«Самобытное государство-цивилизация» как идеологический базис

Онтология Русской цивилизации и пути оформления новой идеологии

Конституционная реформа Путина  Владимир Путин  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
183
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

На фоне обострения глобальных противоречий в 2020-е годы и связанной с этим смены Россией цивилизационного вектора от прозападного к вектору, выраженному в стремлении к строительству многополярного миропорядка, произошедшей в полной мере в интервале с 2014 по 2022 годы, усиливается запрос населения на идеологию. Вопрос государственной идеологии лежит в юридической плоскости и требует глубокой конституционной и партийной реформы. Но идеологию можно понимать и шире её юридического смысла, выраженного в 13 статье Конституции РФ, подчёркивающей идеологическое многообразие. Для общества нужна идеология как ценностно-смысловая матрица, отражающая онтологию исторического пути и направленности Российского государства.

Президент России Владимир Путин высказывался о России как о «самобытном государстве-цивилизации». В данной формулировке, конечно, содержится реакция на вынужденный в данный момент разрыв с коллективным Западом, но, между тем, стоит подчеркнуть, что и сам этот разрыв объективно возможен из-за наличия принципиальных отличий России от цивилизации Запада.

Сам по себе цивилизационный подход к истории и социальной философии, выраженный в трудах Тойнби, Хантингтона и др. авторов определяет цивилизацию как общество, состоящее из одного или множества государств, представляющих собой относительно независимый самобытный мир. Несмотря на очевидность существования в мире нескольких таких цивилизаций, различие между ними постигается по их внешним, акцидентальным, не сущностным, качествам. То есть описательно, феноменологически.

В силу многовекового господства в России православного миропонимания, важным элементом которого является онтологизм истины: «истина бо Сущее есть» (Дионисий Ареопагит «О Божественных именах») цивилизационный подход оказался России довольно чуждым и инородным. В полной мере он проявлен в англосаксонской социальной философии, хоть зачатки цивилизационного подхода мы находим у Данилевского в работе «Россия и Европа».

Возможно, именно из-за онтологического понимания истины русским народом в России в период СССР утвердился не цивилизационный, а марксистский формационный подход к обществу. Данный подход характеризуется тем, что исторический процесс понимается линейным и направленным от рабовладельческого общества к коммунизму, а каждая его ступень, или общественно-экономическая формация (ОЭФ) характеризуется как совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определённом этапе исторического развития. Формация характеризуется двумя основными понятиями: базисом (способ производства материальных благ и его общественный субстрат в виде сословия или социального класса) и надстройкой (совокупностью политических, религиозных и культурных институтов, которые закрепляют определённое распределение ролей в обществе, соответствующее уровню развития базиса). Определяющим для ОЭФ является её базис, создающий её непосредственное материальное бытие.

Несмотря на то, что сам по себе марксизм был завезён в Россию с Запада, корни подобных представлений об обществе содержатся в традиции православной русской книжности, религиозно-философской традиции Московской Руси XV–XVII веков. У Ермолая Еразма, русского богослова XVI века в трактате «Благохотящим царям правительница» читаем: «Необходимы вельможи, но вовсе не трудом своим снабжаются они. Необходимы прежде всего земледельцы: от их трудов хлеб, а от него начало всех благ – хлеб на Литургии в бескровную жертву приносится Богу и в тело Христово обращается. И вся земля потом от Царя и до простых людей питается от их трудов. А они всегда пребывают в скорбных волнениях, ибо всегда несут тяжесть не одного бремени. Следовало бы им одно тяглое бремя нести в году, как и всякое животное – и птицы, и звери, и скоты – однажды в год мучается линькой. А земледельцы постоянно поднимают гнет разных работ: то платя оброк деньгами, то ямские поборы, то еще какие».

Так, Советская Россия определяла себя именно сущностно, онтологически: как первое в истории социалистическое государство трудового народа – рабочих и крестьян. И этим противопоставляла себя капиталистическому, эксплуататорскому и колониальному Западу. Несомненно, нравственная компонента советского социализма не является сугубо марксистской по происхождению, а имеет корни в русской православной культуре. И здесь, как раз, мы можем наблюдать смысловую смычку между цивилизационным и формационный подходами. Когда корни того, что воплотилось в прошлом веке в Советской России, мы находим в традиции русской православной книжности, в духовной культуре и этике, присущей конкретно русскому народу и русской государственности. Когда мы видим, как Запад готов воспринимать Россию и многие другие страны лишь как зону собственного влияния и колонии.

