Начнем с нескольких тезисов, которые на языке математики правильнее называть аксиомами.
Тезис первый: идеология не разрабатывается и не придумывается, она складывается в веках. Её можно только сформулировать (с тем или иным успехом).
Идеология – это мировоззрение народа, система его ценностей. Причем – это не набор концепций или идей, это именно система взаимно обусловленных ценностей, сложившихся в результате формирования народа. Если есть народ, то у него единая система ценностей, если нет единой системы – нет и единого народа (конечно же, очень условное утверждение, дабы не углубляться в пассионарную теорию этногенеза Л.Н. Гумилева). Любая система ценностей имеет основанием метафизические, трансцендентные истины, иначе говоря, исповедание того или иного религиозного учения – веру. Различия же в мировоззрении людей одного вероисповедания имеют корни в разном понимании и разной глубине принятия веры. Эти, религиозно воспринимаемые истины, формируют цели развития государств, находятся над сводом государственных законов и являются основой для их принятия. Даже если эта система ценностей ущербная и основана, например, на вере в превосходстве одной нации над другими (национализм).
Часто приходится слышать об уникальной, исторически сложившейся, наднациональности Русского Мiра, благодаря которой, многие народы комфортно в нем уживаются. Действительно, именно это качество является основой построения нашей уникальной государственности. Что называется, «на том стоим»! Но наднациональность эта, появилась и существует не сама собой, она стоит на глубоком религиозном понимании русского человека важнейшей особенности Христианства. Особенности, которой христианство отличается от других конфессий. Особенности, которой не все христианские народы предают такое же значение какое предают русские. Эта особенность заключается в ответе на вопрос «кто твой ближний?» – единоверец, соплеменник или единомышленник? Или вообще любой – человек иной веры, иной национальности, иных убеждений? Ответ на него находится в притче о милосердном Самарянине (Лк. 10: 30–37). Ясность понимания и глубина принятия этого ответа, всегда отличала русскую традицию от любой другой. Не замечающие этой основы в нашей наднациональности и считающие, что, однажды сложившись, она всегда будет воспроизводится сама собой – ошибаются. Это опять строительство христианства без Христа. Мы это уже проходили: советская идеология, по сути, была декалогом без мотивирующей части – 6-ю последними заповедями без первых 4-х (Исх. 20,2–17). Она изначально была обречена рухнуть на 3-4 поколении, вместе с уходом большинства носителей мотивационной части. И она рухнула. Построение ущербных идеологических конструкций – «домов на песке» - это игры поврежденного человеческого разума. У нас нет больше права на эти эксперименты. Мы должны вернуться к тысячелетним чаяниям и устремлениям (целям) нашего народа.
Есть меткое выражение: «кому не за что умирать, тому незачем и жить». Наши предки это формулировали просто и понятно. Вначале это было «За Святую Русь» (= «За Веру и Отечество»), позже, когда наш первый Помазанник построил наше первое государство – «За Веру, Царя и Отечество». И нам необходимо максимально полно, ясно и точно сформулировать нашу идеологию – она же система ценностей, она же средство к достижению цели. Цель, наверное, можно назвать национальной идей. Ложная цель и повреждение системы ценностей – это опять путь к катастрофе. Как выразился один эксперт: «самое опасное – это фейковые цели».
Тезис второй: в вопросах выбора цели правильный вариант всегда один.
Тезис третий: Повреждение системы ценностей неминуемо ведут к крушению всей системы. Как в любом другом механизме - время до крушения прямо пропорционально серьезности повреждений. Повреждения необходимо исправлять, начиная с признания повреждений таковыми и далее собственно исправления их делом.
Тезис четвертый: повреждение системы ценностей государствообразующего народа, ведет к крушению государства.
Тезис пятый: государственной идеологией может быть только идеология государствообразующего народа.
