Не могу не отреагировать на замечания А.Д. Степанова в свете выступления Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном русском народном соборе. Сразу скажу, что в целом его выступление было, как всегда, умным и актуальным. Он жёстко дал справедливую оценку проблемам мигрантов, семьи, абортов и другим важным сторонам нашей российской действительности. Однако я был сильно разочарован его словами об отрицании идеологии. Причём прозвучали они весьма категорично и эмоционально.
Хочу порассуждать на тему нужна идеология или нет. Патриарх противопоставил идеологию и мировоззрение – мол, идеология может меняться, а мировоззрение нет. Сразу вспоминаются переломные рубежи нашей истории, когда коренным образом – когда резко, а когда и постепенно – менялось и то и другое: революция 1917 года, коллективизация, предвоенное строительство, Великая Отечественная война, «хрущёвские времена», «перестройка-катастройка», развал СССР в 1991 году. Однако любовь к Отечеству, совестливость, жертвенность, жажду справедливости русский народ пронёс через все испытания, – и об этом, кстати, Патриарх не раз подчёркивал и в других своих выступлениях. Разве это не может быть основой государственной идеологии?
Раньше я уже писал об этом в плане обсуждения некоторых норм Конституции РФ. Идеология происходит от слова «идея». Идея – это мысленный образ некоторого предмета или явления; это то, что позволяет видеть конечную цель и осознанно стремиться к ней, понимая тот результат, который будет (или должен быть) достигнут. Без идеи невозможна никакая созидательная деятельность, тем более – в масштабах целой страны, и ещё более – в условиях нынешнего сложнейшего геополитического положения России, в условиях проведения СВО.
Нетрудно представить себе картину из будущего, когда ребёнок, подросток спросит нас, дедушек и бабушек – какими идеалами мы жили в это время, за что боролись, что ставили превыше всего, на какие идеи, закреплённые законом, опиралось государство в деле воспитания, образования, культуры? Неужели главным было вырастить потребителя, в противовес воспитания творческой личности (со слов А. Фурсенко)?
На самом деле в России основа базовой, государственной, идеологии есть. Однако сейчас она размыта и неконкретна – с подачи конституционного её отрицания. Тем не менее, в самой Конституции идеологические основы всё же содержатся: они подспудно заключены во многих её положениях, а во вводной части прямо сказано, какие ценности (идеалы) признаются основой нашего законодательства:
- многонациональность, равноправие и самоопределение народов;
- соединённость общей судьбой;
- права и свободы человека;
- гражданский мир и согласие;
- исторически сложившееся государственное единство;
- память предков;
- любовь и уважение к Отечеству;
- вера в добро и справедливость;
- суверенная государственность России;
- незыблемость её демократической основы;
- благополучие и процветание России;
- ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями;
- осознание себя частью мирового сообщества.
Всё это не что иное, как совокупность идеологических принципов построения общества. Совершенно нелогично после таких знаменательных слов введения в Конституцию утверждать в ней же запрет для России иметь какую-либо государственную идеологию.
Я бы предложил такую редакцию в Основной закон:
«1. В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие с учётом базовой государственной идеологии.
2. Государственная идеология основана на патриотизме, уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость, стремлении к благополучию и процветанию России. Государственной идеологии России чужды элементы индивидуализма и потребительской психологии.
3. Основы государственной идеологии закреплены в введении к данной Конституции, а также излагаются в соответствующих доктринах и иных документах правительственного уровня (о воспитании, образовании, науке, семье и других)».
Наличие государственной идеологии вовсе не означает, что её надо вбивать в головы людей на всех углах. Она может быть не обязательной, а рекомендательной. Но в законе её надо, как говорил И. Ильин, предметно выговорить. И если ею будут проникнуты наши мысли и дела, книги, учебники, образовательные программы – она послужит нашему развитию и единению на самых высоких идеалах. Также ею будет поставлен чёткий заслон для чуждых нам течений и веяний.
Не хочу сгущать краски, но, по-моему, категоричное отрицание государственной идеологии нас морально разоружает и не способствует выработке правильного правосознания.
Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке, координатор гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»
7.
В России идеология государствообразующего русского народа может быть только на основе православного мировоззрения, излагать которое нет смысла: для этого есть Библия.
Человек создан по образу и подобию Бога, то есть подлинная природа человека Богоподобна. Основные сущностные свойства Бога, открытые нам в Евангелиях: Любовь, Истина, Добро, Красота. Мир и человек отражают своего Творца. Значит, человек должен стремиться уподобляться в своей земной жизни Богу так, чтобы жить по закону любви, истины, добра и красоты. Тогда он будет жить по своей природе, наилучшим для себя и мира образом. В этом замысел Творца.
А кто или что мешает? Мешает тот, кто противится Богу абсолютно всегда и во всём, а сам есть воплощение абсолютных ненависти, лжи, зла и безобразия (то есть отсутствия Красоты - образа Божия). И, конечно, повреждённость природы реального человека.
Повреждению истинной природы человека способствует, прежде всего, гордость, в основе которой лежит предельное себялюбие - первый и самый страшный вид порочной, сатанинской любви, а не любви святой, божественной, явленной нам в Иисусе Христе. Из гордости проистекают ещё четыре причины греха и четыре вида порочной любви: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие и властолюбие. Дальше эти корни разрастаются в бесконечно ветвящуюся сеть самых разнообразных уклонений от своей подлинной природы - грехов.
