27-28 ноября в Москве состоялся Юбилейный XXV Всемирный русский народный собор «Настоящее и будущее русского мира», в котором мне довелось принять участие. Многое ещё предстоит осмыслить, отрефлексировать, но есть какие-то первые ощущения, впечатления, которыми хотел бы поделиться с читателями.
Поскольку Собор 2023 года был юбилейным, ему, по определению, уделялось особое внимание. Тем паче заранее было известно, что в пленарном заседании ВРНС примет участие Президент России Владимир Путин.
Однако дело не только в этом. Накануне работы Собора со стороны людей причастных к его организации делались намёки, что стоит ожидать чего-то экстраординарного. Главному заседанию предшествовали местные соборы в крупных городах России, в том числе в Санкт-Петербурге, где прошёл Идеологический собор.
Накануне Собора говорилось о том, что он станет чуть ли не Земским собором, что будет выработан какой-то документ, который ляжет в основу государственной идеологии и так далее. Всё это выглядело весьма сомнительно. Но люди говорили, а может они знают больше. Словом, ожидания были весьма серьёзные.
Увы, ничего такого не произошло. Энтузиасты были посрамлены в своих ожиданиях. 28 ноября состоялся обыкновенный рядовой Собор, хотя и с участием Президента России. Правда, и тут реальность оказалась не столь радужной – Владимир Путин участвовал в Соборе по удалённой связи. Впрочем, это понятно – война.
Собор, как известно, проходил два дня – 27 и 28 ноября. В первый день работали 11 секций, в основном в залах Храма Христа Спасителя. Я участвовал в работе Идеологической секции, где выступил с репликой. Могу судить по ней: состоялась плодотворная, хотя и довольно сумбурная, дискуссия. Насколько мне известно, то же и на других секциях. Но об этом чуть позже.
А пока хотел поделиться своими впечатлениями о пленарном заседании ВРНС, которое проходило в Кремлёвском дворце съездов и заняло по времени почти два часа. Видимо, всё было срежиссировано под участие Президента, который почти полтора часа находился на связи, выступил с обращением, слушал выступления докладчиков и в конце прокомментировал услышанное.
После выступления Главы государства было три выступления: Доклад Святейшего Патриарха Кирилла (довольно обстоятельный) и два выступления от народа – заместителя председателя Государственной Думы Петра Толстого и мамы десяти детей из Ярославля Марии Поповой.
После выхода из эфира Президента, Святейший Патриарх Кирилл вручил награды своим заместителям по Собору – Константину Малофееву и Александру Щипкову, а также некоторым губернаторам и руководителям местных отделений ВРНС.
Что можно сказать о докладах?
Президент посвятил своё выступление главным образом Специальной военной операции, особо отметив героизм наших воинов и предложив соборянам почтить минутой молчания память павших. Кстати, в тот день, как сообщают, погиб генерал-майор Владимир Завадский – один из популярных военных командиров СВО. Царствие ему Небесное и вечный покой!
Президент остановился подробно на характеристике геополитической ситуации вокруг России, о той гибридной войне, которая ведётся Западом против России. Словом, Глава государства посвятил своё обращение в основном военным и военно-политическим проблемам, которые для него, надо понимать, являются сегодня главными.
Святейший Патриарх Кирилл практически ничего не говорил о Специальной военной операции и о войне. Он рассказал о роли Всемирного русского народного собора в нашей недавней истории (это понятно, ведь Собор был юбилейным и предполагал некое осмысление пути). Первосвятитель напомнил историю возникновения Собора, задачи, которые ставили основатели ВРНС, процитировал свои предыдущие выступления на прежних заседаниях.
Главное внимание в докладе Предстоятеля Русской Церкви заняли две проблемы. Во-первых, семья и демографии. Святейший Патриарх коснулся, в том числе, вопроса об ограничении абортов, о чём он часто говорит в последнее время. И вторая проблема – неконтролируемая миграция, которая, по его мнению, несёт угрозу русскому миру, ибо мигранты являются не только причиной роста этнической преступности, но и размывают своеобразие культурного лица русского мира.
Президент в своём выступлении тоже говорил о семье. Он рассказал, что подписал Указ о том, что 2024 год будет объявлен Годом семьи, что Правительством подготовлена по его поручению обширная, впервые в истории России принимаемая, программа поддержки семьи. В этом смысле тревоги Патриарха и Президента совпали. Более того, государство уже намечает меры поддержки семьи.