Объявление цели и указание средств к её достижению носят догматический характер и потому в обоих этих вопросах необходимо категорически отказаться от обтекаемости и многозначности формулировок. И это нужно было уже «вчера», и потому нам не менее категорично нужно отказаться от пошлых утверждений, де: «народ не готов». Не стоит недооценивать людей, и что важнее – помощь Божию. Жажду этой Правды мы от своих предков в наследство получили. Правда эта Божия, и она всегда одна, всё остальное в той или иной степени приближено или отдалено от неё: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Нет у нашего народа ни иного Пути, ни иной Истины, ни иной Жизни. Даже если кто-то этого прямо не осознает. И уж коль скоро мы в конституции вернулись к Богу, нужно делать следующие шаги. И Господь сам решит, «готов народ» или нет.
Кто мы? Были ли в нашей истории удачные попытки сформулировать нашу систему ценностей - идеологию? Известно по крайней мере две определяющих нашу систему ценностей (идеологию) формулы. Обе формулы, реципированы – т.е. приняты «за свои» нашим народом:
– «Москва-Третий Рим»;
– «Православие – Самодержавие – Народность»;
Что значит «вся христианские Царства приидаша в конец и снидошася в едино Царство: два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти»? В качестве ответа предложу цитату:
«Богу угодно вверять сохранение истин Откровения, необходимых для спасения людей, отдельным народам и царствам, избранным Им Самим по неведомым человеческому разуму причинам. В ветхозаветные времена такое служение было вверено Израилю. В новозаветной истории оно последовательно вверялось трем царствам. Первоначально служение принял Рим – столица мира времен первохристианства. Отпав в ересь латинства, он был отстранен от служения, преемственно дарованного православному Константинополю – "второму Риму" средних веков. Покусившись из-за корыстных политических расчетов на чистоту хранимой веры, согласившись на унию с еретиками-католиками (на Флорентийском соборе 1439 года), Византия утратила дар служения, перешедший к "третьему Риму" последних времен – к Москве, столице Русского Православного царства. Русскому народу определено хранить истины православия "до скончания века" – второго и славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. В этом смысл его существования, этому должны быть подчинены все его устремления и силы.
Принятое на себя русским народом служение требует соответственной организации Церкви, общества и государства. Богоучрежденной формой существования православного народа является самодержавие. Царь – Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем служения. Евангелие есть "конституция" самодержавия. Православный царь – олицетворение богоизбранности и богоносности всего народа, его молитвенный председатель и ангел-хранитель» (митрополит Иоанн Снычёв «Самодержавие Духа»).
Итак, формула «Москва Третий Рим» – это избрание Богом «до скончания века» русского народа на особое служение, при особенной организации Церкви, общества и государства – особенном Самодержавии.
Как мы видим, владыка Иоанн в раскрытии смысла первой формулы фактически пришел ко второй. Предлагаю подробнее рассмотреть эти наши особенности организации Церкви, общества и государства.
Почему «Православие»? Наше общество и государство изначально состоялись как православные, поэтому нет ничего удивительного, что за принцип построения общества взяты принципы устроения Церкви: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Двое или трое и Христос - это церковный минимум, это уже Церковь. В частности – семьи, в которых «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (1Кор. 11:3) именуются у нас «малыми Церквями». «Муж есть глава жены, как Христос глава Церкви» (Еф. 5:23). Такое же отношение епископа и епархии. Недаром, в случае смерти епископа, епархия становится вдовствующей. Отношение царя (императора) и царства (империи) такое же – как мужа и жены. Православному царю подчинены и светская власть и духовная. Сам православный царь подчинен Поместному Собору. Этот принцип устроения Восточной Церкви именуется цезарепапизмом. Это ровно то, о чем пишет владыка Иоанн: «Царь – Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем служения. Евангелие есть "конституция" самодержавия». Другими словами, царь властен и над государством, и над епископами. Подчинён только Богу. «Обязанности общего всем служения» поверяются полнотой Поместной Церкви – Поместным Собором.
Почему «Самодержавие»? Поскольку в самом начале мы договорились воздержаться от экспериментов, и рассматривать только то, что нашим народом реципировано в веках – отставим все виды монархий и рассматривать будем только Православное Самодержавие.
Часто приходится слышать, что первым царем был Саул, которого ветхозаветному Израилю Бог дал в наказание и поэтому теократия предпочтительнее монархии. Это не совсем так. Учитывая, что библейское обоснование монархии одно для всех трех авраамических религий, остановимся на них подробнее.
