«Самобытное государство-цивилизация» как идеологический базис

Онтология Русской цивилизации и пути оформления новой идеологии

Конституционная реформа Путина  Владимир Путин  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
2
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

На фоне обострения глобальных противоречий в 2020-е годы и связанной с этим смены Россией цивилизационного вектора от прозападного к вектору, выраженному в стремлении к строительству многополярного миропорядка, произошедшей в полной мере в интервале с 2014 по 2022 годы, усиливается запрос населения на идеологию. Вопрос государственной идеологии лежит в юридической плоскости и требует глубокой конституционной и партийной реформы. Но идеологию можно понимать и шире её юридического смысла, выраженного в 13 статье Конституции РФ, подчёркивающей идеологическое многообразие. Для общества нужна идеология как ценностно-смысловая матрица, отражающая онтологию исторического пути и направленности Российского государства.

Президент России Владимир Путин высказывался о России как о «самобытном государстве-цивилизации». В данной формулировке, конечно, содержится реакция на вынужденный в данный момент разрыв с коллективным Западом, но, между тем, стоит подчеркнуть, что и сам этот разрыв объективно возможен из-за наличия принципиальных отличий России от цивилизации Запада.

Сам по себе цивилизационный подход к истории и социальной философии, выраженный в трудах Тойнби, Хантингтона и др. авторов определяет цивилизацию как общество, состоящее из одного или множества государств, представляющих собой относительно независимый самобытный мир. Несмотря на очевидность существования в мире нескольких таких цивилизаций, различие между ними постигается по их внешним, акцидентальным, не сущностным, качествам. То есть описательно, феноменологически.

В силу многовекового господства в России православного миропонимания, важным элементом которого является онтологизм истины: «истина бо Сущее есть» (Дионисий Ареопагит «О Божественных именах») цивилизационный подход оказался России довольно чуждым и инородным. В полной мере он проявлен в англосаксонской социальной философии, хоть зачатки цивилизационного подхода мы находим у Данилевского в работе «Россия и Европа».

Возможно, именно из-за онтологического понимания истины русским народом в России в период СССР утвердился не цивилизационный, а марксистский формационный подход к обществу. Данный подход характеризуется тем, что исторический процесс понимается линейным и направленным от рабовладельческого общества к коммунизму, а каждая его ступень, или общественно-экономическая формация (ОЭФ) характеризуется как совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определённом этапе исторического развития. Формация характеризуется двумя основными понятиями: базисом (способ производства материальных благ и его общественный субстрат в виде сословия или социального класса) и надстройкой (совокупностью политических, религиозных и культурных институтов, которые закрепляют определённое распределение ролей в обществе, соответствующее уровню развития базиса). Определяющим для ОЭФ является её базис, создающий её непосредственное материальное бытие.

Несмотря на то, что сам по себе марксизм был завезён в Россию с Запада, корни подобных представлений об обществе содержатся в традиции православной русской книжности, религиозно-философской традиции Московской Руси XV–XVII веков. У Ермолая Еразма, русского богослова XVI века в трактате «Благохотящим царям правительница» читаем: «Необходимы вельможи, но вовсе не трудом своим снабжаются они. Необходимы прежде всего земледельцы: от их трудов хлеб, а от него начало всех благ – хлеб на Литургии в бескровную жертву приносится Богу и в тело Христово обращается. И вся земля потом от Царя и до простых людей питается от их трудов. А они всегда пребывают в скорбных волнениях, ибо всегда несут тяжесть не одного бремени. Следовало бы им одно тяглое бремя нести в году, как и всякое животное – и птицы, и звери, и скоты – однажды в год мучается линькой. А земледельцы постоянно поднимают гнет разных работ: то платя оброк деньгами, то ямские поборы, то еще какие».

