Как мы воспитываем детей?

Исследование ВЦИОМ о воспитании и наказании

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Семья 
0
5
Время на чтение 8 минут
Фото: Фёдор Решетников

Аналитический центр ВЦИОМ представил результаты опроса россиян о наказании детей.

«Л.Н.Толстой считал, что "Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам". Но всегда ли цель оправдывает средства? Хотя больше половины россиян указывают, что их в детстве воспитывали через наставления и нравоучения, физические наказания оказались довольно распространены. Каждый четвертый сталкивался с ремнем, столько же — с другими телесными наказаниями. Треть россиян могут также поделиться воспоминаниями "из угла". Меры ограничительного характера (лишение ТВ, прогулок, карманных денег) встречаются в ответах реже. Иными словами, физическое воздействие было социально допустимым и применялось не как крайняя, а как стандартная мера. Это соответствует распространенной в XX веке педагогике "жёсткой руки" и авторитарной модели семьи: тогда считалось приемлемым "поставить ребенка на место" физически», - отмечается в пресс-релизе исследования.

«Подход к воспитанию в родительских семьях россиян явно не был равногендерным: современным российским мужчинам в детстве довелось гораздо чаще стоять в углу, чаще получать ремня и испытывать другие телесные наказания, а также чаще лишаться радостей детства в виде игровой приставки, просмотра ТВ, прогулок или карманных денег. Единственное, что к ним применяли реже, — разговоры, их чаще вели с девочками.

Такой гендерный разрыв в воспитании сыновей и дочерей подкрепляет традиционную модель, где мальчику "не положено" быть уязвимым ("мальчики не плачут!"), а вместо разговоров мальчиков нужно "закалять" через дисциплину, жёсткие методы. Девочка, напротив, должна быть социально адаптивной, чувствительной, отсюда больший акцент на разговор, внушение и более редкое применение мер физического воздействия. В долгосрочной перспективе это приводит к воспроизводству и укоренению ролевых гендерных моделей — мужской эмоциональной закрытости и женской моральной нагрузки», - пояснили социологи.

«Ответы россиян из разных поколений подтверждают, что силовые методы воспитания оставались популярными долгое время. Постановка в угол, наказание ремнем и другие телесные наказания — эти способы "посеять зерна разума" зумеры и миллениалы испытывали на себе так же часто, как старшие миллениалы и реформенное поколение, и даже чаще, чем поколения застоя и оттепели. При этом воспитание постепенно становилось более регулирующим (через лишение гаджетов, ТВ), чему способствовала активная цифровизация. Можно сказать, гаджеты стали новой формой родительской власти.

По-видимому, пик авторитарной модели воспитания с физическим наказанием, характерной для позднесоветской эпохи, пришелся на старших миллениалов и реформенное поколение: их ставили в угол и били ремнем чаще других. Наиболее мягкое воспитание (по воспоминаниям опрошенных) пришлось на старшие поколения, но и воспитательные беседы с ними велись реже. Также это может отражать либо непризнание насилия как "воспитания", либо забывание, вытеснение», - отмечается в исследовании ВЦИОМ.

«Современные родители предпочитают верить в силу слова и, по собственному признанию, опираются в воспитании преимущественно на разговоры, - отметили социологи. - Второе место занимает лишение ТВ, гаджетов (в родительских семьях россиян вторым после разговоров был ремень). Физические наказания стали "мягче", они сегодня встречаются реже и выбор чаще отдается шлепкам, подзатыльникам, а не ремню. Образ "родитель как моральный авторитет" вытесняет образ "родитель как каратель", воспитание становится более эмпатийным. Тем не менее, современным детям всё ещё приходится "получать". Например, в реформенном поколении каждый девятый родитель бил детей ремнем, каждый седьмой применял другие телесные наказания. А среди родителей-миллениалов каждый четвертый-пятый ставит детей в угол».

«Опыт собственного детства остается важным фактором воспроизводства методов воспитания, в том числе негуманных. У тех, кто подвергался физическим наказаниям, сохраняется склонность воспроизводить подобные практики на собственных детях (даже в теории), внутрисемейные модели воспитания оказываются устойчивыми. Такое воспроизводство не всегда сознательный выбор, а чаще следствие недостатка педагогических знаний или восприятия применявшегося к себе наказания как нормы», - заключили авторы исследования.

