько же, то есть получишь одного из десяти тысяч, потому что покаяние, возвращающее человеку его достоинство, то есть истинное покаяние блудного сына, встречается ещё реже.

Рассуждал я, может ли человеку быть возвращено состояние, равное тому, что они имел до блуда?

Когда-то думалось мне, что не может. Только смерть и воскрешение тела из обновлённой материи позволяет обрести прежнюю чистоту, а в жизни нынешней, думал я, это невозможно. Теперь, спустя некоторое время, я смягчаю свой взгляд, потому что примеры святых — Марии Египетской, Варвара Луканского и многих других — показывают, что человек через покаяние как будто бы может вернуть себя к прежнему состоянию. В соработничестве с Богом Творцом раскаявшийся становится будто бы сам богом и творцом, способным сотворить даже новое целомудрие руками Бога Отца. Руками Отца Небесного вновь усыновлённый человек даже получает как бы тот венец доблудного целомудрия, которого лишил себя прежней нечестивой жизнью. Но усилия для этого чрезвычайные, работа предстоит сверхъестественная. Ради этого покаявшиеся уходили из мира оплакивать свои грехи. Никто после блуда не женился и не выходил замуж, а превосходящим естество подвигом вдавались в Бога и нудили Его о помиловании. Эти люди становились святыми и преподобными, которые как бы выковали себе новый венец доблудного целомудрия, не отличимый, а иногда, видимо, и превосходящий тот, что имели от начала. Их покаяние имело такую силу, что даже и для сохранивших чистоту в миру становилось духовным маяком, указывающим дорогу к спасительному жительству.

Ещё думалось мне в последние месяцы, что те, кто вступают в поздний брак, лет после 40, и хранят верность и целомудрие до такого брака, а потом ведут честно́е праведное супружество, те не теряют своего наградного венца, который имели бы, сохранив безбрачие до конца. Потому что вступают в брак, когда уже как бы естественные страсти тела охладели и не тревожат, а те житейские заботы, которые юным приносят радость, в таком возрасте приносят скорби. Продолжение рода такой семьи имеет первостепенную цель, но вступивший в такой брак может не то что не увидеть внуков, но и своих детей рискует не застать взрослыми. А потому каждый день такого брака наполнен радостопечалием, как дни быстро уходящей золотой осени, дарящие последние тёплые лучи солнца без надежды на тепло в будущем, разве только осень пусть продлится подольше. Вступают в такой брак уже не от похоти, а от послушания Божьему установлению, Его воле и своим предкам, чей род должен быть продлён, и нет в таком браке уже ветрености, но мудрость, терпение, опытность.

Кто проносит такое честно́е супружество до конца и в праведности изживает его, тот, хочется надеяться, получит сразу два венца: тот, что заработали за безбрачное житие без блуда, потому как если бы Бог и дальше устроил, то сохранили бы его до конца, и тот, что обрели верным, праведным и боголюбивым супружеством, исполненным так, как надо, как угодно Богу. Двух же венцов они заслуживают за то, что пока были молоды, сохраняли себя от страстей, похотей и блудных грехов, вопреки требованиям плоти и окружавшего общества, и делали не то, что хотелось плоти, и, когда уже вступили в возраст, снова не сделали того, что было угодно плоти, потому как та уже привыкла к одинокому существованию и уже страсти её ослабли, остыли, так что сохранять себя так до конца легче, а борьба идёт преимущественно со страстями души, а не плоти. Многих похвал достойна такая жизнь, если проходила в Боге или начала так проходить с некоторого момента. И даже святые, которые имели какой-то один венец — или за безбрачное целомудрие, или за праведное супружество — будут удивляться таким детям Божиим, получившим сразу два венца, что не укладывается в человеческую логику и как бы исключает один другого.

Габышев Дмитрий Николаевич, канд. физ.-мат. наук, старший научный сотрудник, эссеист, г. Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Габышев
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Человеки и скоты спасеши, Господи...»
Что будет с животными по всеобщем воскресении?
12.10.2023
Может ли ещё Индия стать православною?
Продолжение разговора. Часть 4.2.
29.06.2023
Признать мощи Царственных мучеников подлинными!
Тогда проблемы и нестыковки следствия рассеются
19.05.2023
Сороколет
Концепт новой требы
04.05.2023
Все статьи Дмитрий Габышев
Семья
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Формула семьи: Скачковы
«Господь помогает нам руками других людей»
20.11.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Многодетным – дополнительный выходной!
В Госдуме предложили четырехдневную рабочую неделю для многодетных родителей
19.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
21.11.2024 20:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07