Аналитический центр ВЦИОМ представил результаты опроса россиян о наказании детей.
«Л.Н.Толстой считал, что "Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам". Но всегда ли цель оправдывает средства? Хотя больше половины россиян указывают, что их в детстве воспитывали через наставления и нравоучения, физические наказания оказались довольно распространены. Каждый четвертый сталкивался с ремнем, столько же — с другими телесными наказаниями. Треть россиян могут также поделиться воспоминаниями "из угла". Меры ограничительного характера (лишение ТВ, прогулок, карманных денег) встречаются в ответах реже. Иными словами, физическое воздействие было социально допустимым и применялось не как крайняя, а как стандартная мера. Это соответствует распространенной в XX веке педагогике "жёсткой руки" и авторитарной модели семьи: тогда считалось приемлемым "поставить ребенка на место" физически», - отмечается в пресс-релизе исследования.
«Подход к воспитанию в родительских семьях россиян явно не был равногендерным: современным российским мужчинам в детстве довелось гораздо чаще стоять в углу, чаще получать ремня и испытывать другие телесные наказания, а также чаще лишаться радостей детства в виде игровой приставки, просмотра ТВ, прогулок или карманных денег. Единственное, что к ним применяли реже, — разговоры, их чаще вели с девочками.
Такой гендерный разрыв в воспитании сыновей и дочерей подкрепляет традиционную модель, где мальчику "не положено" быть уязвимым ("мальчики не плачут!"), а вместо разговоров мальчиков нужно "закалять" через дисциплину, жёсткие методы. Девочка, напротив, должна быть социально адаптивной, чувствительной, отсюда больший акцент на разговор, внушение и более редкое применение мер физического воздействия. В долгосрочной перспективе это приводит к воспроизводству и укоренению ролевых гендерных моделей — мужской эмоциональной закрытости и женской моральной нагрузки», - пояснили социологи.
«Ответы россиян из разных поколений подтверждают, что силовые методы воспитания оставались популярными долгое время. Постановка в угол, наказание ремнем и другие телесные наказания — эти способы "посеять зерна разума" зумеры и миллениалы испытывали на себе так же часто, как старшие миллениалы и реформенное поколение, и даже чаще, чем поколения застоя и оттепели. При этом воспитание постепенно становилось более регулирующим (через лишение гаджетов, ТВ), чему способствовала активная цифровизация. Можно сказать, гаджеты стали новой формой родительской власти.
По-видимому, пик авторитарной модели воспитания с физическим наказанием, характерной для позднесоветской эпохи, пришелся на старших миллениалов и реформенное поколение: их ставили в угол и били ремнем чаще других. Наиболее мягкое воспитание (по воспоминаниям опрошенных) пришлось на старшие поколения, но и воспитательные беседы с ними велись реже. Также это может отражать либо непризнание насилия как "воспитания", либо забывание, вытеснение», - отмечается в исследовании ВЦИОМ.
«Современные родители предпочитают верить в силу слова и, по собственному признанию, опираются в воспитании преимущественно на разговоры, - отметили социологи. - Второе место занимает лишение ТВ, гаджетов (в родительских семьях россиян вторым после разговоров был ремень). Физические наказания стали "мягче", они сегодня встречаются реже и выбор чаще отдается шлепкам, подзатыльникам, а не ремню. Образ "родитель как моральный авторитет" вытесняет образ "родитель как каратель", воспитание становится более эмпатийным. Тем не менее, современным детям всё ещё приходится "получать". Например, в реформенном поколении каждый девятый родитель бил детей ремнем, каждый седьмой применял другие телесные наказания. А среди родителей-миллениалов каждый четвертый-пятый ставит детей в угол».
«Опыт собственного детства остается важным фактором воспроизводства методов воспитания, в том числе негуманных. У тех, кто подвергался физическим наказаниям, сохраняется склонность воспроизводить подобные практики на собственных детях (даже в теории), внутрисемейные модели воспитания оказываются устойчивыми. Такое воспроизводство не всегда сознательный выбор, а чаще следствие недостатка педагогических знаний или восприятия применявшегося к себе наказания как нормы», - заключили авторы исследования.
Эксперт ВЦИОМ Татьяна Смак, анализируя итоги исследования, отметила, что «свежий опрос ВЦИОМ позволяет выделить три тренда в воспитании детей в современной России. Во-первых, несмотря на все препятствия, продолжается переход от авторитарной модели воспитания к эмпатийной. Это следствие малодетности, массового просвещения в области возрастной психологии и популяризации идей гуманистической педагогики (для которой ребёнок – не просто объект дисциплины, а личность).
Во-вторых, сохраняются гендерные разрывы в воспитании: мальчиков в России по-прежнему воспитывают более жёстко, представления о том, что "мужик должен быть сильным", а "девочку надо любить и баловать больше", никуда не делись.
В-третьих, родительские практики уверенно адаптируются к процессам цифровизации общества. Гаджеты стали "ремнем" ХХI века, новым инструментом контроля. Для детей гаджеты сегодня – это не только досуг, игра, это и социализация, и общение, и информация, и пространство его идентичности, где он получает одобрение, находит единомышленников (аналог "прогулки во дворе" во времена детства нынешних родителей)».
В свою очередь заместитель председателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства многодетный отец Виталий Валентинович Милонов отметил в интервью ТАСС, что каждый родитель должен сам принимать решение о методах воспитания своего ребенка, исходя из характера, темперамента и интеллекта.