Президент что-то помечал на своих листочках по ходу выступлений докладчиков, поскольку не только Святейший Патриарх, но и Пётр Толстой, и Мария Попова касались той же темы демографии и семьи. Мария Попова говорила о проблемах многодетных семей, Пётр Толстой касался проблем семьи, предлагал конкретные меры поддержки многодетных и поощрения рождаемости в целом. Возможно, это и помечал для себя Глава государства.
А вот о второй проблеме – миграции, которая беспокоит Святейшего Патриарха Кирилла, Президент ничего не сказал.
И вот это является своеобразной интригой. Нельзя сказать, что государство совсем не принимает мер по ограничению миграции. В последнее время мы наблюдаем, что меры принимаются, прежде всего, по линии силовых ведомств – МВД, Следственного Комитета. То есть государственные органы видят проблему миграции, но Президент о ней ничего не сказал ни в своём обращении, ни в заключительном отклике на прозвучавшие выступления.
Почему мне представляется, что тут есть какая-то интрига? Потому что Президент сказал отдельно о русском этносе, как несущей конструкции нашей цивилизации. Некоторые эксперты-патриоты, склонные к русскому национализму, очень обрадовались этой формулировке Главы государства о русском народе, вчера её выносили как чуть ли не главное в словах Президента.
А, на мой взгляд, это очень тревожная констатация: это означает, что Президент воспринимает Всемирный русский народный собор как Собор русского этноса – не многонационального русского народа, а именно Собор русского этноса. Несмотря на слова Патриарха о том, что Собор изначально создавался как многонациональный. Весьма вероятно поэтому Глава государства не отреагировал на тревоги Святейшего Патриарха Кирилла, который говорил о миграции как угрозе именно русскому этносу.
Более того, я полагаю, что именно поэтому не могла быть принята Собором никакая идеология, потому что властью она воспринималась как идеология русского этноса – пусть самого большого и пусть самого главного, государствообразующего, но одного из… А такая идеология по определению не может быть государственной. Именно в этом смысле я понял слова Патриарха, что нам не нужна государственная идеология – достаточно просто любви к Родине, нам нужно мировоззрение.
В таком контексте Всемирный русский народный собор просто не сможет предложить государственной идеологии. И это, пожалуй, важнейший итог прошедшего ВРНС.
А нужна ли нам вообще государственная идеология? Тут позволю себе не согласиться с Предстоятелем нашей Церкви. Мировоззрение никак не заменит государственную идеологию. Мировоззрение – это у людей, а идеология – это у государства. Без идеологии государство неустойчиво. Сегодня нашей государственной идеологий является вера в Путина и надежда на него. Это и заменяет собой государственную идеологию. Но какое бы ни было у нас правильное мировоззрение, без идеологии мы не сможем представить образ будущего. Идеология – это про цели и ценности…
Впрочем, в последнее время я всё чаще вспоминаю слова известного идейного противника Ленина Эдуарда Бернштейна, которого нам, историкам, приходилось изучать в курсе «Истории КПСС». Бернштейн говорил: «Движение – всё, конечная цель – ничто». Этот тезис страшно не нравился Ленину. Но в какие-то моменты истории движение становится важнее цели. Когда общество не может прийти к согласию в отношении цели. Похоже, мы пока в этой точке находимся.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, историк, член Союза писателей России
83. Почему нет идеологии?
Простыми словами, идея в том, чтобы выявить Антихриста. А наши идеологи, наоборот, ждут его, когда он явится. То есть ошибаются дважды: Антихрист уже давно есть, и уже давно правит. А они ждут его грядущего.
И кому нужна такая идеология? Дважды ошибающаяся. Государство может и хочет и нуждается в идеологии, но то, что предлагают ему его явно не устраивает.
Конечно, метафизическая идея о цели идеологии - выявить Антихриста, еще далека от того, чтобы быть актуальной. Пусть это еще тайна. Но зато явно понятная - решить проблему Модерна; единства противоположностей. Как - другой вопрос. Но главное, что называется главная идея идеологии для России сегодня - выявить Антихриста; решить проблему Модерна.
А то, что предлагают, что на слуху, - это простаивание на месте, топтание на месте. Потому, что не видит развития Истории в России.
82. Ответ на 81, Человек:
Анатолий Дмитриевич прав. Можно в очередной раз процитировать Леонтьева: "Для нашего, слава Богу, еще пестрого государства полезны своеобычные окраины".
Еще в XIX в. возникла опасность, что русские (в лице интеллигенции) несут туда не имперские ценности, а либеральные и националистические.