Идеология как система высших ценностей и целей жизни и развития общества и государства должна продекларировать такие ценности и цели, которые будут способствовать жизни каждого человека в соответствии со своей Богоподобной природой. Это недостижимый идеал, но стремиться нужно именно к нему и каждому человеку, и обществу, и государству, которое, в сущности, - часть общества.
Если такая идеология будет сформулирована, можно будет системно и обоснованно формулировать политику государства в любой области, а также главные управленческие цели, средства и подходы для решения задач, систему контроля и т.д., и т.п.
Такая реальная система тоже будет давать сбои, но, имея ясные и обоснованные высшие ценности и цели, система сможет эффективно выявлять и устранять свои сбои. Такая система будет истинно эффективной, поскольку будет нацелена и оптимизирована в соответствии с подлинной природой человека, с подлинной природой мироздания. Я верю и знаю, что других, более надёжных ориентиров нет и не может быть. Так устроен мир.
6.
Андрей Карпов:
«Эта история показывает, насколько мы не уже не понимаем, что такое Конституция... Она воспринимается как требования к народу, а не требования к власти.... И тогда вопрос: если всё законодательство (включая Констиутцию) - это требования к народу, то где требования к власти? Их нет. То есть власть, получается, не ограничивает ничто. Вот к чему мы пришли.»
/////////////////
«Ну» и чем не одна из причин-мотиваций «сопротивления» власти введению «официальной» идеологии – ведь даже относительно «высокая» потянет за собой требование к «облико морале» ее выразителям-носителям? И найдутся ли еще в этом смысле способные «потягаться» с М. А. Сусловым, а потому… «не буди лихо – пока оно тихо»?
Обратим внимание – по крайней мере, до сравнительно недавнего прошлого в немалом числе т.н. «госпрограмм» в постановочной части всячески избегалось конкретизирование конечно-достижимых результатов – разве не так? Попросту – умаление ответственности – «умывание рук»? А это уже стиль «управления»?
5.
Государственная идеология основана на патриотизме, уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость, стремлении к благополучию и процветанию России. Государственной идеологии России чужды элементы индивидуализма и потребительской психологии.
То есть в добро и справедливость мы верим, но стремимся к благополучию и процветанию? Верить-то просто... Можно верить, что твое Отечество самое лучшее и заслуживает уважение - всегда, безотносительно к происходящему. Вера это позволяет. Но полезна ли такая слепая вера?И вот ещё. К кому обращена государственная идеология? Предполагается, что Конституция - это базовый закон государства. То есть, она рассказывает, как устроено государство. Следовательно, государственная идеология - это идеология. на которой строится работа государственных институтов. Она должна быть обращена не к народу (как у автора статьи), а к власти. Каким идеологическим нормам должна следовать власть. Требовать от власти патриотизма - это смешно. Ибо национальная власть по определению должна быть патриотична. Аналогично - с уважением к Отечеству. Власть не должна ни во что верить (это не её функционал). Стремление к благополучию и процветанию - это ее базовая обязанность. То есть всё, что было сказано вырождается в абсолютную бессодержательность. Эта история показывает, насколько мы не уже не понимаем, что такое Конституция... Она воспринимается как требования к народу, а не требования к власти.... И тогда вопрос: если всё законодательство (включая Констиутцию) - это требования к народу, то где требования к власти? Их нет. То есть власть, получается, не ограничивает ничто. Вот к чему мы пришли.
4.
«Так какое мировоззрение следует положить в основу, чтобы сформулировать нашу (чью?) идеологию?»
///////////////////
Сегодня, учитывая характер-масштабы т.н. «вызовов времени», несомненно, «подошло» бы духовно-целостное мировоззрение… В этом смысле век идеологий «сходит» «на нет»… Высшая, советская – состоялась, а все, что далее «пытаются» «сочинить» - «в лучшем случае» поделки-суррогаты – и зачем только «сверлят воду»?
LiMan:
«Только надо поторопиться. Время не ждёт»
////////////////
Со школьной алгебры надо начинать - как это ни покажется неожиданно-парадоксальным… А то, у «нас» почему-то сразу попривыкли «брать быка за рога», а он в ответ – то одним копытом, то… «иным»?
3. Отрицание государственной идеологии нас разоружает
2.
Никакая идеология не может быть сформулирована без первоначального определения мировоззрения. А подлинное мировоззрение может быть сформулировано только на религиозной основе. Потому что только религия рассматривает мироздание в его полноте - в единстве мира духовного и мира материального. Только религия даёт представление о Боге, душе, вечности, цели жизни и других базовых понятиях и соответствующих сущностях и явлениях, без которых земная жизнь человека выглядит как бессмысленный путь от рождения до могилы. И всё.
Мировоззрение русского народа всегда было основано на Православии. Русский народ формировался и жил, а по моему глубокому убеждению, имеет единственную перспективу жить только на этой основе.
Как же быть с неверующими людьми? А с представителями других народов России, исповедующих ислам, иудаизм, буддизм или находящихся на стадии языческих верований?
Вспомним, что русский народ - государствообразующий. Это несколько облегчает ответ на часть вопросов, но неполностью.
Так какое мировоззрение следует положить в основу, чтобы сформулировать нашу (чью?) идеологию? Мы говорим об идеологии государствообразующего народа, или всех народов России, или российского государства?
Мы ещё не дошли до определения идеологии, а вопросов без ответов уже много.
Их надо искать тщательно и вдумчиво. Надеюсь, что именно ввиду ответственности такого поиска мы пока не имеем результата. Будем искать. Только надо поторопиться. Время не ждёт.
1.