Эксперт ВЦИОМ Татьяна Смак, анализируя итоги исследования, отметила, что «свежий опрос ВЦИОМ позволяет выделить три тренда в воспитании детей в современной России. Во-первых, несмотря на все препятствия, продолжается переход от авторитарной модели воспитания к эмпатийной. Это следствие малодетности, массового просвещения в области возрастной психологии и популяризации идей гуманистической педагогики (для которой ребёнок – не просто объект дисциплины, а личность).

Во-вторых, сохраняются гендерные разрывы в воспитании: мальчиков в России по-прежнему воспитывают более жёстко, представления о том, что "мужик должен быть сильным", а "девочку надо любить и баловать больше", никуда не делись.

В-третьих, родительские практики уверенно адаптируются к процессам цифровизации общества. Гаджеты стали "ремнем" ХХI века, новым инструментом контроля. Для детей гаджеты сегодня – это не только досуг, игра, это и социализация, и общение, и информация, и пространство его идентичности, где он получает одобрение, находит единомышленников (аналог "прогулки во дворе" во времена детства нынешних родителей)».

В свою очередь заместитель председателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства многодетный отец Виталий Валентинович Милонов отметил в интервью ТАСС, что каждый родитель должен сам принимать решение о методах воспитания своего ребенка, исходя из характера, темперамента и интеллекта.

«Конечно, жестоко лупить по попе детей уже давно неправильно и непедагогично. Но и устраивать тотальный либерализм тоже опасно - дети ввиду своей природы быстро могут сесть на голову и превратиться в неуправляемых домашних террористов», - сказал парламентарий, отвечая на вопрос, какие методы наказания детей сейчас являются допустимыми.

По словам Виталия Милонова, каждый родитель должен сам принимать решение о методах воспитания своего ребенка, исходя из характера, темперамента и интеллекта. «Главное, чтобы весь процесс воспитания был наполнен правильными ценностями и жизненными ориентирами, а не пластиковыми симулякрами», - подчеркнул депутат.

Помощник главного редактора, отец десяти детей Павел Вячеславович Тихомиров, анализируя итоги опроса, отметил: «Тема очень важная. Особенно для нас – инвалидов неофитства. Когда большевизм уничтожал Церковь, выкорчёвывая всё подчистую, то Церковь Русская была прибежищем "белых платочков". Они же её и спасли. Они и Новомученики, уморенные строителям "светлого будущего". Но сейчас разговор не об этом.

Когда мы пришли в Церковь тридцать лет назад (+/-), то столкнулись с тем, что никакой традиции в России не осталось. В Сербии традиция была, в Румынии была, даже на Украине была, по крайней мере – в центральных и западных областях.

И вот дух стал творить формы.

Это могли быть формы, внешне напоминающие нечто в духе "Дней Турбиных" или "Лета Господня"; это могли быть формы в духе наивного, но искреннего славянофильства с его культом допетровской Руси; это могли быть формы некоего "апостольского христианства", разновидности реконструкции почти что толкиеновской, тем, что нами воспринималось тогда в качестве "традиционализма".

И ладно бы мы сами переболели всем этим и постепенно вошли бы в трезвое постнеофитское состояние, когда многое становится ясно и без косплеинга. Без костюмированных игр.

Но жертвами нашего неофитства стали наши дети.

Мы восприняли некую корпоративную норму антимiрского образа мысли и образа действия, одним из элементов которой было нетворческое восприятие "Домостроя".

Муж сказал – чадо должно повиноваться. И всё.

И ладно бы мы жили в гетто, где вокруг были бы точно такие же православные люди, пусть чудаковатые, но, тем не менее, относительно одинаково относящиеся ко многим вещам внешнего порядка.

Гетто у нас не было, мы жили среди обычных людей, которые всё больше и больше убеждались в том, что христиане не от мiра сего, и что они не хотят воспитывать своих детей так, чтобы их них получались монахи.

Ну, таковы реалии России, разве кто-то станет спорить с этим? Нет.

Так вот. Если ребёнку дома внушают, что он должен проявлять послушание, то многочисленные друзья и представительницы компетентных органов растолкуют чаду, что над ним совершается психологическое насилие, и что папа у ребёнка вообще такой-сякой.

И наступает фиаско.

Потому что невозможно в Содоме защититься неким традиционализмом. Уберечь душу можно не внешними формами традиционализмов, а исключительно внутренним стержнем. Тем, который созидается Духом Святым. Не будет этого стержня, не будет искренней веры – и дети наши возненавидят этот самый "традиционализм" - посты и "Домострои".

Что делать.

