Итак, митрополит Леонид (Горбачёв) не пришёл в понедельник на заседание церковного суда, где его предполагалось обвинить в каких-то финансово-хозяйственных нарушениях при передаче дел Патриаршего подворья – церкви Всех Святых на Кулишках (бывшего Подворья Александрийского патриархата), где он был настоятелем с октября 2021 году по начало сентября 2023 года.
Осенью минувшего года все наблюдали за тем, как митрополита Леонида последовательно лишали всех должностей и вот довели до церковного суда. Причём, внятного объяснения причин расправы с одним из самых медийно популярных архиереев Русской Православной Церкви широкой православной общественности и экспертному сообществу никто не дал. Приходилось довольствовать слухами и намёками.
Митрополит Леонид (Горбачёв) являл собой до недавнего времени пример успешной церковной карьеры, сделанной в основном по ведомству Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). В 1998-2002 годах он учился на богословском отделении Афинского университета. Затем недолго был членом Духовной миссии в Иерусалиме, потом почти десять лет был представителем Патриарха Московского при Александрийском Патриархе и жил в Каире. После хиротонии в 2013 году возглавил Аргентинскую кафедру. Вернувшись в 2016 году в Россию, вскоре (в 2019 году) стал заместителем главы ОВЦС.
Венцом карьеры стало возведение в сан митрополита и назначение (в декабре 2021 года) главой созданного Африканского Экзархата Русской Православной Церкви. В преддверие назначения экзархом Африки он стал настоятелем богатого прихода в центре Москвы – храма Всех Святых на Кулишках (бывшего Александрийского подворья).
Но прошло чуть больше полутора лет, и карьера митрополита Леонида стремительно покатилась под гору. 8 сентября 2023 года он был освобождён от должности настоятеля храма Всех Святых на Кулишках. 11 октября 2023 года Священный синод РПЦ освободил его с должности экзарха Африки. В решении Синода говорилось: «В связи с поступившим на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапортом Преосвященного митрополита Клинского Леонида с изложением причин, препятствующих исполнению им обязанностей Патриаршего экзарха Африки, освободить митрополита Клинского Леонида от этой должности с благодарностью за понесённые труды и с сохранением за ним временного управления Ереванско-Армянской епархией».
Однако в кулуарах ходили разговоры, что митрополит Леонид никакого рапорта не подавал, а то, что произошло, на самом деле – наказание. И хотя формулировка увольнения была привычной «с выражением благодарности митрополиту Леониду за понесённые труды», перевод целого митрополита на нищую Армянскую епархию (где и священникам-то трудно прокормиться, не то что митрополиту) свидетельствовал именно о наказании.
Митрополит Леонид в Армению не поехал, видимо, надеялся на изменение решения своей участи, на возможность объясниться с патриархом. Формальным поводом была больная мать, находившаяся на его попечении.
И вот тогда на следующем заседании Священного Синода 27 декабря было принято решение: «Преосвященного митрополита Клинского Леонида освободить от временного управления Ереванско-Армянской епархией и почислить на покой». Уже без благодарности за понесённые труды и даже без определения места проживания и служения, т.е. служить и жить ему было негде, «прокормиться» как архиерей митрополит Леонид не мог. Разве что оставалось просить подаяние на паперти. «Подайте бывшему митрополиту»…
В своём довольно популярном телеграмм-канале митрополит Леонид разместил несколько постов, в которых выражал недовольство решением Синода и намекал на возможные разоблачения заказчиков расправы над ним и на свои связи в госструктурах и спецслужбах.
И вот в январе стало известно, что митрополита Леонида вызывают в церковный суд по обвинению в каких-то нарушениях при передаче дел в храме Всех Святых на Кулишках. Пошли разговоры, что его хотят вовсе лишить сана, т.е. совсем «закатать в асфальт, чтобы другим неповадно было». Заседание Высшего общецерковного суда по его делу и было назначено на 29 января.
Однако митрополит Леонид на суд не прибыл (говорят, он уже уехал из Москвы в Краснодар, поскольку не было средств для жизни в столице). Вместо этого он оставил две записи в своём тлг-канале. Первая запись гласит: «Надо мной уже достаточно глумились и издевались на протяжении последних 4-х месяцев. Довольно. Больше я такой радости никому не доставлю. Хотите "судить"? Судите. Без меня. Только назовите это честно – заказная казнь. Никакого раскола и бунта никто устраивать не собирается. Но и людей за дураков считать не надо, всё на поверхности и очевидно. Повторюсь. Вины за мной перед Церковью и Отечеством никакой нет. Я ничего не делал без решений Священного Синода и указаний Патриарха. Решение приму. В случае обвинительного – будет подана апелляция. Бог во времени и люди расставят всё по своим местам».
Словом, суд он воспринял как издевательство, как «заказную казнь», в случае обвинительного решения обещает бороться, подавать апелляцию Архиерейскому Собору. Впрочем, Собор в связи с событиями на Украине теперь неизвестно, когда состоится.
