Давно уже Русская Православная Церковь не сотрясалась чередой резонансных судебных дел. «Дело протодиакона Андрея Кураева», «Дело протоиерея Алексия Уминского», «Дело митрополита Леонида (Горбачёва)», дело ряда клириков Молдавской митрополии, ушедших в раскол, дело клириков Литовской митрополии, обвинённых в клятвопреступлении, и т.д. и т.п.
У большинства вышеперечисленных дел своя предыстория и подоплёка, но почти все их объединяет одна общая черта — безапелляционная уверенность подсудимых в своей правоте и безгрешности и отсутствие у оных какого бы то ни было уважения к церковным судам Русской Православной Церкви. Многие из подсудимых грозятся обжаловать судебные решения Русской Церкви в апелляционном суде ересиарха Варфоломея. О своём намерении подать апелляцию неоднократно заявлял Кураев, не без основания убеждённый в том, что стамбульский расколоучитель удовлетворит жалобу беглого бывшего протодиакона. Бывшие литовские клирики уже воспользовались этой возможностью — и были восстановлены в сане решением Варфоломея.
Митрополит Леонид (Горбачёв) уже заявил, что подаст апелляционную жалобу в случае вынесения в отношении него обвинительного приговора. ТАСС предполагает, что иерарх подаст жалобу в Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Отрадно, что владыка Леонид, в отличие от иных подсудимых, не собирается «искать правду» у стамбульского разбойника.
Действительно, согласно п. 5 главы III Устава Русской Православной Церкви Архиерейский Собор является церковным судом высшей инстанции. Как таковой он правомочен рассматривать и принимать решения: в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси; в последней инстанции: а) по разногласиям между двумя и более архиереями; б) по каноническим проступкам и вероучительным отступлениям архиереев; в) по всем делам, переданным ему общецерковным судом для окончательного решения.
Подсудимые клирики, за исключением митрополита Леонида, не только проявляют вероломное, раскольническое поведение, но и демонстрируют полное отсутствие канонического (правового) сознания и элементарного уважения к институциям, в том числе церковным.
В большинстве правопорядках издревле сложилась традиция обращения к судам других юрисдикций только после полного исчерпания внутренних средств судебной защиты.
В этом отношении можно сослаться на Европейский суд по правам человека. Согласно ч. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ЕСПЧ может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
Также судебная система всех стран мира иерархична: лицо не может обратиться в вышестоящий суд, не обратившись ранее в нижестоящий. На этом принципе построена и российская судебная система. В частности, лицо не может обратиться за защитой в кассационный суд, минуя апелляционную инстанцию. Эта позиция отражена в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» обращение в кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобой, представлением на судебные постановления, указанные в части 2 статьи 377 ГПК РФ, возможно, если лицами, участвующими в деле, и другими лицами, права и законные интересы которых нарушены судебными постановлениями (часть 1 статьи 376 ГПК РФ), были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке.
Условия допустимости жалобы установлены и при обращении лица в Конституционный Суд России. Согласно ст. 97 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» лицо может обратиться в КС РФ только, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица.
Любой практикующий юрист знаком с указанными правилами допустимости жалобы, в которых выражается иерархическая структура судебной власти.
Церковная судебная власть также иерархична. Однако подсудимые клирики (о чём свидетельствуют последние судебные дела) напрочь игнорируют принцип иерархичности. И это вдвойне странно, учитывая, что им должно быть хорошо знакомо учение святых отцов о церковной иерархии. Иерархия — один из основополагающих принципов устройства земной Церкви. И этот принцип попирается бунтующими подсудимыми.
Подсудимые не только не считают нужным соблюдать принцип иерархичности, но и не брезгуют просить защиту у расколоучителя, узурпировавшего высшую судебную власть в мировом Православии. О полной неосновательности притязаний стамбульского раскольника на церковную судебно-апелляционную власть в мировом Православии писалось много и основательно. Но даже если бы у Варфоломея имелась такая власть, подсудимые Русской Православной Церкви должны были в соответствии с принципом иерархичности и Уставом РПЦ подавать жалобы сперва в Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, а затем уже обжаловать решение Архиерейского Собора РПЦ у Варфоломея… Но многие из них предпочитают «лезть через голову».