Однажды, будучи уже отцом семейства и вполне как бы воцерковлённым человеком, я смотрел фильм "Доживём до понедельника" и внутренне негодовал, когда главный герой говорил о том, что мы должны детям каждый день доказывать свою правоту, убеждать их своим собственным примером и т.д. Ну, читатель помнит эти слова, сказанные героем Вячеслава Тихонова.

Так вот, очень хорошо помню, как я возмущён был. Вместо того, чтобы говорить про послушание, начинали разводить либеральничание.

Только спустя много лет и пережив много скорбей, я понял, что это никакое не либеральничание. Что когда мы начинаем что-то вещать детям, то на нас смотрят и ангелы, и бесы. И это значит, что вся наша ложь, даже прикрытая фиговыми листочками "традиционализмов" - вся она на виду, и она не спасёт.

Спасёт только очищенная Духом святым искренность и честность.

И это мы должны демонстрировать каждый Божий день. Пока не окончим свой путь».

Помощник главного редактора «Русской народной линии», отец четырёх сыновей Алексей Мыселев, размышляя о поднятой проблеме, согласился с Павлом: «Да, искренность и честность с детьми - залог взаимопонимания. Годы родительсткого опыта приносят свои плоды познания воспитания – искусства из искусств. В этом искусстве вступает в силу тайна взаимодействия родителей и детских сердец. Нужна Любовь с рассуждением. Без Божией помощи, церковных и домашних молитв никуда.

Мне кажется, что чем старше ребенок, тем больше нужно разговаривать (если есть желание у отпрыска) по душам, стараться вместе о чём-то размышлять, вместе проводить время, чтобы ребенок чувствовал поддержку, заботу, сопричастность к семейным традициям. Как писал Фёдор Михайлович Достоевский: "...а вот какое-нибудь этакое воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, может быть самое лучшее воспитание и есть".

И, на мой взгляд, нужна последовательность, чего мне порой не хватает. Нужно обозначать чёткие границы и правила. Иначе ребёнок будет интуитивно пытаться нащупать границы дозволенного, что можно, а что нельзя, при этом ведя себя, мягко говоря, не по-ангельски.

А что касается телесного наказания… Может быть, кому-то и полезно порой взбодриться. Но я всё-таки не сторонник сего метода.

Желаю всем родителям Божией помощи в родительском служении.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Десять лет назад убили Мозгового
Обезличивание и дезинтеграция русского народа
23.05.2025
Религиозность вне Церкви заканчивается сатанизмом
Как это начиналось в Америке 1980-х
22.05.2025
Не пропаганда, а проповедь
В Новозыбкове прошли очередные «Долгоруковские чтения»
21.05.2025
О подвиге брига «Меркурий» должен знать каждый русский
Некоторые детали славной победы
19.05.2025
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Алексей Павлович Мыселев
«Бег – самый популярный вид спорта»
ВЦИОМ: спорт становится нормой жизни для граждан России
14.04.2025
Победа России – в служении Богу и Правде Его
Выступление на пленарном заседании XII Международной конференции «Калязинские чтения»
22.02.2025
Сотруднику РНЛ Павлу Тихомирову – 55 лет!
Коллеги и друзья поздравляют Павла Вячеславовича
08.02.2025
Пойдут ли наши дети по нашему пути?
Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о том, почему дети из многодетных семей не хотят сами становиться многодетными
08.02.2024
Все статьи Алексей Павлович Мыселев
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Само по себе это и Божие чудо, и великий знак»
Особая миссия возложена на Русскую Церковь и Россию
29.05.2025
Незнакомая знакомая русская литература.
29. Ф. И. Тютчев. Поэт и политик
29.05.2025
Скальпы абортированных младенцев пересаживали
мышам. Признание учёного из США
29.05.2025
Все статьи темы
Семья
«Нужна более жёсткая политика»
В Госдуме обсудят увеличение штрафов за мат
28.05.2025
Это страшная катастрофа!
О зловещей идее искусственного делания детей
28.05.2025
«Мы всех должны воспитывать благородству»
О предложении возродить в России Институт благородных девиц
27.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
29.05.2025 15:38
Только полная и безоговорочная Победа!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.05.2025 15:09
Размышление о феномене Ельцина
Новый комментарий от Александр Волков
29.05.2025 14:25
«Германия ставит на войну»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.05.2025 13:01
Кипрский Пафос в авангарде борьбы против униатства и экуменизма
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.05.2025 12:46
Привлечь к ответственности за миграционную политику!
Новый комментарий от Владимир С.М.
29.05.2025 12:18
Дональд Трамп как нациестроитель
Новый комментарий от Русский танкист
29.05.2025 03:19