Чуть позже в этот же день появилась более пространная запись, раскрывающая некоторые детали его попыток найти компромисс: «У нашего священноначалия были все шансы для, так называемого, досудебного урегулирования. Я лично об этом говорил Управделами митр.Григорию, а также, через доверенное лицо, зам.управделами архиеп.Савве. И в первом, и во втором случае никакой реакции не было. Если они не донесли эту информацию до Патриарха, пусть спрашивают с них. Со своей стороны я сделал ВСЁ, чтобы репутация нашей Церкви не страдала. Заметьте. Это всё было в одностороннем порядке. И я в данном случае – пострадавшая сторона, которую оклеветали и несоразмерно наказали, освободив от всех должностей, лишив возможности служить, с каждым разом всё больше и больше разбивая и унижая конфиденциальными резолюциями мою честь и достоинство. А также нарушая Устав РПЦ и Положение об Экзархате Африки, утверждённое Священным Синодом РПЦ и подписанное Патриархом. И всё это зафиксировано. Нарушены мои права по многим пунктам. Мне на кого в суд подавать!? Или у нас работает система только в одну сторону? Мне нужно сказать простите, благословите и признаться в том, что я не делал!? Ради чего, точнее кого? Как христианин я свою смиренную позицию обозначил.
Кроме того напомню, что ревизионную комиссию прислали спустя 2 (ДВА) месяца после того, как меня освободили от должности настоятеля. Далее. Вы на суде меня ставите в один ряд с архиереями раскольниками, гомосексуалистами, наркодилерами и предателями Родины? За хозвопросы (если они есть)! Вы серьёзно? А теперь к уважаемым собратьям-архиеереям. В моём лице сейчас рассматривается прецедент и если он будет создан, то следующим может быть каждый из вас».
Здесь особенно примечательны три момента. Во-первых, митрополит Леонид обращается уже ко всем архиереям, прямо говоря, что его судьба может постичь и других собратьев-епископов. Во-вторых, он обращает внимание на то, что ревизионная комиссия прибыла проверять передачу дел не сразу, а спустя два месяца после, т.е. за это время уже много воды утекло.
И, в-третьих, он справедливо обращает внимание на несоразмерность обвинения и наказания, когда его за вероятные хозяйственные нарушения на Подворье ставят в один ряд с «раскольниками, гомосексуалистами, наркодилерами и предателями Родины». Напомним о чём идёт речь. Церковный суд за последние 20 лет рассматривал дела четверых архиереев. Был извергнут из сана ушедший в раскол Диомид (Дзюбан), бывший епископ Чукотский. Были запрещены в служении два епископа, фотографии гомосексуальных похождений которых были выложены перед тем в сеть, – Игнатий (Бузин), бывший епископ Армавирский и Игнатий (Тарасов), бывший епископ Костомукшский, которым суд предписал жить в монастырях. И, наконец, был извергнут из сана бывший епископ Череповецкий Флавиан (Митрофанов), на квартире которого ФСБ обнаружила нарколабораторию, которую создал его сексуальный партнёр, скрываясь от правосудия бывший епископ сбежал в Великобританию, гражданство которой он получил, когда служил там по линии ОВЦС.
И вот теперь пятый случай, но тут судят не раскольника, не содомита, не наркодиллера, а нарушителя финансово-хозяйственной дисциплины.
Поскольку внятного разъяснения, за что митрополит Леонид подвергается столь жёстким прещениям, нет, в православных и околоправославных телеграмм-каналах распространяются самые разные версии.
Согласно одной версии, всему виной обострение отношений митрополита Леонида с председателем ОВЦС митрополитом Антонием (Севрюком), который весьма близок к Патриарху Кириллу. Митрополит Леонид в своем тлг-канале активно публиковал материалы с критикой священников ОВЦС из Европы, которые позволяли себе публично критиковать СВО и политику России и при этом не подвергались никаким прещениям со стороны руководства ОВЦС. В ответ руководители ОВЦС начали чинить препятствия деятельности Африканского экзархата, чем спровоцировали открытый конфликт, в котором, якобы, Патриарх стал на сторону ОВЦС.
Вторая версия скорее критична к митрополиту Леониду. Сторонники её утверждают, что он перестал бывать в Африке, где ему надлежало трудиться. Жил большей частью в Москве на Подворье, прикрываясь тем, что ему нужно ухаживать за больной матерью. При этом начал активничать в телеграмме, где писал о всякой всячине, чем создавал впечатление, что он ищет дешёвой популярности в обществе, появлялся на светских тусовках, активно раздавал интервью. Снятие с должности настоятеля Подворья в Москве его, мол, не вразумило, в Африку он не поехал, продолжая жить в столице. Это соответствующим образом преподнесли Патриарху и на ближайшем Синоде его сняли с должности Экзарха. Он оскорбился и вместо того, чтобы поехать к месту служения в Ереван, продолжал оставаться в Москве, да еще и начал намекать на какие-то разоблачения в телеграмме. И вот печальный, но закономерный финал.