Так, Советская Россия определяла себя именно сущностно, онтологически: как первое в истории социалистическое государство трудового народа – рабочих и крестьян. И этим противопоставляла себя капиталистическому, эксплуататорскому и колониальному Западу. Несомненно, нравственная компонента советского социализма не является сугубо марксистской по происхождению, а имеет корни в русской православной культуре. И здесь, как раз, мы можем наблюдать смысловую смычку между цивилизационным и формационный подходами. Когда корни того, что воплотилось в прошлом веке в Советской России, мы находим в традиции русской православной книжности, в духовной культуре и этике, присущей конкретно русскому народу и русской государственности. Когда мы видим, как Запад готов воспринимать Россию и многие другие страны лишь как зону собственного влияния и колонии.

Как же быть в этом случае современной России, взявшей 30 лет назад курс на капитализм и построение рыночной экономики по западному типу? В качестве ценностных геополитических ориентиров современная Россия выбрала курс на построение многополярного миропорядка, как антитезу западному неоколониальному принципу «града на холме» и «золотого миллиарда». Конечно, в полной мере многополярный мир невозможен: слишком неравновесны страны между собой с точки зрения экономического и культурного развития. Но возможно формирование альтернативных Западу центров силы, где основным приоритетом будет не существование одних стран за счёт других, а более-менее равноправное сотрудничество между странами и народами.

Ощепков Алексей Николаевич, публицист, философ, Русское собрание, г. Пермь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Николаевич Ощепков
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Впечатления о Прямой линии Президента
20.12.2024
Гражданская сознательность в условиях окончания СВО
Необходимость взвешенного подхода к пониманию победы
16.12.2024
Опасность караул-патриотизма
О здравомыслии в условиях военного конфликта
12.12.2024
Суверенная политическая культура России
Особенности устройства Русского государства-цивилизации
11.12.2024
Перспективы заморозки украинского конфликта
Победа или поражение России?
04.12.2024
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Конституционная реформа Путина
Труд должен быть внесён в Конституцию как высшая ценность
Трудами создаётся великая Россия с её мечтой об идеальном государстве, в котором живёт самый счастливый, просветлённый, добрый, трудолюбивый народ
19.12.2024
Ползучая интервенция
Туристическую тропу на Мауре можно взамен идолов украсить изображениями знаменитых людей
17.12.2024
Межконфессиональное и межнациональное согласие
Резолюция Круглого стола, состоявшегося в Санкт-Петербургской Академии МЧС
26.09.2024
«Мы должны осуществить стратегическое нацеливание на США»
Иначе противник и дальше будет пытаться переместить боевые действия к Московскому направлению
21.08.2024
О мигрантах и внешнем управлении Россией
Нынешнее российское законодательство по-прежнему во многом создаёт условия для использования российских предприятий, российских граждан в качестве дешёвой рабочей силы для обогащения зарубежных махинаторов и их последователей внутри страны
02.08.2024
Все статьи темы
Владимир Путин
«Покажите фотографии Южмаша»!» / Буданов
против «Орешника», потери ВСУ и борьба до конца
26.12.2024
«Потом на руинах Киева и Львова будут спрашивать: "А нас за що?"»
Вместе с газовым транзитом закончилась для России легитимность украинского государства
26.12.2024
«К благу стремление»
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 4 (70) 2024
26.12.2024
Академик Пётр Толочко – символ непокорённого русского Киева
В Москве прошла презентация книги великого русского историка
25.12.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Наша страна успешно держит удар
Сегодня надо говорить о возвращении России к её древним историческим границам
28.12.2024
«Этого прощать нельзя!»
Европа должна быть наказана всеми доступными нам средствами
27.12.2024
«Важнейшая внешняя угроза – агрессивная экспансия Запада»
Опубликовано Соборное слово XXVI Всемирного русского народного собора
26.12.2024
Постпред СБ ООН по поставкам западных
вооружений Украине
25.12.2024
Ладушки – нескладушки
Как неокоммунисты видят и понимают «связь времён и поколений»
25.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.12.2024 05:14
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 04:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 03:30
Ханука становится главным праздником современной Украины
Новый комментарий от Наблюдатель
28.12.2024 01:54
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02