«Самобытное государство-цивилизация» как идеологический базис

Онтология Русской цивилизации и пути оформления новой идеологии

Конституционная реформа Путина  Владимир Путин  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
188
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

На фоне обострения глобальных противоречий в 2020-е годы и связанной с этим смены Россией цивилизационного вектора от прозападного к вектору, выраженному в стремлении к строительству многополярного миропорядка, произошедшей в полной мере в интервале с 2014 по 2022 годы, усиливается запрос населения на идеологию. Вопрос государственной идеологии лежит в юридической плоскости и требует глубокой конституционной и партийной реформы. Но идеологию можно понимать и шире её юридического смысла, выраженного в 13 статье Конституции РФ, подчёркивающей идеологическое многообразие. Для общества нужна идеология как ценностно-смысловая матрица, отражающая онтологию исторического пути и направленности Российского государства.

Президент России Владимир Путин высказывался о России как о «самобытном государстве-цивилизации». В данной формулировке, конечно, содержится реакция на вынужденный в данный момент разрыв с коллективным Западом, но, между тем, стоит подчеркнуть, что и сам этот разрыв объективно возможен из-за наличия принципиальных отличий России от цивилизации Запада.

Сам по себе цивилизационный подход к истории и социальной философии, выраженный в трудах Тойнби, Хантингтона и др. авторов определяет цивилизацию как общество, состоящее из одного или множества государств, представляющих собой относительно независимый самобытный мир. Несмотря на очевидность существования в мире нескольких таких цивилизаций, различие между ними постигается по их внешним, акцидентальным, не сущностным, качествам. То есть описательно, феноменологически.

В силу многовекового господства в России православного миропонимания, важным элементом которого является онтологизм истины: «истина бо Сущее есть» (Дионисий Ареопагит «О Божественных именах») цивилизационный подход оказался России довольно чуждым и инородным. В полной мере он проявлен в англосаксонской социальной философии, хоть зачатки цивилизационного подхода мы находим у Данилевского в работе «Россия и Европа».

Возможно, именно из-за онтологического понимания истины русским народом в России в период СССР утвердился не цивилизационный, а марксистский формационный подход к обществу. Данный подход характеризуется тем, что исторический процесс понимается линейным и направленным от рабовладельческого общества к коммунизму, а каждая его ступень, или общественно-экономическая формация (ОЭФ) характеризуется как совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определённом этапе исторического развития. Формация характеризуется двумя основными понятиями: базисом (способ производства материальных благ и его общественный субстрат в виде сословия или социального класса) и надстройкой (совокупностью политических, религиозных и культурных институтов, которые закрепляют определённое распределение ролей в обществе, соответствующее уровню развития базиса). Определяющим для ОЭФ является её базис, создающий её непосредственное материальное бытие.

Несмотря на то, что сам по себе марксизм был завезён в Россию с Запада, корни подобных представлений об обществе содержатся в традиции православной русской книжности, религиозно-философской традиции Московской Руси XV–XVII веков. У Ермолая Еразма, русского богослова XVI века в трактате «Благохотящим царям правительница» читаем: «Необходимы вельможи, но вовсе не трудом своим снабжаются они. Необходимы прежде всего земледельцы: от их трудов хлеб, а от него начало всех благ – хлеб на Литургии в бескровную жертву приносится Богу и в тело Христово обращается. И вся земля потом от Царя и до простых людей питается от их трудов. А они всегда пребывают в скорбных волнениях, ибо всегда несут тяжесть не одного бремени. Следовало бы им одно тяглое бремя нести в году, как и всякое животное – и птицы, и звери, и скоты – однажды в год мучается линькой. А земледельцы постоянно поднимают гнет разных работ: то платя оброк деньгами, то ямские поборы, то еще какие».

Так, Советская Россия определяла себя именно сущностно, онтологически: как первое в истории социалистическое государство трудового народа – рабочих и крестьян. И этим противопоставляла себя капиталистическому, эксплуататорскому и колониальному Западу. Несомненно, нравственная компонента советского социализма не является сугубо марксистской по происхождению, а имеет корни в русской православной культуре. И здесь, как раз, мы можем наблюдать смысловую смычку между цивилизационным и формационный подходами. Когда корни того, что воплотилось в прошлом веке в Советской России, мы находим в традиции русской православной книжности, в духовной культуре и этике, присущей конкретно русскому народу и русской государственности. Когда мы видим, как Запад готов воспринимать Россию и многие другие страны лишь как зону собственного влияния и колонии.