Подсудимые клирики по вышеобозначенным судебным делам оправдывают своё антиканоническое поведение благими намерениями, мол, они не хотят «идти на совет нечестивых». Но кто дал им право считать и Церковь свою, и её судебные органы недостойными их судить? Ответ на этот вопрос (риторический для любого воцерковлённого человека) крайне прост: гордыня.
Именно гордыня движет этими клириками. Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».
Священник Павел Гумеров замечательно пишет: «Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность».
Гордыня опасна главным образом тем, что гордец убеждён в собственной правоте. Гордыня делает гордеца слепцом. И уже никто и ничто его не в состоянии вывести из этого пагубного состояния. Гордецом попирается всё несогласное с пленившей его гордыней. И даже Церковь уже не указ…
Последние судебные дела в Русской Православной Церкви показывают серьёзность положения. Парадоксально, но подсудимые, многие из которых весьма маститые клирики, полностью лишены канонического сознания и пленены гордыней, страстью, подталкивающей их прямиком в ад…
Происходящее тревожит и заставляет задуматься над положением вещей, весьма печальным… Ибо «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Клирик, лишённый канонического сознания и пленённый гордыней, тот же слепец. Он опасен и для себя, и для прихожан, и в целом для Церкви. Не пора ли заняться «очищением авгиевых конюшен»? Пока не стало слишком поздно.
Александр Валентинович Тимофеев, магистр права
27.
«Именно гордыня движет этими клириками. … «Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».
Священник Павел Гумеров замечательно пишет: «Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны…»».
Гордыня опасна главным образом тем, что гордец убеждён в собственной правоте.
///////////////////////////
Здесь в параллели тема «идет» - «Как выбирали Патриарха»… И в тексте приводится следующее утверждение:
«О.Андрей Кураев так высказался о новом патриархе: «Патриархом Московским и всея Руси стал сильный лидер, ощущающий ответственность за всю Церковь. У него не общее выражение лица. Он не равен своему титулу и сану, не растворился в нём. Это крайне редкое в России сочетание: интеллектуал, облечённый властью <…> Не могу не отметить, что митрополит Кирилл, будучи местоблюстителем престола, ни с кем не торговался, никому ничего не обещал за поддержку, не сулил высоких постов. Это означает, что он сохраняет свободу <…> Считаю, что именно такая личность отвечает требованиям нынешнего века: патриарх должен быть миссионером».
Кстати, кое-что пришлось в этом отношении («на публике) услышать и от самого Кураева весьма уважительно-позитивно отзывавшегося о Предстоятеле…
В связи с «затронутыми» в исходной публикации «фактами» «закономерно» возникает вопрос - а грех гордыни не может ли сказываться на объективности суждений-оценок? Или в момент едва ли не «потока» материалов «выпущенных» тогда «из под пера» еще диакона (пожалуй, самого сверхактивного в предвыборном информационном поле? ) в поддержку во избрание митрополита Кирилла Патриархом, Кураев был «чист, что ангел» - не поражен грехом гордыни? В таком случае - в какой момент он «сломался», что могло послужить причиной- поводом? Церковным судом, наверное, все же исследовался этот вопрос и, даже, может быть, давались «частные определения» в отношении (неустановленных?) лиц, возможно способствовавших созданию (пусть и неосознанно?) соответствующих условий-обстоятельств повышенного риска духовных повреждений?
И вообще – насколько «секретны» материалы церковного суда – «вон» ведь гражданские дела разве не «вываливают» «наружу» для всеобщего «обозрения»? «Ткай» в «кнопку» и… вот она – едва ли не вся «подноготная»?
