Чрезвычайное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшееся 7 июня, до сих привлекает внимание православной общественности какой-то загадочностью своих решений.
Наблюдателю бросается в глаза уже сам факт того, что заседание Св.Синода было собрано в пожарном порядке, практически через неделю после завершившихся совсем недавно очередного и внеочередного заседаний Синода.
Напомним, что 27 мая состоялось очередное заседание Священного Синода, на котором традиционно были рассмотрены все рутинные вопросы церковной жизни. В этот же день (не то специально, не то случайно) в Киеве проходило собрание Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которое плавно перешло в Архиерейский, а затем и Поместный собор УПЦ МП, принявший ожидаемо-неожиданное противоречивое решение. Вроде бы как было объявлено о провозглашении автокефалии, а вроде как никто об автокефалии Москву не просит. Не просит УПЦ об автокефалии и Константинополь, – а больше неоткуда получить автокефалию, которая, при этом, вроде как провозглашена. Словом, загадка…
29 мая, в воскресенье, состоялось внеочередное заседание Священного Синода, посвящённое одному-единственному вопросу – итогам состоявшегося 27 мая в Киеве собора УПЦ. Было принято решение, что нужно будет изучить изменения, которые хотят внести в Устав УПЦ, что УПЦ нужно действовать в каноническом поле, т.е. обращаться с вопросом об изменениях Устава к Матери-Церкви – РПЦ. Выражено беспокойство отказом от поминания Патриарха Московского за богослужением в храмах УПЦ. Заметно, что решение Синода выдержано во взвешенных тонах, оно сохраняло пространство для дальнейшего диалога с УПЦ МП.
Но вот проходит неделя. 7 июня Св. Синод созывается снова и на нём принимаются совсем другие по тону решения.
На заседании 7 июня принято пять журналов. Один из них (журнал 57-й) – рутинный, но характерный в свете дальнейшего: о поездке председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в Венгрию, где он встретился с католическим кардиналом, с премьер-министром Венгрии, которого благодарил за позицию Венгрии по исключению Патриарха Кирилла из санкционного списка Евросоюза, и архиереем Сербской Церкви. Синодалы, что примечательно, поблагодарили премьера Венгрии, а митрополита Илариона – нет. Это уже предвещало бурю.
Еще одно решение (журнал 60-й) касалось стороннего для главной темы вопроса, но тоже загадочного. Было принято решение возродить существовавшую до 1918 года должность протопресвитера военного и морского духовенства. На эту должность был назначен иерей Олег Овчаров, который будет ее исполнять на срок исполнения им обязанностей председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. В чём загадка? В том, что эту идею, насколько нам известно, активно продвигал бывший главный военный капеллан РПЦ епископ Савватий (Загребельный), который решением Св. Синода 27 мая был уволен от должности главы Синодального отдела и направлен на кафедру в далёкую Киргизию. Получается, он идею обосновал и продвинул, но назначили другого… Впрочем, возможно такое решение связано не только с аппаратными ошибками, как говорят, владыки Савватия, но и с тем, что епископ не может быть протопресвитером.
Три остальных решения Св. Синода связаны с Украиной.
Принято более жёсткое по тональности решение по Киевскому собору (журнал 58-й), в котором помимо призыва к сугубой молитве и выражения сочувствия к собратьям из УПЦ МП, подвергающимся беспрецедентному давлению, звучат уже предупреждения и призывы к соблюдению канонов. Синодалы выразили поддержку тем архиереям, священнослужителям, монашествующим и мирянам УПЦ, которые не принимают решения Киевского собора и борются за соблюдение канонического строя Церкви. Акцент уже иной. В решении Синода также подчеркнуто, что самочинные действия по изменению статуса УПЦ МП могут привести к появлению уже в ней нового раскола.
Такая позиция нашла поддержку у многих ревнителей церковного единства на Украине. Так к нам в редакцию поступила телеграмма на имя «Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Великия, Малыя, Белыя и иных северных стран) Кирилла» от известного церковного деятеля из Киева председателя Всеукраинского Братства Архистратига Божьего Михаила Валентина Лукияника. В телеграмме выражается поддержка решениям Св.Синода: «Полагаю своим христианским долгом выразить благодарность Св. Синоду РПЦ за принятые четкие канонические решения по разбойному сборищу т.н. УПЦ от 27 мая сего года. Православие, каноническую православную Церковь и на Украине не одолеют врата ада. Изменой, трусостью и обманом не защищают веру и свои жизни. Единство полноты Русской Православной Церкви аксиома, а не предмет «размышления». Прибави им зла, прибави им зла славным земли. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».