Третья версия гласит, что всему виной Ватикан. Якобы митрополит Леонид проявил слишком большое усердие в миссии в Африке и начал вовлекать в состав РПЦ не только клириков Александрийского патриархата, но и тех священников-негров, кто принадлежал к Римо-католической церкви, чем вызвал недовольство не только Александрийского патриарха, но и влиятельных лиц в Ватикане. А к голосу из Ватикана Московская Патриархия очень сильно прислушивается, поскольку надеется через контакты с Ватиканом добиться победы в борьбе против Константинопольского патриархата. Осторожные намёки на месть католиков делал и сам митрополит Леонид.
Согласно четвёртой версии митрополита Леонида сгубили контакты с главой ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным. А расправа над митрополитом Леонидом – вовсе не инициатива Патриархии, а настойчивая просьба одной из башен Кремля, которой Патриарх не смог отказать.
Как оно было на самом деле, сказать трудно. Возможно, отчасти верны все четыре версии, а может быть есть и какие-то пятая и шестая версии. В условиях отсутствия прямого и ясного разъяснения со стороны Патриархии журналистам и экспертам приходится только гадать о подоплёке происходящих вокруг митрополита Леонида прискорбных событий, которые, к сожалению, подрывают авторитет Церкви в обществе.
Редакция Русской народной линии
9.
Сегодня ты поэт великий,
А завтра негодяй и враг.
То будут Богу поклоняться,
А завтра, с исступленным ликом
Топча, бросать попов в овраг.
Сегодня НЭП в наглейшем виде,
Скупая всё и вся на деньги,
Отчизну душит, как питон.
А завтра, за решеткой сидя,
В полоску шапка враз по Сеньке,
Сознается, что он шпион.
Вчера капитализм хвалили,
Совдепию, как пса пинали,
Сегодня вновь хотят в тюрьму.
Врага-поэта отловили
И в западную жуть изгнали,
Сегодня памятник ему.
И наперед не догадаться,
Какая ждет тебя погода,
Умом Россию не понять.
А если будешь всё ж пытаться,
Своей настырности в угоду,
Придется на себя пинять!
8.
Но это и объяснение 1% посещения храмов даже по Праздникам...
7.
"Пока что РФ - не наше государство. Пока что это - постсовок. Который, *, брыкается и не хочет становится _нашим_.
Вернее - не хотел.
Война заставила. Как * усатую немцы и американцы совместно заставили русских помянуть за победным тостом и Церковь прекратить гнать.
Но эти похлипше, зон не топтали, на гоп-стоп не ходили, потому надежда, что додавим * до какого-то приемлемого для нас уровня дружелюбности интерфейса достаточно высокая.
Надеюсь, амеры не сдадутся и будут брыкаться до последнего, вынуждая эту * новиопскую сдавать позицию за позицией".
уранополит kipha 24 декабря 2023.
Да не почему, всё дело лишь в обмане. Патриотизм никакое не чувство, как не являются чувствами ни коммунизм, ни либерализм, ни национализм и прочие ~измы, включая также алкоголизм. Всё это (за исключением последнего, конечно) — идеологии. А перед ~измом поставлена главная, высшая иерархическая ценность каждой из них.
Александр Люлька, 17 июня 2023. https://alyulka.livejournal.com/1211226.html
6.
5.
Стоит посмотреть "телеграм" митр. Леонида.
Там размещён в нескольких частях материал под названием "Ватикан: "миротворец" с руками по локоть в крови". - о связи Ватикана с бандеровщиной.
Думаю только, что не сам Ватикан тут замешан, а 5-я колонна в РПЦ.
4. Недовольство Ватикана? - "а я не по поводу кражи, у нас тут дело почище!"
Верю, что Христос Бог - глава Церкви управит и это.
3.
Я считаю, что стремление к единству заложено в самой природе Церкви.Еще Игнатий Богоносец в письме к Поликарпу Смирнскому говорил: " Старайся о церковном единстве, более которого нет ничего ". То есть попечение о церковном единстве — приоритет епископского служения.
Но мы не должны забывать, что эти слова адресованы и нам. Если мы сталкиваемся с разделениями, наша обязанность — стремиться к его преодолению... Разделение христианства для многих нехристиан — свидетельство слабости христианской Церкви, ее неспособности сплотить людей. Поэтому преодоление разделений есть наша задача не только перед самими собой, но также перед лицом светского мира и представителями других религий.
Беседа с корреспондентом журнала " Церковь и время ". 2001 год
Уважаемая редакция, вами была опубликовано слова митрополита Леонида" на один день " , без сохранения в архиве. Речь была о том, что " ковидное мракобесие показало, кто есть кто ". Простите, подумалось это о диссидантах, сейчас же наводят мысли, что имелось ввиду другое. Вообще, не солидно , по меньшей мере, проявлять одно мнение, а потом резко менять да получается с крепким осуждением власти. Такая реакция была по прошествии санэпидемологической дистанции у нижегородского епископа и одного очпопулярного у молодежи священника
2.
1.