Благодарно принимать осень своей жизни

О восприятии возраста старости и проблемах пожилых людей

Семья  Миссионерская деятельность 
0
1465
Время на чтение 8 минут
Фото: ТАСС

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса россиян о восприятии возраста старости, ожидаемой и идеальной продолжительности жизни и проблемах пожилых людей.

«В разные эпохи в разных странах люди по-разному определяли и определяют возрастной рубеж, за которым начинается старость, - отмечается исследовании. - В наши дни россияне считают, что старость в среднем начинается с 63 лет, за период измерений эта граница сдвинулась на год вперед (2020 г. — 62 года, 2017 г. — 62 года). Женщины отодвигают границы старости до 64 лет, это на два года больше в сравнении с мужчинами (62 года), но еще дальше ее отодвигают те, кто уже близок или перешагнул этот рубеж: среди россиян старше 60 лет показатель составляет 68 лет, и это на 10 лет больше, чем у молодежи до 25 лет (58 лет).

В среднем при своем нынешнем образе жизни и в текущих обстоятельствах россияне ожидают дожить до 79 лет (2020 год — 78 лет). Минимальное названное значение — 30 лет, а максимальное — 150. Женщины планируют жить дольше мужчин на два года (80 лет и 78 лет), при этом за два года прогноз реалистичной продолжительности жизни у женщин практически не изменился (2020 год — 81 год), а у мужчин вырос на четыре года (2020 год — 74 года).

Чем старше россияне, тем больше лет они ожидают прожить: если у молодежи 18-24 лет показатель составил 74 года, то среди россиян старше 60 лет — 85 лет, то есть на 11 лет больше.

В идеальных же условиях россияне, по их мнению, могли бы дожить до 85 лет (за три года эта цифра не изменилась), а максимально — больше века — 150 лет. То есть существующие неидеальные условия и образ жизни в среднем отнимают у россиян 6 лет. "Идеальный" прогноз продолжительности жизни примерно одинаков — как у мужчин и женщин (84 года и 86 лет), так и у опрошенных разных возрастов (82-87) лет».

«Положение людей старшего возраста в обществе — важный показатель общей культуры нации. Сегодня шесть из десяти россиян полагают, что в России большинство людей относится к пожилым с уважением (59%), это мнение стало популярнее за три года (+9 п.п. к 2020 г.). Чаще замечают обратное треть наших сограждан (34%, −10 п.п. к 2020 г.).

В большей степени представления о том, как в обществе относятся к пожилым, обусловлены возрастом опрошенных: граждане старше 60 лет чаще других говорят, что к пожилым относятся без уважения (39% vs. 28% в группе 18-34 лет); молодые люди, напротив, чаще склоняются к варианту "с уважением" (66-68% среди 18-34-летних vs. 59% среди всех россиян и 52% в группе 60+). Эта позиция ближе также гражданам с высшим образованием (65%) и с хорошим материальным положением (69%)», - говорится в опросе.

«Говоря о конкретных проблемах, с которыми приходится сталкиваться пожилым людям в наши дни, россияне на первое место поставили бедность, низкие пенсии (61%), болезни, ухудшение здоровья (40%, −5 п.п. к 2020 г.) и трудности в использовании цифровых технологий — телефонов, интернета и др. (25%). Последний вариант за три года стал звучать в два раза чаще (2020 г. — 13%), поднявшись с седьмого места на третье. Это может быть обусловлено "бумом" цифровизации на фоне пандемии, который ускорил процессы включения общества в онлайн-практики. Популярнее стал и вариант "страх перед будущим" — 11%, в 2020 г. его называли 5%.

О том, что пожилые сталкиваются с проблемой бедности, чаще говорят россияне до 45 лет (18-24 лет — 68%, 25-34 лет — 72%, 35-44 лет — 66%), а граждане старше 60 лет называют этот вариант реже (50%). Гораздо чаще бедность указывали и россияне с плохим материальным положением (76% vs. 51% в группе с хорошим материальным положением).

Ухудшение здоровья и болезни в перечень проблем пожилых женщины включали чаще мужчин (46% vs. 34%), это мнение более распространено среди горожан в целом (43-46% vs. 35-36% среди жителей села и небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек).

