В Священном Писании находим много мест, когда люди в ослеплении непонимания, лицемерия или враждебности к Иисусу Христу возражали Ему, спорили с Ним, осуждали Его. Особенно отличались этим книжники и фарисеи, они постоянно преследовали Господа и довели свои гонения до Его распятия.
Но есть в Евангелии два уникальных случая, когда Спасителю возражали люди, движимые глубочайшей верой в Него. Казалось бы – парадокс! Однако уже давно многие святые отмечали, что вся вера православная парадоксальна, она не укладывается в человеческие умствования. Два человека вполне обоснованно возражали Господу: мужчина и женщина, воин и гражданское лицо. Вспомним эти необычные ситуации.
«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: "пойди", и идет; и другому: "приди", и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. … И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8: 5-13).
Римский воин прекрасно знал о случаях чудесных исцелений Иисусом, когда Он лично взаимодействовал с больными, иногда даже прикасаясь к ним. Но вера сотника – изначально питомца римского языческого воспитания – подвигла его на такие высокие чувства, что он дерзнул возражать Господу, проведя аналогию со своими ничтожными властными полномочиями. «Но скажи только слово…». Можно сказать, что такое возражение равносильно глубокому утверждению – таково следствие искренней веры. Неслучайно поэтому, что «услышав сие, Иисус удивился» – и это единственный факт из всех четырёх Евангелий, когда Он высказал удивление.
Второй случай как бы спора со Христом дан в Евангелии в эпизоде с хананеянкой, матерью беснующейся дочери. «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!» – кричала она, и в этих её словах от сердца заключалась не только боль за дочь, но и вера, и надежда на помощь. Однако Он не отвечал ей ни слова, – явная обида: ведь неприятно, когда на твой отчаянный призыв не реагируют. Ситуация, видимо, была необычная, потому что даже «ученики Его приступивши просили Его» (Мф. 15:23), «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (15:24) – вторая обида. Наконец, хананеянка подошла близко и говорила, кланяясь: «Господи! помоги мне» – «Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (15:26) – третья, самая, казалось бы, жестокая обида! Но какова реакция женщины? – «Так, Господи! – она нисколько не сомневается в словах Иисуса, даже унижающих её до уровня собак. – Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (15:27, 28). Своим кажущимся «странным» поведением Христос желал троекратно проверить глубину веры хананеянки и явно продемонстрировать её всем окружающим, – и вера эта превозмогла все мнимые обиды и сделала возможным чудо немедленного исцеления больной дочери. Смиренная и мудрая женщина даже не восприняла слова Христа за оскорбление – это поистине великий пример преодоления в себе обиды с помощью смирения, веры и неотступного обращения к Богу. И в данном случае человек, возразивший Христу, был движим глубочайшей верой в Него.
Заметим также, что в обоих этих случаях люди просили не за себя, а за другого. Разве не было своих личных забот у хананеянки? Разве не было проблем у воина в чужой, враждебной для него стране? Но и та и другой считали себя недостойными, грешными, они поставили боль своего ближнего и любовь к нему выше себя, выше собственных нужд – и горячо обратились к Господу.
Поистине великие примеры смирения, веры, надежды и любви!
Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке, координатор гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»
2.
Он как бы намекает Христу - Я всего лишь тварь, плоть. Это мои слуги, суть то же, идут, приходят, исполняют. Но Ты и Твои Слуги - Иное. Тебе нет нужды идти.-
1.