Как же быть в этом случае современной России, взявшей 30 лет назад курс на капитализм и построение рыночной экономики по западному типу? В качестве ценностных геополитических ориентиров современная Россия выбрала курс на построение многополярного миропорядка, как антитезу западному неоколониальному принципу «града на холме» и «золотого миллиарда». Конечно, в полной мере многополярный мир невозможен: слишком неравновесны страны между собой с точки зрения экономического и культурного развития. Но возможно формирование альтернативных Западу центров силы, где основным приоритетом будет не существование одних стран за счёт других, а более-менее равноправное сотрудничество между странами и народами.

Ощепков Алексей Николаевич, публицист, философ, Русское собрание, г. Пермь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Николаевич Ощепков
А нужна ли России «трампистская революция»?
О консерватизме реальном и мнимом
14.10.2025
О кокошниках и хиджабах
Не нужно повторять культ вышиванки на российской почве
07.10.2025
Сериал «Атом»: впечатления от просмотра
Стандартная околоисторическая мелодрама, поданая как просветительский проект от «Росатома»
06.10.2025
В России сатанизм запрещён или нет?
О юбилейном шоу группы «Ария»
02.10.2025
Общемосковский крестный ход
Отсечь опасность деструктивного национализма
16.09.2025
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Конституционная реформа Путина
Консервативная революция
Либо мы выдвинем общенародные идеалы, либо борьба бесперспективна
07.10.2025
О загадке Владимира Мединского
Похоже, он ведёт подготовку общественного мнения по изменению Конституции РФ
12.08.2025
Поправки нужны в целях развития семейной политики и национальной безопасности
О необходимости проведения второго этапа конституционной реформы в России
30.01.2025
Креатив, позитив, конституция и прокуратура
Сводки с полей сражения за образование и детские души. Минпросвещения, Рособрнадзор и Минцифры выступили единым фронтом
31.12.2024
Труд должен быть внесён в Конституцию как высшая ценность
Трудами создаётся великая Россия с её мечтой об идеальном государстве, в котором живёт самый счастливый, просветлённый, добрый, трудолюбивый народ
19.12.2024
Все статьи темы
Владимир Путин
«Украина погружается в состояние военной катастрофы»
Через некоторое время украинская армия потеряет способность сопротивляться
27.10.2025
Встреча двух аятолл для предотвращения сделок с дьяволом
Выступление на конференции «Стратегическое партнёрство России и Ирана» в Институте стран СНГ
27.10.2025
Дать ошеломляющий ответ всем упырям в России
Путин не уточнил, кто должен подумать об этом, и кому будет дан ошеломляющий ответ…
24.10.2025
Дилемма Трампа
Признать свой провал или попытаться прикрыть его масштабной военной провокацией?
24.10.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
О фильме «Нефариус»
Нефариус повторяет излюбленный аргумент западных безбожников
28.10.2025
«Россия – это живое сердце мира, его метаисторический центр»
Русская история непрерывна, континуальна, и она ещё не закончена
23.10.2025
«Народному Собору» – жить и побеждать!
Одно из самых авторитетных общественных движений отмечает юбилей
22.10.2025
Лев Толстой о творческих силах истории
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды
22.10.2025
В Калининграде размышляли об истоках Русского мира
В самом западном регионе России прошли научные конференции
21.10.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
А нужна ли России «трампистская революция»?
Новый комментарий от С. Югов
28.10.2025 23:41
Вопрос Андрею Кончаловскому: почему революция «русская»?
Новый комментарий от учитель
28.10.2025 22:57
Кому нужна новая «Матильда» с рекламой революции?
Новый комментарий от Константин В.
28.10.2025 22:45
«Нам нужна Божья победа мира»
Новый комментарий от Игорь Ал
28.10.2025 22:13
Равнодушие нации готовит распад государства…
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.10.2025 15:03
Уберите, наконец, Набиуллину!!!
Новый комментарий от Советский недобиток
28.10.2025 15:03
Есть ли совесть у мошенников?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.10.2025 12:28