Чем моложе россияне, тем чаще они думают, что пожилые люди испытывают трудности в использовании цифровых технологий: среди 18-24-летних так думают 35%, это почти в два раза больше в сравнении с аудиторией 60+ (19%). Такое мнение также более распространено среди граждан с хорошим материальным положением (32% vs. 17% в группе с плохим материальным положением)», - отмечается в исследовании ВЦИОМ.

«В то же время с момента последнего замера россияне стали реже включать в перечень проблем пожилых людей ответы, указывающие на социальную эксклюзию, — одиночество (18%, −5 п.п. к 2020 г.), ощущение ненужности, невостребованности в обществе (17%, −7 п.п. к 2020 г.) и ощущение ненужности в семье (14%, −7 п.п. к 2020 г.), неуважение со стороны молодых (12%, −7 п.п. к 2020 г.). Косвенно это может свидетельствовать о большей включенности пожилых в социальные процессы в последние год-два. В том числе на этот тренд могла повлиять и пандемия: именно пожилые люди оказались наиболее уязвимыми перед коронавирусом, и им уделялось больше внимания в публичном поле и информационной повестке.

Варианты, указывающие на социальную эксклюзию (одиночество, ощущение невостребованности в обществе, ненужности в семье) в большей степени называет молодежь: чем старше опрошенные, тем реже они их выбирают. Например, проблему одиночества видят 27% 18-24-летних и 11% в группе старше 60 лет, аналогично и в отношении ощущения невостребованности в обществе (23% и 11%), ненужности в семье (14% и 4%), зависимости пожилых людей от детей и внуков (14% и 6%). Иначе говоря, наиболее пессимистично пожилой возраст выглядит в представлениях молодежи, а наименее — в представлениях россиян старше 60 лет», - заключили авторы исследования.

Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Тихомиров, анализируя результаты опроса, вспомнил известные строки: «Осень жизни, как и осень года,// надо, не скорбя, благословить».

В кругу эстетов принято подтрунивать над поэзией Эльдара Рязанова, повторяя злую эпиграмму Александра Иванова, дескать …«так, может, он ещё поэт? // Но чего нет – того уж нет».

Между тем, в стихотворении Эльдара Рязанова, ставшего любимой нами песней, всё совершенно верно и точно сказано.

Согласитесь, глупо поздней осенью, когда уже ни о каких грибах не может быть и речи, рассказывать о грядущих походах с лукошком. Глупо планировать купания.

Нет! Это всё может быть. Может. Но не в эту осень.

Я ни в коем случае не разделяю мизантропии, замаскированной всякой всячиной. У меня есть мама, дама в возрасте. И я от всей души желаю ей оставаться в бодром здравии и трезвом состоянии рассудка.

Дабы она благодарно принимала осень своей жизни. Пересматривала фотоальбомы, перечитывала книги. И, конечно же, молилась о нас, своих детях и внуках, тем самым не просто подставляя нам плечо, но и наполняя благом пространства своей души.

Наполняя благом, а не мусором всех этих стариковских программ, которые призваны как бы отгонять хандру, а на самом деле – убивать «ещё на дальних подступах всякие мысли о духовном», – как метко выразился Юрий Нагибин в одной из своих повестей.

Мне приходится общаться с творческими и не очень творческими людьми, вошедшими в осень жизни какими-то инфантильными оптимистами, отказывающимися даже начинать разговор о Главных вопросах жизни.

И если такой – антидуховный – образ мысли станет нормой, то легализация эвтаназий станет делом времени. Логическим завершением вытеснения из благого времени подведения итогов земной жизни «неудобных вопросов», мешающих развлекаться.

Всё у нас идёт именно в этом направлении, давайте не будем врать самим себе.

В свою очередь редактор «Русской народной линии», отец четверых сыновей Алексей Мыселев признался:

В прошлом году мне исполнилось 35 лет. В последние годы я остро ощущаю молниеносность времени. Как же бесценно время жизни, дарованное нам Богом. Каждое мгновение – радость бытия. Но так ли мы воспринимаем это сокровище в потоке повседневной жизни, утопая в заботах и скорбях?