81. Ответ на 74, Анатолий Степанов:
Какую оборону держат мусульмане? В каком смысле православные должны прийти в себя?
80. Ответ на 79, Павел К:
Денацификацию сначала нужно провести в России - Симонян недавно сказала, что Зеленский - новый Ленин. То есть она, как бандерофашисты на Украине, проводит здесь, в России, декоммунизацию.
Значит, среди Симонян с очевидностью требуется денацификация.
79. Назвать злодеев!
78. Ответ на 74, Анатолий Степанов:
Суть постмодернизма, одним словом - ризома. А Антихрист не может быть ризомой. Антихрист это хитрость мудрости. Но ризома это не хитрость мудрости, потому, что растворяет и мудрость и саму хитрость. Ризома не может себя выдавать за кого-то, потому что для нее нет не то что "кого-то", за кого себя выдавать, для ризомы нет даже самой ее.
Поэтому Антихрист не может быть феноменом постмодернизма, а только - феноменом Модерна. Именно в Модерне христианский мир решил достигнуть единства, а обрел ложь единства; ложь под именем единства. Две мировые войны.
77. Ответ на 74, Анатолий Степанов:
Христиане уже сильно оторвались, превратились в постхристиан. Пока оборону держат мусульмане, они дают нам возможность прийти в себя, поскольку у мусульман нет сил для противостояния антихристу. Поэтому религиозные чеченцы и призывают русских очнуться.
Философия в этой борьбе не помощник.
Не согласен. Религия не Дух. Дух может себе позволить абсолютно разные формы существования, а религия нет. Дух есть Бог, а религия - атрибут человеческой веры. В СССР был проявлен Дух Бога - непосредственная вера перешла в абсолютно противоположную форму истины мира - приняла форму безбожия. Дух принял форму безбожия. Но почему, зачем? Потому, что модерн и есть Антихрист - человек греха, который в своем научно-техническом развитии достиг мудрости знания всего мира, но мудрость эта обратилась в хитро-мудрость, прикрываясь наукой, в том числе. И формой религии. То есть - абсолютно все оказалось в его власти. И религия и наука. Дракон исцелился. А вот Россия, точнее Дух в России, Бог в России принял форму этого безбожия как хитрость, и взял Власть правды Духа Бога по сути. Так, что умом мы исповедовали веру в Антихриста, который сел в храме Бога, выдавая себя за Бога и в религии и в науке. Все это называется обществом Модерна. В Модерне Антихрист скрыт. Потому, что он - хитрость мудрости. А в России цивилизация Власти оказалась мудрой и увидела свою хитрость духа - Россия увидела Антихриста в себе и не поверила ему по сути, по Власти, по первородству цивилизации. В духе пророка Илии. Это противостояние Антихристу, Модерну и есть Революция Октября 1917 и Победа Мая 1945!
Но сегодня уже пора заняться умом в этом вопросе. И снять мировоззрение Модерна и Антихриста как ложное, как хитрое. Увидеть мир и Историю в свете критики разума.
И сила Власти цивилизации России есть для этого. Даже в Октябре 1917 эта сила была. Тем более сейчас, когда мы даже позволили себе предательство лихих 90 х как начало этого преобразования. В 90е мы взялись за культуру Модерна, культуру Запада, взялись за предательство мира. Но не для того, чтобы быть предателями, а для того, чтобы предметно разобраться с предательством христианами Христа. Во всех формах Модерна - и религии и науки и политики. И сегодня, настало время, когда этим вопросом надо заняться мировоззренчески. Для этого нужна идеология . Например, заявить, что нельзя, что тогда, когда солдаты гибнут в СВО против тьмы Истории, мы позволяем себе исповедовать т. Эволюции как истину, ибо здесь источник исцеления в науке той власти тьмы, против которой гибнут солдаты в СВО. С обеих сторон (речь о солдатах).
Вот какая идеология нужна. Чтобы вести пропаганду смены парадигмы Модерна на уровне мировоззрения: и науки, и религии, и политики и во всем обществе.
76.
«Христиане уже сильно оторвались, превратились в постхристиан.»
//////////////////
Можно ли считать прошедший Собор одним из тому подтверждений?
75. Ответ на 66, Павел Тихомиров:
Но элементы постмодерна можно увидеть и в культуре декаданса, но после революции 1917 года наступил суровый откат к модерну.
Так что пока бастионы модерна (национальное государство и традиционная экономика) стоят, постмодерну не разгуляться особо.
74. Ответ на 69, Игорь Бондарев:
Философия в этой борьбе не помощник.