Заблуждение некоторых наших современников: Первым царем у евреев был не Саул, а пророк Моисей и это точно не было наказанием: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. И он был царь Израиля» (Втор. 33:4-5).
Ошибка Ветхозаветного Израиля: ему было прямо предписано поставить себе царя сразу по приходу в землю обетованную: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17:14-15).
Они этого не сделали и результате этой ошибки, а правильнее назвать: греха ослушания, превратили свою жизнь в хаос: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25)
Вторая ошибка: – «Они должны были ожидать царя по сердцу Бога, – "царя которого изберет Господь". – Саул был попущением, то есть, почти наказанием от Бога в отличие от Давида, который был "друг Бога". Период Судий должен был длиться до самих дней воцарения Давида. ...Но лучше было бы если бы он сразу прекратился бы при вхождении в Святую Землю. Тогда, царем из дома Иуды, могли-бы поставить человека из духовной Школы пророка Моисея и пророка Навина. Но ситуацию упустили... все бросились делить земные наделы» (прот. Олег Стеняев).
Очевидно, что при теократии – когда общество управляется непосредственно Богом через пророков – по крайней мере, пророку Моисею царская власть и титул были не нужны. Поэтому можно предположить, что это покрывало Ветхого Завета должно быть снято Новым Заветом (2 Кор. 3:14-16). Ветхий Завет, это договор Бога с только народом Израиля, в то время, когда Новый Завет – это «благая весть» уже всему мiру. Действительно, когда речь идет об управлении и пестовании одного народа, то теократия – это лучшая форма управления. Но если в государстве несколько народов – это уже может быть только царское управление. Царство, устроенное по принципу Церкви – отношения царя и царства как мужа и жены. В т.ч. и неверующей жены (1 Кор. 7:12-17).
Почему «Народность», что это такое и в чем выражается?
Точного и полного определения термина «Народность» не нашлось. Для логического завершения самой формулы, на наш взгляд, более всего подходят наши традиционные Земства – исконная и полновесная альтернатива бутафории парламентаризма.
Земства – это наши традиционные выборные органы местного самоуправления.
Земский Собор - это собрание полномочных представителей от Земств: «по повелению царя из выборных людей от всякого чина из всех городов московского государства».
Земства и Земские Соборы это с одной стороны – институт участия граждан в делах государства, с другой обратная связь Самодержца с народами Империи. Полномочные представители от Земств избирают царя на Земском Соборе.
Принцип избираемости. В нашей традиции Восточной Церкви и священническая и Царская власть избираема. Лишь после избирания священника или епископа хиротонисают. Принцип избираемости Православного Самодержца - «епископа внешних дел» - схож с избираемостью священства.
Если говорить об избираемости священства, то принцип описан в Деяниях свв. Апостолов:
«И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой […]Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам» (Деян. 1:15-26).
Принцип был неотъемлемой частью нашей Церкви до Петра I. Затем, после двух веков забвения был восстановлен Поместным Собором 1917-18г.г. Вот как о необходимости этого восстановления пишет свт. Игнатий Брянчанинов: «Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие: … 2) Уничтожение касты так называемого духовного звания, как неправильности, которая вкралась сама собою, в противность правилам Св. Апостолов. Восстановить древнейший обычай Церкви: епархия да избирает для себя архиерея, а приход иерея, диакона и причетника, свидетельствуя о их благочестии» (свт. Игнатий (Брянчанинов). О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви // О текущем моменте. 2007. № 3 (63)).
В настоящее время принцип избирания опять отвергнут, что является серьезнейшим повреждением в Церкви.
От привычных современных выборов принцип избирания отличается тем, что действие происходит в синергии с Богом – соборно. По сути: сам Господь избирает кандидата, народ подтверждает, а священноначалие узаконивает.