На заседании Св. Синода принято также решение об изъятии из ведения УПЦ МП крымских епархий (журнал 59-й). С одной стороны, это – логичное решение, привязывающее границы церковной юрисдикции к границам государственным, Крым в церковном отношении вернулся в РПЦ напрямую. Однако, с другой стороны, в нынешних условиях это решение, очевидно, приведёт к росту конфронтации с УПЦ, а также лишит Московскую Патриархию рычагов влияния на ситуацию в УПЦ МП (хотя и небольших рычагов, но все-таки при отсутствии иных и этими разбрасываться не стоило бы). Находясь формально в составе УПЦ МП, крымские епархии могли бы влиять на ситуацию в Украинской Церкви, выражая своё несогласие с какими-то решениями, поддерживая тех сторонников канонического строя, которые есть внутри УПЦ. Поэтому возникает сомнение в своевременности принятого решения, которое, самое главное, в нынешних условиях вызовет только рост напряжённости и отчуждения УПЦ от Московского Патриархата.
Ну и «вишенка на тортике» – жёсткая отставка митрополита Илариона со всех постов в Московской Патриархии и направление его, по сути, в ссылку в Венгрию. Здесь всё показательно и символично.
Во-первых, митрополита Илариона назначили на мизерную и финансово несостоятельную Будапештскую и Венгерскую кафедру, которая была в последнее время закреплена «в качестве нагрузки» за митрополитом Рязанском Марком. Синод снял эту обузу с митрополита Марка и назначил туда митрополита Илариона, не дав ему никакой другой должности, которая позволяла бы ему безбедно существовать.
Во-вторых, митрополит Иларион уже занимал Венгерскую кафедру в начале своей архиерейской карьеры в 2003-2009 годах. То есть его нарочито вернули «в первобытное состояние». Правда, тогда кафедра была побольше и побогаче, включала в себя Австрию, и носил владыка титул епископа Венского и Австрийского только временно управлявшего приходами Будапештской епархии и оставался при этом в должности Представителя РПЦ при европейских международных организациях в Брюсселе. Теперь – только митрополит Будапештский и Венгерский. Словом, это – очевидная ссылка и наказание.
В-третьих, в документах Св.Синода при переводе на другую должность принято благодарить «за понесённые труды», митрополит Иларион уволен без слов благодарности. Словом, 13 лет трудился во вред Церкви. Жёстко!
Таким образом, тут кроется какая-то загадка. За что же наказали митрополита Илариона и почему так жёстко наказали?
Сам митрополит Иларион объясняет причины своей отставки лапидарно и туманно, говоря о некоей высокой целесообразности и крутом повороте, в который он не вписался. Хотя в его словах слышна обида: «Многие меня спрашивают в эти дни – почему, за что? <...> [Мне] было сказано только то, что этого требует нынешняя общественно-политическая ситуация. Можете считать, что дорога сделала очень крутой поворот, я в него не вписался и оказался на обочине. Но это лучше, чем если бы я съехал в кювет, машина бы моя перевернулась и взорвалась». Сильный образ, особенно с перевернутой и взорвавшейся машиной. Впрочем, время военное.
Первое, что напрашивается – митрополита Илариона уволили за провал на Украине. Конечно, провал церковной политики на Украине очевиден. Но почему же крайним сделали только митрополита Илариона? Виноват-то не только он. Да и если дело было бы в провале на Украине, могли бы снять только с поста главы ОВЦС, поставив Экзархом Западной Европы, а не архиереем нищей Венгерской кафедры, оставив во главе аспирантуры и на прочих должностях. Явно дело не только в Украине.
Говорят, что митрополит Иларион пострадал из-за того, что был сторонником признания автокефалии Македонской Церкви. И вот Священноначалие Сербской Церкви пошло по этому пути, а получивший автокефалию от Матери-Церкви архиепископ Охридский и Македонский Стефан после этого обратился за получением томоса еще и к Константинопольскому патриарху Варфоломею. А это, мол, было болезненно воспринято в Москве, особенно как возможный путь для УПЦ.
Однако, вряд ли влияние митрополита Илариона на Священноначалие Сербской Церкви столь велико, что там приняли решение, руководствуясь только его советами.
Говорят, что митрополит Иларион пострадал за какую-то двойную игру, которую он вёл через архимандрита Кирилла (Говоруна), которого не давал отправить в запрет, а именно Говорун был главным мотором украинской автокефалии. В связи с этим даже поползли слухи, что ФСБ проверяет ОВЦС…
Возможно, митрополит Иларион и «крышевал» Говоруна, который как раз после его отставки заявил о своём переходе в Константинопольский патриархат, но вряд ли тут надо видеть какую-то шпионскую деятельность. По крайней мере, вряд ли глава церковной дипломатии оставался все эти годы вне контроля наших спецслужб и мог вести какую-то деятельность, противоречащую интересам государства.
Словом, до конца не понятны причины столь жёсткого решения Св.Синода в отношении митрополита Илариона. Это заставляет предполагать, что митрополит Иларион либо был замешан в какой-то очень серьёзной аппаратной интриге, либо он окончательно лишился поддержки где-то наверху в государственных структурах.