Как же быть в этом случае современной России, взявшей 30 лет назад курс на капитализм и построение рыночной экономики по западному типу? В качестве ценностных геополитических ориентиров современная Россия выбрала курс на построение многополярного миропорядка, как антитезу западному неоколониальному принципу «града на холме» и «золотого миллиарда». Конечно, в полной мере многополярный мир невозможен: слишком неравновесны страны между собой с точки зрения экономического и культурного развития. Но возможно формирование альтернативных Западу центров силы, где основным приоритетом будет не существование одних стран за счёт других, а более-менее равноправное сотрудничество между странами и народами.

Ощепков Алексей Николаевич, публицист, философ, Русское собрание, г. Пермь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Николаевич Ощепков
«Роль семьи славянофилов Аксаковых в истории России»
Научно-практическая конференция
09.11.2025
Между Четвёртым и Седьмым ноября
Поиски народного единства в осмыслении русской истории
07.11.2025
А нужна ли России «трампистская революция»?
О консерватизме реальном и мнимом
14.10.2025
О кокошниках и хиджабах
Не нужно повторять культ вышиванки на российской почве
07.10.2025
Сериал «Атом»: впечатления от просмотра
Стандартная околоисторическая мелодрама, поданая как просветительский проект от «Росатома»
06.10.2025
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Конституционная реформа Путина
Если бы президентом был я
А вдруг пригодится не только мне…
17.11.2025
Консервативная революция
Либо мы выдвинем общенародные идеалы, либо борьба бесперспективна
07.10.2025
О загадке Владимира Мединского
Похоже, он ведёт подготовку общественного мнения по изменению Конституции РФ
12.08.2025
Поправки нужны в целях развития семейной политики и национальной безопасности
О необходимости проведения второго этапа конституционной реформы в России
30.01.2025
Креатив, позитив, конституция и прокуратура
Сводки с полей сражения за образование и детские души. Минпросвещения, Рособрнадзор и Минцифры выступили единым фронтом
31.12.2024
Все статьи темы
Владимир Путин
Нужен план по принуждению к миру
Есть план Трампа (А), план ЕС (Б), а где план России (С)?
01.12.2025
Рубежи геостратегического паритета
В современной битве Катехона и Левиафана формируются контуры будущего мироустройства
29.11.2025
Поддержать мирное соглашение
России со всей серьёзностью надо рассмотреть мирные инициативы США по Украине
28.11.2025
Эскалация «Мирного плана» Трампа
Её цель – дестабилизация ситуации в России в преддверии парламентских выборов в нашей стране
27.11.2025
Какой мир на Украине нам нужен?
К заочной дискуссии Александра Проханова и Александра Дугина
27.11.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Переговорный цугцванг в культурно-стратегической проекции
Стратегия Русской Победы требует тотального идейно-культурного очищения
01.12.2025
«О главном источнике российских традиционных ценностей»
Доклад на форуме ВРНС в Санкт-Петербурге «Будущее России: молодежь за веру, традиции и созидание»
01.12.2025
«Мирный договор увенчает победу России»
Сквозь дым донбасской войны проступают контуры мирного договора на Украине
26.11.2025
Онтология и эсхатология мирового порядка
Россия, выступая Удерживающим, принимает на себя функцию мирового стабилизатора
25.11.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Отбросить все «мирные планы» и просто делать своё дело
Новый комментарий от Калужанин
01.12.2025 12:09
А был ли мальчик?
Новый комментарий от Русский танкист
01.12.2025 11:49
Россия после Сталина – от Хрущёва до Горбачева
Новый комментарий от С. Югов
01.12.2025 11:40
Захар Прилепин путает «Божий дар с яичницей»
Новый комментарий от Василий В.В.
01.12.2025 11:24
Первый русский идеологический форум. Что это было?
Новый комментарий от Апографъ
01.12.2025 11:19
«Новые песни придумала жизнь…»
Новый комментарий от С. Югов
01.12.2025 10:17
Лемешев. Чудесный дар любви
Новый комментарий от Ирина Ивановна
01.12.2025 10:00