26. Ответ на 25, Александр Тимофеев:
«О том, что ими движет гордыня, свидетельствует их поведение: неявка в суд, опубличивание процесса, неиспользование процессуальных процедур (в т.ч. обжалования судебных решений), шантаж и т.д. и т.п. Такое поведение лишает лицо права на критику церковного суда, не заслужили они такого права…»
///////////////////////////
Так может «оно» и лучше, что не являются и в том не только их «вина»? В конце-концов, «ну» коль «образован» церковный суд и имеется необходимость (в силу «специфики» дел?) необходимость «зрить» подсудимых, то почему бы не организовать и не обеспечить, например, их принудительный привод «местными» «силами» – «вон», на территории Данилова монастыря пришлось как-то наблюдать разгуливающих в досоветском одеянии-форме то ли казаков, то ли… - «при едва ли» не «волочащихся» -достающих до земли «сабельках»: - представить только – «заявились» бы к протодиакону А. Кураеву «по месту жительства» и… Да только велик ли прок-толк от того стал бы? Ведь, что такое гордыня и любая другая страсть «выходящая» у иного грешника наружу – о чем говорит? Так за ней же прямое инвольтирование-воздействие «понукающего» тому беса, «заведующего» сей и… главное – питающегося этой специфической, скажем так – «энергией»… А если в действительности вдруг окажется именно «тот» случай – «доставят» подсудимого, «поставят» пред «очами» «решающих» - да только в реальности придется «дискутировать» с «ирреальным» невидимым бесом! В «итоге» и «разойдутся» «всяк» при своем «интересе»? В таких случаях совсем иной «клин» необходим дабы «обнажить» правду в самих себе грешникам-то? А то вот у «нас» как «что» – так сразу «с ходу» «рецепт» – покайся, мол, и… Да только… насколько помнится, «заметил» наш богослов Алексей Ильич Осипов - движение к Богу человека начинается с видения собственных грехов! И, наверное, по логике «вещей» только после этого может последовать - наступить раскаяние в них?
И если церковным судом действительно предусмотрено «действо» к побуждению грешника к покаянию и в реальности даже имеются такие «штучные» «специалисты», то… как говорится – аж «дух захватывает» от разворачивающейся «перспективы»?!
25. Ответ на 20, Александр Волков:
24.
/////////////////////
Не последнее дело в этом вопросе, как представляется, имеет значение и приложение усилий по изменению сознания человека - точнее, направления мышления – «ну» прям, едва ли не по М.С. Горбачеву получается – вот только с принципиально-существенной разницей – не о «новом» ведется речь, а давным-давно известном… Здесь, на сайте РНЛ, не единожды приводились слова из полученного Свыше откровения нашим современником старцем Иоанном Крестьянкиным - не ищите виновных, не ищите виновных… Сложно сказать – в контексте конкретно какого события (й) то было сказано, но… разве они не универсальны и не приложимы к описываемой в публикации ситуации? Ведь от чего еще на почве гордыни «произрастают» нестроения? Да от недостатка понимания! Вот тот же, например, протодиакон А. В. Кураев в дискуссии (кажется, в Политехническом музее?) «одолевший» «атеиста» и «вкусивший» первый публичный «опыт» победы – на чем, в итоге, по большому счету, «зациклился»? Да, по сути – разве не на «мочилове»?! Какое там взвешенное проникновение в глубину? И дискуссии – точнее сам процесс, публичность – стали страстью? Ошарашить, огорошить, «уйти» в случае неудобных вопросов из аудитории «в вертикаль», но… ГЛАВНОЕ - «по-бе-дить»?! А общей «стартовой» площадкой» тому для немалого числа нынешних просветителей стало что? Да «заточенность» на АНТИСОВЕТЧИНУ! Не попытка в рамках целостно-духовного видения, расширив собственное понимание, объяснить Советскую Эпоху, а обвинить, осудить! И то был «тренд» заданный, вне сомнений, «сверху» - не Творцом, разумеется… И пришли, в итоге, к ситуации отраженной в эпизоде весьма поучительного (если задуматься, конечно?) фильма-комедии «Карнавальная ночь» - «Бабу Ягу воспитаем в своем коллективе»? Ну, а потом «дружно»… «Классика жанра», вообщем?