Отставка митрополита Илариона вызвала какой-то просто шквал радости в православно-патриотическом секторе нашей общественности, зазвучали речи о новой эпохе, об обновлении церковной политики, об отказе от экуменизма и т.п. Мы много раз критиковали филокатолическую политику митрополита Илариона, владыка никогда не был нашим «героем». Тем не менее, разделить радость по случаю его отставки наших коллег мы не торопимся. Просто потому, что на место митрополита Илариона назначен не какой-нибудь архиерей-консерватор, а такой же приверженец филокатолицизма и экуменизма митрополит Антоний (Севрюк). Только владыка Антоний не имеет того опыта и того кругозора, которым обладает, несомненно, митрополит Иларион.
Единственный плюс нового назначения видится в том, что митрополит Антоний является бывшим личным секретарём Святейшего патриарха Кирилла, лично близок к Патриарху, и таким образом единоначалие в управлении Церковью у нас укрепляется.
Но загадки остаются…
Редакция Русской народной линии
36. Ответ на 34, Александр Волков:
35. Ответ на 18, Потомок подданных Императора Николая II:
Можно узнать подробности о клятве Гитлеру Солоневича, находившегося, к слову, под надзором гестапо, как неблагонадёжном иностранце?
34. «Какое небо голубое – мы не сторонники разбоя… » (из песни "к" фильму о приключениях Буратино?)
Вообщем… «все» вписывается в «контекст» слов митрополита Илариона о… «Вот – новый поворот, и мотор ревет, что он нам несет…»? Теперь-то разве непонятно, что именно?
PS
«Кергуду бамбарбиа! Шутка!»
И никакой ЗАГАДКИ?
33. Ответ на 32, наталья чистякова:
32. Ответ на 25, Советский недобиток:
31.
30. жёстко наказан?
29. Ответ на 27, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Ваш бред читать я не намерен. Кто Вы? Представтесь: Ф, И, О., год рождения, национальность, образование, место работы.)))...Помнится Вы тут на форуме одного своего собрата священника так же осадили-озадачили своими обезоруживающими вопросами в лоб в стиле " ты кто по жизни?", да и не его одного. Чем то это мнн напоминает стиль Жириновского)).. В принципе это у Вас срабатывает и неплохо получается, чтобы уйти от темы. Мог бы и не отвечать - общение в таком стиле не предполагает конструктива. Тем более сам факт ответ на такие вопросы уже предполагает согласие на подчинение спрашивающему и признание его власти. Но я не у Вас на исповеди и не на допросе и не на партсобрании по поводу моего морального облика. Но если так уж любопытно - я человек простой, мирянин, есть семья, дети, не тунеядец, работаю, зарабатываю на жизнь своим трудом, стараюсь жить по совести. Мои фио, место работы Вам ничего в теме о месте Царя Помазанника Божия в Церкви не скажут. Тем более, что мой "бред" Вы читать не собираетесь. К Вашей "пастве" себя не отношу, не утруждайте себя ответом...
28. Ответ на 23, Русский Иван:
27. Ответ на 24, р.Б.Алексий:
Вы бы, р. д., со своим бредом, обратились лично к патриарху Кириллу. Вас бы быстро поставили на место.
См.: https://www.pravenc.ru/text/165053.html.
Как вы надоели, тупицы.)))...однако... 1. Насчет бреда . Непонятно, что Вы считаете бредом, однако учитывая Ваш "боевой" настрой это неудивительно. Если Вы считаете бредом Законы Российской Империи или с ними не согласны- Вы ставите себя в ряды борцов с "гнетом царизьма" и, соответственно, кто из нас "р.д." это еще вопрос. Если Вы считаете бредом взгляды протестантов на священническую иерархию - вопрос к протестантам. Если Вы считаете бредом аналогию данных протестантских взглядов с Вашими на место Царя Помазанника Божия, который в данный конкретный момент времени один на земле - т.к. это не любой православный царь, которых может быть много, на место Царя Помазанника Божия в Церкви - то непонятно, а что здесь бредового. Аналогия прямая и вполне уместная. По крайней мере ряд православных профессоров-богословов, канонистов дореволюционных именно так и считали, что Царь глава земной Церкви в совершенно определенном смысле и с совершенно определенными оговорками. Это должно быть понятно всем непредубежденным верующим, каа понятно и то почему сейчас этот вопрос не обсуждается публично . Это отмечено и в Вашей ссылке и кстати приводитсч в пример взгляды протоиерея Валентина ( Асмуса). Они тоже по Вашему бред? Если кто-то считает это бредом -его проблемы и его личное мнение, расходящееся с мнениями многих святых. Например, святителя Димитрия Ростовского. 2. Насчет обращения к патрирху Кириллу. Действительно, бред - не понятно, с чем обращаться то? Если только по поводу Вашего личного стиля общения с теми, кто не оазделяет Ваши специфические, ну скажем так, взгляды. 3. Насчет быстрой постановки на место - вот Царь, по пророчествам, и поставит всех на место. Прежде в всего в Церкви нааедет порядок, причем, наверное, действительно быстро и причем Царь из Романовых, которых Вы не принимаете и хулите. 4. Насчет тупицы - да, грешен, простите.
Ваш бред читать я не намерен. Кто Вы? Представтесь: Ф, И, О., год рождения, национальность, образование, место работы.