Главное отличие избирания священства от избирания царя, заключается в том, что избирается не столько царь, сколько царский род. В частности, таким образом избирался последний царский род Романовых. Еще раз: не 17-летний Миша Романов, а род бояр Романовых. И именно род, в христианском понимании термина, а не «династия» или «дом». Род, благочестие которого, засвидетельствовал Земский Собор. Этот род Господь пресек на Петре 2-м. Новый род должно было вновь избрать Земским Собором. Как известно, этого не произошло. И это также явилось серьёзнейшим повреждением Самодержавия, впрочем, как и дрейф в сторону конституционной монархии. Тем не менее, сам принцип можно описать так: Господь указывает на благочестивый род, Земский Собор свидетельствует о его благочестии, Церковь помазывает избранного на Царство, народ принимает каждого следующего наследника. Принимает с верой в то, что Господь продлевает этот род и наделяет каждого наследника дарами по своему Божественному промыслению (кто так не считает, того Церковь предает анафеме в 11 анафематизме в Неделю Торжества Православия). Принимает и опять подтверждает избранность: Церковь – помазанием на Царство, народ - верноподданнической присягой. В этом также прослеживается принцип брака, описанный в 24 главе книги Бытия. «Когда родители спросили девицу, пойдет ли она с этим человеком, она ответила: пойду, - мы же ясно видим, как это исполнилось в Церкви. В первом случае испрашивается воля Ревекки, во втором - взыскивается воля Церкви» (свт. Кесарий Арелатский).
Если принять во внимание все вышеописанные условия, то в формуле «Православие», «Самодержавие», «Народность» (где «Народность» – это Земства) все три её части находятся во взаимной зависимости и обуславливают друг друга. Эта модель явно имеет Божественное авторство и жизнеспособность её (часто даже с очень серьезными повреждениями), доказана в веках.
И последнее.
Есть много людей и даже священства, кому не очевидно с кем мы воюем последние 8 лет. Это странно, ведь именно в Церкви учат различать духов (1 Ин. 4:1-2). Посмотрите, хотя бы теперь, на всех этих «расписных» националистов – их ценности буквально написаны и явно изображены на их телах. За ними стоят люди с теми же идеалами, и это также никто не скрывает. Это спецслужбы западных государств, за ними «элиты» этих государств, за «элитами» – «тайные» (о которых все знают!) общества, в которых эти «элиты» «решают судьбы мiра». Все эти общества носят оккультный, сатанинский характер. Отсюда и «империя лжи». О них сказано: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Кому не очевидно, посмотрите, с какой легкостью они шли во все века и идут теперь на чудовищные преступления и не менее чудовищную ложь. Ограбление Византии, ограбление и истребление индейцев Америки, аборигенов Австралии, Африки. Ограбление Индии, опиумные войны Китая. Обман, грабеж, убийства, работорговля, наркоторговля, торговля человеческими органами – вот составляющие «успеха» их цивилизации. Если для кого-то связь между этими фактами и событиями не очевидна и теперь, посмотрите на их планы, показанные «в лицах» на церемонии открытия тоннеля Сан Готардо.
Вот и получается, что мы всегда воюем на стороне Божией правды, против сатанинской тьмы.
«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7).
По святоотеческому Преданию первых веков, «удерживающим» была Римская Империя. Теперь, Третий Рим – Россия – согласно митр. Иоанну Снычеву: «Длительное время именно русская держава являлась тем «удерживающим» (вспомним слова апостола Павла!), само существование которого не позволяло осуществиться «тайне беззакония». А четвертому Риму, как мы помним – «не быти»».
Видно действительно угодно Богу именно нашему народу вверить защиту и сохранение «истин Откровения, необходимых для спасения людей». Видно угодно Богу, чтобы все в мiре «разумели нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1Кор. 4:1,2). И если мы однажды ослабеем настолько, что не сможем понести этот Крест «удерживающего», то начнется 42-х месячный (Откр. 13:5) обратный отсчет до конца Земной истории Человечества. Вот и получается, как бы это не пафосно звучало, последние 5 веков мiр спасало государство Россия – Третий Рим - наши отцы, деды, прадеды - своей кровью и потом. Теперь пришел наш с вами черед.
P.S. Как же бывает горько видеть русских по духу людей, враждующих с собственным государством – это как муравьи разрушающие собственный муравейник, в котором только и могут жить. Таких сейчас много и в среде патриотов, но, Слава Богу, время сейчас не их, а наше.
Сергей Иванович Халин, публицист, товарищ атамана хуторского казачьего общества «Русское», Ярославская область