«Конечно, жестоко лупить по попе детей уже давно неправильно и непедагогично. Но и устраивать тотальный либерализм тоже опасно - дети ввиду своей природы быстро могут сесть на голову и превратиться в неуправляемых домашних террористов», - сказал парламентарий, отвечая на вопрос, какие методы наказания детей сейчас являются допустимыми.
По словам Виталия Милонова, каждый родитель должен сам принимать решение о методах воспитания своего ребенка, исходя из характера, темперамента и интеллекта. «Главное, чтобы весь процесс воспитания был наполнен правильными ценностями и жизненными ориентирами, а не пластиковыми симулякрами», - подчеркнул депутат.
Помощник главного редактора, отец десяти детей Павел Вячеславович Тихомиров, анализируя итоги опроса, отметил: «Тема очень важная. Особенно для нас – инвалидов неофитства. Когда большевизм уничтожал Церковь, выкорчёвывая всё подчистую, то Церковь Русская была прибежищем "белых платочков". Они же её и спасли. Они и Новомученики, уморенные строителям "светлого будущего". Но сейчас разговор не об этом.
Когда мы пришли в Церковь тридцать лет назад (+/-), то столкнулись с тем, что никакой традиции в России не осталось. В Сербии традиция была, в Румынии была, даже на Украине была, по крайней мере – в центральных и западных областях.
И вот дух стал творить формы.
Это могли быть формы, внешне напоминающие нечто в духе "Дней Турбиных" или "Лета Господня"; это могли быть формы в духе наивного, но искреннего славянофильства с его культом допетровской Руси; это могли быть формы некоего "апостольского христианства", разновидности реконструкции почти что толкиеновской, тем, что нами воспринималось тогда в качестве "традиционализма".
И ладно бы мы сами переболели всем этим и постепенно вошли бы в трезвое постнеофитское состояние, когда многое становится ясно и без косплеинга. Без костюмированных игр.
Но жертвами нашего неофитства стали наши дети.
Мы восприняли некую корпоративную норму антимiрского образа мысли и образа действия, одним из элементов которой было нетворческое восприятие "Домостроя".
Муж сказал – чадо должно повиноваться. И всё.
И ладно бы мы жили в гетто, где вокруг были бы точно такие же православные люди, пусть чудаковатые, но, тем не менее, относительно одинаково относящиеся ко многим вещам внешнего порядка.
Гетто у нас не было, мы жили среди обычных людей, которые всё больше и больше убеждались в том, что христиане не от мiра сего, и что они не хотят воспитывать своих детей так, чтобы их них получались монахи.
Ну, таковы реалии России, разве кто-то станет спорить с этим? Нет.
Так вот. Если ребёнку дома внушают, что он должен проявлять послушание, то многочисленные друзья и представительницы компетентных органов растолкуют чаду, что над ним совершается психологическое насилие, и что папа у ребёнка вообще такой-сякой.
И наступает фиаско.
Потому что невозможно в Содоме защититься неким традиционализмом. Уберечь душу можно не внешними формами традиционализмов, а исключительно внутренним стержнем. Тем, который созидается Духом Святым. Не будет этого стержня, не будет искренней веры – и дети наши возненавидят этот самый "традиционализм" - посты и "Домострои".
Что делать.
Однажды, будучи уже отцом семейства и вполне как бы воцерковлённым человеком, я смотрел фильм "Доживём до понедельника" и внутренне негодовал, когда главный герой говорил о том, что мы должны детям каждый день доказывать свою правоту, убеждать их своим собственным примером и т.д. Ну, читатель помнит эти слова, сказанные героем Вячеслава Тихонова.
Так вот, очень хорошо помню, как я возмущён был. Вместо того, чтобы говорить про послушание, начинали разводить либеральничание.
Только спустя много лет и пережив много скорбей, я понял, что это никакое не либеральничание. Что когда мы начинаем что-то вещать детям, то на нас смотрят и ангелы, и бесы. И это значит, что вся наша ложь, даже прикрытая фиговыми листочками "традиционализмов" - вся она на виду, и она не спасёт.
Спасёт только очищенная Духом святым искренность и честность.
И это мы должны демонстрировать каждый Божий день. Пока не окончим свой путь».
Помощник главного редактора «Русской народной линии», отец четырёх сыновей Алексей Мыселев, размышляя о поднятой проблеме, согласился с Павлом: «Да, искренность и честность с детьми - залог взаимопонимания. Годы родительсткого опыта приносят свои плоды познания воспитания – искусства из искусств. В этом искусстве вступает в силу тайна взаимодействия родителей и детских сердец. Нужна Любовь с рассуждением. Без Божией помощи, церковных и домашних молитв никуда.
Мне кажется, что чем старше ребенок, тем больше нужно разговаривать (если есть желание у отпрыска) по душам, стараться вместе о чём-то размышлять, вместе проводить время, чтобы ребенок чувствовал поддержку, заботу, сопричастность к семейным традициям. Как писал Фёдор Михайлович Достоевский: "...а вот какое-нибудь этакое воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, может быть самое лучшее воспитание и есть".
И, на мой взгляд, нужна последовательность, чего мне порой не хватает. Нужно обозначать чёткие границы и правила. Иначе ребёнок будет интуитивно пытаться нащупать границы дозволенного, что можно, а что нельзя, при этом ведя себя, мягко говоря, не по-ангельски.
А что касается телесного наказания… Может быть, кому-то и полезно порой взбодриться. Но я всё-таки не сторонник сего метода.
Желаю всем родителям Божией помощи в родительском служении.