Вспоминается монолог князя Мышкина о ценности времени, где он рассказывает о своём знакомом, возведённом на эшафот: «Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, – какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!».

И затем князь в ответ на вопрос, что жил ли тот каждую‑то минуту «счетом», ответил с грустью, что много минут потерял.

Конечно, каждый день может быть последним, кому-то из нас, ещё пока молодых, не доведётся встретить старость, но, может быть, осень жизни есть у каждого? Ведь осень – пора перед зимой – смертью. А умереть, как ни печально, можно и в детстве, и в молодом возрасте.

Но не мне рассуждать о старости. Хотя прекрасно понимаю, что, даст Бог, и мне придётся вкусить возраст мудрости, надеюсь. Меня всегда занимал один вопрос: восприятия себя в душе. Вот как пожилой человек себя чувствует? Я себя в душе воспринимаю еще юным, около 25 лет. Но когда наступит тот момент, когда в душе будет уже не 25, а все 70? Ведь это, как понимаю, наверно и особое состояние души?

А что касается пожилого возраста, то я убеждён, что отношение к болящим и старикам – маркер общества. Не затвердело ли в нас сердце, всё так же мы проявляем сострадание и сочувствие к пожилым и болящим? Преклоняемся ли мы перед их годами? Ведь у каждого в жизни есть свои горести, скорби, печали и страдания. Ведь человек, как писал Фёдор Михайлович Достоевский, очищается через горнило страданий и скорби. Стало быть, мы преклоняемся перед страданиями человека, который их сполна вкусил во все года жизни.

Как любила говаривать моя любимая прабабушка Мария: «Жизнь прожить – не поле перейти». И какими мы, еще молодые, будем в старости? Не ожесточимся ли? Зависит уже от сей минуты нашей жизни, как мы теперь живём.

Поделюсь своим небольшим наблюдением: я всегда с умилением наблюдаю за православными бабушками – их лица светятся радостью и любовью, несмотря на осень жизни. При встрече они всегда обнимаются весело и целуются. Видишь такое и чувствуешь счастье. В эту минуту понимаешь, что возраст любви и счастью не помеха. Поэтому мне кажется, что самое ценное и дорогое – поддерживать друг друга и дополнять – мы, молодые, дарим свои сердца пожилым, согреваем своей молодостью, любовью и уважением, помогаем им, а они нам в ответ дарят свет мудрости, кротость и любовь.

И ещё напоследок: пожилые люди порой очень нуждаются в поддержке – душевной и материальной (всяческая помощь), поэтому было бы прекрасно им послужить и окружить заботой и любовью. Прекрасно, что на нашем приходе молодёжь всячески помогает пожилым людям. Будет больше такой любви и помощи, будет жива Россия – Русь Святая!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Алексей Павлович Мыселев
Пойдут ли наши дети по нашему пути?
Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о том, почему дети из многодетных семей не хотят сами становиться многодетными
08.02.2024
Чувствовалось особое единение зрителей и власти
В Петербурге состоялся спектакль-концерт, посвящённый 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
29.01.2024
Что нам ждать от Года семьи?
Мысли многодетных отцов Павла Тихомирова и Алексея Мыселева о проведении Года семьи в 2024 году
23.11.2023
«Мы – лучше, чем они о нас думают»
Многодетные отцы Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о Дне отца и семейном кризисе
14.10.2023
Жертвенное служение или же простое оказание услуг?
Размышления многодетных отцов Павла Тихомирова и Алексея Мыселева в свете празднования Дня учителя
05.10.2023
Все статьи Алексей Павлович Мыселев
Семья
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Маткапитал утратил свою актуальность?
Протоиерей Максим Миняйло предложил заменить материнский капитал на МРОТ за каждого ребенка
15.11.2024
О причастии, находящихся в блудном сожительстве...
Духовная беседа в рамках встречи: «Таинства Исповеди и Причастия»
14.11.2024
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Госдума приняла пакет законопроектов, направленных на защиту детей, семьи и традиционных ценностей
13.11.2024
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
О помощи раненым и пострадавшим в СВО
В Гатчинском дворце прошла XV Межрегиональная конференция по социальному служению Церкви
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 05:40
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09