23. Ответ на 22, Александр Волков:
Согласен.
Весь мир находится в прелести, потому что "всяк человек - ложь". А основанием этого служит страсть гордыни, победить которую можно только через нищету духа. (Пс.115) С НАМИ БОГ! (Ис.8)
22.
«Такое состояние души св. Игнатий Брянчанинов назвал "прелестью мнения" С НАМИ БОГ! (Ис.8)»
///////////////////////////
«Опираясь» на известное выражение «приписываемое» сталинскому наркому Кагановичу – «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность», разве неправильно будет утверждать, что и у «прелести мнения» есть не только «имя», но и… вполне конкретная причина? И можно «предположить», что связана она сильнейшим образом с «изъяном» -недопостановкой в грешнике целостного мировоззрения… «Отсюда», вероятно, и проистекают неверные мнения-выводы и… те самые «заносы» при открывающихся «вратах» доступа еще и бесенят? «Где-то» еще может спасать интуиция, «внутренний» «компас», но… углубляющееся духовное повреждение делает «свое» - вплоть до поражения «органики»…
И что в таком состоянии может «поделать» тот же церковный суд с грешником? По сути, перед ним разве не может оказаться духовно больной человек? В мирской практике, люди – ища «справедливости» доходили и… проходили Конституционный суд, а дальше следовал… нет – вовсе не ЕСПЧ… Вообщем, тяжелейшие ситуации, коли не пресечь-упредить их в самом «зачатке»… Но для этого надо действительно работать с человеком! Кстати, в Советской среде жизни этим в рамках, разумеется, идеологического «воззрения-установок» достаточно последовательно во «всеохвате» занимались… В сегодняшней же «среде» грешники предоставлены в немалой степени «самим себе» - отсюда и невиданная по масштабу-характеру опасность духовных повреждений - едва ли всяк «мнит» себя средоточием мироздания? Ныне не единицы пребывают «в прелести», а целые «сообщества» и даже… более -разве не так?
21. Ответ на 18, поп Андрей:
20.
«Именно гордыня движет этими клириками.»
///////////////////
«Ну» почему столь категорично-однозначно-то? Да, считается (?) «матерью» пороков, но выступает-то, как правило, в «замесе» - и нередко как «с зерном», так и… даже увесистым мешком правды -не с заглавной буквы, разумеется»? Ведь не случайно же в мирской практике в «вариациях» упомянутого законодательного акта о порядке работы с обращениями граждан информация изложенная в «письмах», скажем так – без «подписи» принималась «к сведению» - точные формулировку можно уточнить…
19. Ответ на 18, поп Андрей:
И как при этом выполнять другой – Патриарха Кирилла об актуализации веры? Действительно архинаисложнейшая ситуация…
Что касаемо Патриарха Варфоломея -точнее, возможного действия – оправдает или нет, то даже последний вариант - как показывает мирская практика – не гарантирует «успокоения» «истца» - так, что после этого «достаться» «на орехи» может еще и Константинополю и вообще всем «вовлеченным» в оборот – вплоть до Папы Римского?
Имеется, правда, один полезно-безвредный способ умиротворения грешника (не всякого, конечно) в подобных ситуациях - достаточно рискованный для использующего… - но это отдельная тема-истории…
18. Ответ на 17, Александр Волков:
Положим, откажет как «высшая инстанция-надежда» для «несогласных» Патриарх Варфоломей – дальше что?
И лица духовного сана заурядные грешники. Только есть грешники кающиеся и получающие прощение и от Бога и от Церкви, а есть грешники -" мнимые праведники", им никто не указ.
Патриарх Варфоломей их может оправдать (да и оправдывает), только его оправдание ничтожно. Не имеет значения. И согласен с вами, Александр, для духовной жизни все эти метания не полезны.